Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Суффиксы имен существительных" (3 класс, УМК "Школа России")
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon suffiksy_imyon_sushchestvitelnyh.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3 «б»

    Тема: «Суффиксы имен существительных»

    Цели деятельности учителя:

    -совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

    -учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

    -учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

    предметные:

    - научатся образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

    - научатся разбирать слова по составу;

    - научатся объяснять значение суффиксов.

    личностные: 

    - осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

    - проявлять интерес к новым знаниям;

    - осознавать успешность при изучении темы.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.

    Этап, методы и приёмы

    Хро-номе-траж

    Содержание урока

    Планируемые результаты

    (УУД)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    Организационный

    Мотивационный

    Словесн.: слово учителя

    1

    -Здравствуйте, ребята!

    Прозвенел звонок для нас!

    Вы зашли спокойно в класс,

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Все легонечко вздохнем,

    И урок наш мы начнем.

    - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    Приветствовать;

    Настраиваться на урок;

    Л: формировать положительное отношение к уроку;

    2.

    Постановка учебных задач и её решение

    Практич.:

    словарная работа;

    Словесн.: ответы на вопросы;

    Формулирование темы и цели урока;

    6

    2

    Словарная работа.

    - Записываем слова в строчку через запятую, первое слово с красной строки с заглавной буквы.        

    Огород, природа, соловей, синица, дельфин, пшеница, черемуха, малина, огурец, апельсин.

    - М., прочитай записанные слова по слогам, остальные внимательно слушаем и проверяем.

    - Поднимите руку те, кто не согласен.

    - Молодцы!

            

    - Сегодня мы с вами вновь ощутим выразительность нашего языка, его эмоциональность, разнообразие значения слов, выявляя при этом особенности имен существительных.

    - Какие слова называются однокоренными? ( Слова, у которых один корень)

    - Какой корень в слове река? Подберите к существительному река однокоренные существительные с суффиксами – еньк- и –к.

    (речка, реченька)

    - Какой оттенок значения придали существительным суффикс –к- и –еньк-? (Уменьшительно-ласкательный) 

    - Как вы думаете, выполнив это упражнение, какая тема сегодняшнего урока? («Суффиксы существительных»)

    - Верно, тема урока «Суффиксы существительных»

    - Какие цели поставим перед собой? (учиться образовывать существительные при помощи суффиксов)

    - Молодцы!

    Отвечать на вопросы;

    Определять тему урока;

    Ставить цели урока;

    П: поиск и выделение необходимой информации;

    Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    3.

    Решение частных задач

    Словесный: учебный диалог;

    Практический: морфемный разбор слов;

    Практический: выполнение письменного задания;

    Практический: сравнение отрывков текста;

    2

    6

    5

    Актуализация опорных знаний.

    - Подберите  к существительному берёза однокоренные существительные с суффиксами –к- и –оньк- . (берёзка, березонька) 

    - Запишите эти слова.

    - М., выйди к доске, запиши слова и разбери их по составу. Остальные выполняют самостоятельно. (∩ - БЕРЕЗ;  - ОНЬК;    - А; ∩ - БЕРЕЗ;  - К;     - А; )

    - Сверьте с доской, встаньте те, кто выполнил также. Молодцы, садитесь!

    Упр. 20, стр.58.

    - Откройте учебник на странице 58, упр.20 и прочитайте задание.

    Вам нужно к каждому выделенному существительному подобрать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ок-, -ушк-, -еньк-, -юшк-.

    - Какие существительные у нас получатся? (сынок, Иванушка, доченька, Марьюшка)

    - Запишите текст с новыми существительными к себе в тетрадь.

    - Сравните начало сказки из учебника и в вашей тетради. Какие существительные подходят к тексту больше, те, которые в учебнике или  те, которые вы подобрали? (Те,  которые мы подобрали) 

    - Почему? (Существительные, которые мы подобрали, подходят больше, потому что они смягчают сказку, и она с самого начала кажется доброй)

    Подбирать однокоренные слова;

    Разбирать слова по составу;

    Подбирать однокоренные слова с помощью суффиксов;

    Сравнивать сказки;

    К: участвуют в учебном диалоге;

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Дин.пауза

    2

    Видеоролик.

    Выполнять физ.упр.

    Практический: образование однокоренных слов;

    морф. разбор.

       

    Практический: взаимопроверка;

    Практический: анализ упр;

    Практический:

    подбор однокоренных слов;

    Практический: морфемный разбор слов;

    Практический: самопроверка;

    8

    5

    Изучение нового материала.

    Упр 21, стр.59.

    - Сейчас выполните упражнение 21 на странице 59 самостоятельно.

    Вам нужно от слов данных в скобках образовать однокоренные слова с суффиксами –ечк-,  -ик-, -ушк-. (дощечка, домик, скворушка) 

    ∩ - дощ;  - еч, к;    - а;

     ∩ - дом;  - ик.

    ∩ - сквор;  - ушк;     - а.

    - Разберите эти существительные по составу самостоятельно.

    - Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону, который вы видите на слайде.

    - Какое значение придали суффиксы новым существительным? (Уменьшительно-ласкательные)

    - Давайте сделаем вывод, какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения?

    (-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-)

    - Давайте подберем к существительным лес, двор, сила, птица однокоренные слова с суффиксами: -ок, -ник, -ик-, -ушк-, -ач, -к-.

    Какие суффиксы мы можем подобрать к слову лес? (лесок, лесник)

    Какие суффиксы мы можем подобрать к слову двор? (дворик, дворник)

    Какие суффиксы мы можем подобрать к слову сила? (силушка, силач) 

    Какие суффиксы мы можем подобрать к слову птица? (птичка, птичник) 

    - Запишите эти слова и разберите их по составу. 1в - слова лесок, лесник, ∩ -лес;  - ок, ∩ - БЕРЕЗ;  - ОНЬК;    - А; ∩ - лес;  - ник. 

    2в-дворик, дворник, ∩ - двор;  - ик. ∩ - двор;  - ник.  

    3в- силушка, силач, ∩ - сил;  - ушк;     -а; 

    4в- птичка, птичник. ∩ - пт;  - ич, к;    - а; 

    - Выполните самопроверку по ключу.

    - Какие значения новым существительным придали суффиксы? (Уменьшительно-ласкательный и обозначение  лица мужского пола)

    - Давайте сделаем вывод, какие суффиксы обозначают лицо мужского пола? (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-)

    Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов;

    Делать выводы;

                                                                                 

    Подбирать однокоренные слова;

    Выполнять морфемный разбор слов;

    Осуществлять самопроверку;

    Делать выводы;

    П: поиск и выделение необходимой информации;

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

    4.

    Итог урока.

    Рефлексия.

    Словесн.: ответы на вопросы;

    3

    - Чем мы сегодня занимались на уроке?

    - Что вы узнали для себя нового?

    - Какие суффиксы обозначает лицо мужского пола? 

    (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-)

    - Какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения?

    (-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-)

    Домашнее задание: страница 61, упр. 25.

    - Продолжите фразы:

    « Я узнал…»

    «В ходе урока удалось научиться…»

    «Порадовался тому, что…»

     «Расскажу дома о…»

    - На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

    Записывать домашнее задание;

    Отвечать на вопросы;

    Подводить итог урока;

    Р: осуществлять итоговый контроль

    Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

    Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

    Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....