Упражнения для работы со словарными словами
учебно-методический материал по русскому языку (2, 3, 4 класс) по теме

Разные приемы работы со словарными словами на уроках русского языка для развития орфографической зоркости младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетические упражнения.

1. Подчеркни слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..

2. В каждом слове ряда выделите ударные слоги, затем выпишите их по порядку и получите новое слово. Например, если взять такие слова, как ПОИСК, ГОРОД, ТАМАДА, выполнив условие, получаем слово ПОГОДА.

БОРДОВЫЙ, РОДИНА, НОГА -

ПЕСКАРИ, СУША, ВЕНОК -

СИТО, МИГРЕНЬ -

ЛОТО, ЗАПОР -

ПЕНА, ПОЯСОК -

ЭПОХА, ПИРАМИДА, ЗАДОРНЫЙ -

3.Запишите два словарных слова в котором букв больше, чем звуков и наоборот, звуков больше, чем букв.

4. Вспомните и запишите словарные слова с первым слогом де-

Словообразовательные упражнения.                                                                     1. Образование от данных слов слова другой части речи (береза – прилагательное, восточная – существительное, рисунок – глагол).

2. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.

Огород, овощ, картофель, огурец, морковь

3.Оставь только однокоренные слова. Лишнее вычеркни. Выдели корень.

Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.

Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.

Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.

4. От слов малина, осина образуйте родственные слова.

Морфологические упражнения.

1. Выпишите в три столбика  слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода. (по 3 слова)

2. Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.

Леня с папой все утро работали .... (огород).                                                                             Мама приготовила салат ... (огурец).

На обед дети ели котлеты ...(картофель).

На полке стояли банки ... (помидор ).

3. Замените предложение одним словарным словом, рядом напиши одушевлённый или неодушевлённый предмет.

Преподаватель школы. ____________________________________

Ребёнок женского пола. ___________________________________

Несколько листов бумаги, соединённых вместе. ______________

Учащийся школы.________________________________________

Коробка для хранения ручек, карандашей. ___________________

Четырёхугольная сумка с застёжкой для ношения книг, тетрадей.

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Тот, кто следит за чистотой в классе. ________________________

4. На каждую букву слова АВТОБУС подберите слова, относящиеся к разным частям речи.

Синтаксические упражнения.                                                                                          1. К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ........, безрогая ..........,  косолапый …..., охотничья ...

2. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

Береги нос в большой…

………. год начинает, а …………. заканчивает.                                                              3. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, восклицательные.                                                                                                      4. Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос, найдите главное и зависимое слово.                                                            Как вкусен был картофельный суп с грибами!                                                                 Зайчишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.

На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!

До обеда Таня решила полить огуречные грядки.

Лексические упражнения.

1. Подбери к данным словам птиц и дополни ими крылатые фразы.

Стреляный_______________                                                               Считать________________                                                                              ______________на хвосте принесла    

Жареный  _________________  клюнул

Пуганая ___________________ и куста боится.»

Кукушка хвалит ______________ за то, что хвалит он кукушку.

2. Заменить синонимами:                                                                                              

Водитель –……шофёр                       Вселенная---------космос
Машина ---------автомобиль              Луна-------месяц

Метрополитен----метро                     Холод, стужа----мороз

Люди, публика-----народ                   Наряд-----одежда

Сиять-----сверкать                             Воля---свобода

Пес----собака                                                                                                                              

3. Заменить антонимами:                                                                                                     юг – …север                     Деревня-------город
Запад------восток              Трус----герой

Жара-----------мороз         Поражение-----победа

4. Подбери фразеологизмы.

Легкомысленный, несерьезный человек. (Ветер в голове)

Глазеть по сторонам, ротозейничать. (ловить ворон)

Говорят некстати, не к месту, невпопад. (Ни к селу, ни к городу)

О трусливом человеке. (Труслив как заяц)

Что-нибудь быстро и бесследно исчезло. (Как корова языком слизала)

Очень хорошая, привольная жизнь. (Не жизнь, а малина)

Отсутствие музыкального слуха. (Медведь на ухо наступил)

Занимательные упражнения.

 Какие слова любит ворона? (картофель, карандаш, картина).

А   лягушка? (квартира , Москва,

В каких словах растёт ель? (Учитель, портфель, картофель, понедельник). 

В каких словах живёт рак? (завтрак, ракета)

В каких словах спрятались числа ? (родина, сорока)

Все слова хороши, но где-то спрятались еж и уж .( ужин, дежурный, ежевика)

 В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога, огурец,                            деревня, берёза).

Как называется пчелиная семья, от которой едва убежал наш ГЕРОЙ?

Что потерял на ДОРОГЕ олень?

Около какого населенного пункта расположен ОГОРОД?

Кто покраснел, увидев ЗАВТРАК?

На какой планете растет ЗЕМЛЯНИКА?

Что поставили в дневник Пете за то, что он не собрал КОЛЛЕКЦИЮ растений?

Как звали девочку, которая спряталась в темной КОМНАТЕ?

Из чего были сделаны розы на торте на приеме в КРЕМЛЕ?

Кто купил колбасу в МАГАЗИНЕ?

Как зовут девочку, которая любит МАЛИНУ?

Какова была длина отреза ткани, которую забыл в МЕТРО Петя?

Какую настольную игру нельзя разбить МОЛОТКОМ?

С кем девочка Маша ОДНАЖДЫ пошла в лес?

Что случайно вылили в ПЕСОК?

Сколько времени в деревне Простоквашино сохранялась плохая, дождливая ПОГОДА?

Как звали мальчика - популярного литературного героя, знакомство с которым девочка по имени Джеки отложила на ПОТОМ?

Как часто в течение года человек отмечает свой главный ПРАЗДНИК - день рождения?

Петя никак не мог понять, что за растение изображено на РИСУНКЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....