Конспект урока по русскому языку на тему «Имя прилагательное, его значение и употребление в речи». 3 класс. Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ларина Анастасия Алексеевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

                                 

                                                                                                                                        

Тема: «Имя прилагательное, его значение и употребление в речи»

Цели урока: познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • определять лексическое значение имен прилагательных;
  • составлять словосочетания с именами прилагательными

Личностные: 

  • проявлять интерес к русскому языку

Тип урока: Открытие нового знания

        

Оборудование: учебник, презентация

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

 Организационный момент

2

мин

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

- Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

Здравствуйте ребята, пожалуйста садитесь.

Приветствие учителя

воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся

2

Этап актуализации учебных знаний.

Словесный: беседа

3 мин

Посмотрите сейчас друг на друга ласково с приветливой улыбкой. Пожелайте хорошего урока. –

Слово ПРИВЕТЛИВО - словарное слово. А кто из вас знает, что означает это слово?

Из каких источников можем узнать значение слова. (Словарь Ожегова.) Подумайте и скажите, какой частью речи оно является? (Наречием) - Почему? (ПРАВИЛО Наречие - часть речи, которое обозначает признак действия. Отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Почему? Зачем?) - Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму. - Запомните написание этого слова. - Образуйте имя прилагательное от наречия приветливо. (Приветливый, приветливая, приветливое, приветлив.) Составьте словосочетание прил.+сущ. (приветливый человек, приветливая улыбка, приветливый характер.)

 -Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Отгадайте загадку о части речи. Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет, Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? (прилагательное) - Ребята, скажите, а зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).

- Кто догадался, над каким разделом мы начали сегодня работать (имя прилагательное) Подумайте и скажите, какова тема нашего урока? (Значение и употребление имён прилагательных в речи). -Чему будем учиться на уроке? (Сегодня, на уроке мы научимся не только определять имена прилагательные, но и убедимся, какую важную роль они играют в нашей речи.)

 - А что вы знаете об имени прилагательном?

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать внимательно учителя.

Отгадывать загадку.

Формулировать вывод.

Отвечать на вопросы.

Предполагать тему.

урока и целей.

Формулировать  правило

; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

3

Решение частных задач

Словесный: беседа

Практический: письменное упражнение

Практический: проверочный диктант

Практический: выполнение заданий

30 мин

Работа с текстом.

- Ребята, сейчас вы будете работать с текстом.

– Перед вами текст. Прочитайте его про себя. …, прочти вслух.

- ваша задача подставить слова из справок.

Друзья

 Наступает  весна. Возвращаются к нам птицы. Прилетят, запоют песни. Прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это вестники весны. Надо починить для них  скворечники, устроить  на берёзах, на домах.

 Птицы отплатят за квартиру. Они уничтожат  насекомых и сохранят сады и поля.

Пернатые  друзья

Наступает долгожданная  весна. Возвращаются к нам перелётные птицы. Прилетят, запоют весёлые  песни. Первыми прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это первые вестники весны. Надо починить для них старые скворечники, устроить новые на берёзах, на домах.

 Птицы отплатят за чудесную квартиру. Они уничтожат  вредных насекомых и сохранят зелёные сады и поля.

Слова для справок : перелётные, долгожданная, весёлые, первые ,новые, старые, вредных, чудесную , зелёные.

- Что случилось с текстом? (подходящие по смыслу прилагательные вставили в текст.)

- Ребята, какой текст вам больше понравился? Почему?

- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

- Сделайте вывод о роли  имён прилагательных в речи.

Они  сделали  наш текст  красочным, выразительным и точным.)

- откройте учебник на странице 64, прочитайте правила.

- найдите упражнение 110, выполните его аналогично в тетради.

Физминутка

-Ваша задача встать, если услышите имя прилагательное. Если слово другой части речи – присесть.

 Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.

Работа в парах.

- А теперь, ребята, поработаем в парах упр.111 на с. 65.

- Какие задания вы будете выполнять, работая над этим упр.?

1) Подобрать к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

2) Записать полученные словосочетания.

3) Выделить окончания в именах прилагательных.

1 ряд – записывает только 1 строку;

2 ряд – вторую строку;

3 ряд – третью строку.

- теперь по цепочке зачитывайте полученные  словосочетания, называя окончание которое выделили

- Подумайте, на какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прилагательные, ведь они обозначают разные признаки предметов, характеризуя их:

запах , цвет, вкус, форму, размер и другие.

-Назовите прилагательное, которое обозначает признак:

 По запаху – душистая;

По цвету – оранжевый, синее;

По величине – большое;

По весу – тяжёлая;

По звуку – громкий;

По температуре – прохладная.

Творческое задание  «Загадай предмет».

- Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать животных по признакам?(картинки на слайде)

- Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса)

- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)

- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)

- Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)

- Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)

- Молодцы! Оказывается, в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

 -Ребятасейчас я вам раздам тест, который поможет нам определить уровень усвоения изученного материала. Подпишите свою работу.

Вам в тесте нужно выбрать правильный вариант ответа на вопросы.

Приступите к выполнению теста. На выполнение теста – 1 минута.

Тест.      ________________________

Имя прилагательное

1) Это - .........

а) часть слова

б) часть речи

в) часть света

2) На какие вопросы отвечает?

а) кто? что?

б) что делает? что делают?

в) какой? какая? какое?

3) Что обозначает?

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

4) Какую роль играет в нашей речи?

а) можно обойтись в речи без прилагательных

б) украшает нашу речь, делает ее выразительной, точной

в) чтобы в речи использовалось больше слов.

5) Как мы подчёркиваем имена прилагательные в предложении?

а) одной чертой

б) волнистой чертой

в) двумя чертами

6) С какой частью речи связано имя прилагательное?

А) с глаголом

Б) с местоимением

В) с именем существительным

- сдаем листочки с задних парт .

Работать над заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.

Выполнять упражнение устно.

Отвечать на вопросы.

Работать над заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.

Выполнять упражнение письменно.

Выполнять упражнение.

Работать в парах. Выполнять упражнение из учебника по рядам.

Отвечать на вопросы.

Внимательно слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

 

Выполнять тест.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта;

 -осуществляют поиск необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.

-Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

4

Подведение итогов урока

Словесный: беседа.

5 мин

-Вы сегодня много работали на уроке.

-Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи?

- Зачем нам в речи нужны имена прилагательные?

Встаньте  – если всё поняли

Поднимите одну руку -  если поняли частично

Поднимите две руки  – если не поняли

- и наш урок хотелось бы закончить стихотворением, послушайте пожалуйста.

Очень занимательное -

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы, "прекрасное",

Не скажем "безобразное"

Не скажем маме "милая,

Красивая, любимая".

Отцу, и брату, и сестре,

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ные.

Учебник стр.66, упр. 115 письменно

Отвечать на вопросы.

Определять свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводить самооценку, рефлексию.

Оценивать свою работу.

Обобщать изученное.

П.:

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Конспект урока по русскому языку на тему: « Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока по русскому языку на тему «Слово и его значение», 4 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование представления о способах определения лексического значения слова, омногозначных и однозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о заимствованных и у...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Личные окончания глаголов I и II спряжения" 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: Формирование умения различать окончания глаголов I и II спряжения.Планируемые результаты:Предметные:- Знать окончания глаголов I и II спряжения;- Уметь различ...

Конспект урока по немецкому языку по теме: «А что делают домашние животные на выходных?» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование фонетических навыков, формирование лексических навыков, формирование аудитивных и речевых умений.Планируемые результаты:Предметные:- Знать лексику по теме ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов. Планируемые результаты: Предметные:...