Урок русского языка в 4 классе "Проект "Словарные слова"
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Русский язык является одним из самых трудных школьных предметов. В нем много слов, которые требуют запоминания, их нельзя проверить. Данный урок является началом работы над проектом "Словарные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx794.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Проектная работа «Словарные слова»

 

Руководитель проекта: Фирсова Ирина Кузьминична

Название проекта: Словарные слова

Продолжительность проекта: долгосрочный

Учебные дисциплины (в рамках которых проводится работа): русский язык.

Цели проекта: 

Познавательная:  формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление  учащихся  с основными положениями  науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

Социокультурная:  формирование коммуникативной  компетенции  учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

Задачи проекта: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём, совершенствовать умение применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных.

Результат: создать книгу-папку «Словарные слова»

Оборудование: алгоритм работы со словом, презентация, папка «Словарные слова», иллюстрации сказочных домиков, смайлики.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.

- Открыли свои  тетради.
Записали число, классная работа.

Минутка чистописания.

ЛсЛлЛоЛвЛаЛрЛь

-Какое слово спряталось?

- Словарь.    Какие ассоциации возникают, связанные с этим словом? Запишите (слова, наука, русский язык)

- Какое задание будем выполнять сейчас?  (Словарный диктант)  СЛАЙД 2

Девочки записывают имена существительные женского рода, мальчики – мужского рода.

Восток, газета, командир, костер, беседа, карандаш, победа, веялка, автомобиль, коллекция, свобода, салют, телефон.

СЛАЙД 3.       Самопроверка. Отметка на полях. Ни одной ошибки - +

                                                                                   1-2 ошибки - !

                                                                                    Более –

Результаты  последнего словарного диктанта на экране.    32 слова

«5» - 2

«4» - 5

«3» - 6

«2» - 3

- Какой вывод можем сделать?

Русский язык является одним из самых трудных школьных предметов. В нем много слов, которые требуют запоминания, их нельзя проверить. Такие слова называются словарными.

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?      СЛАЙД

Тема урока «Проектная работа по русскому языку «Словарные слова».

ПРОБЛЕМА. Как лучше и быстрее запомнить словарные слова?        ЗАЧЕМ ЗНАТЬ словарные слова?

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ). Как будем работать?

Работать будем в группах по 5 человек. В каждой группе вы должны выбрать координатора.

Координатор – лицо, осуществляющее координацию чего-либо.

Координация - согласование, упорядочение действий, приведение в соответствие.

Т.е. координатор будет вам помогать, проверять, контролировать, направлять ваши действия.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.    СЛАЙД

Мы будем работать над словарными словами, в итоге нашей работы над проектом у нас получится папка-альбом. Можно сказать методическое пособие для учителя, которое можно будет использовать при работе с учениками.

Работа над словом по алгоритму.

У вас на столах алгоритм работы или план работы над исследованием словарного слова.

  1. Запиши словарное слово, выделяя непроверяемую букву красным цветом, поставь знак ударения.
  2. Сделай морфологический разбор слова.
  3. Сделай звуко-буквенный анализ слова.
  4. Запиши значение этого слова из толкового словаря.
  5. Этимология (происхождение) слова.
  6. Подбери к этому слову однокоренные слова.
  7. Подбери ассоциативное слово. Например, учитЕль – мЕл, тЕтрадь – клЕтка, бЕрёза – бЕлая.
  8. Выпиши из дополнительной литературы четверостишие, в котором встречается это слово.
  9. Запиши загадку с этим словом (если возможно).
  10. Составь анаграмму. Анагра́мма (от греч. ανα- — «за» и γράμμα — «письмо»)  — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
  11.  Нарисуй рисунок (на отдельном листе).

ЗАГАДКА

Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!
Високосный год придет
И добавку принесет!

 ФЕВРАЛЬ.

  1. Февраль
  2. Фев-раль         Имя сущ., неодуш., нариц., м.р., ед.ч., 2 скл.
  3. Фев-раль – 2 слога

ф-/ф/-согл., глух., мягк.

е-/и/-гласн., безуд.

в-/в/-согл., звон., тверд.

р-/р/-согл., звон., тверд.

а-/а/-гласн., ударн.

л-/л/-согл, звон., мягк.

