Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для достижения планируемых результатов | УУД |
I.Организационный. II/Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём: вступительное слово учителя (2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! - Ребята, урок – это путь к знаниям. Перед нами дорога, по которой мы пойдём вместе (рисунок дороги с облаками). По пути нас ждёт много интересного. Важно не только самому пройти, но и помочь своим друзьям. Ведь не только личный результат, а результат всего класса приведёт к успеху. Прочитаем девиз урока: « С малой удачи начинается большой успех» | Подготовка к работе на уроке.
| Самопроверка готовности к уроку. | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы.
Формулирование темы урока. (5 мин.) | Акцентирует внимание на теме урока, целях и этапах урока. - Прочитайте стихотворение Существительное - школа, Просыпается – глагол, С прилагательным – весёлый Новый школьный день пришёл. - Какие части речи упоминались в стихотворении? - Ребята, мы все очень любим театр. Я предлагаю вам сыграть роли частей речи. - Кто какую роль будет играть, поможет выяснить эта коробочка с сюрпризом. - Рита, выйди к доске, открой коробочку. Какая твоя роль? Расскажи о себе.
| Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
| Формулируется тема урока «Имя прилагательное».
| Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений. |
2. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» (активизация мыслительной деятельности. (2 мин.) | Постановка проблемных вопросов по тексту. Поисковая деятельность. - Ребята, как вы думаете, какая часть речи может сказать о себе так: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь, Меня вам надо знать, беречь? - Как вы думаете, с какой частью речи мы продолжим работать на уроке? (С именем прилагательным). - Правильно, сегодня на уроке мы определим роль имен прилагательных в речи, и в конце урока мы постараемся ответить на проблемный вопрос: Какой делают нашу речь имена прилагательные? | Слушают, вступают в беседу; предлагают формулировку темы, учебной задачи. | Работа с текстом.
| Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать. Регулятивные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Коммуникативные: формулирование собственного мнения. |
3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия, развитие коммуникативной направленности, воспитывать уважительное отношение к другому мнению в процессе учебного диалога. (7 мин.) | Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы. - Прочитайте слова на доске. Объясните, какую букву напишем в каждом слове? Д.рога, обл.ко, б.рёза, р.бина, .сина. - Можно ли проверить орфограмму? - Что мы должны знать о непроверяемой гласной? - Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные. Запишите их. Подчеркните орфограмму в словах. - Выпишите первую букву слов. Какое слово получилось? - Образуйте от слова «добро» прилагательные: добрый, добренький, предобренький. - Как называются эти слова? Почему? - Ребята, я вам предлагаю схемы слов. Подберите имена прилагательные, которые подходят к схемам. - Какие слова вы подобрали? Прочитайте. | Учащиеся читают слова, объясняют орфограмму, образовывают имена прилагательные.
| Самопроверка. Корректируют ответы друг друга. | Познавательные: умение формулировать их и выделять главное, работа с информацией. Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
III.Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. (7 мин.) | 1. Работа с рисунком. - Ребята, идём по нашей дороге и видим вот такую картину (на доске рисунок в серых тонах). - Ой, а что это вы сразу стали грустными? Вас не радует эта картина? Почему? - Ребята, в наших силах всё изменить! (Яркое, голубое, лёгкие, тусклое, тёмное, тяжёлые). - Разделимся на 2 команды. 1 вариант - Команда «Лето» (составляет словосочетания - каким может быть солнышко, небо, облака летом? 2 вариант – Команда «Осень» - осенью. - Ребята, какие словосочетания вы составили? Прочитайте. - Какую из картин мы выберем для нашего пути? - Какая часть речи помогла сделать нашу картину яркой, красочной? - Какой делают нашу речь имена прилагательные? - Ребята, как же мы поступим с прилагательными: серый, тёмный, холодный, грустный, злой? - Как вы думаете, они нужны в нашей речи? Зачем? - Угадайте загадку: - Кто в лесу зимой холодной ходит? - А эта загадка про кого? Кто в лесу зимой холодной Ходит серый, злой, голодный? - Какие слова дополнили загадку, помогли точно назвать отгадку? - Значит, какой делают нашу речь имена прилагательные? - Ребята, но холодная зима прошла, наступила тёплая весна. Злое сердце волка оттает и станет добрым. 2. Работа с поговорками: -Ребята, прочитайте поговорку: Хорошо тому, у кого доброе сердце. -Закончите предложение: плохо тому, у кого… сердце. - Как в русском языке называются слова: доброе – злое? - Вспомним, что такое антонимы? - Запишите антонимы (доброе – злое). -Вернёмся к нашему девизу урока. Какие антонимы мы здесь видим? - Как называются слова, близкие по смыслу? - Перед вами 2 сердечка со словами. Образуйте имена прилагательные в начальной форме от этих существительных. - 1 вариант - первое сердечко, 2 вариант - второе. - Ребята, поменяйтесь листочками и проверьте работу друга. - Ребята, с каким попутчиком вы хотели бы продолжить путь? (Злое сердце «тает»). - Ребята, мы немножко все устали, Ну-ка, дружно все мы встали! | Составляют словосочетания прилагательное + существительное
Два ученика работают у доски, остальные в тетради.
