Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива»
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по предмету « Русский язык» 3 класс создана на основе: следующих нормативных документов и методических рекомендаций

  1. -Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»,
  2. -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго  поколения. Москва. «Просвещение», 2010 г.)
  3. –приказа Минобрнауки России от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования»
  4. – Кодификатора ОГЭ ФГБНУ «Федерального института педагогических изменений».
  5. -Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Москва. «Просвещение», 2010 г.), 
  6. -Планируемых результатов начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова,

        М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)

7.ООП НОО МКОУ СОШ№5

8.УМК «Перспектива», программы курса «Русский язык» под редакцией Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. М., Просвещение, 2011 год;

     В соответствии с  федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени курса русского языка в 3 классе составляет 170 часов (по 5 часов в неделю).

Количество часов в неделю по программе                                 5

Количество часов в неделю по учебному плану                        5

Количество часов в год                                                                170

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_kalendarno-tematich.doc539.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков

по русскому языку в 3 классе

по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой,

УМК «Перспектива»

170 часов (5 часов в неделю)

№п/п

Тема урока

(с. учебника)

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Универсальные

учебные

действия

Дата

план

факт

Мир общения. Повторяем - узнаём новое ( 14 ч )

1

Собеседники. Диалог

1

Речь устная и письменная.    

слова речевого этикета,  нормы вежливого поведения. Основные функции общения

 Уметь:

- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

- различать устные и письменные формы общения

 Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Проявлять: -интерес к изучению темы; желание помочь Ване корректно вести диалог; творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

-  совершенствование процесса восприятия речи;

- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные

Общеучебные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей.

Логические:

- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера.

- сравнение записанного текста с образцом;

- сравнение предложений по цели высказывания и по интонации;

- различение понятий:  «текст» и «предложение»;

- различение текстов по типу и жанру;

- анализ теста, его структуры;

- умение характеризовать языковые единицы.

Коммуникативные: 

- умение общаться, строить монологическое высказывание,  проявлять творческую активность в процессе сотрудничества,  выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий

  Предметные:

формулировать правила позитивного диалога; строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог с разными социальными службами, используя правила ведения диалога.

- составлять текст на заданную тему, используя содержание литературных произведений.

- писать новые словарные слова.

 

 

   

 

2

Собеседники. Диалог

1

Значение общения в жизни человека. Признаки и типы текста.  Тема текста. Главная мысль текста. Составление текста по заданной теме

Уметь:

- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

-вести диалог  с опорой на рисунки и жизненные впечатления детей

3

Собеседники. Диалог

1

Выделение в тексте основной мысли. Деление текста на смысловые части.  Разница между диалогом и спором

Уметь различать диалог и спор.

Знать слова речевого этикета

4

Собеседники. Диалог

1

 Вежливость – как одна из необходимых черт поведения и характера человека. Значение речи в жизни человека. Слова речевого этикета

 Знать слова речевого этикета.

Уметь использовать в устной речи слова речевого этикета

 

5

Собеседники. Диалог

1

 Устная и письменная формы языка. Требования к устной и письменной речи. Работа с пословицами о важности хорошей речи

 Знать нормы верного произношения.

Уметь пользовать орфоэпическим словарём

6

Собеседники. Диалог

1

  Выбор точного слова как средство выражения мысли, создания  образа. Зависимость выбора

Уметь писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии.

Уметь выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения.

8.09

7

Культура устной и письменной речи

1

Установить степень усвоения темы, а именно умения:

— писать высказывания, используя фразу конструктор

— использовать слова для выбора при оформлении письменных высказываний;

— писать слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);

— списывать текст;

— выделять главную мысль текста;

— планировать свои действия в соответствии с целью

8

 

Культура устной и письменной речи

1

 Составление текста с опорой на систему вопросов. Озаглавливание текста, определение его темы, главной мысли и настроения. Анализ связи главной мысли текста и его настроения. Составление разных по настроению рассказов на одну и ту же тему

Знать:

- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

- о предложении как единице высказывания.

Уметь:

- составлять предложения из слов и словосочетаний;

- делить предложения на слова;

- выделять предложения из сплошного текста;

- оформлять предложения на письме

9

 Текст. Тема. Главная мысль текста.

1

  Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование).

Художественные и научные тексты (сравнение с помощью учителя)

Уметь:

- распознавать предложения, словосочетания, текст;

- отличать текст от набора предложений и устанавливать связи между предложениями в тексте;

- делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст

10

.

Текст. Тип текста.

1

 Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев)

Знать отличительные признаки текста.

 Уметь:

- озаглавливать текст;

- делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст

11

Текст. Части текста

1

Повторение знаний о письменной речи и о признаках текста; формирование умения устанавливать последовательность частей в тексте; развитие умения использовать лексические средства связи частей в тексте

Уметь:

самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; письменно излагать свои мысли.

12

Текст научный и художественный.

1

Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев)

Научить:

— различать научный и художественный тексты и обосновывать своё мнение;

— объяснять значение выражений «художественный текст», «научный текст» и использовать их в активном словаре;

— определять стиль текста; 

19.09

13

 Контрольный диктант № 1 по теме «Текст»

1

 Диктант с грамматическим заданием. Самопроверка

Уметь применять полученные знания в процессе написания диктанта

14

Работа над ошибками

1

Анализ ошибок, допущенных при написании диктанта. Работа над ошибками

Уметь анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам

Язык - главный помощник в общении ( 42ч)

15

Язык – главный помощник в общении

1

 Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке

Знать:

- что язык является главным средством общения людей, помогающим им выразить их мысли и чувства;

- что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа

 Личностные: 

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание помочь Ване написать SМS-сообщение, понятное Ане;

— творческое отношение к процессу составления SМ-сообщения.

