Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Бочкарёва Ирина Фёдоровна

Рабочая программа по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx83.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по

 УВР МБОУ СОШ №5

_____        /______________        /                                                            

                    ФИО

«__» ____2015__г.

                              «Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 5

_____        /______________        /

                               ФИО

             Приказ №        __ от

            «___»     _2015_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку

Класс  4

Количество часов: всего- 170 ч, в неделю – 5 часов                                

Автор учебника: Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева,  О.В.Пронина

Учитель: Бочкарёва И.Ф.

                                                                                                                       

Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО

ФИО

____  /_____________/

Протокол №___от

«___»  _     2015__г

2015_- 2016__ учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

      –  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;     

      –   федерального компонента государственного образовательного стандарта, ООП НОО;

      –   примерных учебных программ Образовательной системы «Школа 2100» по предмету;

      –   учебника Р. Н. Бунеева, О. В. Бунеевой, О. В. Прониной  «Русский язык. 4 класс в двух частях»,   Издательство «Баласс», 2014 г.»

      –   в соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год и по материалам национально – регионального компонента.    

Структура документа

Рабочая программа включает: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;  основные содержательные линии; требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план; перечень  учебно-методического оборудования, контрольно – измерительные материалы; Приложения (работа со слабоуспевающими и одаренными учащимися).

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В, Пронина О.В, Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях.-Изд.6-е, перераб.-М.,:Баласс, 2014 год.
  2. Бунеева Е.В. проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1,2. Издан.3-е перераб. –М.:Баласс 2014 год.
  3. КомиссароваЛ.Ю. Дидактический материал (упражнения ) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Бунеева Р.Н..Бунеевой Е.В., Прониной О.В.. Пособие для учащихся под научной редакцией Бунеевой Е.В.. изд. 2-ое, испр.-М.: Баласс 2014 год.

Выбор данной авторской программы и учебно –методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования. Изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального общего образования.

Данная программа составлена с учётом психологических особенностей учебного коллектива 4  «Б» класса, с опорой на диагностические наблюдении,  изучение продуктов деятельности

Программа предусматривает создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одарённых детей; приобщение их к научно-исследовательской деятельности; в подготовке и участию в школьных. Районных и других олимпиадах, турнирах, конкурсах;  ознакомление учащихся с новинками периодических изданий; обучение приёмам эффективной самостоятельной работы над языком; ознакомление со способами самоконтроля с применением учебных дисков и программ.

Создание условий для успешного усвоения учебных программ всеми учащимися;  формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации у слабоуспевающих учеников; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учёбе и слабой мотивации; создание атмосферы особой доброжелательности.

К программе прилагаются планы работ с одарёнными учащимися и со слабоуспевающими учениками.

Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объёме 170 часов : в том числе для проведения внутрипредметного модуля – «Развитие устной и письменной речи учащихся»-26 часов.

В программе отражено решение проблемы приобщения школьников к национальным традициям, культуре , литературе народностей, проживающих в регионе. Исходя из  положений, что Р.Б. в течении многих веков являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории-восточной и западной, разумное включение национально-регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное актуальным.

В концепции национально-регионального образования Р.Б. записано, что Н.Р.К. способствует:

  1. Формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определённой этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
  2. Содействует формированию деятельностной структуры личности(познавательной, .коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, осознающей себя одновременно как гражданином  Бурятии, так России и Мира.

Составляющие содержание национально-регионального компонента  курса русского языка:

1)во первых. Включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края;

2)во вторых,  языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, учёных и т д;

3)в третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.

Отобранные мною тексты, и составленные к ним задания по разделам русского языка на этно-культурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Таким образом национально-региональный компонент- это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление.

           Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык».

Задачи:

1)   развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку;

  1. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
  2. формирование чувства языка;
  3. воспитание потребности пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою речь;
  4. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Отличие данной программы от других заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией, навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования орфографической зоркости  на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
  3. Введено понятие «орфограмма».
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
  6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения
  8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.

