ФГОС Правописание разделительного Ь.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Фатыхова Райся Абдулловна

Формировать представление об употреблении разделительног мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_pravopisanie_razdelitelnogo_.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС. Урок  русского языка во 2 классе

Тема: «Правописание  разделительного  Ь»

Цель: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.

личностные:

-навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

мотивация к творческому труду, к работе на результат 

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в группе

регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;

- представлять информацию в виде схемы;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на страницах учебника;

- находить ответы на вопросы.

Средства формирования УУД: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений, обучение в сотрудничестве, наглядность с Ь, схемы, иллюстрации, учебник «Русского языка» для 2-го класса

                                                     Ход урока.

Орг. Момент.

  1. Поздоровались с гостями.

                       Прозвенел звонок веселый

                        Мы начать урок готовы

                        Будем слушать, рассуждать,

                        И друг другу помогать.

Сегодня на уроке нас ждут интересные открытия .

Этапы урока

Ход урока

Методические комментарии

2.Чистописание.

3.  Самоопределение к деятельности.

Откройте тетради, запишите число, кл. работа, подчеркните орфограммы.

Посмотрите на экран СЛАЙД 1

Вот  ромашка не простая

А чудесная такая .

Посмотрите на лепестки ромашки.

- Что может быть у них общего?

-Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?

-Какая буква лишняя? Почему?

- А что объединяет оставшиеся буквы?

- Вспомним, как пишется буква ь?

              СЛАЙД 2

     Белка хвостик изогнула

      У пенечка отдохнула

      Распушила хвост

Да так- стал похож на мягкий зн.          

       Слайд3

    А теперь напишем ь, не отрывая руки  и спрячем его в мешочек.

-Мы прописали строчную

- Почему нет заглавной ь?

-Вспомните  в группах, какие тайны есть у мягкого  знака, которые вы уже знаете?

-Какие правила работы в группе вы должны помнить?

  • Помогать друг другу                                                              
  • Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
  • Говорить тихим голосом
  • Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • Отвечать за успехи каждого  
  • Умей слушать других.                                                                                                                                                                          

 -Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд;

Наш девиз: Мы группа, значит мы способны действовать.

     Слайд 4(тайны ь)

Так какую основную роль он выполняет в слове?

 Как же мы его называем?

Кто усвоил все тайны смягчающе

го ь, знает, умеет, как их применять – на лучике самооценки, находящемся на схеме модели Ь – нарисуйте зеленый кружок; кому не совсем

понятны, нарисуйте синий кружок,

а кто ничего не усвоил красный

Мы заполнили с вами только 1-ую часть таблицы «знаю». 2-я часть – «Хочу узнать».

 Физминутка СЛАЙД 5

- Как вы думаете это все тайны, которые мы должны знать или существуют другие тайны у  мягкого знака?

-Хотите знать еще какие есть тайны у ь?

          Тогда за работу.

Повторить правила посадки при письме

Обозначает мягкость согласного

Все остальные гласные

Работа в группах,

Правила работы в группе.

Не обозн.зв

Смягчает согл. зв

Пишется на конце слова

Пишется в середине слова между согласными

Орфограмма мяг. Знак

При переносе остается на строчке и не переносится на др.

Вносит в слово новое значение.

Пишется в корне  слова.

Проверка

Смягчает согласный зв

Смягчающий.

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Введение в тему.Постановка вопроса.

Есть два похожих, на первый взгляд, правописания. Буква пропущена в словах? Слайд 6

Руч…и, лист…я, счаст…е, жил…ё, ноч…ю, здоров…е. Как определить, какой Ь писать – смягчающий или разделительный? Нам необходимо ответить на этот вопрос. Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

СЛАЙД7 «Правописание разделительного Ь». А цель? (Научиться применять разделительный Ь, узнать его «тайны» – делить слова с разделительным ь для переноса)

Давайте составим план следующего этапа урока

СЛАЙД8 Разделительный Ь –

  1. Что разделяет?
  2. Что показывает?
  3. Где пишется?
  4. Как переносятся слова с разделительным Ь?

- Что мы сейчас с вами делали? (составляли план).

- Перед Вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.

На доске записаны слова:                                                                             Слайд

коньки                      шитье                      пеньки                     ульи                        деньки                    деревья                                                                                                                                                

крыльцо                   счастье                         редька                            вьюга                        - Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь).

- По какому принципу я разделила слова в столбики?                                                      

- В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали?

- А с разделительным ь?

Прочитаем слова 2 столбика.

- Послушайте, как звучат эти слова.

- Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)

-Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…)

- А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный)

-  Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами.

Физминутка для глаз.СЛАЙД 9

- Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать  правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

- Вы поступили культурно, спокойно выслушав своих товарищей.

-  Молодцы!

Давайте проверим наше открытие.

Откройте русский яз. на стр. 56, прочит. правило.

А те, что мы узнали вне правила, пригодятся вам? Назовите их.

Для чего нужен разделительный Ь, что он делает? – смягчает согласный, разделяет – а что  разделяет?   он разделяет согласный звук и звук [й’], а что показывает? (что согласный звук не сливается с гласным).