Физкультминутка | Находят сравнения в описании и прилагательные, дающие оценку предметов.
Взаимопроверка
Осуществляют профилактику утомления. | Познавательные: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы. Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение выражать собственную точку зрения. Коммуникативные: умение выражать мысли |
VI.Закрепление знаний и способов действий. - Работа с новым словом: волонтёр.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. (7 мин.)
2.Работа с текстом. Включение в систему знаний. (2 мин.)
| - Ребята, добрые поступки должны совершаться от души, от доброго сердца, по доброй воле. - Как мы называем того, кто совершает хорошие дела и поступки по доброй воле? (Доброволец). Синоним к этому слову является слово «волонтёр». Указом Президента России В.В. Путиным 2018 год объявлен годом добровольца – волонтёра. Каким должен быть волонтёр? - Я предлагаю ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание. - Образуем от двух имён существительных имя прилагательное. - Добро + Сердце. (Добросердечный). Добро + душа? (Добродушный). Добро + совесть? (Добросовестный). Добро + желание? (Доброжелательный). - Так каким же должен быть волонтер? Прочитаем получившиеся слова. - Ребята, представьте, что мы с вами волонтёры. Скажите, какие добрые дела мы можем сделать? - Ребята, что объединяет дела, о которых мы говорили? - Какое настроение у этого слова? - К какой части речи относятся эти слова? - Ребята, кто или что нам дарит такое настроение? -А мне дарит хорошее настроение наша любимая столица. Пройдёмся по улицам города. - Я предлагаю вашему вниманию текст. 1. « Я иду по …городу. Мне улыбнулось … солнышко. Настроение у меня … Это мой … Саранск! Это моя … родина! - Текст передает моё настроение? Как вы думаете, какая часть речи поможет выразить моё отношение к городу? - Вставьте пропущенные имена прилагательные. Вам в помощь даны слова для справок: красивому, яркое, радостное, родной, любимая. – Слова какой части речи сделали текст ярким, выразительным? - Итак, имена прилагательные делают нашу речь выразительной.
| Знакомятся с новым словом, составляют план достижения цели, работают с рисунками.
Составляют предложения по картинкам.
Дополняют текст именами прилагательными.
| Усваивают правописание слов, анализируют, обобщают.
Фронтальная проверка.
Обобщают, делают вывод. | Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли. |
11. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. (2 мин.) | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. – Ребята, на какой вопрос нужно было нам найти ответ? - Какой мы сделаем вывод? - Ребята, вот и прошли мы с вами нашу дорогу добра. Всё ли у нас получилось? Предлагаю оценить свою работу. Я на уроке чувствовал себя отлично! Мне все ясно и понятно! (Красное) Я на уроке чувствовал себя хорошо, но мне нужно подучить правила. (Розовое) Я на уроке чувствовал себя неуверенно! Мне требуется помощь учителя. (Жёлтое) - Ребята, посмотрите, как хорошо мы с вами поработали! Каждая ваша маленькая удача привела нас к большому успеху. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.
| Отвечают на вопросы.
| Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
12. Домашнее задание.
(1 мин.) | Предлагает написать мини-сочинение. - Ребята, к нам в столицу приезжает много гостей. Представьте себя в роли волонтеров-экскурсоводов. С какими интересными местами вы хотели бы познакомить гостей? Куда бы вы повели их на экскурсию? Напишите небольшое сочинение на тему «Экскурсия по городу». А имена прилагательные помогут вам написать красивое сочинение. | Слушают объяснение учителя. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Познавательные: осмысление учебной задачи. Регулятивные: понимание доступности выполнения действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |