Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)". 3 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ермолина Мария Валерьевна

Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtorostepennye_chleny_predlozhenia.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата: 28.02.18

Учитель: Ахмадеева О.С.________

Школа: МАОУ «Образовательный центр № 2»

                                 

Класс: 3-6

Студентка: Трифонова М.В., 41 гр.

Кабинет: 341

Тема: «Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)»

Цели деятельности учителя: дать определение о распространённых и нераспространёнными, учить различать их;

дать определение о второстепенных членах предложения; тренировать находить в тексте дополнения, определения обстоятельства; показать функцию второстепенных членов в предложении.

Планируемые результаты

предметные: 

- формировать представления о второстепенных членах предложения.

- учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.

- тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

- совершенствовать орфографические навыки.

личностные: 

- проявлять высокий уровень учебной мотивации;

- аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал

Этапы. Методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Словесн.: беседа

1 мин

Здравствуйте дети!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- приветствовать учителя

Л.: желание приобретать новые знания, воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся.

Актуализация знаний.
Мотивационный

Словесн.:

Беседа

Слово учителя

Практич.: работа с презентацией

5 мин

Давайте же повторим с вами то, о чём говорили на прошлом уроке. Итак,

- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)

Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено?

Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено?

подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила – сказуемое, весна – подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки – подлежащее, побежали – сказуемое.

Запели птицы. Запели – сказуемое, птицы – подлежащее.

Появились травинки. Появились – сказуемое, травинки – подлежащее.

- распределять слова

- отвечать на вопросы учителя

- отвечать на вопросы учителя

П.: воспроизводить по памяти информацию, неоходимую для решения учебной задачи.

Л.: желание приобретать новые знания.

К.: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли;

- оформлять диалогическое высказывание.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: работа с текстом

Словесн.: беседа

Практич.: работа с текстом, разбор предложений

35 мин

Рассмотрим предложения:

Кружатся снежинки.

Зимой в воздухе кружатся белые снежинки.

Сравните предложения.

Что в них общего? Чем они различаются?

С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких снежинках идёт речь и где они кружатся?

- Каким по составу является первое предложение? (нераспространённым)Почему?

-Каким по составу является второе предложение? (распространённым)Почему?

Делаем вывод: (предложения по составу могут быть распространённые инераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.)

Запишите распространённое предложение.

Разберем его по членам предложения. 1 ученик с комментированием.

(О чём говорится в предложении?

В этом предложении говорится о снежинках. Что? снежинки – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Что говорится о снежинках?

Снежинки что делают? кружатся – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.)

Обратите внимание!

Одно и то же можно назвать по-разному:

Снежинки кружатся – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое.

А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.)

- Что они делают в предложении?

(Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.)

Сделав это интересное задание, кто может сказать, какая тема будет у нашего сегодняшнего урока?

(второстепенные члены предложения»

Какие задачи мы перед собой поставим?

Узнать, какие существуют второстепенные члены в предложении и тренироваться их находить.

- читать и анализировать предложения

- делать выводы

- разбирать/анализировать предложения

- называть тему и цели урока

К.: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями.

П.: строить объяснения в устной форме.

К.:

уметь формулировать собственно мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Решение частных задач.

Словесн.: слово учителя

Практич.: работа с презентацией

Практич.: работа с текстом

Словесн.: слово учителя

3 мин

«Определение, дополнение, обстоятельство»

Вам о чём-нибудь говорят эти слова? Ребята, всё это есть

Второстепенные члены предложения - члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и уточняют или дополняют главные слова.

Давайте узнаем, что такое определение.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В роли определения обычно выступает имя прилагательное или местоимение. Определение подчёркивается волнистой линией.

Пример:

Светит весеннее солнце.

Ребята, давайте попробуем найти определение в этом предложении. Слово «весеннее». Почему? Отвечает на вопрос «какое»? Как подчеркнём? Волнистой линией».
Идём дальше.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение. Дополнение подчёркивается пунктирной линией.

Пример:
Школьники занимаются 
спортом.

Ребята, давайте попробуем найти дополнение в этом предложении. Слово «спортом». Почему? Отвечает на вопрос «чем»? Это вопрос Д.п. Как подчеркнём? Пунктирной линией».
Идём дальше.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. Отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными. Обстоятельства подчёркиваются линией тире – точка.

В лесу поют птицы.

Ребята, давайте попробуем найти обстоятельство в этом предложении. Словосочетание «в лесу». Почему? Отвечает на вопрос «где»? Как подчеркнём?  линией  тире – точка.

- отвечать на вопросы учителя

- слушать учителя

- играть в игру «Назови одним словом»

- читать текст

- отвечать на вопросы учителя

- слушать учителя

П.: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Р.: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Первичное закрепление.

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: работа с учебником

Практич.: выполнение упражнения

Практич.: работа с алгоритмом

5 мин

Ребята, откройте свои учебники на странице 59 и посмотрите на 106 упр. Вам необходимо найти в этих предложениях грамматическую основу и выделить второстепенные члены, опираясь на памятку.

1. Обезьяна сидела на дереве.
2. Филипок посмотрел на учителя и заплакал.
3 Муравей спустился к ручью.
4. Олень спрятался от охотников в виноградник.
5. Подавился волк костью.
6. Сокол поймал зайца.
7. Сын приехал из города к отцу в деревню.

Давайте сделаем это упражнение вместе.

Прежде чем приступить к заданию, нужно научиться эти самые второстепенные члены предложения уметь находить в тексте. Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо: 

  1. Определить грамматическую основу предложения.
  2. Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.
  3. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.
  4. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.

Выполним проверку.

- работать по учебнику

- работать с упражнением

- работать по алгоритму

К.: взаиможействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

Р.: принимать свои действия в соотвествии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

Самостоятельная работа.

Практич.: работа по карточкам

5 мин

Перед вами лежат карточки с заданием.   

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые. Выделите в тексте. дополнение, определение и обстоятельство опираясь на памятку на экране.

Ярко светит солнце – распространённое предложение.

По небу плывут лёгкие облака – распространённое предложение.

Поют птицы – нераспространённое предложение.

Выглянул голубой подснежник – распространённое предложение.

Побежали ручьи – нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки – распространённое предложение.

Наступила весна – нераспространённое предложение.

- слушать учителя

- выполнять работу по карточкам

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Р.: принимать свои действия в соотвествии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Практич.: письменная рефлексия

2 мин

- Подведём итог урока.

-В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ______

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что…

Всем огромное спасибо за урок!    

- слушать учителя

-записывать домашнее задание

- отвечать на вопросы

- оценивать свою работу на уроке

К.: уметь четко высказывать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие » 3 класс

Цели деятельности учителя:Создание благоприятных условий для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.Планируемые результаты:Предметные:Находит...

Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие" 3 класс

Цели деятельности учителя:Развивать умение в правописании слов, оканчивающихся на -ий-, -ия-, -ие-, умение классифицировать слова по группам; развивать орфографическую зоркость.Планируемые результаты:...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...