Отбор содержания обучения по русскому языку подчинялся следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:

  • усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку;
  • обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности;
  • усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.

Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока (дети занимаются собственно русским языком), а с ругой - позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных. Это определило цель обучения русскому языку: помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа; понимать, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе. На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых  явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых ( 3 блок), общепредметных (2 блок) и предметных компетенций (1 блок).

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников. В Обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста. Функции слова, предложения текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в Обязательном минимуме во взаимосвязи, все три единицы речи рассматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, текста уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и речеведческом аспектах. Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), а также по орфографии и пунктуации ориентирован на формирование у младшего школьника целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Основная идея курса русского языка - его представление как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.  Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной и письменной речи, мышления, воображения. Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся.  Образовательный минимум предусматривает усиление внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы (толковый, орфографический словарь; словарь синонимов и др.). Эта работа может быть представлена как самостоятельный структурный компонент урока, что обеспечит постепенное развитие умения самостоятельно пользоваться справочной литературой. Содержание обучения языку создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию  умения  организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, найти причину своей ошибки, устранить ее, предвидеть трудности, вовремя их устранять, умение не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их. Содержание Образовательного минимума представлено в двух крупных блоках «Виды речевой деятельности» и «Система языка (практическое усвоение)». Такое структурирование содержания позволяет сохранить вариативность как принцип современного образования и дает возможность выстроить обучение с учетом определенных требований: возможностей младшего школьника, доступности содержания учащемуся массовой российской школы; недопустимости перегрузки младших школьников понятиями, научными терминами, дублирующими содержание образования в основной школе; возможности изучить предлагаемый материал за часы, отводимые в базисном учебном плане.  Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по русскому языку стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.  Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста, усиления внимания к изучению словообразования и выделению наиболее продуктивных корней, приставок, суффиксов, типов и моделей словообразования. Знания учащимися законов словообразования и состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания, так как орфография тесно связана со словообразованием.

Назначение предмета

  • заложить основу формирования функционально грамотной личности,
  • обеспечить языковое и речевое развитие ребенка

Цель:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2.  2) формирование элементарной лингвистической компетенции языка.

Задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:

– 170 часов в учебный год (5 часов в неделю);

в том числе:

  •  написание контрольных диктантов – 8 ч;
  • Написание административных  контрольных срезов–2ч
  • написание словарных диктантов – 5 ч;
  • проведение контрольных списываний – 2 ч;
  • написание проверочных работ – 7 ч;
  • написание свободных диктантов – 1 ч;
  • написание сочинений – 9 ч;
  • написание изложений – 8 ч;
  • тестирование – 2 ч.

1 четверть -   45 часов

2 четверть -   35 часов

      3 четверть  -   50 часов

      4 четверть–40 часов


Учебно-тематическое планирование (русский язык)

№ раздела

Тема раздела

Часы

Вид контроля

Дата

План

Факт

1

Повторение

19 ч.

1.Контрольное списывание (входящая диагностическая работа).

2. Контрольный диктант

03.09

25.09

2

Простое предложение. Предложение с однородными членами.

13 ч.

1. К/д № 2 по теме

2.К/р № 1 по теме

14.10

13.10

3

Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».

11 ч.

1. К/д № 3 по теме

2. К/р № 2 по теме

29.10

28.10

4

Предложения с прямой речью.

12 ч.

1. К/д № 4 по теме

24.11

5

Имя существительное.

43 ч.

1. К/р № 3 по теме

2. К/изложение

3. К/р № 4

4. К/д № 5 по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных».

5. К/р № 5.

6. К/д № 6 по теме: «Безударные падежные окончания имени существительного».

17.02

25.12

14.01

15.01

02.02

03.02

6

Имя прилагательное.

18 ч.

1. К/р № 6

2. К/д № 7

3. К\словарный диктант

26.02

27.02

02.03

7

Глагол.

45 ч.

