Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива»
    рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

    Рабочая программа по предмету « Русский язык» 3 класс создана на основе: следующих нормативных документов и методических рекомендаций

    1. -Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»,
    2. -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго  поколения. Москва. «Просвещение», 2010 г.)
    3. –приказа Минобрнауки России от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования»
    4. – Кодификатора ОГЭ ФГБНУ «Федерального института педагогических изменений».
    5. -Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Москва. «Просвещение», 2010 г.), 
    6. -Планируемых результатов начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова,

            М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)

    7.ООП НОО МКОУ СОШ№5

    8.УМК «Перспектива», программы курса «Русский язык» под редакцией Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. М., Просвещение, 2011 год;

         В соответствии с  федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени курса русского языка в 3 классе составляет 170 часов (по 5 часов в неделю).

    Количество часов в неделю по программе                                 5

    Количество часов в неделю по учебному плану                        5

    Количество часов в год                                                                170

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rus.yaz_kalendarno-tematich.doc539.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование уроков

    по русскому языку в 3 классе

    по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой,

    УМК «Перспектива»

    170 часов (5 часов в неделю)

    №п/п

    Тема урока

    (с. учебника)

    Кол-во часов

    Элементы содержания

    Требования

    к уровню

    подготовки

    обучающихся

    Универсальные

    учебные

    действия

    Дата

    план

    факт

    Мир общения. Повторяем - узнаём новое ( 14 ч )

    1

    Собеседники. Диалог

    1

    Речь устная и письменная.    

    слова речевого этикета,  нормы вежливого поведения. Основные функции общения

     Уметь:

    - использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

    - различать устные и письменные формы общения

     Личностные: 

    - положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

    - познавательный интерес к русскому языку.

    Проявлять: -интерес к изучению темы; желание помочь Ване корректно вести диалог; творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.

    Регулятивные: 

    - определение цели учебной деятельности;

    - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

    -  совершенствование процесса восприятия речи;

    - контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;

    - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

    Познавательные

    Общеучебные:

    - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей.

    Логические:

    - умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера.

    - сравнение записанного текста с образцом;

    - сравнение предложений по цели высказывания и по интонации;

    - различение понятий:  «текст» и «предложение»;

    - различение текстов по типу и жанру;

    - анализ теста, его структуры;

    - умение характеризовать языковые единицы.

    Коммуникативные: 

    - умение общаться, строить монологическое высказывание,  проявлять творческую активность в процессе сотрудничества,  выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий

      Предметные:

    формулировать правила позитивного диалога; строить диалог, используя вежливые слова.

    -составлять и писать диалог с разными социальными службами, используя правила ведения диалога.

    - составлять текст на заданную тему, используя содержание литературных произведений.

    - писать новые словарные слова.

     

     

       

     

    2

    Собеседники. Диалог

    1

    Значение общения в жизни человека. Признаки и типы текста.  Тема текста. Главная мысль текста. Составление текста по заданной теме

    Уметь:

    - использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

    -вести диалог  с опорой на рисунки и жизненные впечатления детей

    3

    Собеседники. Диалог

    1

    Выделение в тексте основной мысли. Деление текста на смысловые части.  Разница между диалогом и спором

    Уметь различать диалог и спор.

    Знать слова речевого этикета

    4

    Собеседники. Диалог

    1

     Вежливость – как одна из необходимых черт поведения и характера человека. Значение речи в жизни человека. Слова речевого этикета

     Знать слова речевого этикета.

    Уметь использовать в устной речи слова речевого этикета

     

    5

    Собеседники. Диалог

    1

     Устная и письменная формы языка. Требования к устной и письменной речи. Работа с пословицами о важности хорошей речи

     Знать нормы верного произношения.

    Уметь пользовать орфоэпическим словарём

    6

    Собеседники. Диалог

    1

      Выбор точного слова как средство выражения мысли, создания  образа. Зависимость выбора

    Уметь писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии.

    Уметь выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения.

    8.09

    7

    Культура устной и письменной речи

    1

    Установить степень усвоения темы, а именно умения:

    — писать высказывания, используя фразу конструктор

    — использовать слова для выбора при оформлении письменных высказываний;

    — писать слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);

    — списывать текст;

    — выделять главную мысль текста;

    — планировать свои действия в соответствии с целью

    8

     

    Культура устной и письменной речи

    1

     Составление текста с опорой на систему вопросов. Озаглавливание текста, определение его темы, главной мысли и настроения. Анализ связи главной мысли текста и его настроения. Составление разных по настроению рассказов на одну и ту же тему

    Знать:

    - типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

    - о предложении как единице высказывания.

    Уметь:

    - составлять предложения из слов и словосочетаний;

    - делить предложения на слова;

    - выделять предложения из сплошного текста;

    - оформлять предложения на письме

    9

     Текст. Тема. Главная мысль текста.

    1

      Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование).

    Художественные и научные тексты (сравнение с помощью учителя)

    Уметь:

    - распознавать предложения, словосочетания, текст;

    - отличать текст от набора предложений и устанавливать связи между предложениями в тексте;

    - делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст

    10

    .

    Текст. Тип текста.

    1

     Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев)

    Знать отличительные признаки текста.

     Уметь:

    - озаглавливать текст;

    - делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст

    11

    Текст. Части текста

    1

    Повторение знаний о письменной речи и о признаках текста; формирование умения устанавливать последовательность частей в тексте; развитие умения использовать лексические средства связи частей в тексте

    Уметь:

    самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; письменно излагать свои мысли.

    12

    Текст научный и художественный.

    1

    Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев)

    Научить:

    — различать научный и художественный тексты и обосновывать своё мнение;

    — объяснять значение выражений «художественный текст», «научный текст» и использовать их в активном словаре;

    — определять стиль текста; 

    19.09

    13

     Контрольный диктант № 1 по теме «Текст»

    1

     Диктант с грамматическим заданием. Самопроверка

    Уметь применять полученные знания в процессе написания диктанта

    14

    Работа над ошибками

    1

    Анализ ошибок, допущенных при написании диктанта. Работа над ошибками

    Уметь анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам

    Язык - главный помощник в общении ( 42ч)

    15

    Язык – главный помощник в общении

    1

     Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке

    Знать:

    - что язык является главным средством общения людей, помогающим им выразить их мысли и чувства;

    - что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа

     Личностные: 

    Проявлять:

    — интерес к изучению темы;

    — желание помочь Ване написать SМS-сообщение, понятное Ане;

    — творческое отношение к процессу составления SМ-сообщения.

