Проект урока "Части слова"
проект по русскому языку на тему

Мартыненко Марина Владимировна

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_chasti_slova.docx54.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по теме: «Части слова. Окончание и основа»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • учебник для 3 класса “Русский язык”
  • мультимедийный проектор, презентация в слайдах  
  • карточки с заданием для самостоятельной работы

п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация, минутка чистописания

– Прочитайте девиз урока (на доске).

Делу время, потехе час.

– Как понимаете эти слова? (объясняют смысл пословицы)

– Вы готовы к работе на уроке? (Да!)

–Тогда за работу!

–В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

О каком деле идет речь? (оботкрытии нового знания)

Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы ещё не знаем, и постараться открыть это новое)

Начнём урок с минутки чистописания.

– Какие буквы спрятались? (Г, П, ф, с, о, х). Пропишем их красиво.

C:\Users\вован\Desktop\фотки вновь\урок рус яз\DSC04624.JPG

Личностные результаты

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-самоопределение Коммуникативные УУД

-планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками

Познавательные УУД

- анализ образца

Регулятивные УУД

-умение  рационально расположить учебные принадлежности на парте, контролировать правильную осанку

2.

Актуализация знаний

- Послушайте  загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

- О чем эта загадка?  (о березе)

- Что можете рассказать о слове береза?

(слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос  что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный,  безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)

- Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»

- запишите это слово в тетрадь, ,

- подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень

Прочитайте. Вставьте пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется.

 _________ называют символом России.

Русь моя, люблю твои _______!

_______ воспета в произведениях  русских поэтов .

О _________ слагали песни.

На _________ распустились почки.

 Под _______  нашли грибок.

Что изменили в  слове береза?

Познавательные УУД

- анализ, обобщение;

- выполнение действий по алгоритму

3.

Постановка учебной задачи

- Какие слова написали (березу, березы, о березе)

Какая часть слова изменилась?

Расскажите об окончании. (высказывают….)

- У кого были затруднения?  Где ошиблись, почему?  ……..

- Кто справился с заданием,  расскажите об этой части слова.

- Почему не можете рассказать?  (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)

-Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)

-Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.)

Сегодня мы поговорим еще об одной части слова – это основе слова, что это такое? Входит ли окончание в основу слова?

– Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове)

Регулятивные УУД

-  высказывать предположения на основе наблюдений

Познавательные УУД

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной форме

4.

Решение задачи (открытие новогознания)

1.Заполнение таблицы

2.Слайд(карточка№2)

БЕЛЫЕ   БЕРЕЗУ   УКРЫЛАСЬ   СНЕГА

- Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в группах.

( Вывод:Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов).

- Какое получилось предложение?

БЕЛАЯ БЕРЕЗА УКРЫЛАСЬ СНЕГОМ.

 3.Что вы можете  рассказать  об этой  части  слова? (Алгоритм)

Обращение к алгоритму на доске:

  • Название  
  • Место в слове
  • Роль

 – Как вы поняли, что такое изменяемая часть? (то, что у слова меняется)

– Как обозначается окончание? (заключается в квадратик) Выделим окончания в записанных предложениях.

– Почему окончание получило такое название? (стоит в конце слова)

 -  Какую часть в слове изменили

-Для чего она служит?

 4.- Обратите внимание на доску. На ней осталась ещё одна часть слова.  Как думаете, как называется эта часть слова? (……….???)

- Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова?

Что вам помогало выбрать правильное окончание ( вторые слова, вопросы) Выделите (подчеркните по линейке)  остальную часть слова. Это основа. Как вы объясните, что такое основа? (это часть слова без окончания). Менялась ли она? (нет)

 

5. Входит ли окончание в основу?

– Какие части слова входят в основу?

– Как думаете, почему эта часть получила такое название? (в основе заключён смысл, значение конкретного слова, а в корне – общий смысл всех однокоренных слов)

– Как графически обозначается основа? На что похож знак основы? (ассоциации, фундамент дома)

6. Выделение основы : коза, подберезовику, осинкой,  травы, съехали.

7. На слайде презентации    

Основа – это         ………часть словаОкончание – это …………. часть слова

Ребята, помогите восстановите правила, используя слова:     изменяемая ,   неизменяемая , служит для связи слов в предложении.

Познавательные УУД

- анализ, обобщение, подведение под понятие

Познавательные УУД

-умение применять ранее полученную информацию

5.

Физкульт-

минутка

На слайде – слово САД, по щелчку появляются другие слова. Если это формы слова, то ученики выполняют хлопок над головой, если – однокоренные слова, то хлопок по коленям (сады, садовник, садик, в саду, около сада, садовый, за садом, посадить, рассада).

Познавательные УУД

-отличать однокоренные слова и формы слов

6.

Закрепление

Карточка №3

Задание:    1) Вставьте слово в словосочетание;

                     2) Выделите корень;

                     3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса                                                 Белка

Пушистый хвост у …..              дупло ……………..

Долго выслеживал …            увидел……………..

Любовался……                     грустил о ………………..

Много сказок о ……..           любовался ………………

р/т с.18 упр 2

Познавательные УУД

- извлечение информации из текста;

- постановка и формулирование проблемы;

-анализ, обобщение,подведение под понятие

Коммуникативные УУД

- умение работать в паре;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД- выполнение пробного учебного действия

7.

Самостоятельная работа (закрепление способов действия)

Фронтальная работа с текстом карточка

-Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания.

 (Разно уровневые задания)

Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога).

карточка

Регулятивные УУД

- выполнение пробного учебного действия;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

8.

Рефлексия учебных действий

– Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

  Остальную же часть слова

  Именуем мы основой.

Работа с сигнальными карточками: да – зелёная, нет – красная.

– Окончание – часть речи? (нет)

– Окончание – изменяемая часть слова? (да)

– Окончание входит в основу слова? (нет)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (да)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (да)

– С помощью окончания образуются новые слова? (нет)

Заполнение таблицы

Обозначьте своё настроение цветом:

красным – плохое настроение, ничего не получалось;

жёлтым – было тревожно, возникали затруднения;

зелёным – радостное, работал с удовольствием.

– Спасибо вам за работу!

Познавательные УУД

- на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

9.

Домашнеезадание

По выбору учебник с.102 упр 7 или

р/т с.19 упр 3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)

Задачи данного проекта:   Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...

Проект МАСТЕР СЛОВА - С. Я. Маршак.

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; закрепление и систематизация знаний стихов, сказок, художественных переводов, пьес «основоположника детской литературы».Задачи ...

Коллективный проект «Тайны слова»

Коллективный  проект «Тайны слова»...

Урок-проект "Семья слов" 3 класс ВП Канакина

Технолгическая карта урока русского языка " Семья слов"...

Проект "Главное слово..."

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.   Главное  в человеке –это не ум, а то, что им управля...

Урок русского языка в 4 классе "Проект "Словарные слова"

Русский язык является одним из самых трудных школьных предметов. В нем много слов, которые требуют запоминания, их нельзя проверить. Данный урок является началом работы над проектом "Словарные слова"...