Конспект урока по русскому языку "Суффиксы имен существительных" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiksy_imyon_sushchestvitelnyh.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «б»

Тема: «Суффиксы имен существительных»

Цели деятельности учителя:

-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

-учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

-учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

предметные:

- научатся образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

- научатся разбирать слова по составу;

- научатся объяснять значение суффиксов.

личностные: 

- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать успешность при изучении темы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок наш мы начнем.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к уроку;

2.

Постановка учебных задач и её решение

Практич.:

словарная работа;

Словесн.: ответы на вопросы;

Формулирование темы и цели урока;

6

2

Словарная работа.

- Записываем слова в строчку через запятую, первое слово с красной строки с заглавной буквы.        

Огород, природа, соловей, синица, дельфин, пшеница, черемуха, малина, огурец, апельсин.

- М., прочитай записанные слова по слогам, остальные внимательно слушаем и проверяем.

- Поднимите руку те, кто не согласен.

- Молодцы!

        

- Сегодня мы с вами вновь ощутим выразительность нашего языка, его эмоциональность, разнообразие значения слов, выявляя при этом особенности имен существительных.

- Какие слова называются однокоренными? ( Слова, у которых один корень)

- Какой корень в слове река? Подберите к существительному река однокоренные существительные с суффиксами – еньк- и –к.

(речка, реченька)

- Какой оттенок значения придали существительным суффикс –к- и –еньк-? (Уменьшительно-ласкательный) 

- Как вы думаете, выполнив это упражнение, какая тема сегодняшнего урока? («Суффиксы существительных»)

- Верно, тема урока «Суффиксы существительных»

- Какие цели поставим перед собой? (учиться образовывать существительные при помощи суффиксов)

- Молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог;

Практический: морфемный разбор слов;

Практический: выполнение письменного задания;

Практический: сравнение отрывков текста;

2

6

5

Актуализация опорных знаний.

- Подберите  к существительному берёза однокоренные существительные с суффиксами –к- и –оньк- . (берёзка, березонька) 

- Запишите эти слова.

- М., выйди к доске, запиши слова и разбери их по составу. Остальные выполняют самостоятельно. (∩ - БЕРЕЗ;  - ОНЬК;    - А; ∩ - БЕРЕЗ;  - К;     - А; )

- Сверьте с доской, встаньте те, кто выполнил также. Молодцы, садитесь!

Упр. 20, стр.58.

- Откройте учебник на странице 58, упр.20 и прочитайте задание.

Вам нужно к каждому выделенному существительному подобрать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ок-, -ушк-, -еньк-, -юшк-.

- Какие существительные у нас получатся? (сынок, Иванушка, доченька, Марьюшка)

- Запишите текст с новыми существительными к себе в тетрадь.

- Сравните начало сказки из учебника и в вашей тетради. Какие существительные подходят к тексту больше, те, которые в учебнике или  те, которые вы подобрали? (Те,  которые мы подобрали) 

- Почему? (Существительные, которые мы подобрали, подходят больше, потому что они смягчают сказку, и она с самого начала кажется доброй)

Подбирать однокоренные слова;

Разбирать слова по составу;

Подбирать однокоренные слова с помощью суффиксов;

Сравнивать сказки;

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Дин.пауза

2

Видеоролик.

Выполнять физ.упр.

Практический: образование однокоренных слов;

морф. разбор.

   

Практический: взаимопроверка;

Практический: анализ упр;

Практический:

подбор однокоренных слов;

Практический: морфемный разбор слов;

Практический: самопроверка;

8

5

Изучение нового материала.

Упр 21, стр.59.

- Сейчас выполните упражнение 21 на странице 59 самостоятельно.

Вам нужно от слов данных в скобках образовать однокоренные слова с суффиксами –ечк-,  -ик-, -ушк-. (дощечка, домик, скворушка) 

∩ - дощ;  - еч, к;    - а;

 ∩ - дом;  - ик.

∩ - сквор;  - ушк;     - а.

- Разберите эти существительные по составу самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону, который вы видите на слайде.

- Какое значение придали суффиксы новым существительным? (Уменьшительно-ласкательные)

- Давайте сделаем вывод, какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения?

(-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-)

- Давайте подберем к существительным лес, двор, сила, птица однокоренные слова с суффиксами: -ок, -ник, -ик-, -ушк-, -ач, -к-.

Какие суффиксы мы можем подобрать к слову лес? (лесок, лесник)

Какие суффиксы мы можем подобрать к слову двор? (дворик, дворник)

Какие суффиксы мы можем подобрать к слову сила? (силушка, силач) 

Какие суффиксы мы можем подобрать к слову птица? (птичка, птичник) 

- Запишите эти слова и разберите их по составу. 1в - слова лесок, лесник, ∩ -лес;  - ок, ∩ - БЕРЕЗ;  - ОНЬК;    - А; ∩ - лес;  - ник. 

2в-дворик, дворник, ∩ - двор;  - ик. ∩ - двор;  - ник.  

3в- силушка, силач, ∩ - сил;  - ушк;     -а; 

4в- птичка, птичник. ∩ - пт;  - ич, к;    - а; 

- Выполните самопроверку по ключу.

- Какие значения новым существительным придали суффиксы? (Уменьшительно-ласкательный и обозначение  лица мужского пола)

- Давайте сделаем вывод, какие суффиксы обозначают лицо мужского пола? (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-)

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов;

Делать выводы;

                                                                             

Подбирать однокоренные слова;

Выполнять морфемный разбор слов;

Осуществлять самопроверку;

Делать выводы;

П: поиск и выделение необходимой информации;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что вы узнали для себя нового?

- Какие суффиксы обозначает лицо мужского пола? 

(-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-)

- Какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения?

(-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-)

Домашнее задание: страница 61, упр. 25.

- Продолжите фразы:

« Я узнал…»

«В ходе урока удалось научиться…»

«Порадовался тому, что…»

 «Расскажу дома о…»

- На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

Записывать домашнее задание;

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Связь имени прилагательного с именем существительным».Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существ...