Обучение гламоте. Буква Гг
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Громакова Елена Генадьевна

Гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl._og._bukva_g.doc88 КБ
Файл obuchenie_gramote_gg.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.11.2017                                                                                                            Учитель: Шилова Н.А.

Школа: 148                                                                                                           Студент: Громакова Е.Г.

Класс: 1м                                                                                                                     Методист: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 212

                        

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема:  «Звуки [Г], [Г’]. Буква Г, г»

Цели деятельности учителя: 

1)Познакомить учащихся с согласными звуками [г], [г’] и буквой Г, г; развивать фонематический слух; продолжить учить слого-звуковому анализу слов.

Планируемы результаты:

Личностные: оценивать результат своей деятельности;

Предметные: научиться выделять и характеризовать согласные звук [г], [г’], читать слог и слова с буквой «Гэ».

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России»,  «Азбука» В. Г. Горецкий  1 класс (1 часть).

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности

 

Устные упражнения

1 мин.

Здравствуйте, ребята.

-Садитесь.

Меня зовут Елена Геннадьевна. Сегодня я  проведу у вас урок обучения грамоте.

Приветствуют учителя.

Л.-обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

II. Актуализация знаний и мотивация.

 Беседа об ударении

Устные упражнения: игра на определение слов, где звуков больше, чем букв.

Устные упражнения: игра на определение лишнего слова.

III. Постановка учебной задачи.

Устные упражнения: работа с изображением в учебнике (анализ изображения)

Анализ

Анализ

Беседа

Рассказ

Устное упражнение: игра на поиск подходящего слова со звуком [г] или [г’].

Устное упражнение: игра на нахождение слова со звуками [г], [г’]

Беседа

5 мин

15 мин.

Ребята, а какую букву вы изучали на прошлом уроке?

А какие звуки обозначает нам эта буква?

Когда буква «я» обозначает два звука?

Когда один звук?

Посмотрите на доску. Здесь вы видите 3 слова. Внимательно их прочитайте и скажите, в каком слове звуков будет больше, чем букв. (Яблоко, мясо, маяк)

Сколько букв в слове Яблоко? Сколько звуков? Почему?

Сколько букв в слове Маяк? Сколько звуков? Почему?

Верно, молодцы!

Прочитайте слова (лиса, гном, зебра). Исключите одно из слов сразу по нескольким признакам.

Какое слово лишнее? почему? (гном – не животное, имеет один слог).

Правильно, ребята, и именно гном – маленький сказочный человечек, гость нашего урока. Гном оказался вежливым человечком. Он сразу представился. Он сказал, что его зовут Гена. Произнесите эти два слова: гном и Гена. (на доске) Найдите в них общее и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

А какие цели мы можем для себя поставить на этом уроке? (узнать звуки [г], [г’], какие они гласные или согласные, звонкие или глухие; какой из них твёрдый, а какой мягкий)

Для этого открываем учебник на странице 119.

Теперь обратим внимание рисунки с правой стороны. Что  изображено на верхнем рисунке? (грибы)

Произнесём слово все вместе хором. Теперь снова ставим руку под подбородок и считаем, сколько слогов в слове - «Грибы». Сколько слогов в слове «грибы»? (2) Посмотрите на схему, сколько слогов показано? (2) Соответствует ли схема слову? (да)

Прочитаем слово с ударением.  На какой слог падает ударение?

Произнесите первый слог. (гри-) Выделим первый звук. ([г])

Какой это звук: гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой? Почему? Твёрдый ли мягкий? Обобщим характеристику звука. Звук [г] – согласный, звонкий, твердый.

Смотрим на вторую картинку. Что там изображено? (круги)  Теперь снова ставим руку под подбородок и считаем, сколько слогов в слове «круги». Сколько слогов в слове? (2) Теперь произносим с ударением. Какой первый слог? Второй слог?  

Выделим второй слог [ги]. Что это? (слияние) Назовите первый звук в этом слоге. ([г’]). Какой он? (согласный) Почему? (есть преграда при произношении) Звонкий или глухой? (звонкий: ставим кулачок к горлу и чувствуем вибрацию) Твёрдый или мягкий? (мягкий) А почему мягкий?(произносится мягко)

Ребят, а про какие звуки мы только что с вами говорили? ([г], [г’]) Что общего в этих звуках? (оба звука согласные, звонкие) а чем они различаются? (тв., мягк.) Как это показано на схеме? (мягк. – зелёный цвет, тв. – синий цвет)

Гном Гена рассказал о себе интересный случай. Он разрешил, чтобы я поделилась им с вами. Но попросил вас принять участие в рассказывании этой истории. Во время паузы по моему знаку вы должны сказать подходящее по смыслу слово со звуком [г] или [г’].

(Учитель показывает голосом, где детям надо вставить подходящее слово. Дети произносят слово - ответ, рассказ продолжается дальше.) 

Гном Гена в детстве мечтал стать военным, а точнее… (генералом).

Однажды он надел на ноги… (галоши). 

На шее завязал папин… (галстук).

Сделал шляпу из… (газеты).

Надел ее на…(голову). 

Вместо оружия положил в карман большой… (гвоздь).

Вышел Гена во двор и увидел птичек: белых и серых… (голубей).

Гена им сказал: «Я - … (генерал)». А птички ему ответили, что он не генерал, а просто…(гном) в шляпе из… (газеты).

