Рабочая программа Обучение грамоте 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Косова Нина Владимировна

Рабочая программа Обучение грамоте УМК Планета Знаний     При отборе содержания курса «Обучение грамоте и развитие речи» учитываются не только устоявшиеся в дидактике принципы (научности, доступности, наглядности и т.д.), но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pismo.docx64.73 КБ
Файл tem_plan_po_buk.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального  образования».0т 17.12 2010г приказ МО и науки РФ №1897.
  3. Приказ МО РФ от 31.12.2015г.  № 1576  «Об утверждении федерального компонента государственных  стандартов начального образования».
  4. Положение о рабочей  программе "Приказ ОУ №73 « а» от 21.06.2016г.
  5.  Образовательная программа школы – Протокол педсовета №1 от 29.08.2017г.
  6. Учебный план ОУ на 2017 – 2018 учебный год. Протокол педсовета №1 от 29.08.2017г.
  7. Локальный акт школы.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
  9. Письмо Минобрнауки России «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

Общая характеристика учебного предмета.

    При отборе содержания курса «Обучение грамоте и развитие речи» учитываются не только устоявшиеся в дидактике принципы (научности, доступности, наглядности и т.д.), но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

   Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности (слушания, говорения, чтения). Коммуникативная направленности обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, так как именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.

   Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовного-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности,  инициативности, творчества в различных видах деятельности обучающихся. В учебных пособиях предлагаются задания на развитие способности детей самостоятельно работать с различными речевыми моделями и схемами, таблицами букв, алфавитной лентой, материалами тренинговых страниц, именуемых в учебнике «Читальным залом». Развитие эмоциональной и духовно-нравственной сфер детей происходит в процессе слушания и обсуждения детских книг, совместной деятельности по подготовке заданий, предусмотренных учебными пособиями. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение звуков, слогов, слов, предложений,  на выявление их существенных признаков, группировку и обобщение.

    Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.

    Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки обучающихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.

    Вариативная часть включает в задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний не в стандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от обучающихся определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности обучающихся, которая предполагается по завершению каждого из двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору обучающихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями). В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.

    В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной части  предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.

     В данной программе выделены основные требования к уровню заданий и умений обучающихся.  Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть обучающихся к концу периода обучения грамоте. Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми обучающиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.

    Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебник, рабочую тетрадь, прописи и методические рекомендации для учителя.

                    Цели, задачи учебного предмета

        Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:

- помочь обучающимся овладеть механизмом чтения и письма;

- обеспечить речевое развитие детей;

- дать первичные сведения о языке и литература, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.

    Поставленные цели определены с учётом психических и физиологических особенностей детей 6-7-летнего возраста и реализуются на доступном для обучающихся уровне при решении следующих задач.

1.    Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

    Обучению чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой и согласного звука.

     В обучении грамоте выделяется два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).

     Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительного расширить объём доступного для чтения материала.

     Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечивают:

- специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради;

- организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.

    В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной  является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием  в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.

    Успешному совершенствованию навыка чтения способствует включение в систему занятий обучения грамоте многоаспектного смыслового и грамматического анализа слов и предложений, открывающего возможности для многократного возвращения ребёнка к прочитанному.

   Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.

2.    Обогащение и активизация словарного запаса детей.

    В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение над словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Обучающимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогут развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют началу формирования у обучающихся ведущих приёмов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.

  В учебных пособиях предусмотрено практическое знакомство обучающихся с однозначными и многозначными словами, с синонимами и антонимами, с прямым и переносным значением слов.

   Активизации и обогащению словарного запаса детей способствует грамматико-орфографическая пропедевтика, которая предусматривает ознакомление обучающихся с темами, систематическое изучение которых предполагается в 1-4 классах в курсе «Русский язык».

3.    Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

   Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности обучающихся:

слушания -  восприятие и понимание звучащей речи;

говорения – использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;

чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала.

   Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи обучающихся.

    Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; обучающихся при работе в паре; диалог, заключённые в букварных текстах).

     Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков обучающихся и их умения работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В тоже время, работая в паре, обучающиеся на практике совершенствуют навыки общения.      Такая же обусловленность наблюдается и при осуществлении коллективной проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

4.    Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования обучающихся. На доступном учебном материале:

- понимать содержание и главную мысль произведения;

- понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;

- извлекать из текста интересную и полезную для себя информацию.

    Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство обучающихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удивительным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками.

   На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит обучающихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок (народных и авторских, отечественных и зарубежных) на протяжении всего букварного периода «помогают» обучающихся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению обучающимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге.

    Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребёнка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.

    Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.

Место учебного предмета в учебном плане.

    Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования. Программа Обучение грамоте рассчитана на 207  учебных часов.

Складывается из обучения по «Букварю»-92 часа(4 часа в неделю) и по «Прописям» (115 часов-5 часов в неделю)

                           

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык — это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме — второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.

    В добуквенный период (23 часа) учащиеся осознают речь, предложение, слово, слог, звук как предмет наблюдения и изучения. Учатся различать разновидности речи (устная и письменная, деловые сообщения и словесные рисунки); членить речь на предложения, из предложения выделять слова, из слов слоги и звуки, характеризовать их по освоенным признакам; выполнять для этого необходимые учебные действия. Ученики подбирают слова и составляют предложения на основе различных источников. Также составляют небольшие устные высказывания, слушают других, соблюдают правила общения на уроке

   В основной период (68 часов) учащиеся учатся правильно называть буквы, соотносить их со звуками, выделять и характеризовать звуки по всем освоенным признакам; различать звуки и буквы. При чтении ученики применяют нормы графики (владеют правилами чтения). Учатся читать правильно и плавно по слогам и целыми словами; готовятся к чтению трудных по структуре слов; учатся понимать прочитанное, участвовать в его обсуждении. Первоклассники учатся создавать высказывания на основе различных источников. Упражняются в выделении из потока речи предложений, по интонации определять их количество; членить предложения на слова. Учатся замечать незнакомые слова и спрашивать об их значении.

    На завершающий период отводится 2 часа. К концу курса обучения грамоте ученики правильно именуют все буквы алфавита, называют звуки, которые ими обозначаются; различают звуки и буквы; с опорой на алфавитный перечень букв располагают буквы по алфавиту. Читают и понимают тексты, выполняют предлагаемые виды работы, участвуют в обсуждении прочитанного. Учащиеся рассматривают обложки книг, по их элементам учатся предполагать общее содержание; соотносить прочитанные отрывки из произведений с представленными книгами. На последних урока обучения грамоте учащиеся рассказывают о любимых книгах.

    Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

на конец обучения грамоте

   В результате изучения курса обучения грамоте по данной программе у ученика начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

   Личностные результаты освоения предмета

У ученика будут сформированы:

  • представление о русском языке как языке его страны;
  • осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
  • желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Ученик получит возможность для формирования:

  • чувства причастности к своей стране и её языку;
  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
  • выраженного познавательного интереса к русскому языку;
  • сознательного отношения к качеству своей речи.

   Метапредметные результаты освоения курса обучения грамоте

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

– адекватно воспринимать оценку учителя.

Ученик получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Ученик получит возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задачи ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– строить небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Ученик получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения

в практике свободного общения.

Планируемые предметные результаты

на конец обучения грамоте

Ученик научится:

В области речи, речевой деятельности:

•читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух – 25 слов в минуту);

•по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

•спрашивать о значении незнакомых слов;

•соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

•понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;

•под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

•слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

•разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

•различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];

•выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

•выделять слоги, различать ударные и безударные;

•различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.

Ученик получит возможность научиться:

В области речи, речевой деятельности:

•читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;

•понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;

•самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

•при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;

•под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;

•участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;

•строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений.

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

•выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;

•различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).

В результате изучения  учащиеся должны  знать:

  • звуки и буквы русского алфавита;
  • алфавит;
  • гласные и согласные звуки;
  • гласные звуки ударные и безударные;
  • согласные звуки твердые и мягкие;
  • согласные звуки звонкие и глухие;
  • правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • правила переноса слов;
  • правила написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
  • правила оформления предложения на письме.

