" Имена собственные и нарицательные.Обобщение".
план-конспект урока по русскому языку по теме

Чуланова Елена Валерьевна

Конспект урока разработан согласно требованиям ФГОС НОО. Цель данного урока :создать условия для осознания и осмысления блока изученной учебной информации, применения знаний и умений в знакомой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Имена собственные и нарицательные. Обобщение.»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока изученной учебной информации, применения знаний и умений в знакомой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

 Тип урока: урок закрепления знаний

 Задачи урока:

 Обучающие: способствовать закреплению знаний о правописании большой буквы в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, названиях городов; развивать у учащихся умения находить в тексте собственные имена существительные и аргументировать написание в них большой буквы;

Развивающие:

- формировать умения логически рассуждать, выделять главное;

- развивать воображение, мышление, речь учащихся;

Воспитательные:

-   совершенствовать свою устную и письменную речь;

- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки,  приобщать детей к ЗОЖ.

Метапредметные:

 Личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Методы обучения: продуктивный, объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в группе, работа в парах.

Средства обучения:   карточки, презентация

Ход урока.

1.Орг. момент. 

Цель: включение в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

-Здравствуйте, ребята! Добрый день, коллеги! Здравствуй, урок!

-Где ты рождаешься урок? В классной комнате? Но ты не можешь жить там один , ты ведь не можешь существовать без меня. Я тебя обдумываю, планирую, провожу! Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце.

Но ты не можешь существовать и без моих учеников, ты несешь свет в их души! Урок ты солнце. А солнце согревает нас своим теплом.

-Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок.( дети показываются карточки- сигналы настроения)

- Настроение у всех хорошее – значит, у нас с вами все получится!

2. Чистописание.

 Чтоб красиво нам писать,

 Нужно пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика.

Медвежонок в гости шёл.

К рыжей белке он зашёл.

А на озере ,в лесу,

Заходил в нору к ежу.

Даже к комаришке

Заходил наш мишка.

- Запишите в тетради число, слова « Классная работа». При письме обратите внимание  на высоту, ширину букв, правильность соединения букв, следите за наклоном.

На доске: Ш ш  Шш  ш Ш ш

- Какую букву сегодня на уроке мы будем писать? (Шш- ша)

-Какой звук обозначает буква «Ш» (ша)? (ш-ш-ш)

-Что вы можете сказать о этом звуке?? (  согласный, шипящий, глухой, парный, всегда твердый ).

-Прочитайте предложение , объясните написание  одинаково звучащих слов .

- В чем отличие этих существительных?

-Как их необходимо написать?

Наш шарик поймал воздушный шарик.

- Какая орфограмма встречается в нём? (большая буква в именах собственных).

-Спишите предложение правильно, подчеркните орфограмму.

-Найдите в этом предложении грамматическую основу. Что мы   называем грамматической основой? (подлежащее и сказуемое).

-Грамматическая основа: Шарик поймал.

 3.Актуализация  опорных знаний.

Цель:  организовать выполнение учащимися пробного учебного затруднения

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

-Отгадайте загадку.

Давно живу я в мире этом

Даю название предметам.

                        (имя существительное)

- Что такое имя существительное?

- Что называет имя существительное?

- На какие вопросы  оно отвечает?

- Какие бывают имена существительные?

4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цели :

-выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Сейчас, я расскажу вам историю, которая произошла в одной школе. На уроке русского языка учительница попросила ребят записать в тетрадь существительное СЕРЁЖКА. Ира записала это слово так – серёжка(запись на доске), а Саша так – Серёжка (запись на доске).

- Как вы думаете, кто прав: Ира или Саша? Докажите.

(обобщая ответы детей, учитель подводит к выводу, что правы оба ученика)

 -   Когда мы напишем слово СЕРЁЖКА с большой или заглавной буквы? (когда это имя мальчика, т.е. собственное имя существительное)

-Когда мы напишем это слово с маленькой или строчной буквы? (когда это украшение, продеваемое в мочку уха, т.е. нарицательное имя существительное).