     Оценивать результат собственной деятельности.

     Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы

    Метапредметные

    Регулятивные: 

    - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    — ориентироваться в разных способах выполнения задания;

    — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

    — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

    — адекватно воспринимать оценку своих действий.

    Познавательные

    — определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение;

    — определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение;

    — раскрывать смысл понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и «многозначность слова» и обосновывать своё мнение;

    —раскрывать значение понятий «словосочетание», «объявление» и использовать их в активном словаре;

    — раскрывать значение выражений «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение;

    — определять тип предложения по интонации и по цели высказывания и обосновывать своё мнение;

    — определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом и без него и обосновывать своё мнение;

    — использовать приобретённые знания при составлении SМS-сообщения.

    Коммуникативные: 

    - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

    — учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

    — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;

    — адекватно использовать речь для представления результата.  

     

       

     

    16

    Звуки и буквы.

    1

    Причины возникновения

    трудностей в письменной речи. Основные единицы языка – звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов

    Знать: признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

    - названия и порядок букв русского алфавита.

    Уметь:

    - классифицировать звуки;

    - находить буквы парных и непарных согласных звуков;

    - самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами

    17

    Слог, ударение

    Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.  Роль ударения в распознавании значения слова. Значимость постановки ударения для определения речевой культуры человека. Звуко-буквенный анализ слов

    Уметь:

    - определять самостоятельно ударение в словах;

    - делить слова на слоги;

    - переносить слова по слогам;

    - пользоваться орфоэпическим словарём

    18

    Слог, ударение

    Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Понятие открытого и закрытого слога. Звуко-буквенный анализ слов

    Уметь:

    - определять звук по его характеристике;

    - определять самостоятельно ударение в словах;

    - делить слова на слоги;

    - переносить слова по слогам;

    - правильно определять закрытые и открытые слоги

    19

    Девять правил орфографии

    1

     Классификация имён собственных по значению. Возможность перехода имён нарицательных в имена собственные. Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием

    Уметь:

    - находить в тексте слова с изученными орфограммами;

    - объяснять изученные орфограммы;

    - использовать алгоритм проверки орфограмм;

    - записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

    - каллиграфически правильно списывать слова, предложения

    20

    Прописная буква в именах собственных

    1

    Классификация имён собственных по значению. Возможность перехода имён нарицательных в имена собственные. Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием

    Уметь:

    - находить в тексте слова с изученными орфограммами;

    - объяснять изученные орфограммы;

    - использовать алгоритм проверки орфограмм;

    - записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

    - Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты

     21

    Безударные гласные в корне слова

    1

    Определение в тексте слов, в которых произношение и написание гласных не совпадает.   Определение слов с проверяемым и непроверяемым написанием.  Способы проверки безударных гласных.

    Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием

     Знать правило правописания безударных гласных.

    Уметь:

    - подбирать проверочные слова;

    - использовать алгоритм проверки орфограмм

    22

    Безударные гласные в корне слова

    1

    23

    Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

    1

    Обобщение знаний учащихся о написании букв парных по звонкости – глухости согласных звуков на конце слова или перед другими парным согласными. Возможные способы проверки проверяемых согласных.

    Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием

    Знать звонкие и глухие  согласные звуки.

    Уметь:

    -различать звонкие и глухие согласные;

    - проверять парный согласный звук в конце и в середине слова;

     - находить парные согласные в сильной и слабой позиции;

    - наблюдать за произношением и написанием парных согласных в конце слова;

    - применять два способа проверки изученной орфограммы

    24

    Проверяемые и непроверяемые  парные по глухости – звонкости согласные в корне слова

    1

    Письмо слов с буквами непроизносимых согласных. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами

      Уметь:

    - находить в тексте слова с изученными орфограммами;

    - объяснять изученные орфограммы

    25

     

    Проверяемые и непроверяемые  парные по глухости – звонкости согласные в корне слова

    1

    Наблюдение за употреблением разделительного твердого и мягкого знаков. Составление алгоритма проверки написания разделительного твердого и мягкого знаков

     Уметь:

    -наблюдать за употреблением разделительного твердого и мягкого знаков;

    - находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком);

     - производить звуко-буквенный анализ слов с разделительными мягким и твёрдым знаками

    26

    Непроизносимая согласная.

    1

    Научатся писать слова с  разделительным мягким знаком; находить в тексте сравнения, олицетворение; озаглавить и передать содержание текста по вопросам.

      Формирование умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок в соответствии с темой и основной мыслью, использовать в изложении языковые средства выразительности

    27

    Непроизносимая согласная.

    1

    Письмо слов с удвоенной согласной. Работа с орфографическим словарём. Составление словосочетаний, предложений, устного рассказа по личным наблюдениям

    Знать правописание слов с удвоенной согласной, помещённых в орфографический словарик учебника.

    Уметь:

    - записывать под диктовку слова с удвоенной согласной без ошибок;

    - производить звуко-буквенный анализ слов с удвоенной согласной

    28

    Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки

    1

    29

    Р/р. Обучающее изложение по рассказу Н.Сладкова "Осенняя ёлочка"

    1

    Повторение правил написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН. Различие их написаний под ударением и в безударном положении

    Уметь:

    - писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН;

    - находить и исправлять ошибки на изученные правила

    30

    Удвоенные согласные

    1

    31-32

    Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН

    1

    Списывание текста

    Уметь  без ошибок, пропусков и искажений, каллиграфически правильно списывать   текст

    33

     Перенос слов

    1

    Повторение правил переноса слов с одной строки на другую

    Уметь:

     - правильно переносить слова с одной строки на другую;

    - выбирать варианты переноса слов

    34

    Контрольный диктант № 2 по теме «Девять правил орфографии»

    Проверить знания по теме.

    Находить изученные орфограммы. Применять полученные знания на письме.