   уметь:

  • различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки;
  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • распределять слова по  алфавиту;
  • вычленять из текста предложения, из предложения – слова, а из слов – слоги;
  • делить слова на слоги и для переноса;
  • определять в слове ударение;
  • передавать различную интонацию предложения в устной речи;
  • правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • правильно списывать слова, предложения и текст (как рукописный, так и печатный варианты), проверять написанное, сверяя с образцом;
  • отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3-5 предложений на заданную тему;
  • соотносить число букв с числом звуков в словах;
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • использовать большую букву в написании имен собственных;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания (словарь);
  • знать гигиенические правила письма;
  • четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
  • соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы);
  • соблюдать пробел между отдельными словами (должна свободно вписываться буква и);
  • соблюдать красную строку (отступ 2 см  от края строки);
  • удерживать заданный отступ от края каждой следующей строки (5мм);
  • писать под диктовку текст (15-18 слов) с изученными орфограммами;
  • списывать текст (13-15 слов);

могут знать:

  • правила проверки безударного гласного звука;
  • правила оформления текста;
  • более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий  и правило их написания с большой буквы;

могут уметь:

  • находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
  • переносить с удвоенными буквами согласных звуков;
  • находить родственные слова и обозначать их общую часть;
  • распределять слова по алфавиту в более сложных случаях (с ориентированием на вторую, третью букву в слове);
  • ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;
  • записывать слова с предлогами;
  • составлять небольшой  текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.

Навыки чтения наконец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20 – 25 слов в минуту; чтение плавное. Слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.

Основное содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности)

Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте.

Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.

Говорение. Ответы на вопросы учителя. Умение вступить в диалог и поддержать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Устные рассказы детей. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.

Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного.Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.

Письмо. Овладение печатными и рукописными шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов. Слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (207 ч)

(Складывается из обучения по «Букварю»-92 часа(4 часа в неделю)

и по «Прописям» (115 часов-5 часов в неделю)

Подготовительный (добуквенный) период (32ч) (по «Букварю» - 14 часов, по «Прописям» - 18 часов)

Речь. Предложение. Слово. Формы речи. Предложение и слово. Знаки препинания. Слова – названия предметов, явлений окружающего мира. Слог. Слогоделение Ударение. Ударный слог.

Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки) Соблюдение гигиенических навыков письма. Знакомство с разлиновкой прописи.

Основной (букварный) период (175 ч) (по «Букварю» -78 часов, «Прописям» - 97 часов)

Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости-мягкости и по звонкости-глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквенное строение письменного слова. Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Понимание функций небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса. Знак ударения, знаки препинания).

Слово и предложение. Текст.

Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.

Орфография.

Речевая деятельность.

Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Программа «Письмо с открытыми правилами»

- Обучение первоначальному письму;

- Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности обучающихся;

- Формирование графического навыка у первоклассников, как сознательный процесс: осознание целей и задач действий, осознание способов действий и самих движений, анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения;

Механизмы ключевых компетенций учащихся

  1. Проанализировать образец;
  2. Проанализировать материал и орудия действия;
  3. Проанализировать способ выполнения действия  и условия его выполнения;

 (15 правил: посадка на стуле,  положение корпуса (спины), положение ног (точки опоры), расстояние от глаз до тетради, положение рук, положение тетради на столе,  положение плеч, головы, отсутствие напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой, расположение букв относительно туловища)

            4. Проанализировать исполнительные операции;

            5. Составить план выполнения задания;

               6.Обеспечить самоконтроль за выполнением задания

                  с  одновременным анализом и коррекцией.

Период обучения первоначальному письму включает в себя 3 этапа:

            1) вводный (подготовка к письму),

            2) основной (букварный период),

            3) заключительный (послебуквенный).

      К концу завершения работы в прописях обучающиеся должны обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки, находить пути их исправления, соблюдать необходимые пропорции в буквах и словах, сохранять интервалы между словами (написание буквы и), уметь правильно соединять буквы между собой и укладываться в нормативы скорости письма.

      Средняя скорость письма к концу 1класса - 10 – 20 букв / мин;

       Письмо букв в связке – 1 – 1,5 буквы.

Ученики должны научиться правильно и безошибочно списывать печатный текст, а также писать под диктовку простые предложения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах постоянного и сменного состава.

                                                                             Учебно-тематический план.

п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Обучение грамоте и развитие речи по Букварю

92

Добукварный период

  1. Наша речь

14

  1. Алфавит

74

  1. Резерв

4

Обучение грамоте и развитие речи по Прописям

115

  1. Вводный период

17

  1. Букварный период

87

  1. Диагностика и тренинг

3

  1. Резерв

8

Итого

207

Типология уроков.

Урок «открытия» новых знаний.

Урок рефлексия.

Урок общеметодологической направленности.

