Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Доржеева Светлана Олеговна

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка 3 класс

«Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи»

Орг.момент: Доброе утро, ребята!

- Какое сейчас время года? Покажите нам, как вы замерзли и съёжились от холода. Отогрелись и расслабились. Но вдруг, вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика. Молодцы! Насколько красивые получились у вас снеговики. И вот вы веселые идете домой. Я желаю вам, чтобы ваша работа на уроке была с таким же хорошим настроением! А мы приступаем.

Актуализация:

Cлайд 2 -Начнем наш урок с чистописания, чтобы приготовиться к правильному и красивому письму в тетради. Пропишите до конца строчки, соблюдая отступ и наклон.

-Давайте вспомним правила при письме. Как нужно сидеть? Как лежит тетрадь на столе?

-Подчеркните самое красивое соединение.

Cегодня, мы отправимся в интересное путешествие, в страну, с героиней сказки Льюса Кэрролла Алисой. Алиса пришла к вам ребята за помощью, она никак не может понять одну очень важную тему в русском языке. Вы ей поможете?  

Слайд 3 За красивое и правильное письмо, герои дали нам уменьшуньку, заглянув в первую дверь, перед нами первое задание:

Слайд 4 Постановка цели и задач: 

-Прочитайте предложение, которое записано на доске:

Светит солнце.

- Давайте дадим хар-ку предложению:

- По цели высказывания? П(повествовательное)

- По интонации? (невосклицательное)

- По наличию второстепенных членов? (нераспространённое)

- А что нужно сделать, чтобы предложение стало распространенным? ( добавить второстепенные члены предложения)

- Какое слово мы можем добавить? (например яркое)

- К какой части речи относится добавленное слово? (прилагательное)

- Докажите. (отвечает на вопрос какое?)

Запишите составленное предложение в тетрадь. Разберите по членам.

Целеполагание:

– Ребята, скажите, а какую роль в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).

- Предположите, в какую же страну, предлагает Алиса нам отправиться? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам, с помощью нашего кубика-указки сформулировать цель на урок, на доске есть начало фразы, вам нужно подбросить куб и выбрать цифру, сравнивая ее с предложенными вариантами на доске.

Слайд 5 Цель: Познакомиться с именем прилагательным и его ролью в нашей речи

ОНЗ:

Слайд 6 Перед вами кластер. Ваша задача, внимательно меня слушать и по ходу урока заполнять его вместе с классом.

t1615299221aa.gif

-Вы готовы добывать знания?

Слайд 7 -Тогда отгадайте загадку от Алисы:.

…рост, …хвост, …шубка, …зубки.

 - Почему вы ее не отгадали?

 - Помогли вам имена существительные догадаться, о ком идет речь?

 - Послушайте еще раз:

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

 - Кто это?(Мышка)

-Какие слова помогли отгадать загадку? (Прилагательные)

 - Почему прилагательные помогли отгадать загадку?(Потому что они обозначают  признак  предмета)

- Вот и первое открытие в нашу копилку знаний

Слайд 8

 - В кластер записываем: Обозначает признак предмета

Ребята, мы получили ключ от следующей двери, пристегните ремни, мы отправляемся дальше. Слайд 9

Слайд 10

Алиса совсем заблудила, ребята, помогите Ей выполнить здание.

Игровой момент. Проблемная ситуация.

-С существительными  решили подружиться с имена прилагательные  и вот что  получилось…

-Прочитайте. 

девочка  красивый

дом  большая

пальто  красивый

карандаш  простая

работа  домашний

сахар  сладкое

-Вы согласны? Почему? (нет смысла)

-Поможем  исправить ошибки?

-Чтобы мы не допустили таких ошибок, что  надо сделать? (поставить вопросы)

-От какой части речи будем ставить вопросы? (от существительного к прилагательному)

-С какой частью речи всегда связано прилагательное?(с существительным)

-Вот и ещё 2 открытия в нашу копилку

Слайд 12

- В кластер записываем: Связан с существительным  

Мы получили ключ и отправляемся дальше узнавать о прилагательном.

Слайд: 14

- Прочитайте самостоятельно. Подготовьтесь читать выразительно

– В какое время года и какой вы представили березу? (В этом стихотворении С.Есенин описывает березу ранним летним утром, т.к. березка стоит еще сонная, после сна у нее растрепались косы, и роса еще не сошла.)

– Верно. Какое настроение и чувства у вас вызвало это стихотворение?

– Чувство спокойствия, умиротворения, тишины.

