Изменение личных местоимений по падежам.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Яруллина Ольга Николаевна

Цель: развивать умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.

Познавательные: выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза.

Коммуникативные: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, письмо).

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Личностные: осознание важности учения и познания нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_15.03.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение личных местоимений по падежам.

Цель: развивать умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.

Познавательные: выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза.

Коммуникативные: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, письмо).

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Личностные: осознание важности учения и познания нового.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Прочитайте высказывание.   Аз да буки избавят нас от скуки.

О чем эта пословица? А вы хотите много знать?

У нас обязательно все получится! Приступим к работе.

  1. Актуализация знаний: 

Для начала давайте выполним небольшой тест и проверим,  как мы усвоили тему предыдущих уроков.

1. Укажите местоимения 2-го лица:

А) я, мы

Б) ты, вы

В) он, она, оно, они

2.Укажите строку, где все местоимения единственного числа

А) я, ты, вы, она, он

Б) ты, он, она, я, оно

В) мы, они, вы

3.Укажите местоимения 3-го лица

А) я, ты

Б) мы, вы

В) он, она, оно, они

4. Личные местоимения…

А) называют предметы

Б) указывают на предметы

В) указывают на признак предмета

5. Укажите грамматические признаки местоимения ТЫ

А) 2- е л., ед. ч.

Б) 3-е л., ед. ч.
В)1-е л., мн.ч.

- Поменялись листочками. Сверим с образцом. Если у соседа правильно, поставьте смайлик.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Прочитайте текст:

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.

-Что заметили? Как украсить текст? Какими словами заменить слово дятел?

-Как вы думаете, что за часть речи - у него?

-Определите тему урока.

Тема урока: «Изменение личных местоимений по падежам».

-Какие цели поставим перед собой? ( Развивать умения изменять личные местоимения по падежам, определять лицо, число, падеж местоимения)

- Ребята, что мы знаем о местоимениях? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Личные местоимения – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они).

-Как изменяются местоимения? (Местоимения изменяются по числам, падежам).

-Что мы будем закреплять на сегодняшнем уроке? (изменение личных местоимений по падежам)

4. Работа по теме:

- Просклоняйте местоимения. Работа в группах.

И.п. кто? он  она  оно   они

Р.п. кого?  его   её   его   их

Д.п. кому? ему  ей  ему   им

В.п. кого? его   её  его  их

Т.п. кем? им  ей (ею)  им  ими

П.п. о ком? о нём   о ней     о нём    о них

Вывод. Местоимения изменяются по падежам.

- Проверим. Если все правильно, поставьте себе смайлик.

- Понаблюдайте, как изменяются по падежам (склоняются) местоимения 3-го лица.

После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н:

от   него,  за  ней, перед  ними, от них

5. Работа с учебником.

с. 76 упр. 124 – письменно в тетради.

«Четвертое – лишнее»

Он, она, оно, я

Я, ты, они, он

Мы, он, но, вы

Ты, к, от, за

Мне, мну, мни, мнём

6. Задание написано на доске. Ученики выполняют задание. Определи лицо, число, падеж местоимений:

  1. Поздравляю тебя: 2-е лицо, ед.ч., В.п.
  2. Доволен мной: 1-е лицо, ед.ч., Т.п.
  3. Встречаю её: 3-е лицо, ед.ч., В.п.
  4. Дарю ему: 3-е лицо, ед.ч., Д.п.
  5. Позвоню им: 3-е лицо, мн.ч., Д.п.

Проверим. Если все правильно, ставим себе смайлик.

  1. Физкультминутка
  1. Если я буду называть местоимения – руки вверх, если другую часть речи, другое слово – приседаем.
  2. Найди местоимения в словах.

Ракеты, тыквы, высота, ворона, мыши, кони, якорь

  1. Продолжение работы:

Самостоятельная работа.  Списать, поставить местоимение в нужную форму.

  • У (я) много хороших друзей.
  • К (мы) приехала бабушка из деревни.
  • О (ты) написали в газете.
  • У (вы) есть тетрадь в клеточку?
  • Ехал к (вы), да попал к (мы).

Самопроверка 

  • У меня много хороших друзей.
  • К нам приехала бабушка из деревни.
  • О нас написали в газете.
  • У вас есть тетрадь в клеточку?
  • Ехал к вам, да попал к нам.

- Прочитать пословицу, объяснить смысл её. (Перепутал).

- Если выполнили всё верно, поставьте смайлик.

«Рассыпались» предложения. 
Записать предложения, ставя местоимения в нужном падеже. 


1 вариант. Сегодня, урок, языка, у (мы), русского, открытый. Учителя, школы, на, пришли, к (мы), урок, нашей. 


Сегодня у нас открытый урок русского языка. К нам на урок пришли учителя нашей школы. 


2 вариант. Играют, в, перемене, с (мы), игры, старшеклассники, на.  Наши, о (мы), родители, заботятся. 

  1. Работа в рабочей тетради.

Р.т. с. 47 упр. 73

Проверим. Если вы правильно сделали, поставьте смайлик.

10. Шарады

- Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (я-мы)

- В каком местоимении 2 звука, одна буква? (я)

Первый слог – это местоимение.

Слог второй – лягушиное пение.

Ну а слово само – на природе,

Во саду ли растёт, в огороде. (тыква)

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом – столик школьный твой. ( пар-ты)

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта.

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета. (я-блок-о)

11. Рефлексия:

- Оцените свою работу на уроке.

Я умею определять часть речи – местоимение.

Я умею определять лицо местоимения.

Я умею изменять местоимения по падежам.

12. Подведение итогов урока:

        - За что бы вы себя похвалили?

-Посчитайте, сколько смайликов вы набрали? Если вы набрали 5 смайликов, то сегодня за работу на уроке поставьте себе 5, если 4 смайлика, то 4. Если у вас оказалось меньше четырех смайликов, не огорчайтесь, мы еще будем повторять местоимения, у вас все получится.

13. Домашнее задание: учебник упр. 127 с. 77 (2 темы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изменение личных местоимений по падежам" (Школа России)

Конспект урока русского языка в 4 классе...

Русский язык. Изменение личных местоимений по падежам. Закрепление.

План урока по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа России"...

Изменение личных местоимений по падежам.

Цель: развивать умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.Познавательные: выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза.Коммуникативные:...

"Изменение личных местоимений по падежам".

Урок направлен на развитие умения правильно употреблять в речи и писать личные местоимения....

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Конспект урока русского языка на тему: "Изменение личных местоимений по падежам" (4 класс УМК: "Школа России")

Предмет: Русский языкУМК: «Школа России»Класс: 4Тема урока: «Изменение личных местоимений по падежам»Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковЦель...