Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хохрякова Полина Владимировна

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2019

ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна

Школа: 4

ФИ студента: Хохрякова Полина

Класс: 3а

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна  

Кабинет: 8

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;

- уметь подбирать синонимы и антонимы к глаголам.

- уметь отличать глагол-синоним от глагола-антонима;

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – пословица, беседа

Частично-поисковый – подбор синонимов.

3 мин

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочтет пословицу?

Грамоте учиться - всегда пригодится.

- Как вы её понимаете?

- Верно, молодцы. Прочитайте ещё раз слово учиться. Можно ли его заменить какими-нибудь другими словами? Какими? Верно.

- Это я у вас спросила неспроста, если хорошо поработаете на минутке чистописания, то обязательно узнаете.

- Приветствуют учителя.

- Всё, что мы изучаем на уроках, когда-нибудь нам  пригодится в жизни.

- Можно. Учить, постигать, выучить, овладевать.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Практический – минутка чистописания, выполнение упражнения,

Работа с книгой – упражнение.

8 мин

Минутка чистописания.

- Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение.

- Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради.

- Откройте тетради и запишите число (девятое апреля), классная работа.

- Откройте стр. 71 упр. 528.

Словарно-орфографическая работа.

- Кто прочитает задание?

- Что нужно сделать?

- Какую особенность заметили?

- Из кольки слов должна состоять цепочка?

- Сколько слов есть? Сколько осталось дописать?

- Приступаем к работе.

- Кто прочтет ответы?

- Кто не согласен?

- Молодцы.

- Прочитайте слова:

пробраться

проникнуть

пройти

строить

разрушать

-  Почему все эти слова в одной группе?  Докажите.

- Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

- Каково их значение?

- Как по–другому их можно назвать?

- Совершенно верно, слова – друзья.

- Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

- Как понять «противоположные»?

- Верно, это слова  - спорщики.

- Как по-другому их можно назвать?

- Выполняют минутку чистописания.

- Записывают число.

- Открывают упражнение.

- Один читает.

- Написать цепочку из слов с безударными гласными в корне.

- Новое слово начинается с букву, на которую заканчивается предыдущее слово.

- Из 8.

- 2. 6.

- Придумывают слова.

- Читают ответы.

- Проверка.

- Это глаголы. Дети рассказывают правило + пример.

- Это глаголы близкие по смыслу.

- Проникнуть во внутрь чего-либо.

- Синонимы.

- Эти глаголы противоположны по значению.

- Наоборот.

- Антонимы.

Р: саморегуляция.

П: анализ с целью выявления существенных признаков.

П: синтез – составление целого из частей.

К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Оказывается, у глаголов тоже могут быть антонимы и синонимы. - Кто уже догадался, о чём мы будем говорить, и сможет сформулировать тему урока?

- Чему мы будем учиться, то есть наша цель?

- Для чего нам это нужно?

- Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы.

- научиться подбирать синонимы и антонимы к глаголам, правильно использовать их в своей речи.

- Чтобы наша речь была более интересной, выразительной, чтобы любому собеседнику с нами было интересно.

Р: Целеполагание.

Р: планирование.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –подбор синонимов и антонимов,

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –морфологическое и орфографическое упражнение.

14 мин

- Откройте учебники на странице 72 упр. 529. Кто прочтет?

- Что нужно сделать?

- Откуда нужно взять слова, которые нужно вставить?

- Что нужно сделать потом?

- Кому не понятно задание?

- Сверьте с эталоном. У кого не так.

- Кто какие записал предложения?

- С какими глаголами мы работали в этом упражнени?

- Посмотрите на упражнение 533 на стр. 73. Выполним его устно. Кто прочтет задание?

- Читаем 1 пословицу.

- Как вы её понимаете?

- Какие глаголы есть в этой  пословице?

- Какие они?

- Читаем 2 пословицу.

- Как вы её понимаете?

- Какие глаголы есть в этой  пословице?

- Какие они?

- С какими глаголами мы поработали в этом упражнении?

- Мы сделали 2 упражнения. Какой вывод мы можем сделать о глаголах – синонимах и глаголах – антонимах?

- Прочтем наш вывод с выводом учебника на стр. 73. Кто прочтет?

- Наш вывод совпал с выводом учебника?

Динамическая пауза.

- Открывают упражнение.

- Подобрать к словам глагол, близкий по смыслу.

- Из слов для справок.

- Выбрать глагол и составить предложение с ним.

