Конспект урока русского языка на тему "Прописная буква Е"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Чупина Наталья Александровна

Урок письма на тему: "Прописная буква Е" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10 ноября, пятница

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 1 «3»

Урок: 3

Время: 10:00 – 10:45

Кабинет: 212

                      Учитель литературного чтения: Жилина Н.В.

  Методист ЧПК№1: Солопова Т.В.

                          Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУ

Тема: «Прописная буква «Е» »

Цель:  формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ прописной буквы «Е».

Планируемые результаты:   

Личностные:

- учащиеся научаться развивать  мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения;

- учащиеся научаться оценивать своё поведение в соответствии с задачами учебной коммуникации;

- закреплять гигиенические навыки при письме.                                                                                                                                                                               

Предметные:

- совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове;

- научиться анализировать предложение и составлять схему предложений.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, рабочая тетрадь по письму «АЗБУКА» , 1 класс 2 часть.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Здравствуйте, ребята! Встаньте ровненько, спинки выпрямите. А я напоминаю, меня зовут Наталья Александровна,  сегодняшний урок обучения грамоте проведу у вас я. Тихонечко, садитесь!

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Словесн: беседа.

Практич:  игра «Доскажи словечко»

2 мин.

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».  Вы внимательно слушайте и отвечайте по поднятой руке.

Клеим палочки к черте:

Раз, два, три…и буква Е.

О трехзубом гребешке

Нам напомнит буква… «Е»

Енот жует, жует енот,

Ежевику он жует,

И на розовой стене

Он рисует букву … «Е»

- Что общего во всех словах-отгадках? (буква Е)

Обосновывать свои высказывания.

Играть в игру «Доскажи словечко»

П: осмысленно читать текст.

 Р: принимать и сохранять задачу.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: беседа


Словесный: беседа.

Практич: игра.

30 мин.

– А кто нам ответит, на что похожа буква «Е»?

(Похожа на сломанную лестницу, книжную полочку, на слона, на грабли, гребень и т.д.).

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Сформулируйте тему и цель на урок. (Тема: «Прописная буква «Е»» ; цель: будем учиться писать прописную букву «Е», которая нужна нам для обозначения гласного звука [йэ].)

Кто может найти страницу в рабочей тетради по Азбуке, с которой нам предстоит сегодня поработать? (Стр.20)                                

Посмотрите на данную страницу и составьте план урока, глядя на упражнения, которые здесь даны.

(-определять из каких элементов состоит буква «Е»;

-делить слова на слоги;

-ставить ударение;

-учиться писать правильно букву «Е».)

 Повторение звука [йэ], изученного на уроке чтения.

– Придумайте как можно больше слов со звуком [йэ] в начале, середине и в конце слова.

– Дайте характеристику звуку [йэ].

А теперь ребята, я вам прочитаю стихотворение, ваша задача если услышите букву «Е» хлопнуть в ладоши один раз.

    «На дворе –такая жалость!

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Е на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась.

Как без Е сказать, что ел,

Как без Е сказать, что сел,

Дети тоже с буквой Е,

Значит Е нужна везде!»

– Какие слова со звуком [йэ], вы встретили в этом шуточном стихотворении? 

Сравнивать на что похожа буква «Е».

Формулировать тему урока.

Определять цели и пути их достижения.

Составлять план урока, глядя на упражнения.

Составлять как можно больше слов с буквой «Е».

Усваивать данные правила и соотносить с целью.

Воспроизводить сохраненную информацию.

К: высказывать своё мнение.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: строить речевое высказывание.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем и проведем гимнастику для глаз. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

Практич: конструирование буквы.

Словесн.: объяснение написание буквы.

Практическ.: пед.показ.

12 мин.

Формирование зрительного образа прописной буквы «Е» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв «Е».

– Сравните, чем они похожи? Чем отличаются? Где употребляются?