Урок развивающего контроля.

Типология уроков.

Урок «открытия» новых знаний.

Урок рефлексия.

Урок общеметодологической направленности.

Урок развивающего контроля.

Виды и формы контроля.

Текущий контроль

Фронтальный  опрос.

Индивидуальная работа.

Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся:

1.  Т. М. Андрианова. Букварь.- М., АСТ, Астрель.

2.  Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». - М., АСТ,  Астрель.

3.  В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4

     к  «Букварю» Т. М.  Андриановой. - М., АСТ, Астрель

4.  Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей.

       - М., АСТ, Астрель.

для учителя:

       1. Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.

           Учебно-методический комплект «Планета знаний»

           М.: АСТ Астрель, 2013г.

        2.  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе

            по «Букварю» и «Прописям». - М., АСТ, Астрель.

Тематическое планирование по письму

№ урока

Тема урока        

(Страница учебника, тетради)

Количество часов

Письмо (Добуквенный период – 18 часов)

I четверть – 45 часов

1.

Знакомство с прописью .С.3.

1

2.

Выполнение рисунков в прописи.С.4.

1

3.

Разлиновка прописи. Письмо горизонтальных и наклонных линий.С.5.

1

4.

Основной алгоритм письма. Написание и соединение крючка и наклонной. Шесть элементов основного алгоритма письма.С.6-8.

1

5.

Основной алгоритм письма. Седьмой элемент алгоритма.С.9.

1

6.

Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма.С.10.

1

7.

Рабочее пространство дополнительных строк. Написание крючков.С.11.

1

8.

Написание элементов букв И, Г, П, Т.С.12.

1

9.

Написание элементов букв Л, Г.С.13.

1

10.

Написание элементов букв н, к, Э.С.14.

1

11.

Написание элементов букв К, И.С.15.

1

12.

Написание элементов буквы у. Петля.С.16-17.

1

13.

Написание элементов букв п, Н.С.18-19.

1

14.

Соединение трёх и четырёх «крючков» в связку.С.20-21.

1

15

Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма

1

16

Упражнение в написании элементов букв

1

17-18

Закрепление изученного

2

19.

Письмо строчной буквы а.С.26-27.

1

20.

Письмо строчной буквы у.С.28-29.

1

21.

Письмо заглавной буквы А.С.30-31.

1

22.

Письмо заглавной буквы У.С.32-33.

1

23.

Письмо строчной буквы м.С.36-37.

1

24.

Письмо строчной буквы н.С.38-39.

1

25.

Письмо заглавной буквы М.С.40-41.

1

26.

Письмо заглавной буквы Н.С.42-43.

1

27

Закрепление изученного С 44-45

28

Письмо строчной буквы о.С.3-5.Пропись №2

1

29

Письмо строчной буквы э.С.6-7.

1

30

Письмо заглавной буквы О.С.8-9.

1

31

Письмо заглавной буквы Э.С.10-11.

1

Закрепление изученного С 44-45

32

Письмо строчной буквы р.С.14-15.

1

33

Письмо строчной буквы л.С.16-17.

1

34

Письмо заглавной буквы Р.С.18-19.

1

35

Письмо заглавной буквы Л.С.20-21.

1

36

Письмо изученных букв.      С.22-23.

1

37

Письмо строчной буквы ы.С.24-25.

1

38

Письмо строчной буквы и.С.26-27.

1

39

Письмо заглавной буквы И. С.28-29.

1

40

Письмо изученных букв.С.32-33.

1

41

Письмо строчной буквы й.С.34-35.

1

42

Диагностика и тренинг. Письмо изученных строчных и заглавных букв.С.36-41.

2

43.

Письмо заглавной буквы Й.С.42-43.

1

44.

Письмо строчной буквы б.С.44-45.

1

45.

Письмо строчной буквы п.С.46-47.

1

46.

Письмо заглавной буквы Б.С.48-49.

1

47.

Письмо заглавной буквы П.С.50-51.

1

48.

Письмо строчной буквы в.С.54-55.

1

49.

Письмо строчной буквы ф.С.56-57.

1

50.

Письмо заглавной буквы В.С.58-59.

1

51.

Письмо заглавной буквы Ф.С.60-61.

1

52.

Письмо изученных букв.С.62-63.

1

53.

Письмо строчной буквы г.С.3-5.

1

54.

Письмо строчной буквы к.С.6-7.

1

55.