ь –

_________________________

7 букв, 6 звуков

  1. Февраль – второй месяц календарного года (Ожегов)
  2. Февраль - заимств. из ст.-сл. яз., где февруарь < лат. februarius, суф. производного от februare "совершать очистительные обряды, очищать". У древних римлян февраль когда-то был последним месяцем года.
  3. Февраль, февральский .
  4. фЕвраль – мЕсяц – метЕль – снЕг

Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

  1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение. Например: береза. Выделить другим цветом (подчеркнуть, обвести) букву, которая вызывает трудности (сомнение) при написании: бе-ре-за. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Например, ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • месту расположения;
  • форме;
  • звучанию;
  • действию;
  • вкусу;
  • материалу;
  • назначению;
  • количеству и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Словарное слово

береза - по цвету _бЕлая

береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)

Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая, гр_Е.бень (Е.)

  1. Самуил Маршак

Дуют вЕтры в фЕврале,
Воют в трубах громко.
ЗмЕйкой мчится по земле
Легкая позёмка.

Т. Керстен

Белокрылые метЕли
Завывают в фЕврале.
ЗвЕри сильно похудЕли
В тЕсной норке и в дуплЕ.
Мы поможем им немножко:
ХлЕб в кормушку принесём.
По заснЕженным дорожкам
В задремавший лЕс придём.

  1. Все мы знаем, у него
    Двадцать восемь дней всего!
    Високосный год придет
    И добавку принесет!

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.

  1. РАФЕЛЬВ

Вновь у нас Физкультминутка

Вновь у нас Физкультминутка

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперёд- назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать

(рывки руками)

Голова устала тоже.

Так давай же ей поможем

Вправо-влево раз и два

Думай, думай голова!

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

       (садятся)

 В учебниках - словарные слова, изучаемые в начальной школе.

Чтобы наша работа была упорядоченной, мы должны разбить слова на группы.

Определите, на какие.

Животные

Транспорт

Растения

В.робей

В.рона

За.ц

К.рова

Л.сица

М.дведь

П.тух

С.бака

С.рока

.втом.биль

Ве.лка

К.мбайн

М.шина

М.тро

П.р.ход

Р.кета

С.м.лет

Се.лка

Т.пл.воз

Тр.мвай

.л.ктр.воз

.рбуз

Б.реза

Г.рох

З.мл.ника

К.пуста

К.ртоф.ль

Л.мон

М.лина

М.рковь

.вес

Ов.щи

.гурец

.рех

.сина

П.мидор

Пш.ница

Р.стение

С.рень

С.лома

Ябл.ко

Яг.да

Здание, помещение

Одежда, обувь

Человек

Б.бл..тека

В.кзал

Гор.д

Д.ревня

З.вод

Кв.ртира

Кла..

К.мната

Лаг.рь

М.г.зин

.л.ктростанц.я

К.ньки

.дежда

П.льто

Пл.ток

С.поги

.гр.ном

Дев.чка

Д.журный

Д.ректор

.нж.нер

К.мандир

Косм.навт

Л.донь

Мальч.к

Н.род

.тец

П.сс.жир

Пр.дс.датель

Р.бята

Т.варищ

Уч.ник

Учит.ль

Хлеб.роб

Ш.фер

Число

Время

Школа

Вос.мь

Двадц.ть

Дв.надцать

.ди..адцать

Ш.стнадцать

В.скр.сенье

Д.кабрь

Мес.ц

Н.ябрь

.ктябрь

П.н.дельник

Пятн.ца

С.годня

С.йчас

С.нтябрь

Су..ота

Ф.враль

Ч.тверг

.нварь

.лф.вит

К.р.ндаш

К.ртина

П.нал

Р.сунок

Ру..кий .зык

Т.традь

.кскурс.я

Каждая группа выбирает слова на определенную тему.

Координатор распределят по 1 слову.

РЕФЛЕКСИЯ

Модель проекта словарных слов – домики. Нужно поселить в них смайлики с разным настроением.

Я понял, как работать над проектом – веселый смайлик.

Мне не очень понятно, нужна помощь – задумчивый смайлик.

Я совсем не понял, как работать над проектом – грустный смайлик.

Всем спасибо за урок.

Вот уже звенит звонок!