-Ребята, когда мы будем писать заглавную букву «Е»? А когда строчную?

– Из каких элементов состоит прописная буква «Е»? Найдите эти элементы.

– Выполните конструирование прописной буквы «Е» у себя на столе. (шаблоны № 35; 23, 24) для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания прописной буквы «Е» на доске мелом.

- Давайте с вами посмотрим, как расположена буква «Е».

Буква состоит из скольки полуовалов? (Двух)

Рассмотрите, и скажите мне, что нам показывает темно-синяя рабочая строка? (Рабочую строку), а что светло-синяя? (Дополнительную строку).

Итак, скажите, где находится верхний полуовал? (Находится над рабочей строкой в дополнительной строке), а где находится нижний полуовал? (в рабочей строке).

Посмотрите на доску, начинаем чуть ниже дополнительной линейки. Ставим точку. Справа налево ведем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки, опускаем ее чуть ниже верхней линейки, отклоняясь вправо. Влево пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки, опускаем ее вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки, ставим точку.

Сравнивать формы двух букв.

Выполнять конструирование буквы.

Проверять правильность конструирования буквы.

Усваивать нужную информацию.

Отвечать на поставленные вопросы.

Осваивать алгоритм написания прописной буквы.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Физ.минутка

(разминка пальчиков)

2 мин

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого.

Выполнять ритмичное сгибание пальцев.

Практичес.: копировальный.

Практическ.: тактирование и ритмичный метод.

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Словесн.: ответы на вопросы.

Практическ.: написание слова по эталону.

2. Иллюстрация и объяснение учителем начертания прописной буквы «Е» под счет.

- Руку на локоток, осанка прямая. Возьмите в руки карандаш. Итак, сейчас мы с вами будем писать прописную букву «Е» в воздухе под счет.. Посмотрите, и раз.. и два…и..

Давайте сейчас потренируемся с вами.

-У вас хорошо получается! Вы большие молодцы!

А теперь повернитесь к соседу, уберите из рук карандаши, сейчас вы попробуете написать данную прописную букву «Е» у соседа на спине, затем поменяетесь.

Поделитесь, своими впечатлениями, у вас получилось?

      VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и прописной буквы «Е».

– Сейчас будете работать у себя в рабочих тетрадях. Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

Первую строчку, где элементы, показаны пунктиром обведите, а далее попробуйте самостоятельно прописать букву «Е». Сравните с образцом. А теперь возьмите в руки карандаш и подчеркните самую красивую букву «Е», которая у вас лучше всех получилась.

Обратите внимание на следующую строку. Что мы с вами выполним?  (будем писать соединения). Ответьте пожалуйста, почему здесь вначале стоит прописная буква «Е» первой?

- Обратите внимание на первое буквосочетание «Еу», как вы думаете, как будет соединяться прописная буква «Е» с буквой «у»? (Верхним соединением). А как вы догадались? (Потому что букву «у» начинаем писать с верхнего соединения)

-Совершенно верно! Возьмите в руки ручку, спинку прямо.

-А теперь начинаем, с вами писать. Пишу букву «Е» останавливаюсь, веду соединительную линию вверх, до верхней рабочей линии, соединяю ее с буквой «у». Далее пропишите самостоятельно.

Переходим к следующему соединению, какое здесь буквосочетание? («Ео») Какое соединение здесь используется? (Нижнее) Почему? (Потому что букву «о» пишем с нижнего соединения).

Итак, пропишите данное соединение.

Последнее соединение «Её» запишите самостоятельно.

-Получилось? Вы большие молодцы!

Переходим к следующему заданию. Прочитайте слово: «Лена».

Произнесите данное слово по слогам: «Ле – на». Что вы заметили? (Здесь 2 слога). С какой буквы начинается данное слово? (С заглавной, т.к. это имя собственное) Назовите первый слог: «Ле», назовите второй: «на». Из скольки звуков состоит первый звук (из двух), а из скольки букв? (двух). Итак, записываем данное слово. С какого соединения будем начинать? (С нижнего). Пропишите строчку самостоятельно.