Письмо заглавной буквы Г.С.8-9.

1

56.

Письмо заглавной буквы К.С.10-11.

1

57.

Письмо изученных букв.С.12-13.

1

58.

Письмо строчной буквы д.С.14-15.

1

59.

Письмо строчной буквы т.С.16-17.

1

60.

Письмо заглавной буквы Д.С.18-19.

1

61.

Письмо заглавной буквы Т.С.20-21.

1

62

Письмо изученных букв.

62.

Письмо строчной буквы ж.С.24-25.

1

63.

Письмо строчной буквы ш.С.26-27.

1

64.

Письмо заглавной буквы Ж.С.28-29.

1

65.

Письмо заглавной буквы Ш.С.30-31.

1

66.

Письмо изученных букв.С.32-33.

1

67.

Письмо строчной буквы з.С.34-35.

1

68.

Письмо строчной буквы с.С.36-37.

1

69.

Письмо заглавной буквы З.С.38-39.

1

70.

Письмо заглавной буквы С.С.40-41.

1

71-72

ДиагностикаПовторение написания изученных букв.С.44-45.

2

73.

Письмо строчной буквы е.С.46-47.

1

74.

Письмо строчной буквы ё.С.48-49.

1

75.

Письмо заглавной буквы Е.С.50-51.

1

76.

Письмо заглавной буквы Ё.С.52-53.

1

77.

Письмо изученных букв.С.54-55.

1

78.

Письмо строчной буквы ю.С.56-57.

1

79.

Письмо строчной буквы я.С.58-59.

1

80-81.

Диагностика и тренинг. Закрепление по теме «Письмо изученных букв».С.60-63.

2

82

Письмо заглавной буквы Ю.С.3-5.

1

83.

Письмо заглавной буквы Я.С.6-7.

1

84.

Письмо строчной буквы ь.С.10-11.

1

85.

Мягкий знак как показатель мягкости.С.12-13.

1

86.

Разделительный мягкий знак.С.14-15.

1

87.

Разделительный ь и мягкий знак как показатель мягкости.С.16-17.

1

88.

Письмо строчной буквы ъ.С.18-19.

1

89.

Разделительный твёрдый знак.С.20-21.

1

90.

Письмо строчной буквы х.С.22-23.

1

91.

Письмо строчной буквы ц.С.24-25.

1

92.

Письмо заглавной буквы Х.С.26-27.

1

93.

Письмо заглавной буквы Ц.С.28-29.

1

94- 96

Закрепление по теме «Письмо изученных букв».С.30-31.

3

97-98

Письмо строчной буквы ч.С.32-33.

2

99-100

Письмо строчной буквы щ.С.34-35.

2

101-102.

Письмо заглавной буквы Ч.С.36-37.

2

103

Письмо заглавной буквы Щ.С.38-39.

1

104-106

Закрепление по теме «Письмо изученных букв».С.40-41.

3

107-

109

Закрепление изученных букв. Алфавит

3

110-

112

Диагностика и тренинг

3

112-114

Обозначение гласных после шипящих

3

115

 Закрепление. Обозначение гласных после шипящих

1



Предварительный просмотр:

1

Здравствуй, школа! С.3

1

2

Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики С. 6-8

1

3

Мы живем в России. Наш общий язык – русский С.6-8

1

4

Как  мы общаемся. Язык мимики и жестов. С.9

1

5

Как зарождалась речь С.10

1

6

Устная и письменная речь. С. 11

1

7

Предложение.С. 12

1

8

Знаки препинанияС.13

1

9

Предмет и словоС.14

1

10

СлогиС.15

1

11

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. С.16-17

1

12

Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки С. 16-17

1

13

Ударение. Ударный слогС.18

1

14

Звуки и буквыС.19

1

Внеклассная деятельность учащихся С.20-21

Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме, предложенной в букваре (по желанию)

Алфавит (78 часа)

