Конспект урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ponyatie_ob_imeni_sushch.docx61.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 20.02.17                                                                                                                                                                                     Школа: АСОШ №2                                                                                                                                                                                      

Класс: 3б

Кабинет: 104

Урок № 2

                                                     

                                                       

                                                 

                                                           

Конспект урока русского языка

Тема: ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ

Цели деятельности учителя:

  •    дать представление об имени существительном, как части речи, обозначающей предметы, явления, события;
  •    совершенствовать умение классифицировать существительные одушевленные и неодушевленные;
  •    развивать любознательность, мышление, речь, воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению.

Планируемые результаты

личностные: 

  • осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям;
  • осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах;
  • устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

предметные:

  •  уточнят представления об имени существительном как части речи;
  •  научатся классифицировать существительные одушевленные и неодушевленные.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, карточки с заданиями, презентация.

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Словесный:       слово учителя; 

1

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствовать учителя;

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Мотивационный:

Практический: каллиграфическое упражнение;

Словесный:

 учебный диалог

2

3

Минутка чистописания.

- Пропишите каллиграфически в тетрадях букву «К» и буквосочетания с ней.

Кк    кк    к к   ка   рк   чк   жк

- Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.        

- Сегодня мы с вами будем совершать путешествие в удивительную страну. И нас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны!

- А вот в какую страну, вы отгадаете по стихотворению О. Высоцкой:

Существительное - школа.
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы - местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем .
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при это не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся на санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом,
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

- В какую страну отправимся? Правильно в страну Части речи.

- Но нас будет интересовать сегодня только одна часть речи, какая же:

Давно живу я в мире этом

Даю название предметам.

- Правильно это Имя существительное.

- Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете?

- Как вы считаете, а что ещё можно узнать об имени существительном?(ответы детей)

- Прочитаем в учебнике на странице 50 цель сегодняшнего урока и посмотрим, совпала ли она с нашими предположениями.

Писать каллиграфически;

Слушать учителя;

Высказывать свое мнение;

Определять тему урока и его цели;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других. 

Р:целеполагание

2.Постановка учебной задачи и ее решения:

Словесный: учебный диалог;

Практический: анализ слов;

Практический: задания по карточкам;

Практческий: Дидактическая Игра «Топни –хлопни»

6

2

Актуализация опорных знаний.

- Давайте с вами вспомним, что такое имя существительное. (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?)

- Молодцы!

- Теперь мы с вами, ребята, подходим к туннелю Превращения.

- Как вы думаете, почему он так назван? (происходят превращения).

- Посмотрите, что здесь происходит: было слово ЛИПА…

- Что вы можете сказать про это слово? (Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, неодушевлённое)

-  А стало слово ЛИСА…

- Что вы можете сказать про полученное слово? (Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос КТО?, одушевлённое)

- Верно. Вспомните и расскажите, что вы знаете об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. (одуш.- отвечает на вопрос Кто? неодуш.- отвечает на вопрос Что?)

- А как слово «липа» превратилось в слово «лиса»? (Поменяли одну букву в слове)

- А теперь, возьмите у себя на столах карточки №1 с заданием.

- Прочитайте слова. Что у них общего? (Это существительные, отвечают на вопрос ЧТО?, неодушевлённые)

- Переделайте их по образцу. Что надо сделать? (Изменить в словах одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос КТО?)

- Выполняйте задание прямо на карточках в парах. Когда закончите выполнение задания, поднимите карточку.

коса - (предполагаемые ответы) коза

сок -  (предполагаемые ответы)  сом

рот -  (предполагаемые ответы)  кот

мак - (предполагаемые ответы)  рак

полк - (предполагаемые ответы) волк

капля - (предполагаемые ответы)  цапля

лес -  (предполагаемые ответы)  лев

соль - (предполагаемые ответы) моль

Дидактическая Игра «Топни – хлопни»

- Выполним проверку в игре «Топни – хлопни».

По очереди от каждой пары будете называть по одной паре слов. Остальные проверяют у себя,  и если согласны, то должны хлопнуть в ладоши; нет – топнуть ногой. (Проверка, рассмотреть все представленные детьми варианты)

- Что общего у получившихся имён существительных? (Одушевлённые)

- Молодцы!

Рассказывать об имени существительном;

Анализировать;

Отвечать на вопросы;

Переделывать слова, работать по карточкам;

Выполнять проверку упражнения;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания;

3.Решение частных задач

Практический: задания по карточкам по вариантам;

Практический:

Фронтальная проверка;

Практический: анализ упражнения;

Дин.пауза

Практический:

письменное задание;

Практический: анализ упражнения;

Практический: работа со схемой;

Практический: письменное задание;

взаимопроверка по слайду;

6

2

5

2

6

Изучение нового материала.

- Впереди нас ждёт холм Выбора, как вы думаете, что надо будет делать? (Выбирать).  