 Оценивать результат собственной деятельности.

 Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы

Метапредметные

Регулятивные: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— адекватно воспринимать оценку своих действий.

Познавательные

— определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение;

— определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение;

— раскрывать смысл понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и «многозначность слова» и обосновывать своё мнение;

—раскрывать значение понятий «словосочетание», «объявление» и использовать их в активном словаре;

— раскрывать значение выражений «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение;

— определять тип предложения по интонации и по цели высказывания и обосновывать своё мнение;

— определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом и без него и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении SМS-сообщения.

Коммуникативные: 

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;

— адекватно использовать речь для представления результата.  

 

   

 

16

Звуки и буквы.

1

Причины возникновения

трудностей в письменной речи. Основные единицы языка – звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов

Знать: признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

- названия и порядок букв русского алфавита.

Уметь:

- классифицировать звуки;

- находить буквы парных и непарных согласных звуков;

- самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами

17

Слог, ударение

Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.  Роль ударения в распознавании значения слова. Значимость постановки ударения для определения речевой культуры человека. Звуко-буквенный анализ слов

Уметь:

- определять самостоятельно ударение в словах;

- делить слова на слоги;

- переносить слова по слогам;

- пользоваться орфоэпическим словарём

18

Слог, ударение

Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Понятие открытого и закрытого слога. Звуко-буквенный анализ слов

Уметь:

- определять звук по его характеристике;

- определять самостоятельно ударение в словах;

- делить слова на слоги;

- переносить слова по слогам;

- правильно определять закрытые и открытые слоги

19

Девять правил орфографии

1

 Классификация имён собственных по значению. Возможность перехода имён нарицательных в имена собственные. Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием

Уметь:

- находить в тексте слова с изученными орфограммами;

- объяснять изученные орфограммы;

- использовать алгоритм проверки орфограмм;

- записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

- каллиграфически правильно списывать слова, предложения

20

Прописная буква в именах собственных

1

Классификация имён собственных по значению. Возможность перехода имён нарицательных в имена собственные. Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием

Уметь:

- находить в тексте слова с изученными орфограммами;

- объяснять изученные орфограммы;

- использовать алгоритм проверки орфограмм;

- записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

- Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты

 21

Безударные гласные в корне слова

1

Определение в тексте слов, в которых произношение и написание гласных не совпадает.   Определение слов с проверяемым и непроверяемым написанием.  Способы проверки безударных гласных.

Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием

 Знать правило правописания безударных гласных.

Уметь:

- подбирать проверочные слова;

- использовать алгоритм проверки орфограмм

22

Безударные гласные в корне слова

1

23

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

1

Обобщение знаний учащихся о написании букв парных по звонкости – глухости согласных звуков на конце слова или перед другими парным согласными. Возможные способы проверки проверяемых согласных.

Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием

Знать звонкие и глухие  согласные звуки.

Уметь:

-различать звонкие и глухие согласные;

- проверять парный согласный звук в конце и в середине слова;

 - находить парные согласные в сильной и слабой позиции;

- наблюдать за произношением и написанием парных согласных в конце слова;

- применять два способа проверки изученной орфограммы

24

Проверяемые и непроверяемые  парные по глухости – звонкости согласные в корне слова

1

Письмо слов с буквами непроизносимых согласных. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами

  Уметь:

- находить в тексте слова с изученными орфограммами;

- объяснять изученные орфограммы

25

 

Проверяемые и непроверяемые  парные по глухости – звонкости согласные в корне слова

1

Наблюдение за употреблением разделительного твердого и мягкого знаков. Составление алгоритма проверки написания разделительного твердого и мягкого знаков

 Уметь:

-наблюдать за употреблением разделительного твердого и мягкого знаков;

- находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком);

 - производить звуко-буквенный анализ слов с разделительными мягким и твёрдым знаками

26

Непроизносимая согласная.

1

Научатся писать слова с  разделительным мягким знаком; находить в тексте сравнения, олицетворение; озаглавить и передать содержание текста по вопросам.

  Формирование умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок в соответствии с темой и основной мыслью, использовать в изложении языковые средства выразительности

27

Непроизносимая согласная.

1

Письмо слов с удвоенной согласной. Работа с орфографическим словарём. Составление словосочетаний, предложений, устного рассказа по личным наблюдениям

Знать правописание слов с удвоенной согласной, помещённых в орфографический словарик учебника.

Уметь:

- записывать под диктовку слова с удвоенной согласной без ошибок;

- производить звуко-буквенный анализ слов с удвоенной согласной

28

Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки

1

29

Р/р. Обучающее изложение по рассказу Н.Сладкова "Осенняя ёлочка"

1

Повторение правил написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН. Различие их написаний под ударением и в безударном положении

Уметь:

- писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН;

- находить и исправлять ошибки на изученные правила

30

Удвоенные согласные

1

31-32

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН

1

Списывание текста

Уметь  без ошибок, пропусков и искажений, каллиграфически правильно списывать   текст

33

 Перенос слов

1

Повторение правил переноса слов с одной строки на другую

Уметь:

 - правильно переносить слова с одной строки на другую;

- выбирать варианты переноса слов

34

Контрольный диктант № 2 по теме «Девять правил орфографии»

Проверить знания по теме.