- Всем понятно.

- Сверяют с эталоном.

- Читают предложения.

- Глаголами – синонимами.

- Один читает.

- Читают.

- Когда царит мир, все процветает, все делается, между людьми хорошие отношения, а когда наступает война, то она разрушает и хорошие отношения и то, что создавали люди.

- Строит – разрушает.

- Противоположные по смыслу.

- Читают.

- Предположения детей.

- Начинает – кончает.

- Противоположные по смыслу.

- Глаголами – антонимами.

- Глаголы – синонимы – это глаголы близкие п смыслу, а глаголы – антонимы это глаголы противоположные по смыслу.

- Читают правила.

- Да.

П: выбор наиболее эффективных способ решения задач в зависимости от конкретных условий.

Р: контроль и коррекция.

П: смысловое чтение.

П: выдвижение гипотез и их обоснование.

П: анализ.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный –беседа;

Практический –выполнение морфологического упражнения.

4 мин

- Сейчас вы поработаете в парах. Каждой паре я раздам листочек, на котором будут записаны глаголы парами. Вам необходимо разделить их в 2 столбика. 1 столбик – глаголы-синонимы, а 2 столбик – глаголы - антонимы.

- Кому не понятно задание?

- Начинаем работать.

говорить-беседовать, смотреть- глядеть, строить-ломать, помочь-сотрудничать, плясать-стоять, действовать-лентяйничать, убежать-прибежать, веселиться-радоваться.

- Сверьте с эталоном.

- Поднимите руку те, у кого не так.

- Слушают задание.

- Выполняют задание в парах.

- Проверка по эталону.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: контроль

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый – подбор синонимов и антонимов

Практический –упражнение.

4 мин

- Выполним самостоятельную работу. Посмотрите на слайд и выполните задание в рабочей тетради.

Замените синонимами глаголы:

солнце село -

самолёт сел –

река бежит –

Подберите антонимы к словам:

пропал – (?)

сломал – (?)

- Сверьте с эталоном ваши ответы. У кого нет ошибок?

- Выполняют задание.

- зашло, закатилось

- приземлился

- течет, струится

- нашёлся, появился.

- сделал, наладил, починил.

П: структурирование знаний.

Р: саморегуляция.

VII. Включение в систему знаний

Словесный –беседа;

Наглядный – демонстрация слайда.

Практический –упражнение.

4 мин

- Сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Я называю вам действие предмета, а вы – противоположное ему по смыслу.

спать - …(просыпаться),

сидеть – … (стоять),

прилететь – … (улететь),

входить – ... (выходить).

- А кто может подобрать синонимы?

бороться – … (сражаться),

болтать – … (разговаривать),

бежать – … (мчаться, нестись),

повелевать - … (распоряжаться.

- Подбирают антонимы.

- Подбирают синонимы.

П: выдвижение гипотез.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

2 мин

- Молодцы, ребята, вы со всем справились. Запишите домашнее задание: найдите или придумаете сами загадку или пословицу,  в которой есть глаголы - антонимы или глаголы - синонимы,  и запишете её в тетрадь.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Кто считает, что достиг этой цели и сможет применять новые знания без затруднений, поднимите руки.

- Кто считает, что понял тему, но нужно ещё тренироваться, поднимите руки.

- Кто не разобрался в теме и не сможет применять новые знания, поднимите руку.

- Спасибо за урок.

- Записывают домашнее задание.

- научиться подбирать синонимы и антонимы к глаголам, правильно использовать их в своей речи.

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: оценка – выделение того, что усвоено и что необходимо усвоить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Яя ля ял ля вя вл оя яг ая Вкусная ягода, тенистая аллея Яблоня, вишня – фруктовые деревья. пробраться проникнуть пройти строить разрушать

Слайд 3

1 столбик – глаголы-синонимы, 2 столбик – глаголы - антонимы. Говорить-беседовать, смотреть- глядеть, строить-ломать, плясать-стоять, действовать-лентяйничать, убежать-прибежать, веселиться-радоваться.

Слайд 4

Замените синонимами глаголы: Солнце село - самолёт сел – река бежит – Подберите антонимы к словам: Пропал – сломал –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме"Глаголы-синонимы и антонимы"

Урок по программе "Школа России" 3 класс....

Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии

Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель:  создать условия для успешного формирования у уч...

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".

В помощь учителю начальных классов. Конспект урока  по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России"....