    35

    Работа над ошибками

    1

    Проверка знаний по теме  «Девять правил орфографии»

    Уметь  применять изученные правила правописания во время написания диктанта

    36

    Слово и его значение

    1

    Анализ ошибок, допущенных в диктанте.   Выписывание слов, в которых допустили ошибки. Классификация слов, в которых допущены ошибки, в соответствии с  орфограммами. Повторение изученных орфограмм

    Уметь выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами

    37

    Слово и его значение

    1

    Роль слова в речевом общении и роль жеста как помощника в общении и предшественника слова. Значение слова. Уместность жестов в речевом общении

    Уметь:

    - делать вывод о значении слова;

    - работать с толковым словарём;

    уместно использовать жесты в речевом общении

    Личностные: 

    - положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

    - познавательный интерес к русскому языку.  

    Регулятивные: 

    - определение цели учебной деятельности;  

    - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;  

    - контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;

    - использование полученных знаний в процессе контроля.

    - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.  

    Познавательные:

    Общеучебные:

    - ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;

    - умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Логические:

    -  наблюдать за использованием в тексте синонимов;

    - контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним;

    -реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложениях текста;

    - пользоваться словарями синонимов, антонимов, омонимов

    Коммуникативные:

    - умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию

     

    38

    Слово и его значение

    1

    Основные функции слова. Структура слова. Звуко-буквенная форма слова. Лексическое значение слова. Роль звуковых повторов и звукописи в литературных произведениях. Фразеологические обороты

    Знать:

    - звукобуквенную форму слова;

    - структуру слова.

    Уметь:

    - пользоваться толковым словарём.

    - использовать в своей речи фразеологические обороты;

    - находить связь между значением слова и его звуко-буквенной формой

    39

    Слово и его значение

    1

    Основные функции слова. Структура слова. Звуко-буквенная форма слова. Лексическое значение слова. Роль звуковых повторов и звукописи в литературных произведениях. Фразеологические обороты

    Знать:

    –  звукобуквенную форму слова;

    - структуру слова.

    Уметь:

    –  пользоваться толковым словарём.

    - использовать в своей речи фразеологические обороты;

    - находить связь между значением слова и его звуко-буквенной формой

    40

    Синонимы

    1

    Как возникают слова. Этимологический словарь

     Уметь:

    - делать выводы о значении слова и его происхождении;

    - пользоваться этимологическим словарём

    41

    Синонимы

    1

    Подбор синонимов к словам и словосочетаниям. Группировка синонимов по сфере употребления в речи. Значение синонимов в устной и письменной речи. Словарь синонимов

       Знать:

    - какие слова называются синонимами.

    - где уместно употреблять синоним.

     Уметь подбирать синонимы к словам и словосочетаниям

    42

    Антонимы

    1

    Подбор синонимов к словам и словосочетаниям. Группировка синонимов по сфере употребления в речи. Значение синонимов в устной и письменной речи. Словарь синонимов

     Знать:

    - какие слова называются синонимами.

    - где уместно употреблять синоним.

     Уметь подбирать синонимы к словам и словосочетаниям

    43

    Омонимы

    1

    Объяснение значения слов разными способами (с помощью синонимов, антонимов . Подбор антонимов к словам разных частей речи.  Использование антонимов в пословицах

    Знать, какие слова называются антонимами.

    Уметь:

    -  подбирать антонимы к словам разных частей речи;

    -использовать антонимы в своей речи

    44

    Многозначные слова

    1

    Использование омонимов в речи. Работа с толковым словарём.

    Знать, какие слова называются  омонимами.

     Уметь  приводить примеры слов- омонимов.

    45

     

    Слово и его значение

    1

    Значение многозначных слов в контексте. Отличие омонимов от многозначных чисел. Использование многозначных чисел в речи

    Уметь 

    -  определять значение многозначных слов в контексте;

    - находить отличия между омонимами и многозначными словам

    46

    Проверка знаний учащихся  по теме «Слово и его значение»

    1

    Понять и раскрыть тему сочинения, составлять связный текст с опорой на план, используя литературные приёмы; соблюдать нормы литературного языка.

    Исследование значений слов и их разнообразных оттенков для связного выражения своих мыслей. Выполнение заданий по предупреждению ошибок: работа с деформированным текстом, составление плана, редактирование предложений, подбор синонимов, антонимов.

    Формирование умения проводить наблюдения по заданной теме и собирать материал к сочинению, раскрывать тему и основную мысль в собственном тексте, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений

    47

     Работа над ошибками

    1

    Слова с обобщающим значением. Отличие имён нарицательных, имен собственных, слов с обобщающим значением. Местоимения – слова, заместители других слов

    Знать:

    - что называют имена собственные;

    -  что называют имена  нарицательные;

    Уметь:

     - называть слова с обобщающим значением;

    - называть отличия имён нарицательных, имен собственных, слов с обобщающим значением

    48

    Слова с обобщающим значением. Роль местоимений в тексте

    Словосочетание

    1

    49

    Словосочетание

    1

    Тест

    Проверить знания по теме.

    Уметь:

    - писать   под диктовку   без ошибок, искажений, пропусков букв и каллиграфически правильно;

    - отвечать на вопросы теста   

     

    50

     

    Предложение

    1

    Анализ ошибок, допущенных в  работе.  Классификация ошибок в зависимости от орфограммы.

     Уметь:

    -  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

    - подбирать примеры на изученную орфограмму.

    51

    Главные члены предложения

    1

    Словосочетание как языковая единица. Основная функция  словосочетания в речи. Составление словосочетаний.  Главное и зависимое слово в словосочетании. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании

    Уметь:

     - находить в предложениях словосочетания;

    - составлять словосочетания;

    - логически верно ставить вопросы от слова к слову в словосочетании

     

    Личностные: 

    - проявлять интерес к изучению темы; творческое отношение к процессу составления и оформления текста объявления; понимание успешности при освоении темы.

    Познавательные:

    -раскрыть значение понятий "словосочетание", "объявление", "второстепенные члены предложения", "однородные члены предложения"и использовать их в активном словаре; обосновывать своё мнение; определять тип предложения по интонации, по цели высказывания; определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом и без него;

    Регулятивные:

    -выполнять учебное задание в соответствии с целью, планом; соотносить учебное действие с известным правилом; выполнять самопроверку, взаимопроверку, корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

    Коммуникативные:

    -формулировать понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению; адекватно использовать речь для представления результата;

    Предметные:

    -формулировать в словосочетании вопрос от основного слова к зависимому; -выделять графически основу предложения; -дополнять предложение второстепенными членами; -писать предложения с второстепенными членами, оформляя соответствующими знаками препинания.