1. К/д № 8 «Правописание личных окончаний глаголов».

2. К/р № 4

3. К/д № 9 по теме.

09.04

13.05

18.05

8

Повторение.

9 ч.

1. Контррльное списывание
2. Контрольное изложение.

3. Итоговая к/р.

4. Итоговый к/д.

24.04

26.05

27.05

30.05

Содержание курса

Повторение. (19 ч)        

Предложение. Текст. (36 ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс

слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.    

Имя существительное. (43 ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения, ъ после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.        

Имя прилагательное. (18 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма ~ безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (45 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.        

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся,-тъся в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ъ после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания –о,-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имен существительных и имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (длина - длинный, сон - сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1-3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение (9 ч)  

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.        

Предполагаемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после оответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Таблица требований

к умениям учащихся по русскому языку 4 класс

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
  • приобретение и систематизация знаний о языке;
  • развитие чувства языка
  • овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно–языковые умения

Правописные умения

4-й класс

• владеть типом правильной читательской деятельности;

• читать учебно-научный текст изучающим чтением;

• писать подробное изложение доступного текста-повествования;

• писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

• использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

• подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи

• выполнять фонетический разбор доступных слов;

• выполнять разбор по составу доступных слов;

• выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

• выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

• видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

• писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1,2,3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

• писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь на конце имен существительных м.р. 2 склонения;

• писать частицу не с глаголами;

• писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах;

• писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

• ставить запятые в предложениях с однородными членами

(без союзов, с союзами и, а, но);

• ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из двух частей;

• графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

• находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

Учебно – тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

(предметные)

Планируемые результаты

Дата провед.

Д/з

Метапредметные и личностные УУД

План

Факт

1 (м-р-р)

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Обогащение синтетического строя и словарного состава речи.

1

Знать: значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами;

Знать: изученные орфографические правила.

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор

Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения,

– о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами

Уметь:

– узнавать в тексте словосочетания, простые предложения;

– приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;

– определять предложения по цели высказывания и интонации

– приводить примеры предложений с однородными членами;

– ставить знаки препинания в конце предложений

Знать: 

-порядок разбора слова как части речи,      -правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Уметь:

-  работать со схемами предложений, рассуждать по образцу,

- выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой,

- употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи

Знать: из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи,

правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь:  пунктуационно оформлять такие предложения, письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью.

Знать:

– определение имени существительного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на  конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,

-ов, -ин).

Уметь:

– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;

– различать склонения имен существительных

Знать:

– определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме

существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия,

 -ов, -ин).

Уметь:

– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;

– различать склонения имен существительных;

– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы

Знать: 

-вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных;

- орфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения»,

 - общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь:

- выполнять морфологический разбор имени существительного;

- находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности;

- употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами

- правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце;

- применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий;

- применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

Знать:

– значение и употребление имен прилагательных в речи;

– изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными;

– склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин;

– правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц)

- правило, порядок морфологического разбора прилагательного

- правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь:

-  изменять прилагательные по родам, числам и падежам;

-  выполнять морфологический разбор прилагательного;

- применять правило на практике, графически обозначать орфограммы;

- использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения;

- актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

- алгоритм определения спряжения глагола.

– правописание безударных личных окончаний глаголов

(1 и 2-го спряжения), не с глаголами;

Уметь:

– наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи;

– пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола

- применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий;

-применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта

Уметь:

– видеть в словах изученные орфограммы;

– использовать в

устной и письменной речи глаголы;

– составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году»

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах ;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах ;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждении

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

2.09

Сочинение-миниатюра «Самые дорогие слова»

2

Контрольное списывание (входной контроль)

1

3. 09

  1. Повторение

3-7

Повторение фонетики и графики. Слог и ударение.

5

4.09, 7.09, 8.09, 9.09, 10.09.