Находить изученные орфограммы. Применять полученные знания на письме.

35

Работа над ошибками

1

Проверка знаний по теме  «Девять правил орфографии»

Уметь  применять изученные правила правописания во время написания диктанта

36

Слово и его значение

1

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.   Выписывание слов, в которых допустили ошибки. Классификация слов, в которых допущены ошибки, в соответствии с  орфограммами. Повторение изученных орфограмм

Уметь выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами

37

Слово и его значение

1

Роль слова в речевом общении и роль жеста как помощника в общении и предшественника слова. Значение слова. Уместность жестов в речевом общении

Уметь:

- делать вывод о значении слова;

- работать с толковым словарём;

уместно использовать жесты в речевом общении

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.  

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;  

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;  

- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;

- использование полученных знаний в процессе контроля.

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.  

Познавательные:

Общеучебные:

- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;

- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Логические:

-  наблюдать за использованием в тексте синонимов;

- контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним;

-реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложениях текста;

- пользоваться словарями синонимов, антонимов, омонимов

Коммуникативные:

- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию

 

38

Слово и его значение

1

Основные функции слова. Структура слова. Звуко-буквенная форма слова. Лексическое значение слова. Роль звуковых повторов и звукописи в литературных произведениях. Фразеологические обороты

Знать:

- звукобуквенную форму слова;

- структуру слова.

Уметь:

- пользоваться толковым словарём.

- использовать в своей речи фразеологические обороты;

- находить связь между значением слова и его звуко-буквенной формой

39

Слово и его значение

1

Основные функции слова. Структура слова. Звуко-буквенная форма слова. Лексическое значение слова. Роль звуковых повторов и звукописи в литературных произведениях. Фразеологические обороты

Знать:

–  звукобуквенную форму слова;

- структуру слова.

Уметь:

–  пользоваться толковым словарём.

- использовать в своей речи фразеологические обороты;

- находить связь между значением слова и его звуко-буквенной формой

40

Синонимы

1

Как возникают слова. Этимологический словарь

 Уметь:

- делать выводы о значении слова и его происхождении;

- пользоваться этимологическим словарём

41

Синонимы

1

Подбор синонимов к словам и словосочетаниям. Группировка синонимов по сфере употребления в речи. Значение синонимов в устной и письменной речи. Словарь синонимов

   Знать:

- какие слова называются синонимами.

- где уместно употреблять синоним.

 Уметь подбирать синонимы к словам и словосочетаниям

42

Антонимы

1

Подбор синонимов к словам и словосочетаниям. Группировка синонимов по сфере употребления в речи. Значение синонимов в устной и письменной речи. Словарь синонимов

 Знать:

- какие слова называются синонимами.

- где уместно употреблять синоним.

 Уметь подбирать синонимы к словам и словосочетаниям

43

Омонимы

1

Объяснение значения слов разными способами (с помощью синонимов, антонимов . Подбор антонимов к словам разных частей речи.  Использование антонимов в пословицах

Знать, какие слова называются антонимами.

Уметь:

-  подбирать антонимы к словам разных частей речи;

-использовать антонимы в своей речи

44

Многозначные слова

1

Использование омонимов в речи. Работа с толковым словарём.

Знать, какие слова называются  омонимами.

 Уметь  приводить примеры слов- омонимов.

45

 

Слово и его значение

1

Значение многозначных слов в контексте. Отличие омонимов от многозначных чисел. Использование многозначных чисел в речи

Уметь 

-  определять значение многозначных слов в контексте;

- находить отличия между омонимами и многозначными словам

46

Проверка знаний учащихся  по теме «Слово и его значение»

1

Понять и раскрыть тему сочинения, составлять связный текст с опорой на план, используя литературные приёмы; соблюдать нормы литературного языка.

Исследование значений слов и их разнообразных оттенков для связного выражения своих мыслей. Выполнение заданий по предупреждению ошибок: работа с деформированным текстом, составление плана, редактирование предложений, подбор синонимов, антонимов.

Формирование умения проводить наблюдения по заданной теме и собирать материал к сочинению, раскрывать тему и основную мысль в собственном тексте, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений

47

 Работа над ошибками

1

Слова с обобщающим значением. Отличие имён нарицательных, имен собственных, слов с обобщающим значением. Местоимения – слова, заместители других слов

Знать:

- что называют имена собственные;

-  что называют имена  нарицательные;

Уметь:

 - называть слова с обобщающим значением;

- называть отличия имён нарицательных, имен собственных, слов с обобщающим значением

48

Слова с обобщающим значением. Роль местоимений в тексте

Словосочетание

1

49

Словосочетание

1

Тест

Проверить знания по теме.

Уметь:

- писать   под диктовку   без ошибок, искажений, пропусков букв и каллиграфически правильно;

- отвечать на вопросы теста   

 

50

 

Предложение

1

Анализ ошибок, допущенных в  работе.  Классификация ошибок в зависимости от орфограммы.

 Уметь:

-  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

- подбирать примеры на изученную орфограмму.

51

Главные члены предложения

1

Словосочетание как языковая единица. Основная функция  словосочетания в речи. Составление словосочетаний.  Главное и зависимое слово в словосочетании. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании

Уметь:

 - находить в предложениях словосочетания;

- составлять словосочетания;

- логически верно ставить вопросы от слова к слову в словосочетании

 

Личностные: 

- проявлять интерес к изучению темы; творческое отношение к процессу составления и оформления текста объявления; понимание успешности при освоении темы.

