Урок русского языка 1 класс "Буква Х"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Петрова Ирина Анатольевна

урок русского языка 1 класс "Буква Х"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Согласная буква Х.

                Задачи:  познакомить учащихся с буквами Х, х;                                                                                                       продолжить формирование умения производить звукобуквенный анализ; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; поддерживать интерес к родному языку.

                Формирование УУД: умение находить дополнительную информацию в справочной литературе; выбирать для решения учебной задачи нужное правило.

               Пропедевтика: правописание парных глухи согласных в середине и в конце слова.

  1. Включение в учебную деятельность                                                                                                    -  Зачем вы пришли на урок?                                                                                                                     -  Какую цель перед собой  поставили?                                                                                                      -  Какие наказы вам дали родители, когда отправляли в школу?                                                        - Какие «вежливые»  слова  говорят друг другу родители и дети перед сном?                                      - Какие слова вы говорите родным утром, когда просыпаетесь?
  2. Актуализация знаний                                                                                                                             -   Прочитайте текст с. 37. Соблюдайте постановку логического ударения. (2 ученика)                  -  Какие «вежливые»  слова  говорят друг другу  во время ужина, завтрака и обеда?                        -  О чём говорят, что его к обеду в меру бери, он драгоценность им не сори? ( О хлебе)                  - Какими словами, близкими по значению можно заменить слово «хлеб»? (Буханка, булка, хлебцы)
  3.  Постановка целей и определение темы урока                                                                                        - Произнесите громко звук, с которого начинается слово «хлеб» , «хижина».                                     – Кто из вас догадался о целях и теме нашего урока?
  4. Работа по теме урока                                                                                                                                          1. Хлеб - наше богатство.                                                                                                                        – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.38. Что изображено в центре?(  Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)                                                                                                            - Кого принято встречать с хлебом с солью?                                                                                        - Для чего это делают?                                                                                                                             - Что изображено на заднем плане иллюстрации? ( Собор и сельские дома)                                    -Почему вы решили , что это сельские дома?                                                                                              -Где выращивают хлеб?                                                                                                                             - Что изображено в нижней части иллюстрации? ( Серп и пшеница.)                                                  -Какую роль играет в жизни человека пшеница?                                                                                  - Почему  солнцу, звёздам , месяцу , тучам и дождю отведена большая часть иллюстрации? ( От явлений природы зависит урожай зерновых)                                                                                     - Прочитайте пословицы под картинкой.                                                                                                   – Чему они нас учат?                                                                                                                              -Прочитайте пословицы о хлебе.                                                                                                          – Чему они нас учат?                                                                                                                         Рассмотрите репродукцию картины Шишкина «Золотая рожь», «Сенокос»  и послушайте стихотворение А. Майкова «Летний дождь»  (слайд 1 )                                                                       -  «Золото, золото падает с неба!» -                                                                                                -Дети кричат и бегут за дождём…                                                                                                     «Полноте, дети, его мы сберём,                                                                                                         Только сберём золотистым зерном                                                                                                      В полных амбарах душистого хлеба!»                                                                                                      - Проговорите предложения.

Хорошие выросли хлеба.

На столе много хлеба.                                                                                                                              –Сравните  словосочетание: хорошие хлеба, много хлеба.                                                                        –Назовите грамматическую основу1 предложения.                                                                                2. Знакомство со звуками [х ] и [х].                                                                                                             – Рассмотрите на с.39 в красном прямоугольнике  рисунок .                                                                  –Кого вы видите?                                                                                                                                           -Как называют человека , который пасёт домашний скот? (пастух)                                                               –Произнесите это слово. ( Зв.-букв. анализ )                                                                          –Составьте схему слова у доски.                                                                                                               –Что можете сказать о звуке [ х]?                                                                                                             - Паcтух один , а если много , то  пастухи.                                                                                                      -Произнесите это слово. ( Зв-букв. анализ )                                                                             –     Составьте схему слова у доски.                                                                                                                    –Что можете сказать о звуке [ х ]?  

Сделайте вывод.  

- С каким новым звуком мы познакомились?

   V .        Физминутка

       Встаньте все. Я буду называть слова , а вы , как только услышите слово со звуком [ х] [ х]  -хлопните в ладоши.

Хороший , пашня, земля , хруст,  каравай, хомяк, шорох, комбайн, запах, пар, мох, мех.

   VI.         Продолжение работы по теме урока

 3. Знакомство с буквами  Х ,х.

- На что похожа буква Х ? (слайд 2 )

  Х- забавная игрушка,                                                                                                                      Деревянная вертушка-                                                                                                                              Ветру вольному подружка.

                 

Не рогаты мы, не злы,                                                                                                                      Козлы мы , а не козлы,                                                                                                                     Держим мы в руках бревно,                                                                                                                Чтоб не выпало оно.

   На столе лежат зёрна и лист бумаги.

               -Выложите из зёрен букву  Х.  Молодцы!

                Зерно , я соберу  и отнесу в кормушку для птиц. Зимой птицам холодно и голодно.

               Зерно  надо беречь.

-Сравните письменные и печатные буквы Х,х                                                                                       -Запишите их в прописях.

-Прочитайте с доски слоги.

           ха            ах         уха

           ху           ух         уход        

           хо           ох         хор

           хе           ых         хорь

-Напишите слоги в прописях.

-Прочитайте слова в столбиках.

хорошо                                плохо

хлеб                                     хлеба

хозяин                                 холода

-Что скажите?

-Рассмотрите иллюстрацию на с.39.

-Что вы видите?

-Кто управляет техникой?

-Почему пшеничное поле называют золотым? Оно разве из золота?

-Кто знает , как 100 лет назад убирали хлеб?  (слайд 3)

       Знакомство со значением слова.(Толковый словарь.)

               Серп – ручное сельскохозяйственное  орудие,  жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур ( жатва хлебов) и резки трав при заготовке кормов для скота. (слайд 4)

               Снопы  - связка стеблей с колосьями.. Знакомство со значением слова-Как теперь выращивают и убирают хлеб ? (слайд 5)

-Какую сельскохозяйственную технику вы знаете?  ( Сеялка, веялка, комбайн, трактор)

-Когда убирают хлеб?

- Мальчики напечатайте слово хлеб, а девочки холод. ( 2 ученика у доски)

-Составьте схемы слов.

-Прочитайте текст на с. 39 учебника.

          - вслух с учителем

          - вслух самостоятельно

          - с постановкой логического ударения на 1 слово.

           -выразительно.

-Придумайте заголовок к тексту . ( Уборка урожая. Скоро осень. Техника на уборке урожая)

-Выделите основу предложения. ( 2, 4,5)

-Почему дрожат осинки ?

-Что появилось в мелких озёрах?

-Какая техника выходит на поля?

-Назовите слова с буквой х. 

Сделайте вывод

- С какой  новой буквой  мы познакомились?

VII.         Физминутка.

VIII.        Продолжение работы по теме урока

         Прочитайте скороговорки с.42

                      -медленно, потом быстро.

   -Кто печёт хлеб спозаранку ?                                                                                                                                                                   -Что ёщё печёт пекарь?

-Что связывает эти 2 предложения?  ( Они о хлебе)                                                                                                       –Как нужно относится к хлебу?                                                                                                                                       -Почему?

 -Прочитайте стихотворение «Хлеб».                                                                                                                                -Что восхваляет автор?  ( Мир на земле, хлеб на столе, тех кто растил хлеб)                                                           – Какими качествами характера должен обладать человек , чтобы вырастить хлеб ? ( Терпение, трудолюбие, сила)

Работа над дикцией

 Скороговорка: Муха – горюха села на ухо.

Чистоговорка:  Хи-хо-ха – на костре кипит уха.

                        Ах-ох-ех- раздаётся громкий смех.

                        Их-ох-ух- закружился белый пух.

                      Хи-хо-ха –не дразните петуха.

I X. Подведение итогов урок

    -Понравился ли вам урок  ?                                                                                                                                    -С какой буквой мы познакомились?                                                                                                                                      - С каким заданием вам было не легко справится ?                                                                                                 -Что было самым интересным на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо  букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...

Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...

Урок русского языка "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях", 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе. Система развивающего обучения Л.В. занкова....

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс...

Урок русского языка «Дифференциация букв З, з – С, с» (1 класс)

Тема урока: «Дифференциация букв З, з – С, с» Цель: учить дифференцировать буквы и звуки, составлять связный текст по опорным словам. Задачи: - развивать фонематический слух, речь, внимание, аккура...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" 2 класс

Урок - путешествие в страну заглавных букв.Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активации познавательной деятельности учащихся, возбуждению интереса к познавате...