с.7, упр.4

«Д.М.», упр.13

Написать 10 фамилий

С.39, упр.1

С.39, упр.2

8-11

Повторение орфографии.

4

11.09, 14.09,15.09, 16.09

С.40, упр.3

«Д.М.», упр.23

Упр.25

Упр.27

12

Повторение состава слова.

1

17.09

С.40, упр4

13

Повторение изученного о частях речи.

1

18.09

С.45, упр.5

14

Повторение изученного по синтаксису.

1

21.09

С.40.45

Учить определение.

15

Что мы знаем о пунктуации.

1

22.09

С.41, упр.46

16,17

(м-р-р)

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»

2

23.09, 24.09

Повторить словарные слова

18

Контрольный диктант №1

1

25.09

19

Работа над ошибками.

1

28.09

С.41, упр.47

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ.

2. Простое предложение. Предложение с однородными членами.

20

Отличие простого предложения от  сложного.

1

29.09

С.61, упр.1

21-25

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с союзами.

5

30.09, 1.10, 2.10, 5.10,, 6.10.

С.61, упр.2

С.62, упр.3

С.62, упр.4

С.63, упр.1,2

 С.63, упр.3,4

26, 27

(м-р-р)

Р/р Обучающее изложение «Что я люблю»

2

7.10, 8.10.

28, 29

(м-р-р )

Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю»

2

9.10, 12.10.

Оформить чистовую запись сочинения.

30

Проверочная работа №1

1

13.10

31

Контрольный диктант № 2

1

14.10

32

Работа над ошибками

1

15.10

«Д.М.»

Упр.36

  1. Сложные предложения с союзами

33-37

Отличие сложного предложения от простого. Знаки препинания в предложении с союзами.

5

16.10, 19. 10, 20 10. 21.10, 22.10.

С.78, упр.1

С.78, упр.2

 С.79. упр.3

С.79. упр.4

С.80, упр.1,2,3

38(м-р-р)

Р/р Составление текста по плану. Свободный диктант.

1

23.10

39,40

(м-р-р)

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

2

26.10,27.10.

41

Проверочная работа № 2

1

28.10

42

Контрольный диктант №3

1

29.10

43,44

Работа над ошибками.

Обогащение синтаксического строя речи предложениями с однородными членами.

1

30.10

9.10.

4. Предложения с прямой речью

45

Понятие о прямой речи.

1

10.11

46-48

Знаки препинания в предложении с прямой речью.

3

11.11, 12.11. 13.11.

С95. Упр.1

С.95. упр2

С96упр3

49(м-р-р)

Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама».

1

16.11

50(м-р-р)

Запись цитаты.

1

17.11

С.96упр4

51,52

Развитие умения ставить знаки препинания.

2

18.11, 19.11.

Д.м.с.17, упр.35,36

53, 54(м-р-р)

Р/р  Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».

2

20.11,23.11.

55

Контрольный диктант №4

1

24.11

56

Работа над ошибками.

1

25.11

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Имя существительное.

5. Что мы знаем об имени существительном.

57

Признаки имени существительного.

1

26.11

С134упр1

58

Роль существительного в речи.

1

27.11

С134упр2

59(м-р-р)

Р/р Сочинение – миниатюра «Вид из окна»

1

30.11

60

Закрепление. Многозначные слова, синонимы, омонимы.

1

1.12

С135упр3

6. Изменение существительных по падежам.

61,62

Словоизменение имени существительного.

2

2.12, 3.12.

С135упр4

С135упр5

63

Изменение по падежам во множественном и единственном числе.

1

4.12

С136упр6

64-69

Знакомство с падежами.

6

7.12, 8.12, 9.12, 10.12, 11.12, 14.12.

С136упр1

С136упр2

С137упр3

С137упр4

«»Д.М.упр.76

70,71

Обобщение. Составление устного рассказа о падежах.

2

15.12, 16.12.

Написать рассказ.

Повторить словарные слова.

72

Проверочная работа №3

1

17.12

7. Три склонения имен существительных.