Встаньте, поравняйтесь,

С гостями попрощайтесь.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Самостоятельная работа. Найди и исправь ошибки.

   Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалёты, чудесные картины, цветущие сады, гарода, масты, титради и ручьки, книги и музыка. Всё это создано трудом чилавека. Труд нужен чилавеку, как воздух, как вада, как хлеп.

Подчеркните словарные слова.

Проверка: Сверить по правильно написанному тексту. Самооценивание.  (Отметка на полях).

Взаимодиктант «Цепочка». Работа в группах.

Учащиеся по очереди (по цепочке) диктуют словарные слова по памяти (6-7 слов)

Взаимопроверка. Сдвиньте тетради вправо друг к другу и проверьте. (На полях поставьте отметку) 1-2 ошибки – «4»,  3 – «3».

Диктант с фразеологическими оборотами.

Записать только словарное слово из фразеологического оборота.

Прикусить язык (воздержаться от высказываний).

Черная кошка пробежала (кто-либо с кем-либо поссорился)

Не в своей тарелке (кто-либо чувствует себя неловко)

Как выжатый лимон (о человеке очень уставшем, измотанном, без сил).

Только нет птичьего молока (всего очень много)

По горизонтали:

  1. Одна из четырех сторон света, противоположная югу.

3. Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.

8. Занимательно, любопытно.

10. Человек, который любит распоряжаться, командовать.

11. Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам.

13. Цвет противоположный белому.

14. Кустарниковое ягодное растение.

По вертикали:

  1. Белый, но не снег, сладкий, но не мед, тает в воде, а не соль.
  2. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество.

4. Порядок букв, принятый в азбуке.

5. Горящая куча дров, сучьев, хвороста.

6. День недели.

7. Часть горизонта, где восходит солнце.

9. Срочное сообщение, которое приносит почтальон.

12. Тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении.

Самостоятельная работа. Найди и исправь ошибки.

   Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалёты, чудесные картины, цветущие сады, гарода, масты, титради и ручьки, книги и музыка. Всё это создано трудом чилавека. Труд нужен чилавеку, как воздух, как вада, как хлеп.

Подчеркните словарные слова.

Самостоятельная работа. Найди и исправь ошибки.

   Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалёты, чудесные картины, цветущие сады, гарода, масты, титради и ручьки, книги и музыка. Всё это создано трудом чилавека. Труд нужен чилавеку, как воздух, как вада, как хлеп.

Подчеркните словарные слова.

Самостоятельная работа. Найди и исправь ошибки.

   Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалёты, чудесные картины, цветущие сады, гарода, масты, титради и ручьки, книги и музыка. Всё это создано трудом чилавека. Труд нужен чилавеку, как воздух, как вада, как хлеп.

Подчеркните словарные слова.

Самостоятельная работа. Найди и исправь ошибки.

   Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалёты, чудесные картины, цветущие сады, гарода, масты, титради и ручьки, книги и музыка. Всё это создано трудом чилавека. Труд нужен чилавеку, как воздух, как вада, как хлеп.

Подчеркните словарные слова.

Поставь ударение, обведи красным цветом буквы, требующие запоминания.

восток

интересно

газета

командир

жёлтый

прекрасный

костёр

карандаш

инженер

иней

багаж

экскурсия

космонавт

пассажир

председатель

горизонт

автомобиль

путешествие

завод

металл

беседа

билет

вокзал

победа

веялка

вагон

календарь

пассажир

портрет

адрес

правительство

свобода

салют

Поставь ударение, обведи красным цветом буквы, требующие запоминания.

восток

интересно

газета

командир

жёлтый

прекрасный

костёр

карандаш

инженер

иней

багаж

экскурсия

космонавт

пассажир

председатель

горизонт

автомобиль

путешествие

завод

металл

беседа

билет

вокзал

победа

веялка

вагон

календарь

пассажир

портрет

адрес

правительство

свобода

салют

Поставь ударение, обведи красным цветом буквы, требующие запоминания.

восток

интересно

газета

командир

жёлтый

прекрасный

костёр

карандаш

инженер

иней

багаж

экскурсия

космонавт

пассажир

председатель

горизонт

автомобиль

путешествие

завод

металл

беседа

билет

вокзал

победа

веялка

вагон

календарь

пассажир

портрет

адрес

правительство

свобода

салют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....