Конспект урока по теме "Род имен существительных " 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Цель урока: научить учащихся определять род у имён существительных. На уроке применяются разные виды работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_rod_imen_sushchestvitelnyh_3_klass.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Род имен существительных.

Цель:  научить определять род имен существительных

Задачи: содействовать формированию умений определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по родам и обосновывать правильность определения рода; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений; развивать наблюдательность, внимание, устную и письменную речь.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Регулятивные: определять тему и ставить цели урока, контролировать свою деятельность после каждого этапа

Познавательные: уметь выполнять задания в учебнике, применяя полученные знания; задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; осуществлять анализ, сравнение, сопоставление и обобщение  

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе и парах; слушать и слышать друг друга и учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности    

Личностные: развивать умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; уметь выражать свое мнение; работать над адекватной самооценкой.  

Тип урока: поиск новых знаний  

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Поприветствуем  гостей, которые присутствуют сегодня у нас на уроке. Мы продолжаем  изучать русский язык и сегодня сделаем еще один шаг к познанию русского языка.

СЛАЙД 1.   СЛОВА – КАЧЕСТВА.

Прочитайте слова.  Что они означают? Понятны ли вам все слова? Смекалка – это  догадливость, способность быстро понять, смекнуть что-либо. Эгоизм – это когда думаешь только о себе.

Смекалка, терпение, эгоизм, трудолюбие, лень, старание.

- это человеческие качества. Какие из них нам понадобятся на уроке?

А какими качествами вы уже обладаете? На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их и приобретет.

  1. Чистописание.

Начнем урок с проявления аккуратности и трудолюбия. СЛАЙД 2. ЧИСЛО, Кл РАБОТА.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Посмотрите внимательно, какие образцы для каллиграфической минутки я записала у вас в тетрадях. Их вам надо прописать, а для того, чтобы у вас получилось написать, так как в образце, вам нужно проявить какое качество?  (Старание).  Не забываем также о наклоне букв, соблюдении интервала.

На следующей строчке напишите по выбору  одно слово, означающее качество человека, которое нравится или подходит вам больше всего. Какое слово вы написали, почему?

А теперь возьмите ручку с красной пастой, оцените свою работу на полях. Поднимите руку те, кто поставил себе оценку «5», «4».  А кто недоволен своей работой?

  1. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова – качества?   Докажите.

 Имя существительное как часть речи мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков. Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме.

Игра «Да - нет», используем сигнальные карточки.

  1. Имя существительное – часть речи. (Да)
  2. Имена существительные отвечают на вопросы  какой? Какая? Какое? Какие?  (Нет)
  3. Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что?   (Да)
  4. Имена существительные обозначают действие  предмета?  (Нет)
  5. Имена существительные обозначают предмет?  (Да)

- А  теперь, есть желающие придумать свой вопрос к игре? (од/неод,  нариц/собст.,         ед. / мн. число).

СЛАЙД 3. СХЕМА – ОПОРА.

Имя существительное 

часть речи

кто? что?

предмет

?

  1. Изучение нового материала.

 Сегодня мы дополним  наши знания про эту часть речи. СЛАЙД 4.

На  парте у вас лежит листочек со словами.

Прочитайте слова:  сн. жинка,  ст.кло,  комн.та,  с.нце,  сне.,  з.ма,  .кно,  пиро.

- на какие орфограммы  здесь пропущены буквы? Ручкой вставьте пропущенные буквы.

Проверим: назовите слова с безударной гласной в корне слова. Как проверяем орфограмму?

- Назовите слова с парной согласной в конце слова?

- Назовите слово на орфограмму  «непроизносимая  согласная».

А комната? Что за орфограмма в этом слове?  НА СЛАЙДЕ  В  СЛОВАХ  ПОЯВЛЯЮТСЯ БУКВЫ.

- А что общего во всех этих словах? (сущ. неодуш., нариц., ед. ч.)

Запишите их в тетрадь, разделив  на 3 группы. Здесь пригодится ваша смекалка.

- Получается у вас? Тогда посмотрите на экран, я слова разделила на группы вот так. СЛАЙД 5.

Снежинка                        снег                   окно

Комната                          пирог                  стекло

зима                                                             солнце    

- Почему я так разделила слова? По какому признаку  эти три слова объединены в одну группу? Да, правильно, про них можно сказать ОНА, МОЯ.

А про вторую группу слов что скажете? (ОН, МОЙ).  Эти существительные можно заменить местоимением Он, Мой.

В 3 группе по какому признаку? (ОНО, МОЁ). Их ещё называют словами – помощниками.

- Ребята, а может кто-то знает или догадывается, как называется такое деление слов?

- Мы распределили слова по родам. В 1 столбике находятся сущ. Ж.р., во 2 – сущ. М. р., в 3- сущ. Ср. р.  НА СЛАЙДЕ появляются сверху.

Итак, для того, чтобы говорить, писать грамотно, мы должны знать род имен существительных.

- так сколько родов имен существительных в русском языке?

- как же мы будем их различать? (есть слова – помощники….)

А теперь, давайте откроем учебник на с. 4 и прочитаем сообщение  профессора  Ивана  Самоварова. Читает Эмилия.

Мы сделали верное предположение?

- А знаете, есть такие языки, в которых у существительных нет никакого рода. Их называют «безродовыми» языками. Например, бурятский язык, английский, китайский. А есть языки, в которых не три  рода, а сорок. Например, в языках африканских народов.

Физминутка.

  1. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

Выполним в тетради упражнение 1. Прочитайте внимательно задание. Я вам предлагаю задание выполнить так: в каждую группу запишите по два слова. Один ученик работает у доски.  Проверяем. Сигнальными карточками?

Работа по диску.

Ребята, поможем сове  построить лестницы к домикам. (Выходят к доске, учитель наводит мышкой ).

  1. Рефлексия. Итог урока.

Выполним тест. Он у вас лежит на столах.  Читаем задание ,  выбранный ответ берете в кружочек. Проверьте себя по ключу. СЛАЙД- КЛЮЧ.

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

У кого одна ошибка? Оцените себя.

- Вернемся к началу урока. (к словам - качествам). Где и какие качества нам сегодня пригодились?

- Для чего мы проявили их? А теперь определите род этих слов- существительных, которые нам помогли изучить эту тему. СЛАЙД -  СЛОВА – КАЧЕСТВА.

Домашнее задание: выполнить упр. 3 на с. 5, прочитать сообщение И. Самоварова.

Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Признаки имени существительного"

Представленный материал можно использовать на уроке введения новых знаний по теме "Имя сущесвительное" как целиком, так и частично. Урок был создан для работы во 2 классе, но так же может использовать...

План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)

Цели урока:        1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока "Разбор имени существительного" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока и учебная презентация для 2 класса, на тему "Разбор имени существительного", УМК "Школа России"...

Конспект урока " Связь имени существительного с именем прилагательным" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Связь имени существительного с именем прилагательным". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК &qu...

Конспект урока "Падежи имен существительных." (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Падежи имен существительных.Цели урока: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.Планируемые результаты:Предметные: фор...