Познавательные:

-раскрыть значение понятий "словосочетание", "объявление", "второстепенные члены предложения", "однородные члены предложения"и использовать их в активном словаре; обосновывать своё мнение; определять тип предложения по интонации, по цели высказывания; определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом и без него;

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью, планом; соотносить учебное действие с известным правилом; выполнять самопроверку, взаимопроверку, корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

Коммуникативные:

-формулировать понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению; адекватно использовать речь для представления результата;

Предметные:

-формулировать в словосочетании вопрос от основного слова к зависимому; -выделять графически основу предложения; -дополнять предложение второстепенными членами; -писать предложения с второстепенными членами, оформляя соответствующими знаками препинания.

52

Главные члены предложения

1

53

Предложения с однородными членами

1

Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. Отличие предложения от словосочетания и слова. Знаки препинания в конце предложения

Уметь:                            

- проводить синтаксический разбор предложений;

 - определять их вид по цели высказывания и интонации;              

 - ставить знаки препинания в конце предложений

54

Предложения с однородными членами

1

Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые

Уметь:  

 - выделять главные и второстепенные члены предложения;

- устанавливать связь между ними по вопросам;

- составлять предложения по их моделям

55

Контрольный диктант  №3 по теме «Язык – главный помощник в общении»

1

Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые

 Уметь:  

 - выделять главные и второстепенные члены предложения;

- устанавливать связь между ними по вопросам;

- составлять предложения по их моделям

56

Работа над ошибками

1

Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами

Уметь:

- находить в предложении однородные члены;

- ставить знаки препинания  предложениях с однородными членами

Состав слова ( 15 ч)

57

Состав слова. Корень.

1

Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами

Уметь:

- находить в предложении однородные члены;

- ставить знаки препинания  предложениях с однородными членами

58

Корень.

1

Контрольный диктант с дополнительным заданием. Самопроверка.

Уметь применять полученные знания в процессе написания диктанта

59

 Корень.

1

Анализ ошибок, допущенных в  работе.  Классификация ошибок в зависимости от орфограммы.

 Уметь:

- выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

- подбирать примеры на изученную орфограмму.

60

Повторение значимых частей слова. Корень

Корень. Корневые орфограммы

1

Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Образование однокоренных слов

Уметь:                                -  разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

 - образовывать слова по заданным словообразовательным моделям;

- объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса).

Знать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание.

 Личностные: 

- Проявлять: -интерес к изучению темы;

- желание помочь Ане и Ване соотнести слово и схему.

-Творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием.

 -Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

- определять основу слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение;

-раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение;

-определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;

- раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

- учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности;

— адекватно использовать речь для представления результата.  

Предметные: -Подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова. 

 -Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.

 -Устанавливать соответствие между словом и его схемой.

 -Писать орфограммы в новых словарных словах.

- Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки

 

 

61

 Р.р. Письменные ответы на вопросы по содержанию.

1

 Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии): прописная буква в именах собственных. Буква безударных гласных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые  парные по глухости – звонкости согласные в корне слова. Непроизносимые согласные. Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Удвоенные согласные. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.  Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритм их проверки.

Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река – реченька, снег – снежок, бег – бежать)

Уметь:                            

- находить в корне слова орфограмму, определять её тип;                               - применять нужный алгоритм для её проверки;                        

- переносить слова с удвоенной согласной в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком (ь);  

 - писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю;                           - писать под диктовку тексты с изученными орфограммами в корне слова: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне;                                -   составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;        - образовывать слова по указанным схемам

62

 

Приставка

1

63

Приставка Закрепление навыка нахождения изученных корневых орфограмм в словах.

1

Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии): прописная буква в именах собственных. Буква безударных гласных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые  парные по глухости – звонкости согласные в корне слова. Непроизносимые согласные. Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Удвоенные согласные. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.  Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритм их проверки. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях

64

 Суффикс

1

Письменный пересказ содержания текста с опорой на вопросы

Формирование умения соотносить заголовок  с темой и основной мыслью текста; делить текст на части и составлять план; излагать по плану воспринятый на слух текст

65

 

Суффикс

1

Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак (ъ)  в словах с приставками

Уметь:                            

- объяснять написание основных приставок русского языка;                         - различать приставку и предлог;                            - объяснять значение, которое привносит в слово приставка

66

 

Окончание и основа

1

67

 

Окончание и основа

1

Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин, и др.)

Уметь:                                    - объяснять значение, которое привносит в слово  суффикс (простые случаи);                             - подбирать слова с указанными суффиксами;              

- образовывать новые слова с помощью суффиксов

68

 

Как образуются слова

1

69

 Как образуются слова

1

Роль окончания и основы в словах. Нулевое окончание

 Уметь:                                  - находить окончания и основу в изменяемых словах;                          

- понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании

70

 

Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»

1

71

 Работа над ошибками

1

Наблюдение за образованием новых слов. Основные способы образования новых слов. Отличие родственных слов от формы одного и того же слова.

Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление)

Уметь:                                    - образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов;          

- разбирать сложные слова по составу.

 

Части речи 3 ч

72

Части речи

1

73

Р.р. Письменные ответы на вопросы по содержанию

1

Диктант с грамматическим заданием

Уметь:                             

- писать под диктовку   без ошибок, пропусков, искажений и каллиграфически правильно;

- применять полученные знания в процессе написания диктанта

74

Контрольный диктант №5 «Части речи»

1

Анализ ошибок, допущенных в  работе.  Классификация ошибок в зависимости от орфограммы

Уметь:

-  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

- подбирать примеры на изученную орфограмму

Имя существительное ( 39 ч)

75

 Имя существительное

1

Представление о предмете как о грамматическом понятии.   Существительные со значениями «явления природы», «технические средства», «инструменты».

