Конспект урока по русскому языку "Суффиксы имен существительных" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «б»
Тема: «Суффиксы имен существительных»
Цели деятельности учителя:
-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
-учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
-учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
предметные:
- научатся образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
- научатся разбирать слова по составу;
- научатся объяснять значение суффиксов.
личностные:
- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать успешность при изучении темы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.
№ | Этап, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Организационный Мотивационный Словесн.: слово учителя | 1 | -Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок для нас! Вы зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, И урок наш мы начнем. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствовать; Настраиваться на урок; | Л: формировать положительное отношение к уроку; |
2. | Постановка учебных задач и её решение Практич.: словарная работа; Словесн.: ответы на вопросы; Формулирование темы и цели урока; | 6 2 | Словарная работа. - Записываем слова в строчку через запятую, первое слово с красной строки с заглавной буквы. Огород, природа, соловей, синица, дельфин, пшеница, черемуха, малина, огурец, апельсин. - М., прочитай записанные слова по слогам, остальные внимательно слушаем и проверяем. - Поднимите руку те, кто не согласен. - Молодцы!
- Сегодня мы с вами вновь ощутим выразительность нашего языка, его эмоциональность, разнообразие значения слов, выявляя при этом особенности имен существительных. - Какие слова называются однокоренными? ( Слова, у которых один корень) - Какой корень в слове река? Подберите к существительному река однокоренные существительные с суффиксами – еньк- и –к. (речка, реченька) - Какой оттенок значения придали существительным суффикс –к- и –еньк-? (Уменьшительно-ласкательный) - Как вы думаете, выполнив это упражнение, какая тема сегодняшнего урока? («Суффиксы существительных») - Верно, тема урока «Суффиксы существительных» - Какие цели поставим перед собой? (учиться образовывать существительные при помощи суффиксов) - Молодцы! | Отвечать на вопросы; Определять тему урока; Ставить цели урока; | П: поиск и выделение необходимой информации; Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; |
3. | Решение частных задач Словесный: учебный диалог; Практический: морфемный разбор слов; Практический: выполнение письменного задания; Практический: сравнение отрывков текста; | 2 6 5 | Актуализация опорных знаний. - Подберите к существительному берёза однокоренные существительные с суффиксами –к- и –оньк- . (берёзка, березонька) - Запишите эти слова. - М., выйди к доске, запиши слова и разбери их по составу. Остальные выполняют самостоятельно. (∩ - БЕРЕЗ; ∧ - ОНЬК; ⃞ - А; ∩ - БЕРЕЗ; ∧ - К; ⃞ - А; ) - Сверьте с доской, встаньте те, кто выполнил также. Молодцы, садитесь! Упр. 20, стр.58. - Откройте учебник на странице 58, упр.20 и прочитайте задание. Вам нужно к каждому выделенному существительному подобрать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ок-, -ушк-, -еньк-, -юшк-. - Какие существительные у нас получатся? (сынок, Иванушка, доченька, Марьюшка) - Запишите текст с новыми существительными к себе в тетрадь. - Сравните начало сказки из учебника и в вашей тетради. Какие существительные подходят к тексту больше, те, которые в учебнике или те, которые вы подобрали? (Те, которые мы подобрали) - Почему? (Существительные, которые мы подобрали, подходят больше, потому что они смягчают сказку, и она с самого начала кажется доброй) | Подбирать однокоренные слова; Разбирать слова по составу; Подбирать однокоренные слова с помощью суффиксов; Сравнивать сказки; | К: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |
Дин.пауза | 2 | Видеоролик. | Выполнять физ.упр. | ||
Практический: образование однокоренных слов; морф. разбор.
Практический: взаимопроверка; Практический: анализ упр; Практический: подбор однокоренных слов; Практический: морфемный разбор слов; Практический: самопроверка; | 8 5 | Изучение нового материала. Упр 21, стр.59. - Сейчас выполните упражнение 21 на странице 59 самостоятельно. Вам нужно от слов данных в скобках образовать однокоренные слова с суффиксами –ечк-, -ик-, -ушк-. (дощечка, домик, скворушка) ∩ - дощ; ∧ - еч, к; ⃞ - а; ∩ - дом; ∧ - ик. ∩ - сквор; ∧ - ушк; ⃞ - а. - Разберите эти существительные по составу самостоятельно. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону, который вы видите на слайде. - Какое значение придали суффиксы новым существительным? (Уменьшительно-ласкательные) - Давайте сделаем вывод, какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения? (-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-) - Давайте подберем к существительным лес, двор, сила, птица однокоренные слова с суффиксами: -ок, -ник, -ик-, -ушк-, -ач, -к-. Какие суффиксы мы можем подобрать к слову лес? (лесок, лесник) Какие суффиксы мы можем подобрать к слову двор? (дворик, дворник) Какие суффиксы мы можем подобрать к слову сила? (силушка, силач) Какие суффиксы мы можем подобрать к слову птица? (птичка, птичник) - Запишите эти слова и разберите их по составу. 1в - слова лесок, лесник, ∩ -лес; ∧ - ок, ∩ - БЕРЕЗ; ∧ - ОНЬК; ⃞ - А; ∩ - лес; ∧ - ник. 2в-дворик, дворник, ∩ - двор; ∧ - ик. ∩ - двор; ∧ - ник. 3в- силушка, силач, ∩ - сил; ∧ - ушк; ⃞ -а; 4в- птичка, птичник. ∩ - пт; ∧ - ич, к; ⃞ - а; - Выполните самопроверку по ключу. - Какие значения новым существительным придали суффиксы? (Уменьшительно-ласкательный и обозначение лица мужского пола) - Давайте сделаем вывод, какие суффиксы обозначают лицо мужского пола? (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-) | Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов; Делать выводы;
Подбирать однокоренные слова; Выполнять морфемный разбор слов; Осуществлять самопроверку; Делать выводы; | П: поиск и выделение необходимой информации; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | |
4. | Итог урока. Рефлексия. Словесн.: ответы на вопросы; | 3 | - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Что вы узнали для себя нового? - Какие суффиксы обозначает лицо мужского пола? (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-) - Какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения? (-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-) Домашнее задание: страница 61, упр. 25. - Продолжите фразы: « Я узнал…» «В ходе урока удалось научиться…» «Порадовался тому, что…» «Расскажу дома о…» - На этом наше занятие подошло к концу. До свидания! | Записывать домашнее задание; Отвечать на вопросы; Подводить итог урока; | Р: осуществлять итоговый контроль Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"
Тема. Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».
Урок составлен с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Сравнение имени существительного и имени прилагательного"
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Перспектива") + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Связь имени прилагательного с именем существительным».Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существ...