Урок - учебный проект 2 класс. Объем фигуры
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Казакевич Юлия Владимировна

Урок-учебный проект по математике соответствует новым стандартам начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Казакевич Юлия Владимировна

учитель начальных классов

I квалификационная категория

МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №10» г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра.

Класс: 2

Тема урока:  «Объем фигуры»

Урок - учебный проект

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, практическая работа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Время проведения: 1 академический час (40 минут)

Цели урока:

  1. познакомить с новой для детей величиной – объёмом;
  2. показать единицы измерения новой величины и их соотношение;
  3. развивать  пространственное мышление учащихся;
  4. прививать любовь к математике.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска,  комплект мерок  в 1см 3 и1 дм3 для каждого ученика, комплект единиц измерения объёма – 1 см 3, 1 дм3, 1 м 3, набор многранников. Аквариум, рыбка.

Этап урока

Цель, задачи, методы и приемы работы учителя

Деятельность учителя

Цель, задачи обучающихся

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

1)Актуализация знаний

Цель:  Проверить готовности обучающихся на работу.

Заинтересовать предстоящей работой.

Методы и приемы работы:

Устное сообщение учителя

Добрый день ребята и наши гости.

Я рада встрече с вами.              У меня для вас сюрприз.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой

Что это?

Ребята, посмотрите, у меня есть аквариум и золотая рыбка.

Рыбке тесно в маленькой банке. В магазине мне сказали, что воды должно быть не меньше 5 литров, а я не знаю, как вычислить количество воды, которое мне необходимо.

-Вы мне поможете?

-Я предлагаю вам  провести исследование, в результате которого вы мне поможете выйти из затруднительной ситуации.

-Работать будем в парах   и в группах.

Вспомним правила совместной работы

Цель: Настроиться на предстоящую работу.

Аквариум

Да

Правила…

2)Формулирование темы и цели

Цель: Создать ситуацию, при которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока.

Подвести детей к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали  цели урока.

Методы и приёмы работы:

Проблемный диалог.

Наблюдение.

Мотивация, побуждение к поиску.

1. Посмотрите на аквариум.

-Какую форму он имеет?          

2.Давайте это докажем. Работаем в группах

Возьмите в руки модель параллелепипеда.

-Покажите грани, рёбра и вершины фигуры.

3. Кто выйдет и покажет у аквариума грани, рёбра и вершины?

-Посчитайте, сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?      

-А у аквариума?

-Сколько вершин?

-А у аквариума?

-Сколько рёбер?  

-А у аквариума?

Какой вывод из проделанной работы можно сделать 

-Чем мы заполняем аквариум?      

-Назовите единицы измерения воды.

-Литр – это единица измерения какой величины?

Какой вывод из проделанной работы можно сделать?

Сформулируйте тему урока.

-Что мы должны узнать об  объём? Какие цели мы перед собой поставим?

-Полученные результаты будем фиксировать в памятке.

Цели и задачи:

Опираясь на материал, предложенный учителем, сформулировать тему и цели урока.

Прямоугольный параллелепипед

6

6

8

8

12

12

Аквариум имеет форму прямоугольного  параллелепипеда

Водой

Литры

Объем

Объём воды измеряем в литрах.

Объём фигуры (параллелепипеда)

1.Узнать единицы измерения объёма;

2.Научиться вычислять объём.

2.Изучение нового материала

Цели: Познакомить с новой величиной – объёмом;

Показать единицы измерения и их соотношение.

Методы и приемы работы: Принцип деятельности.

Наблюдение.

Показательный ответ.

Взаимопроверка.

Связь с жизнью.

Работа с учебным пособием.

1 задание.

-Сейчас мы попробуем вычислить объём фигуры.

-У вас на партах есть кубики, это мерки объема.

-Один человек из пары работает белыми  мерками (1см3)

-Другой  - с синими мерками (1 дм3)

Задание: составьте прямоугольные параллелепипеды из 3 мерок.

- Какие фигуры у вас получились?                                               

-Может мы ошиблись при подсчёте?

Какой вывод можно сделать?

2 задание

- Теперь отложите белые  мерки и возьмите в работу красные и синие.

Задание: Составьте прямоугольные параллелепипеды из 3 кубиков-мерок (1см3)

-Что у вас получилось?.

-Какой вывод можно сделать

-Почему здесь мы получили совсем другой результат?

Какой вывод можно сделать?

Цели и задачи:

При помощи мерок, одинаковых и разных размеров узнать, каким способом измерения получаются точными;

Работая в парах и группах, узнать названия фигур по их размерам;

Формулировать выводы наблюдений;

Высказывать свои предположения в паре, в группе;

Выполнять взаимопроверку  работы.

Разные

Размер фигур не совпал, потому что мерки разные. Вычислять неудобно.

Одинаковые фигуры

Объём и красной и голубой фигуры 3 мерки. Фигуры одинаковые по размеру.

Такой результат получился, потому что мерки были одинаковые.

Вычислять объём одинаковыми мерками точнее.

-Что общего у всех мерок в данном задании?

-Измерьте ребро маленького кубика. Чему он равен? 

-Обсудите в группе, как называется объём этого куба?

-Записывается см3

-Теперь измерять объём параллелепипеда будем кубическими см

Говорим так: объём фигуры 3 кубических сантиметра                                   или     3 сантиметра в кубе;    

-Измерьте ребро большого кубика. Чему он равен?    

-Как иначе можно сказать?      

-Обсудите в группе, как называется объём этого куба?

-Записывается         дм3

-Обсудите в группе, какая ещё единица объёма существует?                                                                                       

-Сейчас я вам покажу не целый кубический метр, а только его грань. Попытайтесь сами представит кубический метр.

