"Изменение личных местоимений по падежам".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Волосянкина Наталья Васильевна

Урок направлен на развитие умения правильно употреблять в речи и писать личные местоимения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

I.Организационный этап. Создание эмоционального настроя.

Кто из вас готов трудиться,

Грамотно писать и не лениться?

Улыбнитесь,

Поздоровайтесь с гостями.

А теперь садись, дружок.

Нам пора начать урок.

II.Актуализация знаний.

1.Каллиграфическая минутка. Создание мотивации.

-О какой части речи говорится:

«Нам на всё оно укажет,

 Но имен ничьих не скажет».(ответы детей)

-Часто ли мы употребляем местоимения в речи?  Почему?

-В. Маяковский «Майская песенка»:

Зелёные листики - и нет зимы.
Идем раздольем чистеньким - и я, и ты, и мы.

-Пропишите местоимения. Какое лишнее?

Лексика: раздолье – простор, широкое свободное пространство.

2.Орфографическая работа

 -Запись загадки под диктовку:

 Она звучит при встрече.

 Как с ней приятен вечер!  (беседа)

Проверка. 

-По словарю: беседа.

-Объяснение орфограмм.(ученик на доске вставляет пропущенные буквы).

Лексическая работа

-Подбор синонимов к слову  беседа (разговор, диалог, болтовня, общение)

-Словарь С.И. Ожегова: беседа - разговор, обмен мнениями.

3.Повторение о местоимении

-Назовите в загадке местоимения. Определите падеж. (повторение алгоритма)

Взаимопроверка домашнего задания (Стихи о весне. Падеж местоимений)

Запись словосочетаний (выборочно). Определение падежа.

-Что мы знаем о местоимении?

▪Работа в парах. Задайте друг другу вопросы. 2 ученика составляют кластер на доске.

-Взаимооценка. Как поработали?

Коллективная проверка. Рассказ учеников о местоимении (по схеме на доске)

▪Какие правила беседы знаете? Пословицы разных народов расскажут о других правилах.

▪Говори мало, слушай много, а думай ещё больше. (казахская пословица)

III.Самоопределение к деятельности

Проблемный вопрос

-Ученик в сочинении написал: У меня есть друг Игорь. Я сижу с он за одной партой.

-С чем не согласны? Как бы ты написал?

-Чему будем учиться на уроке? (изменять по падежам и  правильно употреблять в речи)

Первичная диагностика.  

Заполни таблицу «Лист достижений» (я умею). На какой ступеньке ты находишься?

На дружеское слово дружески и отвечать надо. (дагестанская пословица)

IV.Работа по теме

1. «Найди пару» (на доске карточки местоимений: мне, я, их, они, его, он, вам, вы, ей, она)

Самостоятельная работа в тетради. Составление и запись пар.

Проверка (на доске) с помощью карточек.

2.Работа по учебнику (стр.76 упр.124) 

Составление словосочетаний. Постановка местоимений в нужную форму. Определение лица, падежа.

(1 словосочетание составляется коллективно, 2 словосочетания -по выбору-самостоятельно)

 Выборочное объяснение.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

3.Проблемная задача  

-Какие личные местоимения  называют собеседника или собеседников?

-Сравните два предложения:

Анна Петровна! Поздравляю Вас с праздником. 

Кто из вас готов трудиться?

-Сравните, с какой буквы написано местоимение. Объясните почему.

 Чтение объяснения  (стр.76)

 Работа с иллюстрациями (стр. 77)

-Составьте 2 предложения с местоимением: вы, Вы.

Коллективная проверка (предложения зачитываются) Самооценка  + -

•Слово старшего положи к себе в сердце. (марийская пословица)

V.Музыкальная физминутка «Как живешь?»  

-Вы, наверное, устали?

 Потому все дружно встали.

Даже если говоришь ты в шутку, перед тем подумай хоть минутку. (дагестанская пословица)

VI.Закрепление изученного.

•Дифференцированная работа в группах.

-Прочитайте и выполните задание. 

Карточка 1

Найдите в тексте местоимения. Укажите их лицо, падеж.

На каникулах  Таня жила в деревне. Там у неё было много подруг. Они любили играть с Таней.

Карточка 2

Вставьте пропущенные местоимения. Укажи их лицо и падеж.

В субботу ____ пошли в парк. По аллеям росли красивые деревья. На ____были красные и жёлтые листья.

Карточка 3

Запишите местоимения в нужной форме. Укажите лицо и падеж местоимений.

Книга – умная и хорошая. Спасибо она за мудрость. Береги книгу! Без она жизнь будет скучной.

Карточка 4

Замените, где необходимо, существительное верблюд местоимением. Укажи лицо и падеж местоимений.

Однажды на базаре мальчик увидел верблюда. Верблюд жевал арбузную корку. Верблюд нагнул голову, и мальчик долго гладил верблюда по голове.

Коллективная проверка.

Взаимооценка (устная) работы в группе.

•Доброе слово человеку - что дождь в засуху. (грузинская пословица)

VII. Рефлексия.

▪Тест «Проверь себя».

1.Найди и подчеркни местоимение: тетрадь, но, гулять, нас.

2.Где записаны местоимения только 2-го лица:

а) я, ты

б) ты, вы

в) он, она, оно, вы

3.Начальная форма местоимения (у) него:

а) я

б) они

в) он

4) Где местоимение мы в Д.п.

а) нас

б) нам

в) нами

5.Выбери нужную форму местоимения они:

Гуляли как-то сапоги,

А в они гуляли две ноги.

а) них

б) им

в) их

-Как ты справился с заданием.  Проверь себя.  

Самооценка. Поставь отметку.  

Вторичная диагностика

-Заполни «Я научился» (таблица). Нарисуй человечка, на какой ступеньке теперь ты стоишь.

 ▪Синквейн «Местоимение».

•Приятная речь заставляет даже медведя танцевать.(грузинская пословица)

VIII. Итог урока. Выставление отметок.

-Чему мы учились на уроке?

-Где сможете  применить новые знания?

-Какое задание понравилось? Что вызвало затруднение?

-Что ты научился делать лучше?

-Какой вывод сделал для себя:

1.Урок полезен. Всё понятно. 
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно. 
3. Ещё придётся потрудиться 
4. Да, трудно всё- таки учиться! 

•Не хвали себя сам, пусть тебя другие похвалят.(русская)

-Кого похвалим? Выставление отметок.

-Как общаться, что посоветуешь?

IX.Домашнее задание стр.76 упр.125 

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изменение личных местоимений по падежам" (Школа России)

Конспект урока русского языка в 4 классе...

Русский язык. Изменение личных местоимений по падежам. Закрепление.

План урока по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа России"...

Изменение личных местоимений по падежам.

Цель: развивать умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.Познавательные: выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза.Коммуникативные:...

Изменение личных местоимений по падежам.

Цель: развивать умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.Познавательные: выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза.Коммуникативные:...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Конспект урока русского языка на тему: "Изменение личных местоимений по падежам" (4 класс УМК: "Школа России")

Предмет: Русский языкУМК: «Школа России»Класс: 4Тема урока: «Изменение личных местоимений по падежам»Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковЦель...