Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка 3 класс
«Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи»
Орг.момент: Доброе утро, ребята!
- Какое сейчас время года? Покажите нам, как вы замерзли и съёжились от холода. Отогрелись и расслабились. Но вдруг, вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика. Молодцы! Насколько красивые получились у вас снеговики. И вот вы веселые идете домой. Я желаю вам, чтобы ваша работа на уроке была с таким же хорошим настроением! А мы приступаем.
Актуализация:
Cлайд 2 -Начнем наш урок с чистописания, чтобы приготовиться к правильному и красивому письму в тетради. Пропишите до конца строчки, соблюдая отступ и наклон.
-Давайте вспомним правила при письме. Как нужно сидеть? Как лежит тетрадь на столе?
-Подчеркните самое красивое соединение.
Cегодня, мы отправимся в интересное путешествие, в страну, с героиней сказки Льюса Кэрролла Алисой. Алиса пришла к вам ребята за помощью, она никак не может понять одну очень важную тему в русском языке. Вы ей поможете?
Слайд 3 За красивое и правильное письмо, герои дали нам уменьшуньку, заглянув в первую дверь, перед нами первое задание:
Слайд 4 Постановка цели и задач:
-Прочитайте предложение, которое записано на доске:
Светит солнце.
- Давайте дадим хар-ку предложению:
- По цели высказывания? П(повествовательное)
- По интонации? (невосклицательное)
- По наличию второстепенных членов? (нераспространённое)
- А что нужно сделать, чтобы предложение стало распространенным? ( добавить второстепенные члены предложения)
- Какое слово мы можем добавить? (например яркое)
- К какой части речи относится добавленное слово? (прилагательное)
- Докажите. (отвечает на вопрос какое?)
Запишите составленное предложение в тетрадь. Разберите по членам.
Целеполагание:
– Ребята, скажите, а какую роль в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).
- Предположите, в какую же страну, предлагает Алиса нам отправиться? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам, с помощью нашего кубика-указки сформулировать цель на урок, на доске есть начало фразы, вам нужно подбросить куб и выбрать цифру, сравнивая ее с предложенными вариантами на доске.
Слайд 5 Цель: Познакомиться с именем прилагательным и его ролью в нашей речи
ОНЗ:
Слайд 6 Перед вами кластер. Ваша задача, внимательно меня слушать и по ходу урока заполнять его вместе с классом.
-Вы готовы добывать знания?
Слайд 7 -Тогда отгадайте загадку от Алисы:.
…рост, …хвост, …шубка, …зубки.
- Почему вы ее не отгадали?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о ком идет речь?
- Послушайте еще раз:
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
- Кто это?(Мышка)
-Какие слова помогли отгадать загадку? (Прилагательные)
- Почему прилагательные помогли отгадать загадку?(Потому что они обозначают признак предмета)
- Вот и первое открытие в нашу копилку знаний
Слайд 8
- В кластер записываем: Обозначает признак предмета
Ребята, мы получили ключ от следующей двери, пристегните ремни, мы отправляемся дальше. Слайд 9
Слайд 10
Алиса совсем заблудила, ребята, помогите Ей выполнить здание.
Игровой момент. Проблемная ситуация.
-С существительными решили подружиться с имена прилагательные и вот что получилось…
-Прочитайте.
девочка красивый
дом большая
пальто красивый
карандаш простая
работа домашний
сахар сладкое
-Вы согласны? Почему? (нет смысла)
-Поможем исправить ошибки?
-Чтобы мы не допустили таких ошибок, что надо сделать? (поставить вопросы)
-От какой части речи будем ставить вопросы? (от существительного к прилагательному)
-С какой частью речи всегда связано прилагательное?(с существительным)
-Вот и ещё 2 открытия в нашу копилку
Слайд 12
- В кластер записываем: Связан с существительным
Мы получили ключ и отправляемся дальше узнавать о прилагательном.
Слайд: 14
- Прочитайте самостоятельно. Подготовьтесь читать выразительно
– В какое время года и какой вы представили березу? (В этом стихотворении С.Есенин описывает березу ранним летним утром, т.к. березка стоит еще сонная, после сна у нее растрепались косы, и роса еще не сошла.)
– Верно. Какое настроение и чувства у вас вызвало это стихотворение?
– Чувство спокойствия, умиротворения, тишины.
– Какими словами все это передано? (Сонные березки, зеленые сережки, шелковые косы, серебряные росы.
– Если мы уберем имена прилагательные из стихотворения, что получится?