-Сравните зрительно единицы измерения объёма:       куб см                                                                                            куб дм                                                                                           грань куб метра

-Где  мы  можем  проверить полученный вывод?

-Прочитайте. Найдите интересные сведения о дм3.        

Это прямоугольные параллелепипеды

1см

Кубический сантиметр

10 см

1дм

Кубический дециметр

Кубический метр

Правило в учебнике стр. 61.

1 дм3 = 1 литру.

3.Закрепление

1)Первичное закрепление

Цель: Обеспечить формирование  у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Методы и приемы работы:

Работа с мерками, таблицами.

Работа в парах.

Метод поощрений.

Наглядность.

Самопроверка.

Самооценка.

Принцип обратной связи.

Ваши прямоугольные  параллелепипеды превращаются в «Аквариум  достижений». На нём при помощи рыбок вы будете фиксировать свои успехи.

1 задание. Работаете в группе.

-Определитесь в группе, с какими единицами объёма вы будете работать.

-Составьте фигуру, объём которой равен  5 см в кубе;

Проверим (1):

-Если выполнили правильно, возьмете по одной рыбке.

-Подумайте, с какими мерками вы будете работать.

Составьте фигуру, объём которой равен  8 см в кубе;

Проверим (2):

Если выполнили правильно, возьмете одну рыбку.

2 задание

Перед вами фигура. Определите её объём.                 

Проверим (3):

Если выполнили правильно, возьмете одну рыбку.

Перед вами  фигура.  Определите её объём

Проверим (4):

Если выполнили правильно, возьмете одну рыбку.

Цель: Используя комплект мерок научиться составлять фигуры по заданным размерам;

Определять размер данной учителем фигуры.

6 см3

9 см3

Физкультминутка

2)Математический способ вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда.

3)Практическое применение

Цели и задачи: Обеспечить осознание каждым обучающимся степени овладения способом нахождения объема и умение применить знания в изменённых или новых условиях.

Методы и приемы работы:

Практичность теории.

Работа с учебным пособием.

Взаимопроверка.

-Перед вами фигура.

-Как она называется?

-Как быстро сосчитать, чему равен объём этой фигуры?

Давайте выведем алгоритм вычисления объёма

Для этого разберем, что мы должны знать и уметь

На доске таблица

Где мы можем проверить полученные выводы?  

Работаем на карточке - памятке

- Если три измерения обозначит буквами

a – длина,

в – ширина,

c – высота,

V – объём.

Как можно записать этот вывод в виде формулы?

Запишем в памятку.

-Впишите в рамочку единицы измерения

-Приклеить  в  справочник  дома самостоятельно.

-Формулу вычисления объёма мы вывели, теперь мы можем вычислить объём аквариума?

-Наши вычисления будем заносить в таблицу:

Измерим  и запишем размеры;

Найдем объём по формуле.

Проверим (5):

Если выполнили правильно, возьмете одну рыбку.

-Можно ли считать нашу работу законченной?

-Кто напомнит, что сказал мне продавец в магазине.

-Какое условие я должна выполнить

-Мне сказали про литры, а у нас дм3 – как быть?

-Какой вывод можно сделать?  

Запуск рыбки

Цель: Вывести алгоритм для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда;

Оформить памятку;

Учиться применять полученные знания на практике.

Прямоугольный параллелепипед

Учебник стр. 61 правило

V = (a • b) • c

6дм3

Воды должно быть не менее 5 литров.

1дм3= 1л

Получаем  6л

Данный аквариум для рыбки подходит

4.Итог урока

Рефлексия деятельности

Цели и задачи: Подвести итоги урока;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся;

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолого – эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Подведём итог нашего исследования:    

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?                 -Пригодится ли вам в жизни умение находить объём прямоугольного параллелепипеда?

Посмотрите на свои аквариумы. Количество рыбок показывает, как вы сегодня поработали. Максимальное количество – 5 рыбок.

-Поднимите руку, кто  набрал 5 рыбок. Сегодня за усвоение новой темы вы получаете 5.

-Поднимите руку, кто  набрал 4 рыбки. У вас за урок – 4.

Цели: Учится анализировать и объективно оценивать    свою работу на уроке.

Объём параллелепипеда, единицы измерения объёма

Находить объём по формуле

Да

5.Домашнее задание

Цели и задачи: Создать условия для усвоения методики работы с различными источниками информации, умения систематизировать полученные материалы.

1.Узнать, ещё какие единицы измерения объёма  существуют. Оформить в виде таблицы или схемы.

2.Приклеить памятку в справочник.

Цели: Учиться работать с различными источниками информации; Систематизировать материал в виде таблицы или схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс Площадь фигуры

Исследование площади как геметрической величины. Знакомство с кв.см....

Урок математики 2 класс Площадь фигуры Презентация

Презентация к уроку "Исследование площади как геметрической величины. Знакомство с кв.см."...

Урок математики (2 класс). Площадь фигуры (учебник Л. Петерсон)

На уроке формируется представление о площади фигур, навыки измерения площади разными мерками и сравнение фигур по их площади....

Урок в 1 классе Части фигур

Ход урока и презентация к уроку...

Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"

Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"План-конспект урока математикиРазработка содержит технологическую карту урока математики во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Урок раз...

Открытый урок в 1а классе "Геометрические фигуры"

Для проведения урока был составлен план с учетом возрастных особенностей и целями урока с учащимися класса. При подготовке к уроку учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу: придумы...

Урок математики 1 класс "Объем"

Материал является разработкой урока по математике в 1 классе по теме "Объём" по учебнику Л.Г.Петерсон...