    52

    Главные члены предложения

    1

    53

    Предложения с однородными членами

    1

    Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. Отличие предложения от словосочетания и слова. Знаки препинания в конце предложения

    Уметь:                            

    - проводить синтаксический разбор предложений;

     - определять их вид по цели высказывания и интонации;              

     - ставить знаки препинания в конце предложений

    54

    Предложения с однородными членами

    1

    Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые

    Уметь:  

     - выделять главные и второстепенные члены предложения;

    - устанавливать связь между ними по вопросам;

    - составлять предложения по их моделям

    55

    Контрольный диктант  №3 по теме «Язык – главный помощник в общении»

    1

    Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые

     Уметь:  

     - выделять главные и второстепенные члены предложения;

    - устанавливать связь между ними по вопросам;

    - составлять предложения по их моделям

    56

    Работа над ошибками

    1

    Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами

    Уметь:

    - находить в предложении однородные члены;

    - ставить знаки препинания  предложениях с однородными членами

    Состав слова ( 15 ч)

    57

    Состав слова. Корень.

    1

    Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами

    Уметь:

    - находить в предложении однородные члены;

    - ставить знаки препинания  предложениях с однородными членами

    58

    Корень.

    1

    Контрольный диктант с дополнительным заданием. Самопроверка.

    Уметь применять полученные знания в процессе написания диктанта

    59

     Корень.

    1

    Анализ ошибок, допущенных в  работе.  Классификация ошибок в зависимости от орфограммы.

     Уметь:

    - выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

    - подбирать примеры на изученную орфограмму.

    60

    Повторение значимых частей слова. Корень

    Корень. Корневые орфограммы

    1

    Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Образование однокоренных слов

    Уметь:                                -  разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

     - образовывать слова по заданным словообразовательным моделям;

    - объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса).

    Знать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание.

     Личностные: 

    - Проявлять: -интерес к изучению темы;

    - желание помочь Ане и Ване соотнести слово и схему.

    -Творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием.

     -Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

    Познавательные умения:

    - определять основу слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение;

    -раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение;

    -определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;

    - раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;

    - использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

    Регулятивные умения:

    - выполнять учебное задание, используя правило;

    - выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

    - ориентироваться в разных способах выполнения задания;

    - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные умения:

    - действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;

    - формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

    - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

    - учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности;

    — адекватно использовать речь для представления результата.  

    Предметные: -Подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова. 

     -Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.

     -Устанавливать соответствие между словом и его схемой.

     -Писать орфограммы в новых словарных словах.

    - Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки

     

     

    61

     Р.р. Письменные ответы на вопросы по содержанию.

    1

     Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии): прописная буква в именах собственных. Буква безударных гласных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые  парные по глухости – звонкости согласные в корне слова. Непроизносимые согласные. Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Удвоенные согласные. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.  Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритм их проверки.

    Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река – реченька, снег – снежок, бег – бежать)

    Уметь:                            

    - находить в корне слова орфограмму, определять её тип;                               - применять нужный алгоритм для её проверки;                        

    - переносить слова с удвоенной согласной в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком (ь);  

     - писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю;                           - писать под диктовку тексты с изученными орфограммами в корне слова: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне;                                -   составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;        - образовывать слова по указанным схемам

    62

     

    Приставка

    1

    63

    Приставка Закрепление навыка нахождения изученных корневых орфограмм в словах.

    1

    Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии): прописная буква в именах собственных. Буква безударных гласных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые  парные по глухости – звонкости согласные в корне слова. Непроизносимые согласные. Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Удвоенные согласные. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.  Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритм их проверки. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях

    64

     Суффикс

    1

    Письменный пересказ содержания текста с опорой на вопросы

    Формирование умения соотносить заголовок  с темой и основной мыслью текста; делить текст на части и составлять план; излагать по плану воспринятый на слух текст

    65

     

    Суффикс

    1

    Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак (ъ)  в словах с приставками

    Уметь:                            

    - объяснять написание основных приставок русского языка;                         - различать приставку и предлог;                            - объяснять значение, которое привносит в слово приставка

    66

     

    Окончание и основа

    1

    67

     

    Окончание и основа

    1

    Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин, и др.)

    Уметь:                                    - объяснять значение, которое привносит в слово  суффикс (простые случаи);                             - подбирать слова с указанными суффиксами;              

    - образовывать новые слова с помощью суффиксов

    68

     

    Как образуются слова

    1

    69

     Как образуются слова

    1

    Роль окончания и основы в словах. Нулевое окончание

     Уметь:                                  - находить окончания и основу в изменяемых словах;                          

    - понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании

    70

     

    Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»

    1

    71

     Работа над ошибками

    1

    Наблюдение за образованием новых слов. Основные способы образования новых слов. Отличие родственных слов от формы одного и того же слова.

    Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление)

    Уметь:                                    - образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов;          

    - разбирать сложные слова по составу.

     

    Части речи 3 ч

    72

    Части речи

    1

    73

    Р.р. Письменные ответы на вопросы по содержанию

    1

    Диктант с грамматическим заданием

    Уметь:                             

    - писать под диктовку   без ошибок, пропусков, искажений и каллиграфически правильно;

    - применять полученные знания в процессе написания диктанта

    74

    Контрольный диктант №5 «Части речи»

    1

    Анализ ошибок, допущенных в  работе.  Классификация ошибок в зависимости от орфограммы

    Уметь:

    -  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

    - подбирать примеры на изученную орфограмму

    Имя существительное ( 39 ч)

    75

     Имя существительное

    1

    Представление о предмете как о грамматическом понятии.   Существительные со значениями «явления природы», «технические средства», «инструменты».

    Уметь:                              - различать бытовое и грамматическое представление предмета;                         - употреблять существительные со значениями «явления природы», «технические средства», «инструменты»

    Личностные: 

     Проявлять: -интерес к изучению темы;

    -желание помочь друзьям Ани и Вани;

    - творческое отношение к составлению и оформлению надписи на подарке;

    - понимание своей успешности при изучении темы.