15

Звук [а]. буквы А, аС.22-24

1

16

Звук [у]. Буквы У, уС.25

1

17

Закрепление изученногоС.26

1

18

Обычные буквы – специальные знакиС.27

1

19

Звуки [м], [м,]. Буквы М, мС.28

1

20

Звуки [н], [н,]. Буквы Н, нС.29

1

21

Большая буква в именах людей и кличках животныхС.30

1

22

Закрепление изученногоС. 31

1

23

Звук [о]. Буквы О, оС.32

1

24

Звук [э]. Буквы Э, эС.33

1

25

Использование слов он, она, оноС. 34

1

26

Закрепление изученногоС.35, с.46-47

1

27

Звуки [р], [р,]. Буквы Р,рС.36

1

28

Звуки [л], [л,]. Буквы Л, лС.37

1

29

Закрепление изученного           С.38

1

30

Закрепление изученногоС.39

1

31

Звук [ы]. Буква ыС.40

1

32

Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой иС.41

1

33

Закрепление изученногоС.42, с.46-47

1

34

Слова с противоположным значениемС.43

1

35

Звук [й,]. Буквы Й, йС.44

1

36

Закрепление изученногоС. 45

1

37

Звуки [б], [б,]. Буквы Б, бС.48

1

38

Звуки [п], [п,]. Буквы П,пС.49

1

39

Закрепление изученногоС.50

1

40

Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] - [п], [б,] - [п,]С.51

1

41

Звуки [в], [в,]. Буквы В, вС.52

1

42

Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, фС.53

1

43

Закрепление изученногоС. 54, с. 56 - 57

1

44

Закрепление изученного С. 55

1

45

Звуки [г], [г,]. Буквы Г, гС.58

1

46

Звуки [к], [к,]. Буквы К, кС.59

1

47

Закрепление изученногоС. 60

1

48

Закрепление изученногоС. 61              4.12

1

49

Звуки [д], [д,]. Буквы Д, дС.62

1

50

Звуки [т], [т,]. Буквы Т, тС.63

1

51

Закрепление изученного С. 64, с. 74-75

1

52

Большая буква в географических названиях С.65 11.12

1

53

Звуки [ж]. Буквы Ж, ж С.66

1

54

Звуки [ш]. Буквы Ш, ш С.67

1

55

Сочетание букв жи-ши С.68

1

56

Закрепление изученного С. 69

1

57

Звуки [з], [з,]. Буквы З, з С.70

1

58

Звуки [с], [с,]. Буквы С, с С.71

1

59

Закрепление изученного С.72

1

60

Слова: в, на, за, над, под, к, с и др. С. 73

1

61

Сочетание звуков [й,э], [й,о]. Буквы Е,е и Ё, ё С. 76

1

62

Буквы Е, Ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков С.77

1

63

Диалог. Речевой этикет. С. 80

1

64-65

Закрепление изученного С. 81

1

66

Сочетание звуков [й,у]. Буквы Ю, ю С.82

1

67

Сочетание звуков [й,а]. Буквы Я, я С.83

1

68

Устное народное творчество С. 84

1

69

Закрепление изученного С. 85

1

70

Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука С. 86

1

71

Закрепление изученного С.87

1

72

Разелительный мягкий знак – ь С.88

1

73

Две роли мягкого знака в русском языке С.89

1

74

Буква ъ. Разделительный твердый знак. С. 90

1

75

Закрепление изученного С.91

1

76

Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х С. 92

1

77

Звук [ц]. Буквы Ц, ц С. 93

1

78

Закрепление изученного С.94

1

79

Веселые путаницы С. 95

1

80

Звук [ч]. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов С. 96

1

81

Звук [щ]. Буквы Щ, щ. Сочетание букв ча – ща, чу – щу С.97

1

82

Шипящие согласные звуки С. 98 Закрепление изученного С.99

1

83

Закрепление изученного С.99

1

84

Алфавит С.100

1

85

Необычные азбуки С.101

1

86

Из истории Букварей С.102-103

1

Внеклассная работа

С. 104-105

Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме «Алфавит» (по желанию)

20.02

87

Сказки – диалоги о животных С. 106 - 107

1

88

Ребятам о зверятах С.108-109 Сказки о сказке С. 110

1

89.

Ребятам о зверятах.

1

90

Произведения о животных.

1

91

Сказки в сказке.

1

92

Русские народные сказки.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Обучение грамоте. 1 класс.

Планирование уроков письма и чтения по УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...

рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Рабочая программа «Обучение грамоте» для коррекционных классов VII вида 1 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для специальных (коррекционных) классов VII вида разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004г.), авторской программы В.Г.Го...

Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа обучение грамоте  "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа "Обучение грамоте" 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик (УМК "Гармония")...

Рабочая программа Обучение грамоте (письмо) 1 класс

Развёрнуя рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (письмо) по программе  В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. УМК "Школа России"...