73-76

Знакомство со склонениями. Определение склонения у существительных.

4

18.12,21.12, 22.12, 23.1.2

С12упр1

С12упр2

С12упр3

С13упр4

77

Несклоняемые имена существительные.

1

24.12

С12упр5

78(м-р-р)

Р/р Контрольное изложение за 1-ое полугодие

1

25.12

8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

79 -82

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

5

11.12,12.12.

13.01, 14.01

С13упр6

С14упр7

С14упр1

С15упр2.4

83

Проверочная работа №4

1

15.01

84

Контрольный диктант №5

1

18.01

85

Работа над ошибками

1

19.01

С16упр7

9. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

86

Правило правописания безударных окончаний имен существительных.

1

20.01

С28упр1

87-91

Развитие умения применять орфограмму.

5

21.01,22.01,25.01, 26.01, 27.01

С28упр2

С29упр3

С29упр4

С29упр1,2

С30упр3

92,93(м-р-р)

Р/р Обучающее изложение «Первая газета»

2

28.01, 29.01.

94,95

(м-р-р)

Р/р Обучающее сочинение-описание  «Прогулка»

2

1.02, 2.02

96

Проверочная работа №5. Контрольный словарный диктант.

1

3.02

97

Контрольный диктант №6

1

4.02

98

Работа над ошибками

1

5.02

С31упр4

Имя прилагательное.

10. Что мы знаем об имени прилагательном

99

Роль прилагательных в речи. Два типа текстов.

1

8.02

С55упр1

100

Роль прилагательных-антонимов в речи.

1

9.02

С56упр2

101

Морфологический разбор.

1

10.02

С56упр4

11. Словоизменение имен прилагательных.

102,103

Изменение прилагательных по падежам.

2

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах ;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

11.02, 12.02

С56упр5

С57упр6

104

Словосочетания сущ. + прил.Главное и зависимое слово.

1

15.02

С57упр7

12. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

105-108

Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

4

16.02, 17.02, 18.02, 19.02.

С58упр1

С58упр2

С59упр3

С59упр4

109

Свободный диктант.

1

22.02

Словарные слова

110,111

(м-р-р)

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие».

2

23.02, 24.02

57упр8

112

(м-р-р)

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1

25.02

113

Проверочная работа №6.

1

26.02

114

Контрольный диктант №7.

1

29.02

115

Контрольный словарный диктант.

1

1.03

116

Работа над ошибками.

1

2.03

«Д.М»упр93

ГЛАГОЛ

13. Что мы знаем о глаголе

117,118

Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей не.

2

3.03, 4.03.

С64упр234

С66упр236

119-122

Грамматические признаки глагола. Морфологический разбор.

4

7.03. 10.03, 11.03, 14.03

С68упр238

С72упр243

С73упр245

«д.м»УПР102

14. Словоизменение глаголов.

123,124

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

2

15.03, 16.03

С78УПР250

С79 УПР.252

125

Определение спряжения глагола по ударному окончанию.

1

17.03

С103УПР3

15. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

126-128

Определение спряжения глагола по безударному окончанию.

3

18.03,21.03. 22.03

С107УПР2

С108УПР4

С108УПР5

129

Глаголы – исключения.

1

23.03

С109УПР7

130-133

Закрепление.

4

1.04, 4.04, 5.04, 6.04

С120УПР1

С122УПР2

С122УПР3

С122УПР4

134

Разбор глагола как часть речи.

1

7.04

С121УПР6

135

(м-р-р)

Р/р Обучающее сочинение по картинкам

1

8.04

136

Контрольный диктант №8

1

11.04

137

Знакомство с возвратной формой глагола.

1

12.04

С122УПР7

138-141

Мягкий знак  после шипящих в глаголах

2-го лица ед. числа.

4

13.04, 14.04, 15.04, 18.04.

С96УПР276

С97УПР278

С102УПР285

С105УПР290

142-144

Закрепление.