    Познавательные умения:

    — раскрывать значение понятий «склонение», «падеж», «начальная форма слова»,

     «именительный падеж», «родительный падеж», «дательный падеж», «винительный падеж», «творительный падеж», «предложный падеж», «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре;

    — определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;

    — различать вопросы именительного и винительного, родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение;

    — определять роль существительного (местоимения) в предложении и обосновывать своё мнение;

    использовать приобретённые знания и умения для составления и оформления надписи на подарке.

    Регулятивные умения:

    — выполнять учебное действие в соответствии с планом;

    выполнять учебное действие, используя алгоритм;

    — ориентироваться в разных способах выполнения задания;

    — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

    — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные умения:

    — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

    — учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

    — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

    адекватно использовать речь для представления результата.  

    Предметные:

    Определять в предложении (тексте) падеж существительного.

     Склонять существительное.

     Разбирать существительное как часть речи.

     Определять и указывать в тексте местоимения.

     Редактировать и писать текст, заменяя существительное подходящим местоимением.

     Составлять и оформлять надпись на подарке

    76

    Собственные и нарицательные имена существительные

    1

    Смысловые отличия собственных и нарицательных имён существительных: называние одного (единичного) предмета лил группы однородных предметов

    Знать правила правописания имён собственных.

    Уметь  различать смысловые отличия собственных и нарицательных имён существительных: называние одного (единичного) предмета лил группы однородных предметов

    77

    Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное

    1

    Различие одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Классификация одушевлённых существительных по группам

    Уметь:

    - различать одушевлённые и неодушевлённые имёна существительные;

    - классифицировать одушевлённые существительные по группам.  

    78

    Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное

    1

    Различие одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Классификация одушевлённых существительных по группам

    Углубление знаний о структуре текста-повествования; развитие умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения

    79

    Р.р Письменные ответы на вопросы по содержанию

    Письменный пересказ содержания текста с опорой на вопросы

    80

     Число имени существительного

    1

    Различие имён существительных единственного и множественного числа. Окончания при изменении существительных по числам. Существительные, не изменяющиеся по числам

    Уметь:

    - употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений;    

    - изменять имена существительные по числам;        

    - образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний

    81

    Число имён существительных

    1

    82

    Рр. Письменные ответы на вопросы по содержанию

    1

    83

    Контрольный диктант №6 «Имя существительное»

    1

    Тестирование по теме «Имя существительное»

    Уметь  отвечать на вопросы теста

    84

    Проверка знаний учащихся.

    1

    Род – постоянный признак имён существительных. Определение рода имён существительных. Согласование имён существительных с прилагательными, глаголами прошедшего времени и местоимениями

    Уметь:                                 - определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени);                       - употреблять в речи имёна существительные с «проблемным» определением рода.

    85

    Новогоднее путешествие с Дедом морозом

    1

    86

    Род имён существительных

    1

    87

    Род имён существительных

    1

    88

     Род имён существительных

    1

    89

    Род имён существительных

    1

    Понять и раскрыть тему сочинения, составлять связный текст с опорой на план, используя литературные приёмы; соблюдать нормы литературного языка.

    Формирование умения составлять текст-повествование; использовать в своём тексте языковые средства выразительности, передающие состояние и чувства героев

    90

    Род имён существительных

    1

    Правописание мягкого знака на конце существительных женского рода после шипящих. Грамматическая функция мягкого знака

    Уметь:                               - определять род имён существительных;

      - обосновывать написание слов с шипящими на конце на основе определения рода;

    - находить в словах изученные орфограммы.

    91

    Р.р Обучающее изложение Первый снег

    1

    92

    Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода

    1

    Установить степень усвоения темы, а именно умения:

    — определять тему текста и давать ему название;

    — писать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы;

    — определять число имени существительного;

    — определять в тексте и выписывать неодушевлённые имена существительные; имена существительные мужского и среднего рода; имена существительные женского рода с шипящим звуком на конце;

    — планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    — выполнять самопроверку

    Личностные:

    -проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы;

    Познавательные:

    -раскрыть значение понятий "склонение", "падеж", "начальная форма слова", "местоимение", "личное местоимение" и использовать их в активном словаре; -определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого и неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;

    -различать падежные вопросы; -определять роль существительного (местоимения) в предложении;

    Регулятивные:

    - выполнять учебное действие в соответствии с планом;

    выполнять учебное действие, используя алгоритм;

    — ориентироваться в разных способах выполнения задания;

    — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

    — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные умения:

    — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

    — учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

    — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

    адекватно использовать речь для представления результата.  

    Предметные:

    -определять в предложении(тексте) падеж существительного; -склонять существительное; -разбирать существительное как часть речи; -определять и указывать в тексте местоимения; -редактировать и писать текст, заменяя существительное подходящим местоимением.

    93

    Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода

    1

    Понятие «склонение» и «падеж». Этимология названия падежей. Алгоритм определения падежа. Роль окончания при изменении имён существительных

    Уметь:

    - изменять имена существительные по вопросам;

    - называть падежи имён существительных;

    -  называть вопросы падежей имён существительных;

    - определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму

    94

    Контрольный диктант №7 по теме «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода»

    1

    95

    Работа над ошибками

    1

    Именительный падеж имени существительного. Роль имени существительного в именительном падеже в предложении

    Уметь:

    - определять именительный падеж

    - находить имена существительные в именительном падеже в тексе и предложениях

    96

    Изменение имён существительных по падежам

    1

    Имена существительные в родительном падеже. Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. Окончания существительных в родительном падеже

    Уметь:

    - определять  родительный падеж;

    - находить имена существительные в родительном падеже в тексе и предложениях;

    - верно употреблять окончания существительных в родительном падеже

    97

     

    Изменение имён существительных по падежам( склонение

    1

    98

    Изменение имён существительных по падежам( склонение

    1

    Имена существительные в дательном падеже. Употребление имён существительных в дательном падеже.  Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже. Окончания существительных в дательном падеже. Составление словосочетаний и предложений с существительными в дательном падеже

    Уметь:

    - определять  дательный падеж;

    - находить имена существительные в дательном падеже в тексе и предложениях;

    - верно употреблять окончания существительных в дательном падеже

    99

    Именительный падеж

    1

    Определение винительного падежа существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции. Роль имени существительного в винительном падеже в предложении. Различие имён существительных в именительном падеже от существительных в винительном падеже.