Уметь:                              - различать бытовое и грамматическое представление предмета;                         - употреблять существительные со значениями «явления природы», «технические средства», «инструменты»

Личностные: 

 Проявлять: -интерес к изучению темы;

-желание помочь друзьям Ани и Вани;

- творческое отношение к составлению и оформлению надписи на подарке;

- понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «склонение», «падеж», «начальная форма слова»,

 «именительный падеж», «родительный падеж», «дательный падеж», «винительный падеж», «творительный падеж», «предложный падеж», «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре;

— определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;

— различать вопросы именительного и винительного, родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение;

— определять роль существительного (местоимения) в предложении и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания и умения для составления и оформления надписи на подарке.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

выполнять учебное действие, используя алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

адекватно использовать речь для представления результата.  

Предметные:

Определять в предложении (тексте) падеж существительного.

 Склонять существительное.

 Разбирать существительное как часть речи.

 Определять и указывать в тексте местоимения.

 Редактировать и писать текст, заменяя существительное подходящим местоимением.

 Составлять и оформлять надпись на подарке

76

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Смысловые отличия собственных и нарицательных имён существительных: называние одного (единичного) предмета лил группы однородных предметов

Знать правила правописания имён собственных.

Уметь  различать смысловые отличия собственных и нарицательных имён существительных: называние одного (единичного) предмета лил группы однородных предметов

77

Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное

1

Различие одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Классификация одушевлённых существительных по группам

Уметь:

- различать одушевлённые и неодушевлённые имёна существительные;

- классифицировать одушевлённые существительные по группам.  

78

Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное

1

Различие одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Классификация одушевлённых существительных по группам

Углубление знаний о структуре текста-повествования; развитие умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения

79

Р.р Письменные ответы на вопросы по содержанию

Письменный пересказ содержания текста с опорой на вопросы

80

 Число имени существительного

1

Различие имён существительных единственного и множественного числа. Окончания при изменении существительных по числам. Существительные, не изменяющиеся по числам

Уметь:

- употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений;    

- изменять имена существительные по числам;        

- образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний

81

Число имён существительных

1

82

Рр. Письменные ответы на вопросы по содержанию

1

83

Контрольный диктант №6 «Имя существительное»

1

Тестирование по теме «Имя существительное»

Уметь  отвечать на вопросы теста

84

Проверка знаний учащихся.

1

Род – постоянный признак имён существительных. Определение рода имён существительных. Согласование имён существительных с прилагательными, глаголами прошедшего времени и местоимениями

Уметь:                                 - определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени);                       - употреблять в речи имёна существительные с «проблемным» определением рода.

85

Новогоднее путешествие с Дедом морозом

1

86

Род имён существительных

1

87

Род имён существительных

1

88

 Род имён существительных

1

89

Род имён существительных

1

Понять и раскрыть тему сочинения, составлять связный текст с опорой на план, используя литературные приёмы; соблюдать нормы литературного языка.

Формирование умения составлять текст-повествование; использовать в своём тексте языковые средства выразительности, передающие состояние и чувства героев

90

Род имён существительных

1

Правописание мягкого знака на конце существительных женского рода после шипящих. Грамматическая функция мягкого знака

Уметь:                               - определять род имён существительных;

  - обосновывать написание слов с шипящими на конце на основе определения рода;

- находить в словах изученные орфограммы.

91

Р.р Обучающее изложение Первый снег

1

92

Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода

1

Установить степень усвоения темы, а именно умения:

— определять тему текста и давать ему название;

— писать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы;

— определять число имени существительного;

— определять в тексте и выписывать неодушевлённые имена существительные; имена существительные мужского и среднего рода; имена существительные женского рода с шипящим звуком на конце;

— планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку

Личностные:

-проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы;

Познавательные:

-раскрыть значение понятий "склонение", "падеж", "начальная форма слова", "местоимение", "личное местоимение" и использовать их в активном словаре; -определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого и неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;

-различать падежные вопросы; -определять роль существительного (местоимения) в предложении;

Регулятивные:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

выполнять учебное действие, используя алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

адекватно использовать речь для представления результата.  

Предметные:

-определять в предложении(тексте) падеж существительного; -склонять существительное; -разбирать существительное как часть речи; -определять и указывать в тексте местоимения; -редактировать и писать текст, заменяя существительное подходящим местоимением.

93

Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода

1

Понятие «склонение» и «падеж». Этимология названия падежей. Алгоритм определения падежа. Роль окончания при изменении имён существительных

Уметь:

- изменять имена существительные по вопросам;

- называть падежи имён существительных;

-  называть вопросы падежей имён существительных;

- определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму

94

Контрольный диктант №7 по теме «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода»

1

95

Работа над ошибками

1

Именительный падеж имени существительного. Роль имени существительного в именительном падеже в предложении

Уметь:

- определять именительный падеж

- находить имена существительные в именительном падеже в тексе и предложениях

96

Изменение имён существительных по падежам

1

Имена существительные в родительном падеже. Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. Окончания существительных в родительном падеже

Уметь:

- определять  родительный падеж;

- находить имена существительные в родительном падеже в тексе и предложениях;

- верно употреблять окончания существительных в родительном падеже

97

 

Изменение имён существительных по падежам( склонение

1

98

Изменение имён существительных по падежам( склонение

1

Имена существительные в дательном падеже. Употребление имён существительных в дательном падеже.  Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже. Окончания существительных в дательном падеже. Составление словосочетаний и предложений с существительными в дательном падеже

Уметь:

- определять  дательный падеж;

- находить имена существительные в дательном падеже в тексе и предложениях;

- верно употреблять окончания существительных в дательном падеже

99

Именительный падеж

1

Определение винительного падежа существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции. Роль имени существительного в винительном падеже в предложении. Различие имён существительных в именительном падеже от существительных в винительном падеже.

