Урок по русскому языку в 4 «А» классе ДЕЕПРИЧАСТИЕ
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Иванова Елена Юрьевна

Познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деепричастие637.32 КБ
Файл Урок по русскому языку21.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по русскому языку в 4 «А» классе УМК «Планета Знаний» Иванова Елена Юрьевна

Слайд 2

Цели урока: Познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия Формирование умения распознавать деепричастие, производить синонимическую замену глагола деепричастием Развитие логического мышления, речевой деятельности. Использование полученных знаний в практической деятельности. .Воспитание интереса к предмету.

Слайд 3

Восьмое апреля. Классная работа. Восьмое апреля. Классная работа.

Слайд 4

Разминка А).отметь трехсложное слово, в котором все согласные звуки твердые перегиб привыкать украшал порог Б).выбери верное утверждение. В основу слова не входит….. Приставка корень окончание суффикс В ).Выбери словосочетание, в котором есть имя существительное среднего рода в дательном падеже К открытому окну в городском транспорте На высокой березе в чистом небе Г ).Прочитай текст, который написал иностранный студент, изучающий русский язык. Диревья в парке раскачивались и шилестели лествой . ( Повеств ., невоскл ., простое, ослож . однород . членами, распростр .)

Слайд 5

Новая тема. Беседа Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой. ( Повеств ., невоскл ., простое, ослож . однород . членами, распростр .) Вывод: в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные .

Слайд 6

Наблюдение Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой. слово раскачиваясь обозначает добавочное действие. Это и есть деепричастие.

Слайд 8

Тема урока - ДЕЕПРИЧАСТИЕ Что обозначает деепричастие? ( добавочное действие) 2. На какой вопрос отвечает деепричастие? ( что делая? что сделав ?) 3. От какого члена предложения будем задавать вопрос ? (от сказуемого) 4.Какая еще часть речи отвечает на такой же вопрос? (наречие)

Слайд 9

5.Как вы думаете, признаки, каких частей речи соединились в деепричастии? (глагола и наречия) 6.Какой признак глагола достался деепричастию? (имеет сов. и несов. вид)

Слайд 10

Обобщение Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие. Бывает совершенного и несовершенного вида. Не изменяется. В предложении является обстоятельством.

Слайд 11

« Инструкция» по выявлению деепричастий 1. Ищи в в тексте слово с суффиксом - а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, - ши -. 2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос обстоятельства от глагола. 3. Попробуй определить, от какого глагола они образованы

Слайд 12

Комментированное письмо Развернув карту, мы проверили маршрут. Мальчики, зевая, одевались.

Слайд 13

Самостоятельная работа

Слайд 14

Рефлексия Сегодня я узнал…. Было интересно…. Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что…. Теперь я могу… Я научился…

Слайд 15

Урок по русскому языку в 4 «А» классе УМК «Планета Знаний» МОУ «Кадетская школа №16» Иванова Елена Юрьевна



Предварительный просмотр:

                                    МБОУ  СОШ № 31

Иванова Елена Юрьевна

Урок в 4 «А» классе по русскому языку УМК «Планета Знаний»

Тема «Деепричастие»

Цели урока: 

  • Познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия
  • Формирование умения распознавать деепричастие, производить синонимическую замену глагола деепричастием
  • Развитие логического мышления, речевой деятельности.
  • Использование полученных знаний в практической деятельности.
  • .Воспитание интереса к предмету.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

2. Повторение.

Начтем с разминки (подготовка к итоговой аттестации)

А).отметь трехсложное слово, в котором все согласные звуки твердые

перегиб     привыкать       украшал       порог

Б).выбери верное утверждение.

В основу слова не входит…..

   Приставка   корень окончание суффикс

     В).Выбери словосочетание, в котором есть имя существительное среднего рода в дательном падеже

К открытому окну                           в городском транспорте

На высокой березе                          в чистом небе

Г).Прочитай текст, который написал иностранный студент, изучающий русский язык.

Д). Диревья в парке раскачивались и шилестели лествой. (Повеств., невоскл., простое, ослож. однород. членами, распростр.)

Задание 1.Запишите предложение, вставив и пояснив пропущенные буквы. (Задание выполняется у доски)

Задание 2.  Выполните синтаксический разбор предложения. (Задание выполняется у доски)

Надо ли ставить запятую между однородными сказуемыми?

3.  Новая тема.

А) Беседа.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)

            Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод:в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

                                 Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой.

Задание 1. Запишем предложение, найдем его основу.

            Какое действие стало основным? (шелестели)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)

Таким образом, слово, раскачиваясь, обозначает добавочное действие.  Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.

Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. 

  • Что обозначает деепричастие? (добавочное действие)

Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает деепричастие.

От какого члена предложения будем задавать вопрос? (от сказуемого)

Какая еще часть речи отвечает на такой же вопрос? (наречие)

Как вы думаете, признаки, каких частей речи соединились в деепричастии? (глагола и наречия)

Какой признак глагола достался  деепричастию? (имеет сов. и несов. вид)

В чем сходны наречия и деепричастия? (не изменяется, в предложении является обстоятельством)

В) Обобщение :

           ДЕЕПРИЧАСТИЕ                    обозначает добавочное действие.

        Имеет признаки

 Глагола                  Наречия   

 (сов. и несов. вид)   ( не изменяется)

   В предложении является обстоятельством

Физминутка

Д)  Вывод:

Итак, наше первое знакомство с деепричастием состоялось. На доске у нас получилась опорная схема, по которой мы составим правило..

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие. Бывает совершенного и несовершенного вида. Не изменяется. В предложении является обстоятельством.

4. Работа с учебником

Стр 82 прочитаем правило по учебнику  выполним упр 229

4. Закрепление.

А)Комментированное письмо

На доске записаны предложения:

 (сов. в.)     Развернув карту, мы проверили маршрут.

  (несов. в.)  Мальчики, зевая, одевались.

Задание 1.Найдем в этих предложениях основные действия и добавочные. Укажем части речи, которыми они выражены. (Первое предложение разбираем коллективно)

Задание 2.Определим вид у деепричастий.

Обратите внимание, что деепричастие с зависимым словом и одиночное деепричастие  всегда выделяются запятой.

Б)Самостоятельная работа

У вас на столах лежат карточки, в которых даны два предложения с однородными сказуемыми. Замените в предложении сначала первый, а потом второй глагол деепричастием. Полученные предложения запишите.

          Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

          Снег падал на землю и покрывал ее белым ковром.

Каким  членом предложения будет деепричастие?

Подведем итог нашей работы.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- Что обозначает деепричастие?

- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?

- Каковы признаки глагола у деепричастия?

- Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

- Какой еще признак наречия имеет деепричастие?

 6. Итог урока.

Ребята, наш урок подходит к концу.  Я благодарю всех за хорошую работу. Сегодня на уроке получили

«отлично»………….

«хорошо»…………..

Дом зад. Стр 83 упр 228 , правило

        

  Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

  Снег падал на землю и покрывал ее белым ковром.

 

          Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

          Снег падал на землю и покрывал ее белым ковром.

          Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

          Снег падал на землю и покрывал ее белым ковром.

          Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

          Снег падал на землю и покрывал ее белым ковром.

          Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

          Снег падал на землю и покрывал ее белым ковром.

          Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

          Снег падал на землю и покрывал ее белым ковром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в з классе "«Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе с презентацией. Тема: «Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»...

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...