    Уметь:

    - различать в предложении имена существительные в именительном падеже и имена  существительные в винительном падеже;

    - определять винительный падеж по вопросам, предлогам и окончанию имён существительных

    100

    Родительный падеж

    1

    Определение творительного падежа существительных по вопросам и предлогам. Окончания имён существительных в творительном падеже.

    Уметь:

    - определять  творительный падеж;

    - находить имена существительные в творительном падеже в тексе и предложениях;

    - верно употреблять окончания существительных в творительном падеже

    101

    Родительный падеж

    1

      Определение  предложного падежа существительных по вопросам и предлогам. Значение имён существительных в предложном падеже. Окончания имён существительных в  предложном падеже.

    Уметь:

    - определять  предложный падеж;

    - находить имена существительные в  предложном падеже в тексе и предложениях;

    - верно употреблять окончания существительных в  предложном падеже.

    102

    Дательный падеж

    1

    Определение падежей имён существительных. Составление словосочетаний и менами существительными в разных падежах.

    Уметь:

     - определять падеж существительного, используя вопрос или предлог;

    — различать именительный и винительный падежи, используя вопросы;

    — определять роль существительного в предложении;

    — составлять и писать предложения, выделяя в них главные члены и окончание каждого существительного;

    103

    Винительный падеж

    1

    104

    Творительный падеж

    1

    Изменение существительных по числам и падежам. Род имён существительных. Разбор имени существительного как части речи

    Уметь:                               - разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж

    105

    Творительный падеж

    106

    Предложный падеж

    1

    Изменение существительных по числам и падежам. Род имён существительных. Разбор имени существительного как части речи. Тестирование по теме «Имя существительное»

    Уметь:                               - разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж

    - отвечать на вопросы теста

    107

    Изменение имён существительных по падежам  (склонение)

    1

    Диктант с грамматическим заданием

    Уметь:                             

    - писать под диктовку   без ошибок, пропусков, искажений и каллиграфически правильно:

    - применять полученные знания в процессе написания диктанта

    108

    Изменение имён существительных по падежам  (склонение)

    1

    Анализ ошибок, допущенных в  работе.  Классификация ошибок в зависимости от орфограммы

    Уметь:

    -  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

    - подбирать примеры на изученную орфограмму

    109

    Имя существительное

    Ознакомление с особенностями описательного текста

    Формирование умения строить описание

    110

    Имя существительное

    111

    Проверочная работа по теме: «Имя существительное»

    112

    Контрольный диктант № 8  по теме: «Имя существительное»

    113

    Работа над ошибками

    Осмысливать, оценивать и систематизировать усвоенное, сопоставлять, сравнивать и делать выводы, совершенствовать написанное.

    Записывают предложения, расставляют знаки препинания, работают с орфографическими ошибками.

    Местоимение (3 ч)

    114

    Местоимение

    1

    Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями)

    Уметь:

    - сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения;

    - редактировать тексты, используя личные местоимения

    Познавательные умения:

    — раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре;

    — определять роль местоимения в речи и обосновывать своё мнение.

    Регулятивные умения:

    — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

    Коммуникативные умения:

    — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    Предметные умения:

    — определять и указывать в тексте местоимения;

    — писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста;

    — писать существительные по группам, соответствующим местоимениям он, она, оно, они;

    — писать существительные, которые можно заменить местоимением;

    — писать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

    — редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся слова подходящими местоимениями. 

    115

    Местоимение

    1

    116

    Местоимение

    1

    Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

    — писать текст с изученными орфограммами;

    — склонять существительное;

    — определять в предложении падеж каждого существительного;

    — разбирать существительное как часть речи;

    — определять и указывать в тексте местоимения;

    — планировать свои действия в соответствии с целью;

    — выполнять самопроверку учебного задания. 

    Глагол ( 28ч)

    117

    Глагол как часть речи

    1

    Общее значение глаголов, вопросы. Группы глаголов по значению. Подбор к глаголам синонимов и антонимов. Объяснение значений многозначных глаголов

    Уметь распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков

     Личностные: 

    Проявлять:

    — интерес к изучению темы;

    — желание помочь Ване понять смысл сказки;

    — творческое отношение к написанию окончания сказки;

    — осознание успешности при изучении темы.

      Познавательные умения:

    — раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

    — определять морфологические признаки глагола неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени и обосновывать своё мнение;

    — определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;

    — определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение;

    — использовать приобретённые знания при написании окончания сказки.

    Регулятивные умения:

    — планировать свои действия в соответствии с целью;

    — выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

    — ориентироваться в разных способах выполнения задания;

    — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

    — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные умения:

    — в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины;

    — слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке учебного задания в рамках учебного диалога;

    — согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

    — адекватно использовать речь для представления результата.

    Предметные:

    Определять:

    — морфологические признаки глагола;

    — глагол неопределённой формы;

    — член предложения, выраженный глаголом.

    Писать:

    — глаголы неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени;

    — глаголы с частицей не.

     Составлять и писать окончание сказки.

    118

    Глагол как часть речи

    1

    Этимология термина «глагол». Нахождение глаголов в предложениях, тексте. Составление словосочетаний с глаголами

    119

    Глагол как часть речи

    120

    Изменение глаголов по временам

    1

    Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени.  Определение времени глагола по вопросу. Изменение глаголов по временам

    Уметь:

    - определять грамматический признак глагола – время;

    - использовать специальную терминологию при определении времени;

    - изменять глаголы по временам

    121

    Изменение глаголов по временам

    1

    122

    Изменение глаголов по временам

    1

    123

    Глаголы настоящего времени

    1

    Образование формы глаголов настоящего времени. Новая орфограмма « Безударные личные окончания глаголов». Изменение глаголов настоящего времени по вопросам

    Уметь:

    - определять грамматический признак глагола – время;

    - использовать специальную терминологию при определении времени;

    - изменять глаголы по временам;

    - изменять глаголы настоящего времени по вопросам

    124

    Глаголы  прошедшего времени

    1

    Образование глаголов прошедшего времени. Нахождение глагола прошедшего времени в предложении, тексте по вопросам. Суффикс глаголов прошедшего времени