Уметь:

- различать в предложении имена существительные в именительном падеже и имена  существительные в винительном падеже;

- определять винительный падеж по вопросам, предлогам и окончанию имён существительных

100

Родительный падеж

1

Определение творительного падежа существительных по вопросам и предлогам. Окончания имён существительных в творительном падеже.

Уметь:

- определять  творительный падеж;

- находить имена существительные в творительном падеже в тексе и предложениях;

- верно употреблять окончания существительных в творительном падеже

101

Родительный падеж

1

  Определение  предложного падежа существительных по вопросам и предлогам. Значение имён существительных в предложном падеже. Окончания имён существительных в  предложном падеже.

Уметь:

- определять  предложный падеж;

- находить имена существительные в  предложном падеже в тексе и предложениях;

- верно употреблять окончания существительных в  предложном падеже.

102

Дательный падеж

1

Определение падежей имён существительных. Составление словосочетаний и менами существительными в разных падежах.

Уметь:

 - определять падеж существительного, используя вопрос или предлог;

— различать именительный и винительный падежи, используя вопросы;

— определять роль существительного в предложении;

— составлять и писать предложения, выделяя в них главные члены и окончание каждого существительного;

103

Винительный падеж

1

104

Творительный падеж

1

Изменение существительных по числам и падежам. Род имён существительных. Разбор имени существительного как части речи

Уметь:                               - разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж

105

Творительный падеж

106

Предложный падеж

1

Изменение существительных по числам и падежам. Род имён существительных. Разбор имени существительного как части речи. Тестирование по теме «Имя существительное»

Уметь:                               - разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж

- отвечать на вопросы теста

107

Изменение имён существительных по падежам  (склонение)

1

Диктант с грамматическим заданием

Уметь:                             

- писать под диктовку   без ошибок, пропусков, искажений и каллиграфически правильно:

- применять полученные знания в процессе написания диктанта

108

Изменение имён существительных по падежам  (склонение)

1

Анализ ошибок, допущенных в  работе.  Классификация ошибок в зависимости от орфограммы

Уметь:

-  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

- подбирать примеры на изученную орфограмму

109

Имя существительное

Ознакомление с особенностями описательного текста

Формирование умения строить описание

110

Имя существительное

111

Проверочная работа по теме: «Имя существительное»

112

Контрольный диктант № 8  по теме: «Имя существительное»

113

Работа над ошибками

Осмысливать, оценивать и систематизировать усвоенное, сопоставлять, сравнивать и делать выводы, совершенствовать написанное.

Записывают предложения, расставляют знаки препинания, работают с орфографическими ошибками.

Местоимение (3 ч)

114

Местоимение

1

Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями)

Уметь:

- сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения;

- редактировать тексты, используя личные местоимения

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре;

— определять роль местоимения в речи и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— определять и указывать в тексте местоимения;

— писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста;

— писать существительные по группам, соответствующим местоимениям он, она, оно, они;

— писать существительные, которые можно заменить местоимением;

— писать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

— редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся слова подходящими местоимениями. 

115

Местоимение

1

116

Местоимение

1

Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

— писать текст с изученными орфограммами;

— склонять существительное;

— определять в предложении падеж каждого существительного;

— разбирать существительное как часть речи;

— определять и указывать в тексте местоимения;

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку учебного задания. 

Глагол ( 28ч)

117

Глагол как часть речи

1

Общее значение глаголов, вопросы. Группы глаголов по значению. Подбор к глаголам синонимов и антонимов. Объяснение значений многозначных глаголов

Уметь распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков

 Личностные: 

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание помочь Ване понять смысл сказки;

— творческое отношение к написанию окончания сказки;

— осознание успешности при изучении темы.

  Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

— определять морфологические признаки глагола неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени и обосновывать своё мнение;

— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;

— определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при написании окончания сказки.

Регулятивные умения:

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины;

— слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке учебного задания в рамках учебного диалога;

— согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные:

Определять:

— морфологические признаки глагола;

— глагол неопределённой формы;

— член предложения, выраженный глаголом.

Писать:

— глаголы неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени;

— глаголы с частицей не.

 Составлять и писать окончание сказки.