3

19.04, 20.04, 21.04

«д.м.»УПР134

«д.м.»УПР136

«д.м.УПР140»

145,146

 (м-р-р)

Р/р Обучающее изложение «Первые школы»

2

22.04, 25.04

147

Контрольное списывание № 2

1

26.04

16. Разбор глагола по составу.

148-151

Знакомство с алгоритмом разбора. Безударная гласная в окончаниях глагола.

4

27.04, 28.04, 29.04. 3.05

С112УПР295

С116УПР301

С118УПР305

С122(СЛОВАРНЫЕ СЛОВА)

152

(м-р-р)

Р/р Обучающее сочинение

1

4.05

153,154

Работа над ошибками. Закрепление.

2

5.05, 6.05

«д.м.»УПР144

«д.м.»УПР147

155

(м-р-р)

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы»

1

10.05

156

  Повторение по теме «Глагол» Контрольный словарный диктант.

1

11.05

ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ

157

Проверочная работа №7

1

12.05

158,159

Обобщение по теме.

2

13.05, 16.05

«д.м.»УПР150

«д.м.»УПР156

160

Контрольный диктант №9

1

17.05

161

Работа над ошибками

1

18.05

ПОВТОРИТЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

17. Повторение

162-164

(м-р-р)

Повторение разделов «Слово», «Предложение», «Текст»

3

19.05,20.05, 23.05

С124УПР309

С125УПР310

С126УПР311

165

(м-р-р)

Р/р Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово»

1

24.05

166,167

(м-р-р)

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

2

25.05, 26.05

168

 Итоговая контрольная работа

1

27.05

169

Итоговый контрольный диктант.

1

30.05

170

Работа над ошибками. Итоговый урок.

1

31.05

С130УПР316

Содержательное и методическое обеспечение курса (учебники и пособия издательства «Баласс»)

Основная литература для учащихся:

  • «Русский язык» Учебник для 4 класса.  Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева,   О.В. Пронина.  (Москва  «Баласс» 2011 г.)
  • Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2012 г.)
  • Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 4 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова.  (Москва «Баласс» 2012г.)

Основная литература для учителя:

  • «Русский язык. 4 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2012 г.)

Дополнительная литература для учащихся:

 • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 4-й класс.

  Р.Я. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4-го классов.

 • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 4-го класса.

Дополнительная литература для учителя:

 •Интернет – ресурс сайта «Образовательная система «Школа 2100»

Контрольно – измерительные материалы

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 1

Цель: проверить умение находить нужные орфограммы и объяснять выбор написания.

Диктант.

Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс».

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка.

Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе.

Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать.

П р и м е ч а н и е. После записи каждого предложения дети находят в словах и между словами изученные орфограммы, выделяют их и самостоятельно про себя объясняют выбор написания. При такой форме проведения контрольного диктанта не остаётся времени для выполнения дополнительных заданий (они не нужны, так как проверка учебно-языковых умений осуществляется в специальных проверочных работах по темам). За диктант ставятся две отметки: 1) за грамотность (учитываются только ошибки на изученные орфограммы); 2) за умение графически обозначить орфограмму.

Если в ходе самопроверки ребёнок нашёл ошибку и исправил её, это исправление при выставлении отметки за грамотность не учитывается как ошибка.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 2 ПО ТЕМЕ «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯС ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»

Цель: проверка  уровня знаний и умений учащихся по теме.

 Диктант.

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Давно ушёл с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели.

Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой и мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере.

Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем.

З а д а н и е: в двух предложениях обозначить графически однородные члены.

Учащиеся пишут диктант в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» на с. 6–7.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 3 ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ  И,  А,  НО»

Цель: проверить уровень знаний и умений учащихся по теме.

 Диктант.

БОБРЁНОК

Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны.

Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой.

За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок постарался! Вода в реке спала, и я выпустил зверька.

З а д а н и я.

1. Составить схемы двух сложных предложений.

2. Графически обозначить однородные члены в двух предложениях.

Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс» на с. 10–11.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 4

Цель: проверить уровень знаний и умений учащихся по пройденной теме.

Написание диктанта.

Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс» на с. 12–13.

КАБАН ВАСЬКА

В доме отдыха начиналась зарядка, и звуки марша наполняли округу. Вдруг перед строем возник кабан! Люди испугались, смешались. Все увидели человека с ружьём, но стрелять охотник не спешил. Присел, вынул краюху хлеба и положил на землю. «Васька!» – позвал охотник. Кабан поднял голову и подошёл к человеку.

Однажды зимой больной, голодный кабан забрёл в деревню. Дядя Егор накормил его. Зверь привык к человеку, откликался на кличку Васька. Потом он окреп и исчез.

Смотрели люди на Ваську и думали: «Не забыл зверь человеческую доброту».

З а д а н и я.

1. Выполните схемы предложений:

I вариант: 1-го и 6-го;

II вариант: 10-го и последнего.

2. Синтаксический разбор предложения:

I вариант: 2-го;

II вариант: 4-го.


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 5

Цель: проверить уровень знаний и умений учащихся по пройденной теме.

 Написание диктанта.

Диктант записывается в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс», с. 18.

НА РЕКЕ

Дорога шла через рожь. Всё по пути мне было интересно. Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач. Это сыч затянул свою песню.

Мы подошли к реке, сбросили на траву тяжёлые рюкзаки, приготовили удочки. Наступила ночь, и рыбная ловля началась. Кругом стояла тишь, только камыш тихо шептался с рекою. Скоро у меня показался большой ёрш, а у отца на толстой леске бился огромный лещ.

Вот и полночь. Мы быстро сделали шалаш.

Утром, только проглянул луч солнца, мы были на ногах. Рождался новый день.

З а д а н и я:

1. Обозначить орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

2. Выполнить морфологический разбор имён существительных:

I вариант: с рекою;

II вариант: в лесу.

3. Записать 5 несклоняемых имён существительных.


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 6

Цель: проверить умение графически обозначать орфограмму – безударную гласную в падежных окончаниях имен существительных.

 Написание диктанта.

МУЗЫКАНТ

Жил в деревне старый охотник. Он очень любил музыку. Обычно сидит по вечерам на завалинке и играет на скрипке.

Однажды знакомый крестьянин говорит ему: «Брось ты скрипку, берись за ружьё. Я сейчас медведя видел в лесу».

Взял старик ружьё, пошёл в лес. Тишина. И вдруг с опушки послышался протяжный красивый звук. Словно струна поёт.

Старик подкрался и увидел на опушке разбитое грозой дерево.

Из него торчали длинные щепки. Под деревом сидел медведь. Схватил он одну щепку лапой, потянул и отпустил. Раздался звенящий звук.

Брёл охотник по тропинке и думал о медведе. В их местности не слыхали о таком чуде. Медведь играл на разбитом грозой дереве!

Не смог музыкант стрелять в музыканта!

З а д а н и е: обозначить все орфограммы.

За диктант можно поставить две отметки: за грамотность и за умение графически обозначать орфограмму – безударную гласную в падежных окончаниях имён существительных.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 7

Цель: проверить знания и умения по пройденной теме.

 Написание диктанта.

Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы, 4 класс», с. 26–27.

ПАХУЧЕЕ ОБЛАКО

Недавно я встретил пахучее облако.

Я сидел в сосновом бору у крохотного озера. Вода в нём сегодня была жёлтой. Из озера то и дело выпрыгивала блестящая рыба, и по воде расходились упругие круги.

Я долго не мог ничего понять. Но потом взглянул вверх, и всё стало ясно. Над бором опускалось большое рыжее облако. Это цвели сосны. Лёгкая пыльца садилась на землю, на воду. На вкус она была сладкой, пахла хвоей.

Рыбы оказались догадливей меня. Они сразу смекнули, что облако не только пахучее, но и вкусное.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 8

Цель: контроль знаний и умений по пройденной теме.

