Роль имен прилагательных в речи
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Зимулькина Надежда Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на муниципальном конкурсе "Учитель года 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimulkina_n._a._urok_3_klass.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока: «Роль имен прилагательных в речи».

Ф.И.О. педагога

Зимулькина Надежда Александровна

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок развития речи

Краткое описание

Урок построен в соответствии ФГОС и представлен в виде технологической карты. При разработке модели урока были учтены такие тенденции развития современной методики обучения русскому языку, как тексто-ориентированный подход, функциональный подход к изучению языковых единиц, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход в формировании УУД.

Тема урока

Роль имен прилагательных в речи.

Цели урока

Образовательная: повторить и обобщить теоретические знания об имени прилагательном как части речи, определить роль имен прилагательных в речи.

Развивающая: развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, проявления доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, бережного отношения к окружающему.

Оборудование

Компьютер, проектор, мультимедийная доска.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебной деятельности, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи. Синонимы. Антонимы. Волонтёр.

Ресурсы

Презентация. Раздаточный материал – карточки с текстом.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, парная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для достижения планируемых результатов

УУД

I.Организационный.

II/Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

(2 мин.)

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,                                

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

- Ребята, урок – это путь к знаниям. Перед нами дорога, по которой мы пойдём вместе (рисунок дороги с облаками). По пути нас ждёт много интересного. Важно не только самому пройти, но и помочь своим друзьям. Ведь не только личный результат, а результат всего класса приведёт к успеху.

Прочитаем девиз урока:

« С малой удачи начинается большой успех»

Подготовка   к работе на уроке.

Самопроверка готовности к уроку.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Формулирование  темы урока.

(5 мин.)

Акцентирует внимание на теме урока, целях и этапах урока.

- Прочитайте стихотворение

Существительное -  школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным – весёлый

Новый школьный день пришёл.

- Какие части речи упоминались в стихотворении?

- Ребята, мы все очень любим театр. Я предлагаю вам сыграть роли частей речи.  

- Кто какую роль будет играть, поможет выяснить эта коробочка с сюрпризом.

- Рита, выйди к доске, открой коробочку. Какая твоя роль? Расскажи о себе.

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

Формулируется тема урока «Имя прилагательное».

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений.

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» (активизация мыслительной деятельности.

 (2 мин.)

 Постановка проблемных вопросов по тексту.

Поисковая деятельность.

- Ребята, как вы думаете, какая часть речи может сказать о себе так:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь,

Меня вам надо знать, беречь?

- Как вы думаете, с какой частью речи мы продолжим  работать на уроке?   (С именем прилагательным).

- Правильно,  сегодня на уроке мы определим роль имен прилагательных в речи,  и в конце урока мы постараемся  ответить на проблемный вопрос:

Какой делают нашу речь имена прилагательные?

Слушают, вступают в беседу; предлагают формулировку темы, учебной задачи.

        

Работа с текстом.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать.

Регулятивные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения.

3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия, развитие коммуникативной направленности, воспитывать уважительное отношение к другому мнению в процессе учебного диалога. 

(7 мин.)

Помогает верно сформулировать   обозначенные проблемы.

- Прочитайте слова на доске. Объясните, какую  букву напишем  в каждом слове?                                                                                Д.рога, обл.ко, б.рёза, р.бина, .сина.                                                                                     - Можно ли проверить орфограмму?                                                  - Что мы должны знать о непроверяемой гласной?                          - Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные.   Запишите их. Подчеркните орфограмму в словах.                                                                                                    - Выпишите первую букву слов. Какое слово получилось?                          - Образуйте от слова «добро»  прилагательные: добрый, добренький,  предобренький.                                                               - Как называются эти слова?  Почему?                                              - Ребята, я вам предлагаю схемы слов. Подберите имена прилагательные, которые подходят к схемам.                                          - Какие слова вы подобрали? Прочитайте.

Учащиеся читают слова, объясняют орфограмму, образовывают имена прилагательные.

 

Самопроверка.

Корректируют ответы друг друга.

Познавательные: умение  формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей.

Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения.

III.Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

 (7 мин.)

1. Работа с рисунком.

- Ребята, идём по нашей дороге и видим вот такую картину (на доске рисунок в серых тонах).

- Ой, а что это вы сразу стали грустными? Вас не радует эта картина? Почему?

- Ребята, в наших силах всё изменить!

 (Яркое, голубое, лёгкие, тусклое, тёмное, тяжёлые).

- Разделимся на 2 команды.

1 вариант - Команда «Лето» (составляет словосочетания - каким может быть солнышко,  небо,  облака летом?

2 вариант – Команда «Осень» - осенью.

- Ребята, какие словосочетания  вы составили? Прочитайте.

- Какую из картин  мы выберем для нашего пути?

- Какая часть речи помогла сделать нашу картину яркой, красочной?

- Какой делают нашу речь  имена прилагательные?  

- Ребята, как же мы поступим с прилагательными: серый, тёмный, холодный, грустный, злой?

- Как вы думаете, они нужны в нашей речи? Зачем?

- Угадайте загадку:

- Кто в лесу зимой холодной ходит?

- А эта загадка про кого?

 Кто в лесу зимой холодной

 Ходит серый, злой, голодный?

- Какие слова дополнили загадку, помогли точно назвать отгадку?

