Урок обучения грамоте "Узелки на память"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Митяева Елена Алексеевна

Урок в 1 классе УМК "Перспектива" (для обмена опытом с воспитателями ДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_1_klasse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте и письма в 1 классе.

 Образовательная система «Перспектива»

Митяева Елена Алексеевна

Тема: Узелки на память

Цели:

– формировать  умение различать гласные звуки;

– формировать умение выделять звук в слове;

– формировать умение овладевать начертаниями письменных букв

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

3) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

С гостями поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

2. Актуализация знаний

Прочитайте тему урока «Узелки на память». Что мы видели, когда читали тему урока, а что слышали? Чем звук отличается от буквы? О чём пойдёт речь?

К нам прилетела помощница, давайте разгадаем кто это?

Что принесла нам сова на крыльях? Что же она хочет вам рассказать? Как вы это понимаете?

Очень-очень давно, когда люди ещё не умели ни писать, ни читать и не знали ни одной буквы, они использовали палочку или верёвку, к которой был привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были различными по форме, по-разному размещались на верёвке, каждый узелок имел своё условное значение. С их помощью древние народы могли передать какое-то сообщение, о чём-то сказать своим соседям и друзьям, запомнить что-то важное. Выражение «узелки на память» осталось в языке. Оно используется тогда, когда люди хотят сказать: «Запомни! Это важно!»

Что же предстоит повторить и запомнить на этом уроке? Какие важные сведения вам нужно сохранить в памяти надолго? (О буквах, которые обозначают гласные звуки.)

Назовём буквы, которые мы сегодня будем повторять. Чем они похожи?

Вспомним стишок про эти звуки, скажем вместе:

А, о, у, ы, э, и – звуки гласные мои,

(показываю на ленте букв)

их не трудно перечесть,

       гласных звуков ровно 6. 

Мы с вами живём в 21 веке. Всё запомнить и закрепить нам поможет письмо. Откройте пропись на стр.19.

Что значит выражение «Пиши, да не спеши» и как нам оно сегодня поможет? (Повторим не только гласные звуки, но и написание букв, которые их обозначают). Какое правило мы будем использовать при написании букв? (безотрывное письмо). Давайте мы подготовим пальчики к письму и пропишем безотрывно элементы на первых двух строчках.

3. Основной этап.

1) Кто принёс нам первую букву А? Почему Айболит? Кого он лечил?

Разгадайте ребус и узнаете, кого вылечил Айболит? Сколько слогов в слове? Как узнали? Какой слог ударный? Что можете сказать про 2 звук? Назовите его. (и) (гласный безударный) Назовите 3 звук. (с) и т.д.

Какую букву использует Айболит — большую или маленькую, чтобы обозначить звук [а] и написать своё имя?

Айболит хочет проверить, правильно ли вы пишите заглавную букву А. И зачем нам учиться правильно писать буквы?  

2) Кто прячет букву в домике? Какую букву?

Поиграем в игру « Доскажи словечко на у»

Он плывёт по простыне, как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг электрический … (утюг)

Кто шагает с сумкой книг утром в школу … (ученик)

Вот пришла и осень, и придут метели.

И с прощальным криком птицы … (улетели)

Длинная и гибкая, охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка, а петь не может … (удочка)

Пропишите строчную букву у в прописи.

3) А да У получилось? (Ау)

Когда мы воспользуемся данным буквосочетанием Ау? Прочитайте стихотворение.

4) Расшифруйте следующее слово (дупло)  

На что похоже дупло? (на букву «О»)

Какие предметы ещё напоминают эту букву? (обруч)

Пропишем строчную букву о.

Физминутка.

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь. 
Раз – наклон, два – наклон, 
Словно буква “О” свернусь. 
И попрыгаю немножко, 
И руками покручу, 
Постою на правой ножке 
И головкой поверчу… 
Тихо сяду, улыбнусь 
И работою займусь!

5) Посмотрите на экране, какая буква спряталась на картинке? (И)

Прочитайте стихотворение. На что похожа буква И?

С каким предметом она пришла к нам? Разгадайте ребус.

Давайте пропишем строчную букву и.

6) С какой буквы не начинаются слова?

Посмотрите на экран. В каком слове встречается буква «ы»?

Пропишите букву ы у себя в прописи.

7) Над лучами в синеве пролетает буква … (э)

Кто принёс нам эту букву? Что вы знаете про эму?

Выполним звуко-буквенный анализ слова эму на парте при помощи карточек.

4. Обведём знакомые буквы, которые мы повторили в предложениях. Назовите их. Какие звуки они обозначают?

    Какие правила оформления предложений мы знаем? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим (.  !   ?).

5. Подведение итогов

Над чем работали на уроке?

Назовём хором изученные буквы. Почему все они красного цвета?

6. Рефлексия

  1. Подведение итогов урока.

Вспомним цель нашего урока.

(повторить, запомнить, что мы знаем о гласных).

Давайте еще раз вспомним стих-е про гласные звуки (а, о, у,  …)

Достигли ли мы своей цели?

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Пришло время оценить свою работу на уроке. У вас на парте листочки 3-х цветов. Вспомните, как вы сегодня трудились.

(на экране слайд- критерий) Если…, то выберите солнышко. И т.д.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")

Урок   "Узелки  на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад"  должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...

урок обучения грамоте. Узелки на память

Урок обобщения. Повторение изученных гласных звуков...

Урок мужества "Афганистан - наша память и боль"

Данная разработка предназначена для проведения Урока мужества во 2-4 классах, посвящённого 25 летию вывода Советских войск из ДРА....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв" (УМК "Перспектива" Азбука, 1 класс,1часть)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний о гласных звуках [а],[о],[у],[и],[ы],[э] и буквах, их обозначающихЗадачи урока: Дидактические:1. обобщить и систе...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;2. Закрепить умения ...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: заклепление у обучающихся представления о мастерах-художниках; создание изображения одного из изделий.Задачи урока:Дидактические:1. формировать представление о понятии ”узелки на пам...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Узелки на память» (УМК «Перспектива», 1 класс).

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний о гласных и согласных звуках и буквах.Задачи урокаДидактические:1. Сформировать понятие «Узелки на память».2. Повторить и...