Молодцы! Понравилась вам история? Назовите по памяти слова из рассказанной гномом истории, в которых имеются звуки [г], или [г’]. Еще раз скажите, с какими звуками мы познакомились, и дайте им характеристику.

Говорить о изученной букве на прошлом уроке.

Выполнять задание:

Определить количество букв и звуков в слове.

Читать слова.

Исключить лишнее слово, обосновать признаки.

Воспринимать на слух.

Делают вывод на основе задания.

Формулируют тему и цель урока.

Работать с учебником.

Анализировать слова «грибы», «круги»: делят на слоги, определяют ударный слог, выделяют общий звук

Делают вывод на основе проделанной работе

Воспринимать  на слух.

Воспринимать на слух.

Подбирать подходяще слово с определенным звуком.

Отвечать на вопросы.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-общение и взаимодействие.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Физ. минутка

V.Решение учебных задач

Беседа (соотнесение звука и буквы Г)

Устные упражнения: работа с текстом (анализ, выразительное чтение)

Беседа.

Беседа

Устное упражнение: чтение слов по цепочке.

Устное упражнение: составление рассказа в парах

Анализ рассказов

Беседа

V.Физкультминутка

VI. Первичное закрепление

Устные упражнения: чтение слогов с парными звуками.

Устные упражнения: чтение стихотворения. Выявление слов с буквой Гэ.

2 мин.

10 мин

А теперь давайте встанем, немного отдохнем

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова — по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!

Ребят, а какой буквой обозначаются звуки [г] и [г’]? А посмотрите на стр. 119 красный квадрат.  На что похожа эта буква?

Почему там изображены 2 буквы?

Молодцы!

Гном Гена предлагает прочитать текст на стр.119 про себя. Приступили.

Прочитаем этот текст по цепочке вслух, начиная со второго ряда. Найдите в тексте ответы на вопросы, которые я буду вам задавать.

Кто набрал много грибов?

Какие грибы были в корзинке у Гали?

А какие грибы у Гены?

Кто прочитает слова с буквой Гэ?

Кто прочитает слова, где буква Гэ находит в середине слова.

Ребята, подходит ли к этому тексту иллюстрация которую мы видим в конце страницы?

Посмотрите на слайд, так выглядит боровик, так выглядит поганка.

Читаем рифмовку в конце страницы про себя.  Какой знак стоит в конце предложения? Как думаете, почему там стоит именно восклицательный знак?

Правильно, нужно интонацией выделить содержимое предложения!

Кто хотел бы прочитать стихотворение с интонацией? (2-3 ученика)

Гном Гена не знает, что такое текст. Ребята, кто расскажет нашему гному что же это такое? Из чего он состоит?

Замечательно, спасибо.

Теперь снова обратимся к учебнику,      стр. 120. Читаем задание про себя.

Что нужно сделать? Какие слова мы можем использовать? Начиная с третьего ряда, начинаем читать их.  

Мы познакомились со словами, и теперь вы поработаете со своим соседом по парте и попробуете составить рассказ, используя как можно больше слов.

На составление рассказа вам даётся 5 минут. Затем мы заслушаем несколько ваших интересных рассказов (участие в парной работе)

(Спрашиваю 2-3 пары.)

Кто сможет подвести итог, чей текст был лучше? Почему?

Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы.

А в каких словах нам встречалась буква Гэ? В каких словах буква «гэ» обозначает твёрдый согласный звук? в каких мягкий?

Поднимает руки класс — это раз,
Завертелась голова — это два,
Три — руками три хлопка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Теперь давайте вспомним, над какими звуками мы сегодня работали?

Какие звуки у них будут парными? ([к] и [к’])

Гном Гена предлагает нам прочитать слоги на стр. 120.

Читаем по цепочке, начиная с первого ряда произносим звук и читаем по одному слогу.

Молодцы!

Последнее задание, которое нам подготовил гном Гена - прочтём произведение Агнии Барто про гром. Найдите те слова, в которых есть буква Гэ. Прочитайте их.

Читаем по цепочке по одной строчке, четко проговариваем каждый звук. (неск. раз)

Повторять движения за учителем

Работать с учебником.

Знакомиться с буквой.

Определять ассоциацию с буквой.

Читать текст.

Работать над вопросами  по содержанию текста.

Читать рифмовку про себя.

Отвечать на вопросы по тексту.

Читать с интонацией.

Ответить на вопрос «Что такое текст?».

Работать с учебником.

Читать слова по цепочке.

Работают в парах, составляют рассказ.

Подвести итог работы одноклассников.

Отвечать на вопросы по заданию.

Наблюдают за учителем и повторяют движения.

Участвовать в обсуждении.

Воспринимать на слух.

Найти слова с буквой Гэ.

Читать по цепочке, четко проговаривать звуки.

К.-общение и взаимодействие.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу

К.-общение и взаимодействие.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу

VII. Итог урока,

Рефлексия

Беседа

3 мин.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

А с какой буквой?

Как мы охарактеризовали звуки?

Всё ли у вас получилось на уроке?

Что для вас было трудным?

Молодцы! На этом наш урок окончен, до свидания!

Оценивать свои знания.

Обобщать пройденный материал.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

яблоко м ясо маяк

Слайд 3

л иса, гном, зебра

Слайд 4

гном Гена

Слайд 7

Боровик Поганка

Слайд 8

Спасибо з а урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте. Буква Т. Буква Р.

Материал можно использовать так же на  занятиях в группах  "Хочу в школу"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....