Написание диктанта.

Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс» на с. 28–29.

ВЕСНА

Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.

Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».

Лужайка меняет свой вид после тёплого дождя. Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок. В синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звёздочка. Это жаворонок взлетает над лугом. Его звонкий голос ты всегда услышишь в ясный весенний день.

З а д а н и е: графически объяснить выбор написаний во всех глаголах с безударными личными окончаниями.


КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «СТРАННЫЙ ДУЭТ»

Цель: проверить уровень умений  писать  изложение.

 Написание изложения.

Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы, 4 класс» на с. 44.

СТРАННЫЙ ДУЭТ

Вы слышали, как поют ежи? А мне посчастливилось.

Однажды утром подходил я к лесной сторожке. Я шел всю ночь и решил отдохнуть. Сбросил рюкзак, сел на него и задремал.

Проснулся я от странных звуков. На полянке я заметил двух ежей. В этот момент они, как настоящие артисты, расходились в разные стороны. Но  вот  повернулись мордочка к мордочке и двинулись навстречу друг другу.

Ежи приподнялись на задние лапки, уткнулись нос к носу и запели. Я слышал глухой свист, рокот, ворчание. Забавная штука – ежиная песня!

Текст читается не более трех раз, план ученики составляют самостоятельно, выписывают ключевые слова каждой части.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: посчастливилось, отдохнуть, рюкзак, странных, расходились, приподнялись, навстречу друг другу.

При написании изложения ученики могут обращаться к орфографическому словарю. За изложение ставятся две отметки: за содержание и речь и за грамотность.

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ

Цель: проверить умение графически объяснять в тексте написание всех изученных орфограмм.

Написание диктанта.

Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс» на с. 42–43.

ЛОСИ

Вышла на край леса старая лосиха с маленьким лосёнком. Учится бегать детёныш. Спотыкаются о кочки его длинные ноги. Ласково греет в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Лоси сломали берёзовую ветку, из неё сочится и капает сладкий сок. Синими кажутся в лесу весенние лужи. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Хорошо пахнет в весеннем лесу! Задремала на тёплом солнце лосиха, но чутко слышит она все звуки. Спокойно резвится лосёнок. Не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

З а д а н и е: графически объяснить в тексте написание всех изученных орфограмм. Постановку знаков препинания объяснить с помощью схем.

Тексты  для работы по развитию речи с использованием национально – регионального компонента.

Текст №1

Животный и растительный мир Бурятии богат и разнообразен. Здесь немало  уникальных и редких видов. В Красную книгу занесены баргузинский соболь, байкальская нерпа, омуль. Обилие прибайкальской флоры – неиссякаемая кладовая для традиционной восточной медицины.

Текст № 2

Многолика земля бурятская. Здесь можно видеть ландшафты, похожие на швейцарские Альпы, просторы Монголии или леса и равнины Европейской  России. В Бурятии много больших и малых озёр. Самое крупное и глубокое из них – Байкал. Байкал в народе называют священным морем.

ПРИЛОЖЕНИЯ

План работы со слабоуспевающими  учащимися

на 2015–2016 учебный год.

          Главный смысл деятельности учителя  состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого, даже трудного предмета. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  пропуски занятий по болезни;

  слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

  неблагополучная семья.

  Учителя предметники  должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости  учителю и классному руководителю должны помочь  узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

    Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении физики;

-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

 Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

 - создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

 - изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

 - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

 - ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольных срезов знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

 

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

 7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

                                           План работы с одарёнными детьми на 2015/2016 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

учитель

2.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

 учитель

3.

Организация сети занятий по интересам

в течение года

учитель

4.

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов.

октябрь - январь

учитель

руководитель ШМО

5.

Подготовка учащихся к районному турниру по образовательным областям

октябрь - март

учитель

руководитель ШМО

6.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Совенок».

в течение года

учитель

руководитель ШМО

7.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

Апрель, май

учитель

Зам. директоров

8.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Учителя начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...