Урок обучения грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Гладкова Лия Витальевна

Тема урока "Буква ю как показатель мягкости согласного звука"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе.

Тема урока

Буква «ю» как показатель мягкости согласного звука»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Создать условия для закрепления у учащихся знаний о гласной букве «ю»; раскрыть функцию буквы «ю», как показателя мягкости согласных. Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.

Планируемые результаты

Предметные умения:

Учащиеся научатся:

-читать и воспринимать на слух произведения;

-определять жанр произведения;

-видеть и понимать поступки героев;

-рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

Учащиеся получат возможность научиться:

-выбирать виды деятельности на уроке;

-прогнозировать содержание произведения.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия – успешность учебной деятельности.

Регулятивные:

Освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

Формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные:

Освоение умения читать и воспринимать на слух произведения;

Формирование умения правильного, беглого и выразительного чтения; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, установления аналогий.

Коммуникативные:

Формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результаты своих действий; наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Выразительное чтение, буква «ю».

Межпредметные связи

Литературное чтение – окружающий мир – развитие речи.

Образовательные ресурсы

Азбука для 1 класса , Горецкий В. Г.

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная работа.

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия (УУД).

1)Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

Проверка рабочего места.

Постановка учебной задачи.

-Здравствуйте, садитесь. Сядьте, чтобы спинка была ровная, руки положите на парту и внимательно послушайте. Проверим рабочие места. Что должно лежать на парте? (Азбука).

-А теперь скажите, для чего нам нужны друзья? (Ответы учащихся). А друзья могут нам в чём-то помочь? (Могут). Ребята,  Азбуку мы можем назвать своим другом? Как помогает нам Азбука? (Азбука помогает узнавать много нового и интересного). Сегодня мы с вами будем не только узнавать что-то новое, но и учиться правильно и выразительно читать.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.

Личностные:

Смыслообразование.

2)Актуализация и пробное учебное действие.

Определение темы урока.

Знакомство с буквой «ю» и её элементами.

Формулировка темы урока.

-Ребята, внимательно посмотрите на слайд (слайд 2). Что изображено на слайде? (Слова).

-Прочитайте первое слово. Давайте вместе хором прочтём это слово по слогам (слайд 2). Следующее слово (Люба, люк, угрюмый, любовь, малютка, люстра, салют, пюре, полюс).

-Ребята, что значит слово «угрюмый»? (человек с хмурым выражением лица – слайд 3).

-Скажите, чем похожи слова, которые мы прочитали? Какая буква встречается в каждом слове? (Буква «ю»).

-Буква «ю» гласная или согласная? (Гласная). Как вы определили? (Воздух не встретил препятствий при произнесении буквы, букву можно пропеть). Произнесём букву «ю» и послушаем, один ли звук обозначает буква «ю»? Сколько звуков произнесли? (Два - [й] и [у]). Значит, можем сделать вывод, что буква «ю» обозначает сколько звуков? (Два).

Чтобы «о» не укатилось

Крепко к столбику прибью –

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась буква «ю»!

-Посмотрите на букву «ю». На что похожа буква «ю» в стихотворении? (на букву «о», которую прибили к столбику.

-Прочтите на слайде (слайд 4) слова: утюг, ключ.

-Какой буквой  вы обозначили звук [у] после твёрдых согласных на прошлых уроках? (Буквой «у»). Но в слове «ключ» или слове «утюг» букву «у» ставить нельзя. Если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука, он никогда не обозначается буквой «у». Мы слышим звук [у], но после мягкого согласного обозначаем его его буквой «ю».

-Ребята, кто догадался, как может звучать тема сегодняшнего урока? (Предположения детей).

-Тема нашего сегодняшнего урок: «Буква «ю» как показатель мягкости согласного звука».

Познавательные:

общеучебные:

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические:

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

Выборочное чтение, нахождение ответов на поставленные вопросы.

Умение слушать чтение, воспринимать прочитанное, рассуждать и высказывать свою точку зрения.

4)Физкультминутка.

-Давайте немножко отдохнём и проведём физкультминутку.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.

5)Изучение нового материала.

Работа с текстом по учебнику (с. 48).

Беседа с учащимися.

Работа с презентацией.

Работа с загадкой-шуткой по учебнику (с. 48).

Работа со стихотворением (ответом) по учебнику (с. 69).

-Ребята, сейчас красиво, правильно сядьте на свои места, настройтесь на работу. Откройте Азбуку на с. 48. Сейчас я прочту текст, вы внимательно послушайте и скажите, о чём этот текст:

У Юры была юла.

