Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Клименко Марина Сергеевна

Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_word_5.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: М.С. Клименко, МБОУ-СОШ № 15

Урок русского языка 2 класс .

Тема: Глагол. Значение и употребление в речи.

Цель:  научить различать слова,  обозначающие действие предметов.

Планируемый результат: научиться  различать слова,  обозначающие действие предметов.

Задачи:

  • уметь ставить вопрос к слову.
  • уметь распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.
  • уметь пользоваться алгоритмом правил поведения в группах
  • уметь адекватно относиться к высказываниям других детей
  • развить орфографическую зоркость, познавательный интерес и умение использовать ранее полученные задания;
  • способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса, воспитывать бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение сотрудничать;
  • создать условия для актуализации опыта учащихся, дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг. момент  Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слайд 1 Ребята! На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной.  Слайд 2! Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз-

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

Дети читают по слайдам

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УДД:  

  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

II. Чистописание

Отгадайте загадку:

На солнышку сидит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони-

Золотым зерном набит

Что это ?

- А почему я прочитала загадку о колосе?

Слайд 3

-Пропишите по образцу.

- А теперь слова на эту букву.

-Составьте предложение из записанных слов.

- Колос (колосья )

- Будем работать по чистописанию над буквой Кк

Дети работают в тетрадях.

Запись слов на букву Кк

Запись предложения на доске и в тетрадях.

III. Словарная работа с взаимопроверкой.

- Возьмите карточку № 1. Какие слова здесь записаны?

- Вставьте пропущенные буквы.

- А теперь поменяйтесь карточками, возьмите в руки простые карандаши и проверьте правильность написания.

- А какая книга нам может подсказать правильность написания слов?

Работа по карточке № 1.

Взаимопроверка написания словарных слов.  

Магазин, месяц, малина, машина, мебель, медведь, метель, метро, молоко, молоток, морковь, Москва.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

IV.  Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для решения учебной задачи урока.

- На доске вы видите 6 слов. Пожалуйста, распределите их на две группы:  дятел             крадется, лисица, белка, прыгает,  долбит

2 ученика работают у доски, остальные   на карточках.

Слайд 4

дятел               крадется

 лисица            белка

прыгает            долбит

        

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

УДД:  

  • регулятивные (целеполагание; планирование);
  • познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство).

V. Проблемное объяснение  нового материала

- Каким признаком вы пользовались в своей работе?

-  А сейчас, ребята, я вам расскажу стихотворение , которое называется «Я друзей нарисовала» А вы послушайте и скажите, что делает каждый друг девочки.

У меня друзей немало, но я всех нарисовала:

Коля  колет, Поля полет, Паша пашет,

Варя варит, Валя валит, Света светит.

Соня спит, Катя катит. Тоня тонет, но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню-подрисую что-нибудь!

 

-   Кто были главными героями этого стихотворения?

-   Какие действия выполняли ребята?

- А какие слова отвечают на вопросы что делает? что сделает? Что будет делать?

- Давайте запишем в тетрадях:

-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Значит, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

Физминутка для мелкой моторики рук

              Ребенок катает грецкий орех между ладонями,

проговаривая:

Я катаю мой орех,        

Чтобы стал круглее всех.

Запись в тетрадях:

Что делает? Колет, пашет, варит, валит, светит, спит, катит, тонет

Физминутка

Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

            2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному  

               объяснению нового знания.

            3) Организовать уточнение и согласование темы урока.

            4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.

УДД:  

  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • регулятивные (целеполагание, планирование);
  • логические  (анализ, обобщение);
  • познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

VI. Первичное закрепление в группах Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

- А теперь работаем в группах. Помогите Незнайке.  Слайд 7

Пусть один из вас назовет профессию , а другой ученик  назовет что делает человек, имеющий какую-либо профессию (врач лечит) Называть слова нужно с вопросами.  Слайд 8 Врач, учитель, строитель, парикмахер,  сторож, пекарь, школьник, моряк.

- Давайте подведем итог нашему  открытию (используйте слова - помощники):

- если слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Что будет делать Это глаголы.

Физминутка    Слайд 11

 Прверка: Слайд 9

 Вывод:  Слайд 10

Физминутка

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1) – фронтально.

УДД:

  • регулятивные (волевая саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой                             Слайд 12

- А сейчас самостоятельно разделите слова на 2 группы:

Радость, радовать, бег, бежать, стол, столяр, солнце, светить, грустить, сторожить, сторож, работать, ходить.

- Проверьте правильность написания групп слов.

 

Действия предметов:    радовать, бежать, работать, ходить, светить, грустить, сторожить

Предметы: Радость, бег, стол, столяр, солнце, сторож

Слайд 13

Дети выполняют самопроверку

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

УДД:

  • познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Закончите пословицы.

Мир строит, а война разрушает.

Смелый побеждает, а трус боится.

Ласточка день начинает, а соловей заканчивает.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Труд кормит, а лень портит.

- Запишите пословицу о труде.

- Составьте предложение со словом, которое отвечает на вопрос что делает?

 Слайд 18

- Рассади пассажиров правильно.

Запись предложений в тетрадь

Работа с компьютером

Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

УДД:

  • регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
  • познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);

IX. Итог урока

- Какие слова отвечают на вопрос Что делает? Что сделает?

Какие слова обозначают действия предметов?

                     Слайд 19

Рефлексия учебной деятельности.

- На доске три знака:

! – всё прекрасно понял;

? – пока остались вопросы;

. – понял, но не твёрдо.

Нарисуйте тот  знак, который соответствует вашим знаниям сегодня на уроке.

                      Слайд 20

Цель: Организовать фиксацию нового содержания,  изученного на уроке

УДД:

  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

Х. Задание на дом

Цель: самостоятельное применение полученных знаний на практике

Домашнее задание по индивидуальным карточкам составлено в зависимости от достижений каждого ученика.

- Предложенные карточки для самостоятельной работы дома, помогут вам достичь цели. Спасибо за урок!

1. карточка

Подберите к словам, которые обозначают действия предметов, слова обозначающие предмет

Летает, крякает,…  (утка), бегает, прыгает,...(заяц), светит, греет,…(солнце), журчит, течёт,…(ручей.)

2. карточка

Подобрать к существительным подходящие глаголы.

Собака       хрюкает

Волк           блеет

Овца           лает

Свинья        воет

Гусь             мяукает

Кошка        гогочет

Кузнечик    стрекочет

3.напишите к существительным глаголы, подходящие по смыслу

Мама-…                солнце-…              снег-….

Папа-…                 кошка-…               доктор-…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Глагол"  Цели деятельности учителя: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникат...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол. Зарепление" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Глагол. Закрепление"  Цели деятельности учителя: формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь, коммуникативн...

Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: ГлаголКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: УМК «Школа России», 3 класс,2 часть, презентация, проектор....

Конспект урока по русскому языку на тему «Глагол. Что такое глагол», 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; умениеопределять их на слух, находить в тексте.Планируемые результатыПредметные- знать: определение...