    Уметь:

    - определять грамматический признак глагола – время;

    - использовать специальную терминологию при определении времени;

    - изменять глаголы по временам;

    -  распознавать глаголы прошедшего времени по вопросу и суффиксу

    125

    Глаголы  прошедшего времени

    126

    Глаголы будущего времени

    1

    Особенности образования форм глаголов будущего времени: будущее простое время и будущее сложное время. Написание безударных окончаний глаголов в будущем времени

    Уметь:

    - определять грамматический признак глагола – время;

     - изменять глаголы будущего времени по вопросам;

    - образовывать глаголы будущего времени

     

    127

     Глаголы будущего времени

    1

    128

    Неопределённая форма глагола

    1

    Определение термина «неопределённая форма». Суффиксы глаголов в неопределённой форме. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

    Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах неопределённой формы

    Уметь:

    - распознавать в речи глаголы в неопределённой форме;

    - находить глаголы в неопределённой форме в предложении, тексте;

    - образовывать глаголы неопределённой формы.

    Знать правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах неопределённой формы

    129

    Неопределённая форма глагола

    1

    130

    Неопределённая форма глагола

    1

    131

    Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола

    1

    Изменение глаголов по времена. Систематизация сведений об изменении глаголов по временам. Образование глаголов неопределённой формы

    Знать:

    - вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределённой форме;

    - правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах неопределённой формы.

    Уметь:

     –  находить глаголы в неопределённой форме в предложении, тексте, устной речи;

    - образовывать глаголы неопределённой формы;

    --определять грамматический признак глагола – время

    132

    Изменение глаголов по числам

    1

    Грамматический признак глагола – число. Упражнение в изменении глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам

    Уметь:

    - определять число глаголов;

    - изменять глаголы по числам

    133

    Изменение глаголов по числам

    1

    Грамматический признак глагола – число. Упражнение в изменении глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам

    Уметь:

    - определять число глаголов;

    - изменять глаголы по числам

    134

    Р/р. Обучающее изложение по теме «Глагол»

    1

    Диктант. Самостоятельная проверка написанного. Выполнение заданий к тексту

    Уметь:

    - писать тексты;   

    - изменять глаголы по числам и по временам.  

    -  применять  изученные орфограммы. В процессе написания диктанта

    135

    Р/р. Обучающее сочинение

    1

    Подготовка к написанию сочинения. Работа по алгоритму «Шаги к умению». Оформление сочинения

    Уметь:

    - определять тип текста и его структуру;

    - составлять план по определённой теме и сочинение по нему;

    - проверять собственный текст

    136

    Изменение по родам глаголов прошедшего времени

    1

    Знакомство с текстом. Анализ текста. Составление плана. Пересказ текста. Словарная работа. Письмо текста по памяти

    Уметь:

    - пересказывать содержание текста с опорой на вопрос;

    - определять главную мысль текста;

    - составлять план текста;

    - излагать содержание текста в письменном виде

    137

    Изменение по родам глаголов прошедшего времени

    1

    Изменение глаголов по лицам (без введения термина). Определение рода глаголов прошедшего времени в единственном числе  

     Уметь:

    - изменять глаголы прошедшего времени по родам;

    - ставить вопросы к глаголам прошедшего времени

    138

    Изменение по родам глаголов прошедшего времени

    1

    139

    НЕ с глаголами

    1

    140

    НЕ с глаголами

    1

    Знакомство с новой орфограммой «Правописание НЕ с глаголом». Нахождение глаголов с данной орфограммой в тексте. Нормы поведения в школе, дома, на природе.

    Знать  правило правописания НЕ с глаголами

    Уметь:

    - писать раздельно не с глаголами.

    - находить в тексте глаголы с орфограммой «Правописание НЕ с глаголом»

    141

    Глагол.

    1

    142

    Глагол.

    1

    Систематизация знаний о времени, числе и роде глагола. Разбор глагола как части речи

    Знать признаки глагола.

    Уметь:

    - определять грамматические признаки глаголов (время и число);

    - использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи;

    - проводить разбор глагола как части речи по алгоритму

    143

    Контрольная диктант№9  по теме «Глагол».

    144

    Работа над ошибками

    1

    Анализ ошибок допущенных в диктанте и при выполнении грамматического задания.

    Самостоятельная классификация ошибок и работа над ними

    Уметь находить причины допущенных в работе ошибок 

    Имя прилагательное (18 ч)

    145

    Имя прилагательное как часть речи

    1

    Наблюдение за ролью слов-названий признаков в речи.     Знакомство с новым термином «имя прилагательное».

     Значение и употребление в речи имён прилагательных

    Знать признаки имени прилагательного.

    Уметь:

    - задавать вопросы;

    - находить прилагательные в тексте

     Личностные умения:

    Проявлять:

    - интерес к изучению темы;

    - желание помочь Ване;

    - творческое отношение к составлению и написанию поздравительного выступления;

    - осознание успешности при изучении темы.

    Познавательные умения:

    - определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение;

    - определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

    - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение;

    Регулятивные умения:

    - планировать свои действия в соответствии с целью;

    - выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

    - ориентироваться в разных способах выполнения задания;

    - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

    - соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности, и оценивать его.

    Коммуникативные умения:

    - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

    - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе;

    - согласовывать свое мнение с партнёром  для  принятия общего решения в рамках учебного диалога;

    - адекватно использовать речь для представления результата.

    Предметные умения:

    • рассказывать:

    - алгоритм разбора прилагательного как части речи;

    - правило написания окончания прилагательного;

    - алгоритм  определения непостоянных признаков имени прилагательного;

    • склонять прилагательное с существительным;

    • определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание;

    • писать:

    - прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;

     

    146

    Имя прилагательное как часть речи

    1

    Имя прилагательное: значение и употребление.  Группировка имён прилагательных по значению. Роль прилагательных в речи. Согласование с именем существительным

    147

    Имя прилагательное как часть речи

    1

    Упражнения на нахождение имен прилагательных в речи. Использования имён прилагательных для описания предметов.