-Дай мне, Юра, пожалуйста юлу, - просит Юля.

-Будем вместе играть, - сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю…».

-Итак, скажите, о чём говорится в тексте? А что такое юла? (Слайд 5). Скажите, как можно озаглавить данный текст? («Юла»).

-Посмотрите, на картинке изображена юла. Кто знает, как работает юла?

-А в какие игры ещё можно играть вместе?

-Сейчас мы прочтём текст ещё раз. (Учитель следит за чтением учащихся, исправляет речевые ошибки).

-Ребята, послушайте загадку-шутку:

Жил-был зверь на букву «ю»,

Чистил мордочку свою.

Бегемот на букву «б»,

А петух на букву «п»,

Крокодил на букву «к»

И кабан на букву «к»,

Утконос на букву «у».

Что за зверь на букву «ю»?

(Отгадка на с. 69).

-Вы сейчас послушали загадку-шутку о звере на букву «ю». Скажите, существует ли зверь на букву «ю»? (нет). Давайте проверим. В учебнике дана подсказка, что ответ на загадку мы можем найти на с. 69:

-У него длиннющий хвост?

-Да.

-У него огромный рост?

-Нет.

-У него густая шерсть?

-Да.

-У него копыта есть?

-Нет.

-Зубы острые у зверя?

-Да.

-Я боюсь его тогда.

-А этот зверь совсем не страшен. Это просто кошка наша.

-Почему ж она на «ю»?

-Юлькой кошку звать мою. (Б. Заходер).

-Кто мне скажет, что за зверь на букву «ю»? Как зовут зверя? (Юлька). Опишите кошку Юльку.

-Вы сейчас послушали замечательное стихотворение Бориса Заходера. Скажите, встречались ли вы с произведениями этого автора? С какими? (Ответы детей). Когда я была такого же возраста как и вы, я очень любила творчество Б. Заходера. Я советую прочитать вам его стихи о животных и дружбе, думаю они вам понравятся, так как они очень интересные.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:

понимать смысл слов при чтении, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем через ответы на поставленные вопросы.

6)Продолжение работы по теме урока.

Составление предложений с словами, данными в учебнике (с. 48).

Работа по теме урока (с. 49 – работа со звуками).

Работа со стихотворением В. Берестова по учебнику (с. 49).

-Ребята, составим по 1 предложению со словом «бегемот, утконос, петух, крокодил».

-Ребята, на с. 49 даны слоги в рамочке. Прочтём их парами.

-Скажите, чем сходны слоги, которые вы прочитали? (сходны тем, что есть звук [у] и повторением согласных букв).

-А чем они различаются? (Написание букв «у-ю», произношением согласных – твёрдый и мягкий [р]).

-Рассмотрите картинку на с. 49. Кого мы видим на картинке? (Музыкантов и кукол). На каких инструментах играют музыканты? Как вы считаете, музыканты играют весёлую или грустную музыку? Почему? (Весёлую, потому что куклы танцуют под неё). Какой танец танцуют куклы? Что за символ изображён на рисунке? (Музыкальный ключ).

-А теперь послушайте стихотворение об этих куклах и узнаем, что же за танец исполняется:

Куклы вальс танцуют старый.

Льются звуки, вьются пары.

А юла, юла, юла

Пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится,

Тот совсем закружится. (В. Берестов).

-Вам понравилось стихотворение В. Берестова? А вы обратили внимание, что у стихотворения нет названия? Как его можно озаглавить? (Предположения учащихся). Обычно, если стихотворение не имеет названия, его называют по первой строчке, и тогда как оно будет называться? («Куклы вальс танцуют старый…»). Скажите, а почему автор написал, что звуки льются? (Потому что музыка плавная и медленная, как будто она льётся). Что делают под музыку пары? (Вьются). Как можно заменить слово «вьются»? (Кружатся).

А кто не нашёл пары для танца? (Юла). Почему? (Юла сильно кружится).

-Теперь мы ещё раз прочитаем это стихотворение.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Логические:

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

7)Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, какие задания выполнялись на уроке? Какие задания понравилось выполнять больше всего? Назовите авторов, с произведениями которых мы знакомились. (Заходер Б., Берестов В.).

-Какую роль играет буква «ю» после согласного звука?

-У вас на парте лежат смайлики. Прошу выбрать вас подходящий к вашему настроению смайл и прикрепить на доску. Сначала крепят девочки, затем мальчики.

-Что можем сказать о настроении класса? (Ответ детей). Урок окончен.

Познавательные:

общенаучные:

умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...

Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...