118

Глагол как часть речи

1

Этимология термина «глагол». Нахождение глаголов в предложениях, тексте. Составление словосочетаний с глаголами

119

Глагол как часть речи

120

Изменение глаголов по временам

1

Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени.  Определение времени глагола по вопросу. Изменение глаголов по временам

Уметь:

- определять грамматический признак глагола – время;

- использовать специальную терминологию при определении времени;

- изменять глаголы по временам

121

Изменение глаголов по временам

1

122

Изменение глаголов по временам

1

123

Глаголы настоящего времени

1

Образование формы глаголов настоящего времени. Новая орфограмма « Безударные личные окончания глаголов». Изменение глаголов настоящего времени по вопросам

Уметь:

- определять грамматический признак глагола – время;

- использовать специальную терминологию при определении времени;

- изменять глаголы по временам;

- изменять глаголы настоящего времени по вопросам

124

Глаголы  прошедшего времени

1

Образование глаголов прошедшего времени. Нахождение глагола прошедшего времени в предложении, тексте по вопросам. Суффикс глаголов прошедшего времени

Уметь:

- определять грамматический признак глагола – время;

- использовать специальную терминологию при определении времени;

- изменять глаголы по временам;

-  распознавать глаголы прошедшего времени по вопросу и суффиксу

125

Глаголы  прошедшего времени

126

Глаголы будущего времени

1

Особенности образования форм глаголов будущего времени: будущее простое время и будущее сложное время. Написание безударных окончаний глаголов в будущем времени

Уметь:

- определять грамматический признак глагола – время;

 - изменять глаголы будущего времени по вопросам;

- образовывать глаголы будущего времени

 

127

 Глаголы будущего времени

1

128

Неопределённая форма глагола

1

Определение термина «неопределённая форма». Суффиксы глаголов в неопределённой форме. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах неопределённой формы

Уметь:

- распознавать в речи глаголы в неопределённой форме;

- находить глаголы в неопределённой форме в предложении, тексте;

- образовывать глаголы неопределённой формы.

Знать правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах неопределённой формы

129

Неопределённая форма глагола

1

130

Неопределённая форма глагола

1

131

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола

1

Изменение глаголов по времена. Систематизация сведений об изменении глаголов по временам. Образование глаголов неопределённой формы

Знать:

- вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределённой форме;

- правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах неопределённой формы.

Уметь:

 –  находить глаголы в неопределённой форме в предложении, тексте, устной речи;

- образовывать глаголы неопределённой формы;

--определять грамматический признак глагола – время

132

Изменение глаголов по числам

1

Грамматический признак глагола – число. Упражнение в изменении глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам

Уметь:

- определять число глаголов;

- изменять глаголы по числам

133

Изменение глаголов по числам

1

Грамматический признак глагола – число. Упражнение в изменении глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам

Уметь:

- определять число глаголов;

- изменять глаголы по числам

134

Р/р. Обучающее изложение по теме «Глагол»

1

Диктант. Самостоятельная проверка написанного. Выполнение заданий к тексту

Уметь:

- писать тексты;   

- изменять глаголы по числам и по временам.  

-  применять  изученные орфограммы. В процессе написания диктанта

135

Р/р. Обучающее сочинение

1

Подготовка к написанию сочинения. Работа по алгоритму «Шаги к умению». Оформление сочинения

Уметь:

- определять тип текста и его структуру;

- составлять план по определённой теме и сочинение по нему;

- проверять собственный текст

136

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

1

Знакомство с текстом. Анализ текста. Составление плана. Пересказ текста. Словарная работа. Письмо текста по памяти

Уметь:

- пересказывать содержание текста с опорой на вопрос;

- определять главную мысль текста;

- составлять план текста;

- излагать содержание текста в письменном виде

137

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

1

Изменение глаголов по лицам (без введения термина). Определение рода глаголов прошедшего времени в единственном числе  

 Уметь:

- изменять глаголы прошедшего времени по родам;

- ставить вопросы к глаголам прошедшего времени

138

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

1

139

НЕ с глаголами

1

140

НЕ с глаголами

1

Знакомство с новой орфограммой «Правописание НЕ с глаголом». Нахождение глаголов с данной орфограммой в тексте. Нормы поведения в школе, дома, на природе.

Знать  правило правописания НЕ с глаголами

Уметь:

- писать раздельно не с глаголами.

- находить в тексте глаголы с орфограммой «Правописание НЕ с глаголом»

141

Глагол.

1

142

Глагол.

1

Систематизация знаний о времени, числе и роде глагола. Разбор глагола как части речи

Знать признаки глагола.

Уметь:

- определять грамматические признаки глаголов (время и число);

- использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи;

- проводить разбор глагола как части речи по алгоритму

143

Контрольная диктант№9  по теме «Глагол».

144

Работа над ошибками

1

Анализ ошибок допущенных в диктанте и при выполнении грамматического задания.

Самостоятельная классификация ошибок и работа над ними

Уметь находить причины допущенных в работе ошибок 

Имя прилагательное (18 ч)

145

Имя прилагательное как часть речи

1

Наблюдение за ролью слов-названий признаков в речи.     Знакомство с новым термином «имя прилагательное».

 Значение и употребление в речи имён прилагательных

Знать признаки имени прилагательного.

Уметь:

- задавать вопросы;

- находить прилагательные в тексте

 Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Ване;

- творческое отношение к составлению и написанию поздравительного выступления;

- осознание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

- определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

- различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- планировать свои действия в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности, и оценивать его.

Коммуникативные умения:

- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе;

- согласовывать свое мнение с партнёром  для  принятия общего решения в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

• рассказывать:

- алгоритм разбора прилагательного как части речи;

- правило написания окончания прилагательного;

- алгоритм  определения непостоянных признаков имени прилагательного;

• склонять прилагательное с существительным;

• определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание;

• писать:

- прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;

 

146

Имя прилагательное как часть речи

1

Имя прилагательное: значение и употребление.  Группировка имён прилагательных по значению. Роль прилагательных в речи. Согласование с именем существительным

147

Имя прилагательное как часть речи

1

Упражнения на нахождение имен прилагательных в речи. Использования имён прилагательных для описания предметов.

Согласование прилагательного с именем существительным в числе  

Уметь:

 - употреблять прилагательные в речи;

- использовать имена прилагательные при составлении текстов-описаний

 

148

Имя прилагательное как часть речи

1

Определение предмета по его признакам.   Дополнение текста именами прилагательными. Описание предмета с помощью прилагательных.  Определение по суффиксу прилагательных оттенки значений.   Восстановление имен прилагательных в поэтическом тексте

149

Имя прилагательное как часть речи

1

Прилагательные синонимы, антонимы, с противоположным и многозначным  значением

Уметь:

- подбирать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению;

- определять по суффиксу прилагательных оттенки значений;

- составлять предложения со словами-антонимами, синонимами;

- использовать имена прилагательные при составлении текстов-описаний

150

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. Алгоритмы определения рода и числа   имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи

Знать определение и  особенности каждой части речи.

Уметь  определять род и число имени прилагательного по вопросу;

- ставить вопрос от существительного к прилагательному

151

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

 Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. Алгоритмы определения рода и числа   имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи

Знать определение и  особенности каждой части речи.

Уметь:

- определять род и число имени прилагательного по вопросу;

- ставить вопрос от существительного к прилагательному

152

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. Алгоритмы определения рода и числа   имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи

Знать определение и  особенности каждой части речи.

Уметь:

- определять род и число имени прилагательного по вопросу;

- ставить вопрос от существительного к прилагательному

153

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. Алгоритмы определения рода и числа   имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи.

Знать определение и  особенности каждой части речи.

Уметь:

- определять род и число имени прилагательного по вопросу;

- ставить вопрос от существительного к прилагательному

154

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

Алгоритм определения падежа имени прилагательного. Склонение имени прилагательного по падежам. Определение безударного окончания имени прилагательного по вопросу

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь:

- определять род, число и падеж имени прилагательного;

- ставить вопрос от существительного к прилагательному

155

Р/р. Сочинение с элементами  описания по картине "Прилёт птиц"

1

Подготовка к написанию сочинения. Работа по алгоритму «Шаги к умению». Оформление сочинения

Уметь:

- определять тип текста и его структуру;

- составлять план по определённой теме и сочинение по нему;

- проверять собственный текст

156

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

Алгоритм определения падежа имени прилагательного. Склонение имени прилагательного по падежам. Определение безударного окончания имени прилагательного по вопросу

 Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь:

- определять род, число и падеж имени прилагательного;

- ставить вопрос от существительного к прилагательному;

- правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

157

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

158

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

Применять алгоритм определения рода, числа, падежа имени прилагательного.

Систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»;  упражнение в разборе имени прилагательного как части речи.

159

Имя  прилагательное.

1

160

Обучающее изложение по теме «Имя  прилагательное»

161

Контрольный диктант № 10 по теме: «Имя прилагательное»

1

Диктант с грамматическим заданием по теме «Прилагательное»

Уметь:

- писать под диктовку тексты;   

- изменять глаголы по числам и по временам.  

-  применять  изученные орфограммы. В процессе написания диктанта

162

Работа над ошибками

1

Анализ ошибок допущенных в диктанте и при выполнении грамматического задания.

Самостоятельная классификация ошибок и работа над ними

Уметь:

-  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

- подбирать примеры на изученную орфограмму

Повторение (8ч)

163

Повторение. Слово. Предложение. Текст

1

Языковые единицы. Признаки текста. Титы и структура текста

Уметь:

- отличать текст от набора предложений;

- определять тему и главную мысль текста;

- самостоятельно восстанавливать деформированный текст;

- находить в словах текста изученные орфограммы

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

- контролирование способа (алгоритма) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану;

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные:

Общеучебные:

- умение ориентироваться в учебнике;

-  умение находить ответы на вопросы в учебном тексте  при

рассказывании о гласных и согласных звуках;

- формулирование выводов в результате совместной работы класса и учителя;

Логические:

- различение гласных и согласных звуков;

 - умение группировать слова по изученным орфограммам;

- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм;

- прогнозировать наличие определённых орфограмм;

- формирование навыка самоанализа своей работы и самоконтроля;

- формирование умения корректировать  выполненную работу.

Коммуникативные:

- умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества.

 

164

Итоговый контрольный

диктант № 11

1

165

Работа над ошибками

1

166

Повторение. Слово. Предложение. Текст

1

Списывание текста

Уметь  списывать текст без ошибок, пропусков искажений и каллиграфически правильно

167

Повторение. Слово. Предложение. Текст

1

Правописание слов с проверяемыми  и непроверяемыми безударными гласными в корне слова и с проверяемыми и непроверяемыми  парными по глухости – звонкости согласными в корне слова

Уметь использовать изученные орфограммы на письме

168

 Повторение изученных орфограмм.

1

169

Повторение изученных орфограмм

1

 Диктант с грамматическим заданием.

Уметь:

- контролировать написание слов с изученными правилами;

- выполнять грамматические задания

170

Обобщающий урок. Игра «По океану Речи»

1

Задания на применение полученных знаний при решении нестандартных заданий.

Уметь:

- выполнять задания творческого и поискового характера;

- применять знания и способы действий в изменённых условиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 3 класс" по учебнику Т.Г. Рамзаевой

Календарно-тематическое планирование  "Русский язык. 3 класс" по учебнику Т.Г. Рамзаевой ....

Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе по учебнику Свиридовой.

Рабочая программа разработана на основе ФГОС. Содержит в себе пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, планируемые предметные результаты....

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой...

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива»

Календарно-тематическое планирование уроковпо русскому языку в 3 классепо учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой,УМК «Перспектива»170 часов (5 часов в неделю)...