Какое нам дано второе слово? («Елена»); произнесите по слогам: Е-ле-на. Назовите первый слог: «Е», сколько звуков?(1) А букв? (1); второй слог: «ле» ». Из скольки звуков состоит второй слог (из двух), а из скольки букв? (двух). И третий слог: «на», сколько звуков и букв (два) Итак, записываем данное слово. С какого соединения будем начинать? (С верхнего). Пропишите строчку самостоятельно.

И последнее слово, которое здесь дано обсудите в парах, и запишите.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Прописывать букву «Е» в воздухе под счет.

Прописывать букву на спине у соседа по парте.

Работать в рабочих тетрадях.

Подчеркивать самую красивую написанную букву.

Прописывать буквосочетания с соединениями.

Работать по алгоритму: произносить слово по слогам; определять сколько слогов имеет; записывать данное слово.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Физ.минутка

2 мин

Встаньте со своих рабочих мест. Сейчас я вам буду показывать движения, ваша задача их повторить.

-Молодцы, садитесь на свои места.

Выполнять физические упражнения.

Практическ.:

копировальный метод.

Практическ.: каллиграфическое упражнение.

Практическ.: конструирование, выполнение упражнения.

-Давайте с вами посмотрим, что нам предлагает «Почемучка» в рамочке?

Как вы думаете, для чего нам  дано данное задание? (Чтоб сравнить). Посмотрите на первую рамочку. Что здесь изображено? Есть ли здесь одинаковые элементы? (Да, полуовалы) Чем они различны? (направлены в разные стороны). Хорошо, остальные две рамочки, обсудите в парах, и скажите, чем они похожи и различны.

-Итак, переходим к следующей строке. Прочитайте слово («Эля»), затем произнесите по слогам (Э-ля) Кто такая «Эля»? (Девочка) Как мы напишем имя девочки? (С прописной буквы) Сравните похожи ли буквы Э и Е? А назовите мне теперь имена, начинающие с буквы «Е».

Пропишите данную строчку самостоятельно.

Ребята, у нас остались свободные строки. Сейчас на слайде будут появляться картинки, ваша задача назвать их. Затем, букву с которой будет начинаться слово , записать.

Обратите внимание, мы будем работать в этой строке. (слайд).

Сейчас с вами проверим. Внимание на слайд!

Красивые и аккуратные буквы, подчеркните.

-Молодцы!

VII. Рисование узора-бордюра.

-Прежде чем перейти к следующему заданию, вы должны отгадать загадку.

«Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.» (Бабочка)

-Правильно! 

– Чем необычен данный узор? Какие элементы здесь «спрятаны»?

Обведите по контуру бабочку, затем дорисуйте недостающую и раскрасьте.

Работать с карточками от «Почемучки».

Сравнивать написания букв.

Определять сходства и различия.

Работать со словом «Эля», разбирать почему именно оно нам дано.

Выполнять буквенный диктант.

Проверять выполненную работу.

Отгадывать загадку, соотносить с целью.

Определять, какие элементы письменных букв «спрятаны».

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

7. Рефлексия.

Итог урока.

5 мин.

- Чему был посвящен наш урок? (Прописная буква Е). Когда мы употребляем прописную букву? Какие цели ставили перед собой? Достигли их?

Ребята, кому  было трудно сегодня на уроке?

 А кому все легко и быстро удавалось?

 А настроение ваше изменилось? Достаньте 2 цветных карандаша. (Красный и зеленый) Покажите мне  цветным карандашом своё настроение. Если отличное настроение – поднимите зеленый карандаш, если плохое – красный. Хорошо, наше настроение почти не изменилось, оно такое же хорошее, как и вначале урока. Спасибо вам за урок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: осуществлять итоговый контроль