– Какими словами все это передано? (Сонные березки, зеленые сережки, шелковые косы, серебряные росы.

– Если мы уберем имена прилагательные из стихотворения, что получится?

Слайд 15 Улыбнулись березки,

Растрепали косы.

Шелестят сережки,

И горят росы.

– Стихотворение получилось не яркое, не выразительное. Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? (Делают речь более полной, точной, яркой, выразительной.)

– Какими поэт изображает березки? (Сонными)

– Какое слово помогло определить нам, что это лето? (Сережки зеленые.)

– Каким, словом поэт описывает росу? (Серебряные)

– Какой вывод можно сделать, что обозначают данные слова? (Данные слова обозначают признаки предметов)

– Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

– Как можно установить связь слов друг с другом? (Нужно поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному: березки (какие?) сонные, косы (какие?) шелковые, сережки (какие?) зеленые, росы (какие?) серебряные.)

–Хорошо, а только на данные вопросы могут отвечать имена прилагательные? Приведите свои примеры. (Дети приводят примеры. Например: весна (какая?) ранняя, день (какой?) солнечный, ребята (какие?) веселые, солнце (какое?) жаркое.)

-Вот и 3 открытие в нашу копилку

Слайд 16

- В кластер записываем:  Отвечает на вопросы: Какой: Какая? Какое? Какие?

Физминутка: Видео

Закрепление

Для ОВЗ и слабоуспевающих.

- Для некоторых ребят, у меня спец. задание. Очень  ответственное и очень важное. Ребятам нужно выполнить моё особое поручение. (карточка)

Лиса (_________) хитр(АЯ/ЫЙ),  река (___________) длинн(АЯ/ЫЙ), слон (_________) больш(ОЙ/АЯ), небо (_______) син(ЕЕ, ИЙ), солнце (_______) ярк(ОЕ/АЯ), учитель (_______) добр(ЫЙ/ЫЕ)

Слайд 18

Остальные ребята работают в парах:  

Имена прилагательные, как и имена, существительные, объединяют в разные группы по значению.

– Попробуйте сами объединить данные имена прилагательные в группы:

Большой, синий, старый, горячий, горький, кислый, морозный, маленький, желтый, молодой.

(На каждую парту раздаются данные слова, учащиеся самостоятельно объединяют их в группы)

Слайд 19 Проверка на доске:

Размер: большой, маленький.

Цвет: желтый, синий.

Возраст: старый, молодой.

Вкус: кислый, горький.

Температура: горячий, морозный

- Поднимите ручки, у кого получилось также как на доске? У кого есть ошибка?

–Прочитайте определение на с.64 учебника.

– О каких словах идет речь в определении? (Об именах прилагательных.)

–Что обозначает имя прилагательное? (Обозначает признак предмета.)

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные. (Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? и др.)

– С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (С именем существительным.)

Анализирующие вопросы:

–Почему имя прилагательное связано в предложении с именем существительным? (От имени существительного мы ставим вопрос к имени прилагательному)

Применение нового материала.   

Игра - шутка

Я буду называть имя прилагательное., а вы образуйте от него имя существительное и хором называйте. Игра будет  проводится в быстром темпе, поэтому нужно быть внимательными, чтобы не попасть впросак. Готовы?

Новый (новость), суровый (суровость), сосновый (сосна), полный (полнота), чёрный (чернота), красный (краснота), ясный (ясность), смех (смешной), сила (сильный)

- Молодцы!

*Если останется время* У.с.63 Упр.106: Работа в группе.

Рефлексия. Игра «Загадай предмет».

– Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать предмет по признакам? (показать картинки)

Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая… (лиса)

Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)

Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)

Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)

Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)

Серый, хищный, жадный ---- (волк)

Полосатый, могучий, свирепый ---- (тигр)

Верная, ласковая, добрая ------- (собака)

– Вы сегодня много работали на уроке. Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи?

– Зачем нам в речи нужны имена прилагательные и можно ли обойтись без них? ( Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной, они описывают предмет всесторонне, помогают уточнить признаки предметов. Представить их в своём воображении.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."

Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....

Презентация по русскому языку в 3 классе "Глагол. Значение и употребление в речи глаголов."

Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость;воспитывать интерес к родному языку...

Конспект урока русского языка по теме :"Наречие: значение, вопросы, употребление в речи" 4 класс .

Конспект урока русского языка по теме :"Наречие: значение, вопросы, употребление в речи". Цель: сформировать  представление о наречии как части речи, умение распознавать наречие среди д...

Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи», (Школа России, 3 класс).

Тема урока: «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди друг...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи»

УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных н...