    Согласование прилагательного с именем существительным в числе  

    Уметь:

     - употреблять прилагательные в речи;

    - использовать имена прилагательные при составлении текстов-описаний

     

    148

    Имя прилагательное как часть речи

    1

    Определение предмета по его признакам.   Дополнение текста именами прилагательными. Описание предмета с помощью прилагательных.  Определение по суффиксу прилагательных оттенки значений.   Восстановление имен прилагательных в поэтическом тексте

    149

    Имя прилагательное как часть речи

    1

    Прилагательные синонимы, антонимы, с противоположным и многозначным  значением

    Уметь:

    - подбирать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению;

    - определять по суффиксу прилагательных оттенки значений;

    - составлять предложения со словами-антонимами, синонимами;

    - использовать имена прилагательные при составлении текстов-описаний

    150

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

    1

    Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. Алгоритмы определения рода и числа   имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи

    Знать определение и  особенности каждой части речи.

    Уметь  определять род и число имени прилагательного по вопросу;

    - ставить вопрос от существительного к прилагательному

    151

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

    1

     Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. Алгоритмы определения рода и числа   имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи

    Знать определение и  особенности каждой части речи.

    Уметь:

    - определять род и число имени прилагательного по вопросу;

    - ставить вопрос от существительного к прилагательному

    152

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

    1

    Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. Алгоритмы определения рода и числа   имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи

    Знать определение и  особенности каждой части речи.

    Уметь:

    - определять род и число имени прилагательного по вопросу;

    - ставить вопрос от существительного к прилагательному

    153

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

    1

    Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. Алгоритмы определения рода и числа   имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи.

    Знать определение и  особенности каждой части речи.

    Уметь:

    - определять род и число имени прилагательного по вопросу;

    - ставить вопрос от существительного к прилагательному

    154

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

    1

    Алгоритм определения падежа имени прилагательного. Склонение имени прилагательного по падежам. Определение безударного окончания имени прилагательного по вопросу

    Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

    Уметь:

    - определять род, число и падеж имени прилагательного;

    - ставить вопрос от существительного к прилагательному

    155

    Р/р. Сочинение с элементами  описания по картине "Прилёт птиц"

    1

    Подготовка к написанию сочинения. Работа по алгоритму «Шаги к умению». Оформление сочинения

    Уметь:

    - определять тип текста и его структуру;

    - составлять план по определённой теме и сочинение по нему;

    - проверять собственный текст

    156

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

    1

    Алгоритм определения падежа имени прилагательного. Склонение имени прилагательного по падежам. Определение безударного окончания имени прилагательного по вопросу

     Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

    Уметь:

    - определять род, число и падеж имени прилагательного;

    - ставить вопрос от существительного к прилагательному;

    - правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

    157

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

    1

    158

    Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

    1

    Применять алгоритм определения рода, числа, падежа имени прилагательного.

    Систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»;  упражнение в разборе имени прилагательного как части речи.

    159

    Имя  прилагательное.

    1

    160

    Обучающее изложение по теме «Имя  прилагательное»

    161

    Контрольный диктант № 10 по теме: «Имя прилагательное»

    1

    Диктант с грамматическим заданием по теме «Прилагательное»

    Уметь:

    - писать под диктовку тексты;   

    - изменять глаголы по числам и по временам.  

    -  применять  изученные орфограммы. В процессе написания диктанта

    162

    Работа над ошибками

    1

    Анализ ошибок допущенных в диктанте и при выполнении грамматического задания.

    Самостоятельная классификация ошибок и работа над ними

    Уметь:

    -  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

    - подбирать примеры на изученную орфограмму

    Повторение (8ч)

    163

    Повторение. Слово. Предложение. Текст

    1

    Языковые единицы. Признаки текста. Титы и структура текста

    Уметь:

    - отличать текст от набора предложений;

    - определять тему и главную мысль текста;

    - самостоятельно восстанавливать деформированный текст;

    - находить в словах текста изученные орфограммы

    Личностные: 

    - положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

    - познавательный интерес к русскому языку.

    Регулятивные: 

    - определение цели учебной деятельности;

    - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

    - контролирование способа (алгоритма) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану;

    - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

    Познавательные:

    Общеучебные:

    - умение ориентироваться в учебнике;

    -  умение находить ответы на вопросы в учебном тексте  при

    рассказывании о гласных и согласных звуках;

    - формулирование выводов в результате совместной работы класса и учителя;

    Логические:

    - различение гласных и согласных звуков;

     - умение группировать слова по изученным орфограммам;

    - устанавливать наличие в словах изученных орфограмм;

    - прогнозировать наличие определённых орфограмм;

    - формирование навыка самоанализа своей работы и самоконтроля;

    - формирование умения корректировать  выполненную работу.

    Коммуникативные:

    - умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества.

     

    164

    Итоговый контрольный

    диктант № 11

    1

    165

    Работа над ошибками

    1

    166

    Повторение. Слово. Предложение. Текст

    1

    Списывание текста

    Уметь  списывать текст без ошибок, пропусков искажений и каллиграфически правильно

    167

    Повторение. Слово. Предложение. Текст

    1

    Правописание слов с проверяемыми  и непроверяемыми безударными гласными в корне слова и с проверяемыми и непроверяемыми  парными по глухости – звонкости согласными в корне слова

    Уметь использовать изученные орфограммы на письме

    168

     Повторение изученных орфограмм.

    1

    169

    Повторение изученных орфограмм

    1

     Диктант с грамматическим заданием.

    Уметь:

    - контролировать написание слов с изученными правилами;

    - выполнять грамматические задания

    170

    Обобщающий урок. Игра «По океану Речи»

    1

    Задания на применение полученных знаний при решении нестандартных заданий.

    Уметь:

    - выполнять задания творческого и поискового характера;

    - применять знания и способы действий в изменённых условиях


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 3 класс" по учебнику Т.Г. Рамзаевой

    Календарно-тематическое планирование  "Русский язык. 3 класс" по учебнику Т.Г. Рамзаевой ....

    Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе по учебнику Свиридовой.

    Рабочая программа разработана на основе ФГОС. Содержит в себе пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, планируемые предметные результаты....

    Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

    Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

    Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

    Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

    Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой

    Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой...

    Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива»

    Календарно-тематическое планирование уроковпо русскому языку в 3 классепо учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой,УМК «Перспектива»170 часов (5 часов в неделю)...