Где пишется? (после согласных перед гласными и, я, е, ё, ю; в корне слова.

А как вы будете переносить слова с разделительным Ь? (по слогам, 1 букву нельзя оставлять на строке:

- Дети, мы ответили на вопрос плана?

Сколько же тайн у раз.ь?(4)

Запишите на схеме -алгоритме.

НА СЛАЙДЕ

Чтобы быть здоровым

Нужно заниматься физ-рой, делать зарядку и не лениться, заниматься спортом, играть в подвижные игры.

Дети сами формируют тему урока и ставят цель.

(формировали регулятивные умения)

РАБОТА В ГРУППЕ

Обеспечение восприятия и осмысления теоретического материала по теме.

Демонстрация материала для наблюдения.

Учитель вместе с детьми  медленно произносит слова, которые записали.

Работа в группах

Познакомить учащихся с теоретическим материалом. Создание ситуации успеха.

. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

                                                   

Сам- ная работа с самопроверкой по эталону.

Схема - таблица на доске Слайд10

- Как же отличить на письме разделительный Ь от смягчающего? (если слышу [й’] - пишу разделительный Ь.

Узнав, новое о мягком знаке, мы сможем выполнить различные упражнения.

2. У вас на столах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цветов. Я сейчас буду называть слова, если в слове нужно писать ь – показатель мягкости, вы поднимаете зеленую карточку. А если в слове нужно писать ь – разделительный – вы поднимаете красную карточку. Будьте внимательны.

Вязанье, Наталья, коньки, Илья, мельница, деньки, варенье, яблонька, скамья, веселье.

- Молодцы, вы были внимательны друга.

Работа по учебнику с 55 упр.№4

-Прочитайте задание. Объясните, что вы будете делать?

- Обменяйтесь тетрадями, сверьте с доской  (дается эталон). СЛАЙД11                                                                                                              

Подведем итог данной работе.

- Молодцы!

- Кто усвоил все тайны разделительного Ь, знает, умеет их применять, на лучике самооценки, находящемся на схеме – алгоритме Ь (разделительного) нарисуйте зеленый кружок: кому не совсем понятна тема –синий; кто совсем ничего не понял – красный кружок

Познакомить учащихся с теоретическим материалом. Создание ситуации успеха.

Применение полученных знаний на практике с учетом особенностей обучающихся.

Дети обсуждают в группе, «сигнальщик» показывает соответствующую карточку.

Словесное оценивание деятельности обучающихся

Самостоятельное выполнение упражнения.

Закрепить умения правильно определять «работу» разделительного мягкого знака в слове.

. Рефлексия деятельности.

Домашнее задание

  Самооценка

     УУД

.Блиц-опрос.

-Попробуем проверить себя: стал ли сегодня  разделительный   мягкий   знак  нашим хорошим другом.

-Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с  разделительным   мягким   знаком.                          

СЛАЙД12

Итог урока.

- Так какая была тема нашего урока?

Что нового узнали на уроке?

- Что повторили?

Чему научились?

- Ответили на главный вопрос урока?

Было легко?

Было трудно?

Что взяли с урока для жизни?

Больше всего мне понравились задания?

Как вы думаете, есть ли еще тайны у Ь? Посмотрите на схему – модель Ь, что там написано? (показатель) – Чего? (рожь, любишь, петь, беречь, учиться) – узнаем позднее и может быть кто-то из вас догадался?

Подарок - стихотворение о разделительном мягком знаке.     СЛАЙД 13

Перед е, ё, и, ю, я,                                                                        

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё —

Перед  я, ю, и, е, ё.

Каменья, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.

. Как вы оценили свою работу на уроке?

- кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен своей работой?

- У кого не всё получилось?

Кто усвоил тему урока – на лучике самооценки «могу», находящемся на схеме – модели Ь, нарисуйте зеленый кружок; кто не усвоил тему полностью - синий кто ничего не понял – красный кружок.

Командиры оцените работу своих групп.

 У вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу. Нарисуйте на смайлике улыбку, если все понравилось, и получилось

Серьезное личико - если что - то было трудно,

Грустное - если на уроке было не понятно, скучно, неинтересно.

Мне понравилась ваша работа на уроке. В группах сохранилось единство и хорошие отношения.

 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!                                                                  

Установить правильность и осознанность обучающимися нового материала.

Самостоятельная запись.

САМОПРОВЕРКА

На доске

Организация проверки заданий. Демонстрация выполненных заданий, оценивание своих работ

Оценить работу отдельных обучающихся, групп и класс в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики....

Правописание разделительного твердого знака.

Презентация для учащихся 2-3 классов, которая формирует навыки написания слов с разделительным твердым знаком. Данную презентацию можно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на эт...

Правописание разделительного Ъ и разделительного Ь знака

Цель этого урока:1. Развить умение различать слова с разделительными знаками.2. Закрепить умение распознавать орфограмму и определять способ проверки.Задачи:Оптимизация образоватльного процесса в нача...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:1. Повторить и систематизироват...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мяг...