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока русского языка?( отвечают дети)

- Мы уже несколько уроков изучаем собственные и нарицательные имена существительные. Сегодня мы обобщим всё, что знаем о собственных и нарицательных именах существительных, выполним много интересных заданий.

5.  Обобщение и систематизация знаний.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать взаимопроверку по эталону;

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках, в учебнике.

Коммуникативные УУД: учиться работать в парах, группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

Работа в парах.

-Прочитайте стихотворение, записанное на листочке.  

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла (С, с)ерёжку Оля.

Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.

- Подумайте, какая буква в скобках лишняя. Зачеркните её. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Взаимопроверка.

 - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока русского языка?

( отвечают дети)

- Мы уже несколько уроков изучаем собственные и нарицательные имена существительные. Сегодня мы обобщим всё, что знаем о собственных и нарицательных именах существительных, выполним много интересных заданий.

-Давайте, вспомним, в каких словах пишется заглавная буква?

  • Имена, отчества. фамилии;
  • Имена сказочных героев;
  • Географические названия;
  • Клички животных;
  • Названия произведений, журналов, картин, фильмов и спектаклей.

Работа в группах.

Распределите слова по этим группам.

 1 группа    выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества.

 2 группа - имена сказочных героев.  

3 группа - географические названия.

 

 

Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней

Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка,

берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Благовещенск.

 (Проверка каждого задания у доски, вычеркнуть лишние слова в каждом столбике).

-  Внимательно ещё раз рассмотрите слова, которые вы выписали и скажите,  какие слова не вошли не в одну из перечисленных групп? Почему? ( Это имена нарицательные).

6. Физкультминутка.

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

7.Самостоятельная работа учащихся. Проверка и корректировка.

- Спишите текст, исправляя ошибки.

Речку назвали лось. За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы. У игоря есть собака жучка. У любы - кошка снежинка.  

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. ( Дети читают по предложениям, указывая на ошибку, допущенную в нем, на экране появляется правильное написание слова).

8.Итоги урока.

 Пришло время подвести итоги проделанной работы.

Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной:

Котик Васька и Пушок;

Пёсик Шарик и Дружок;

Дети – Поля и Антон;

Дядя Коля, дед Семён;

Города- Рязань, Ковров;

Александров и Ростов;

Реки – Волга и Ока?

Скажешь всем наверняка!

-Что нужно помнить о написании имен собственных?

9.  Рефлексия деятельности.

Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Оцените свою работу на уроке.

Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме.

-Вы сегодня хорошо поработали, пришла пора немного отдохнуть.

-Урок окончен. Всем спасибо.

 

Приложение.

КАРТОЧКА № 1.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла (С, с)ерёжку Оля.

Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.

---------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА № 1.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла (С, с)ерёжку Оля.

Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                  КАРТОЧКА № 1.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла (С, с)ерёжку Оля.

Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.

КАРТОЧКА №2.

Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней  Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург,  Арзамас.

--------------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА №2.

Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней  Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург,  Арзамас.

КАРТОЧКА №2.

Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней  Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург,  Арзамас.

КАРТОЧКА №3.

Речку назвали лось. За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы. У игоря есть собака жучка. У любы - кошка снежинка.  

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА №3.

Речку назвали лось. За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы. У игоря есть собака жучка. У любы - кошка снежинка.  

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА №3.

Речку назвали лось. За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы. У игоря есть собака жучка. У любы - кошка снежинка.  

Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме: "Имена собственные"

Урок разработан с учёто методических требований системы Л.В.Занкова согласно возрасных особенностей детей...

Имена собственные.

Используя иллюстрацию, придумать фамилии....

Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....

Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."

Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.  Тема «Имена  собственные.  Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Открытый урок.Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных....

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме «Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия».

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме«Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия»...