- Значит, какой делают нашу речь  имена прилагательные?  

- Ребята, но холодная зима прошла, наступила тёплая весна. Злое сердце волка оттает и станет добрым.

2. Работа с поговорками:

-Ребята, прочитайте поговорку:

Хорошо тому, у кого доброе сердце.

-Закончите предложение: плохо тому, у кого… сердце.

- Как в русском языке называются слова: доброе – злое?

- Вспомним, что такое антонимы?                                                     - Запишите антонимы (доброе – злое).  

-Вернёмся к нашему девизу урока. Какие антонимы мы здесь видим?

- Как называются слова, близкие по смыслу?

- Перед вами 2 сердечка со словами. Образуйте имена прилагательные в начальной форме  от этих существительных.

- 1 вариант - первое сердечко, 2 вариант  - второе.

 - Ребята, поменяйтесь листочками и проверьте работу друга.

-  Ребята, с каким попутчиком  вы хотели бы продолжить путь?

  (Злое сердце «тает»).

- Ребята,  мы  немножко все устали,

Ну-ка,  дружно все мы встали!

Составляют словосочетания прилагательное + существительное

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

Физкультминутка

Находят сравнения в описании и прилагательные, дающие оценку предметов.

Взаимопроверка

Осуществляют профилактику утомления.

Познавательные: постановка и решение проблемы,  самостоятельное создание способов решения проблемы.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение выражать собственную точку зрения.

Коммуникативные:  умение выражать мысли

VI.Закрепление знаний и способов действий.

  1. Работа с новым словом: волонтёр.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

(7 мин.)

2.Работа с текстом.

Включение в систему знаний.

(2 мин.)

- Ребята, добрые поступки должны совершаться от души, от доброго сердца, по  доброй воле.

- Как мы называем того, кто совершает хорошие дела и поступки по доброй воле? (Доброволец). Синоним к этому слову является слово «волонтёр».

 Указом Президента России В.В. Путиным 2018 год объявлен годом добровольца – волонтёра. Каким должен быть волонтёр?

- Я предлагаю ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.

- Образуем от двух имён существительных имя прилагательное.

- Добро + Сердце. (Добросердечный). Добро + душа? (Добродушный).

Добро + совесть? (Добросовестный). Добро + желание? (Доброжелательный).

-  Так каким же должен быть волонтер? Прочитаем получившиеся слова.

- Ребята, представьте, что мы с вами волонтёры. Скажите, какие добрые дела мы можем сделать?

- Ребята, что объединяет дела, о которых мы говорили?

- Какое настроение  у этого слова?

- К какой части речи относятся эти слова?        

- Ребята, кто или что нам дарит такое настроение?

-А мне дарит хорошее настроение  наша любимая столица. Пройдёмся по улицам  города.

   

- Я предлагаю вашему вниманию  текст.

1. « Я иду по …городу. Мне улыбнулось … солнышко. Настроение у меня …  Это мой … Саранск!  Это моя … родина!

-  Текст передает моё настроение? Как вы думаете, какая часть речи поможет выразить моё отношение к городу?

- Вставьте  пропущенные имена прилагательные.                                      

 Вам в помощь даны слова для справок: красивому, яркое, радостное, родной, любимая.

 – Слова какой части речи сделали текст ярким, выразительным?  

- Итак, имена прилагательные делают нашу речь  выразительной.      

Знакомятся с новым словом, составляют план достижения цели,  работают с рисунками.

Составляют предложения по картинкам.

Дополняют текст именами прилагательными.

Усваивают правописание слов, анализируют, обобщают.

Фронтальная проверка.

Обобщают, делают вывод.

Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли.

11. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

(2 мин.)

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

– Ребята,  на какой  вопрос нужно было нам найти ответ?

- Какой мы сделаем вывод?

- Ребята, вот и прошли мы с вами нашу дорогу добра.  

Всё ли у нас получилось? Предлагаю оценить свою работу.

Я на уроке чувствовал себя отлично!

Мне все ясно и понятно! (Красное)

Я на уроке чувствовал себя хорошо,

но мне нужно подучить правила. (Розовое)

Я на уроке чувствовал себя неуверенно!

Мне требуется помощь учителя. (Жёлтое)

- Ребята, посмотрите,  как хорошо мы с вами поработали! Каждая ваша маленькая удача привела нас к большому успеху.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

12. Домашнее задание.

 (1 мин.)

Предлагает написать мини-сочинение.

- Ребята, к нам в столицу приезжает много гостей. Представьте себя в роли волонтеров-экскурсоводов. С какими интересными  местами вы хотели бы познакомить гостей? Куда бы вы повели их на экскурсию? Напишите небольшое сочинение на тему «Экскурсия по городу». А имена прилагательные помогут вам написать красивое сочинение.

Слушают объяснение учителя.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Познавательные: осмысление учебной задачи.

Регулятивные: понимание доступности выполнения действия.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль имен прилагательных в речи.

Программа "Школа-2100".Цели: раскрыть перед учащимися роль имен прилагательных в речи;показать связь существительных и прилагательных (согласование)....

Роль имен прилагательных в речи.

Повторение знаний учащихся об имени существительным, систематизирование и выяснение значимости имен прилагательных....

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Роль имен прилагательных в речи.

Урок русского языка для 4-ого класса по программе "Школа 2100" разработан с применением технологии критического мышления....

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...