Слайд 15 Улыбнулись березки,
Растрепали косы.
Шелестят сережки,
И горят росы.
– Стихотворение получилось не яркое, не выразительное. Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? (Делают речь более полной, точной, яркой, выразительной.)
– Какими поэт изображает березки? (Сонными)
– Какое слово помогло определить нам, что это лето? (Сережки зеленые.)
– Каким, словом поэт описывает росу? (Серебряные)
– Какой вывод можно сделать, что обозначают данные слова? (Данные слова обозначают признаки предметов)
– Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?
– Как можно установить связь слов друг с другом? (Нужно поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному: березки (какие?) сонные, косы (какие?) шелковые, сережки (какие?) зеленые, росы (какие?) серебряные.)
–Хорошо, а только на данные вопросы могут отвечать имена прилагательные? Приведите свои примеры. (Дети приводят примеры. Например: весна (какая?) ранняя, день (какой?) солнечный, ребята (какие?) веселые, солнце (какое?) жаркое.)
-Вот и 3 открытие в нашу копилку
Слайд 16
- В кластер записываем: Отвечает на вопросы: Какой: Какая? Какое? Какие?
Физминутка: Видео
Закрепление
Для ОВЗ и слабоуспевающих.
- Для некоторых ребят, у меня спец. задание. Очень ответственное и очень важное. Ребятам нужно выполнить моё особое поручение. (карточка)
Лиса (_________) хитр(АЯ/ЫЙ), река (___________) длинн(АЯ/ЫЙ), слон (_________) больш(ОЙ/АЯ), небо (_______) син(ЕЕ, ИЙ), солнце (_______) ярк(ОЕ/АЯ), учитель (_______) добр(ЫЙ/ЫЕ) |
Слайд 18
Остальные ребята работают в парах:
Имена прилагательные, как и имена, существительные, объединяют в разные группы по значению.
– Попробуйте сами объединить данные имена прилагательные в группы:
Большой, синий, старый, горячий, горький, кислый, морозный, маленький, желтый, молодой.
(На каждую парту раздаются данные слова, учащиеся самостоятельно объединяют их в группы)
Слайд 19 Проверка на доске:
Размер: большой, маленький.
Цвет: желтый, синий.
Возраст: старый, молодой.
Вкус: кислый, горький.
Температура: горячий, морозный
- Поднимите ручки, у кого получилось также как на доске? У кого есть ошибка?
–Прочитайте определение на с.64 учебника.
– О каких словах идет речь в определении? (Об именах прилагательных.)
–Что обозначает имя прилагательное? (Обозначает признак предмета.)
– На какие вопросы отвечают имена прилагательные. (Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? и др.)
– С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (С именем существительным.)
Анализирующие вопросы:
–Почему имя прилагательное связано в предложении с именем существительным? (От имени существительного мы ставим вопрос к имени прилагательному)
Применение нового материала.
Игра - шутка
Я буду называть имя прилагательное., а вы образуйте от него имя существительное и хором называйте. Игра будет проводится в быстром темпе, поэтому нужно быть внимательными, чтобы не попасть впросак. Готовы?
Новый (новость), суровый (суровость), сосновый (сосна), полный (полнота), чёрный (чернота), красный (краснота), ясный (ясность), смех (смешной), сила (сильный)
- Молодцы!
*Если останется время* У.с.63 Упр.106: Работа в группе.
Рефлексия. Игра «Загадай предмет».
– Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать предмет по признакам? (показать картинки)
Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая… (лиса)
Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)
Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)
Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)
Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)
Серый, хищный, жадный ---- (волк)
Полосатый, могучий, свирепый ---- (тигр)
Верная, ласковая, добрая ------- (собака)
– Вы сегодня много работали на уроке. Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи?
– Зачем нам в речи нужны имена прилагательные и можно ли обойтись без них? ( Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной, они описывают предмет всесторонне, помогают уточнить признаки предметов. Представить их в своём воображении.)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" . УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."
Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....
Презентация по русскому языку в 3 классе "Глагол. Значение и употребление в речи глаголов."
Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость;воспитывать интерес к родному языку...

Конспект урока русского языка по теме :"Наречие: значение, вопросы, употребление в речи" 4 класс .
Конспект урока русского языка по теме :"Наречие: значение, вопросы, употребление в речи". Цель: сформировать представление о наречии как части речи, умение распознавать наречие среди д...

Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи», (Школа России, 3 класс).
Тема урока: «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди друг...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи»
УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных н...

