Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

: 21.11.2017                                                                                                                     Учитель: Стрюковская Ю.А

Школа: №148                                                                                                          Методист: Воронова М.В.

Класс:4 г                                                                                                                  Студентка: Захарова Ю.П.

Урок: № 2

Урок русского языка

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

Цели деятельности учителя: отрабатывать умения распознать имена существительные 1,2 и 3 склонения; познакомить с системой окончаний имен существительных 3 склонения; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.

Планируемые результаты

Предметные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательный задачи; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные: Учиться самооценке, формировать умение самоконтроля.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, Школа России, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Создание положительного настроя на урок

12:10-12:11

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему. Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Петровна,  сегодня я проведу у вас урок русского языка. Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

Открываем тетради, записываем число. Сегодня 21 ноября, классная работа. Кто готов, руку на локоток.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Практический: классификация частей речи

Практический: самоконтроль

Словесный: отвечать на вопросы

 

12:11-12:19

Актуализация знаний

Выборочный словарный диктант

Что такое склоняемые и не склоняемые имена существительные?

(склоняемые-изменяются по падежам; несклоняемые – не изменятся по падежам)

Выпишите:

1 вариант- склоняемые существительные

2 вариант- несклоняемые

Два ученика работают у доски, проверка с доски, самооценка.

Бассейн, электричество, пальто, шоссе, телефон, кафе, вокзал, пианино, рояль, календарь, радио, метро, какао, хозяйство.

Прочитайте 2 группы слов.

печь                            зоря

брошь                         лопата

соль                            Варя

Что общего у всех слов? ( это существительное женского рода, стоят в начальной форме.)

Какие склонения вы знаете?

1 скл.- имена сущ. Женского и мужского рода с окончаниями –а, -я , в именительном падеже ед. числа относятся к 1 склонению. Пчела, заря, Коля.  с. 90

2 скл. – Имена сущ. Мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е, в именительном падеже ед. числа относятся ко 2 склонению. Урок, день. С. 93

3 скл. – имена сущ. Женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже ед. числа относятся к 3 склонению. Мебель, морковь. С.97

Чем отличаются 2 группы? ( В первой группе существительного 3 склонения, во второй 1 склонения)

Как вы думаете, одинаковые ли падежные окончания они имеют? (Нет окончания будут разные)

Давайте проверим. Просклоняйте существительные и выделите окончание вариант1- печь

2- заря

Печь

И.п (что?)печь; заря

Р.п (чего?)печи; зари

Д.п (чему?)печи; заре

В.п(что?) печь; заря

Т.п (чем?)печью; зарей

П.п (о чем?)печи; о заре

( 2 ученика работают у доски)

Подтвердились ли ваши предположения? ( Да, эти существительные имеют разные падежные окончания)

Классифицировать слова

выполнять самоконтроль

Отвечать на вопросы

Р: планирование последовательности действий

К: учебное сотрудничество со сверстниками.

Л: оценивание усваиваемого материала.

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: Высказывание ученика

12:19-12:20

Формулировка темы

Тема: Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

1.Узнать какие падежные окончания имеют имена существительные 3-го склонения

2.Научиться правильно их писать

Формулировать тему и задачи урока

П:строить речевое высказывание; обобщать;выделять необходимую информацию.

П:формулирование познавательной цели и задач.

12:20-12:21

Физминутка

Ребята, встаньте со своих мест. Выполним упражнения.

Выполнять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

 Решение частных задач

Практический:

Устный орфографический разбор

Списывание с орфографическим заданием

Письменный: списывание с грамматическим заданием

12:21-12:36

Рассмотрите таблицу.

В каких падежах имена существительные 3 склонения имеют одинаковые окончания? И.п;В.п- нулевое окончание

Р.п; Д.п; П.п.- окончание и

Какие существительные в таблице имеют ударные окончания? ( ржи)

В каких существительных безударные падежные окончания?( Во всех кроме ржи)

Как пишутся безударные и ударные падежные окончания? ( с. 99 Обратите внимание!)

Как проверить безударные падежные окончания? (с. 99 Обратите внимание!)

С. 99 № 175

Просклоняйте, пользуясь таблицей на с. 98, данные имена существительные и выделите окончание.

У доски 3 человека, остальные записывают у себя в тетради. Проверка с доски.

           

И.п   (что?)Радость                           речь                             мысль
Р.п  (чего?)радост
и                           речи                            мысли
Д.п (чему?) радост
и                         речи                             мысли
В.п   (что?)радость                           речь                              мысль
Т.п  (чем?) радость
ю                        речью                           мыслью
П.п  (о чем?)радост
и                        речи                              мысли

Закрепление изученного материала

Спишите, вставьте пропущенные окончания имен существительных. Укажите падеж существительных 3-го склонения.

Найдите существительное 3 скл.

Докажите, что оно 3 скл. (имена сущ. Женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже ед. числа относятся к 3 склонению-что?мудрость

Определите падеж по вопросу. ( частицу чего? мудрости-ищем вопрос в таблице и определяем падеж Р.п, смотрим какое окончание-и )

  1. Каждый день прибавляет частицу мудрости. ( Р.п)
  2. Лень хуже болезни. (Р.п)
  3. Жизнь без радости так что день без солнышка. (Р.п)
  4. Хочешь есть калачи, не седи на печи. (П.п)
  5. Не было печали, так черти накачали. (Р.п)
  6. Солдат из пригоршни напьется, на ладони пообедает. (П.п)
  7. Закрылась рана- забыл о боли. (П.п)
  8. Труд- дело чести, доблести и славы. (Р.п) (Р.п)

Выполнять орфографический анализ

Списывать текст со вставкой орфограмм

Осуществлять взаимоконтроль

Списывать текст со вставкой орфограмм

Осуществлять проверку

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

12:36-12:38

Информация о домашнем задании

Выучить таблицу, которая в тетради , кто еще не выучил.

Страница 99, упражнение 176.Выполнить по заданию.

Записывать домашнее задание

П: структурирование знаний; извлечение необходимой информации.

Рефлексивный

Сл.: ответы на вопросы

Проверка восприятия

Сл.: обобщающая беседа

12:46-12:49

Одинаково ли пишутся окончания существительных одного рода?

Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?

(с. 99)

Отвечать на вопросы

Подводить итоги урока  

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Пр.: самооценка

12:49-12:50

Наш урок подходит к завершению.        
Нарисуйте у себя в тетрадях лестницу из 3 ступенек. Отметьте себя на одной из ступенек.

1-плохо понял тему, не интересно

2-было не всё понятно        

3-всё понял, многому научился, всё понравилось

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня.

Урок окончен. До свидания, ребята!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; прове...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; пров...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. 3 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...

Конспект урока "Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения." 2 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; провести н...