- На этом холме нас ждёт следующее. Каждый вариант берёт карточку №2. Внимательно читает своё задание и выполняет его в парах. Список слов для всех групп одинаковый, а задания разные.

Тетрадь, туман, стул, учитель, смелость, тракторист, гроза, книга,  снегопад, вежливость, радуга, повар, трусость, космонавт, пенал, честность.

Задание  для 1 варианта: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют  ПРЕДМЕТЫ (то, что можно взять в руки).

Ответы 1 группы: тетрадь, стул, книга, пенал.

Задание  для 2 варианта: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

Ответы 2 группы: снегопад, радуга, гроза, туман.

Задание  для 3 варианта: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ.

Ответы 3 группы: тракторист, учитель, космонавт, повар.

Задание  для 4 варианта: Из данных слов выберите и выпишите  те, которые называют черты характера людей.

Ответы 4 группы: смелость, трусость, вежливость, честность.

- Проверим, какие слова вы выбрали. Один человек из каждого варианта зачитывает свои слова, а остальные варианты должны будут угадать, что называют выбранные имена существительные (какая тематическая группа). (Если не отгадывают, то сама группа зачитывает своё задание)

- Итак, по какому грамматическому признаку можно отличить существительное от других частей речи? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)

- Что же ещё могут называть имена существительные? (В какие группы по темам можем их объединить?) (Предметы, явления природы, профессии людей, черты характера человека) 

Динамическая пауза

- Пока идём к следующему пункту нашего маршрута, поиграем в игру  «Внимательный турист». Встаньте. Я буду называть имена существительные.

Если существительное одушевлённое, то хлопаем в ладоши над головой, если неодушевлённое – то садимся на корточки: медведь, болезнь, ветер, слон, пассажир, тень, спортсмен, мебель, цветок, сосед, смех, цапля, лень.

Упр 4, стр.51

 - А знаете, тематические группы могут быть и другие. Чтобы узнать какие, выполним упражнение 4 на странице 51.

- Прочитаем слова. Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные)

- Прочтите задание. Какие существительные надо выбрать и выписать по заданию? (Выделите и запишите существительные, которые обозначают предмет, затем существительные, которые обозначают явления природы.)

- Какие слова остались «лишними»? (езда, бег, косьба, рисование)

- Как вы думаете, как их назвать? (Это имена существительные, так как отвечают на вопрос что?)

- А как можно назвать эту группу существительных? (Слова обозначают выполняемое действие, процесс)

- Подведём итог работы. (работа по схеме)

Упр.5, стр.52.

- Впереди у нас тропа Почемучек. Что будет на этой тропе? (Задавать вопросы, объяснять ПОЧЕМУ). 

- Вас ждёт новое задание из учебника. Выполним упражнение 5 на странице 52.

- Прочитайте слова. Похожи ли слова по смыслу, по своему лексическому значению,  в каждой паре? Почему? (Ответы детей)  

- Так слова совсем одинаковые или отличаются друг от друга? (Отличаются)

- Почему можно сказать, что они отличаются? (Первое – глагол, а второе – существительное. Отвечают на разные вопросы и разное обозначают).

- Выполните письменное задание в тетради по образцу.(что? езда, косьба, прыжок бег)

  Взаимопроверка по слайду презентации.

- Почему вы выписали эти слова? Что называют эти существительные? 

(Процесс, выполняемое действие)

- Молодцы! Вы хорошо справились  с этим заданием.

Выполнять по вариантам задания по карточкам;

                                                                                           

Выполнять проверку упражнения;

Анализировать упражнение;

Выполнять движения;

Выполнять письменное задание к упражнению;

Обобщать материал по схеме;

Выполнять письменное задание к упр.;

Проверять работу на наличие ошибок;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

П:осуществляют поиск необходимой информации;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;   действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

П:осуществляют поиск необходимой информации;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;          

К: контроль действия партнера;

4.Итог урока.

 Рефлексия

5

- Вот мы и покорили страну Имени существительного. Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня повторили и узнали об имени существительном.

- По какому грамматическому признаку существительные можно отличить от слов других частей речи?

- Какую цель урока поставили? (Узнать новое о существительном)

- Достигли ли мы цели?

- Что, кроме предметов и явлений природы, могут называть имена существительные? (профессии людей, черты характера человека) 

- Чтобы вы рассказали дома о своём путешествии?

- Молодцы! Но чтобы и дальше вы успешно путешествовали по дороге Знаний, надо работать и дома.

Домашнее задание: страница 53, упражнение 8. Правило на стр. 53.

Выставление оценок

        

- Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Я не доволен своей работой, потому что…

Мне понравилась на уроке работа Ф.И.

- На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

Подводить итоги урока;

Записывать д.з.

Оценивать свою работу на уроке;

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" по программе "21 век" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся с ЗПР, 3 класс....

План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс

Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....

конспект урока по русскому языку «Числа имен существительных» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Числа имен существительных»Цели деятельности учителя: формирование умения определять различия множественного и единственного числа имен существительн...