Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Литвинова Галина Валентиновна

В этой статье автор дает некоторые рекомендации по данной теме из своего опыта и из различных методик выявления и коррекции нарушений моторного компонента письма. А так же делится некоторыми способами коррекции, которые выработала за свой многолетний опыт работы, изучая методическую литературу по данной теме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvinova_g.v._sam.rab_._3.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

        

Самостоятельная работа № 3

«Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма»

Литвиновой Галины Валентиновны,

учителя начальной школы

МБОУ №21 г. Солнечногорска

Место проведения занятий

АСОУ

2018 г.

Предупреждение и коррекция нарушений

графо-моторных действий письма.

Данная проблема является актуальной для учителя начальных классов, т.к. некоторые учащиеся 1 класса испытывают трудности при овладении графо - моторным навыком. Для правильной диагностики и коррекции нарушений необходимо понимать причину происхождения этих трудностей. Поэтому, исследуя специфику проявления трудностей овладения учащимися 1 класса графо-моторным навыком, я установила, что мало выявить особенности нарушений моторного компонента письма у детей. Главное определить пути коррекции выявленных нарушений.

С этой целью за многолетний опыт своей работы я выработала некоторые способы коррекции, изучая методическую литературу по данной теме.

И в этой статье я дам некоторые рекомендации по данной теме из моего опыта и из различных методик выявления и коррекции нарушений моторного компонента письма.

Виды коррекционно-развивающих занятий можно выделить в зависимости от того, на что направлены эти занятия:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа;

навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

умения планировать деятельность;

развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальна

Рекомендации и способы коррекции.

Ошибки в оформлении предложения, слитное написание слов.

Рекомендую вести работу по составлению схем предложений с графическим выделением слов, закреплять навык правильного оформления предложения (первое слово пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку).

Орфографические ошибки при написании слов.

Данные ошибки в первом классе можно рассматривать как норму письма, т.к. учащимися еще не изучены правила правописания и орфографии русского языка.

Пропуски букв, лишние знаки при написании слов.

Рекомендую вести работу по составлению схем слов, отдельно проговаривать звуки и слоги при письме.

Замена букв при написании слов.

Ошибки письма, связанные с заменой букв. В основном – это замена парных согласных звуков. Причина таких ошибок – трудности артикуляционного произношения. Логопедом было рекомендовано четко и медленно проговаривать каждый слог, выделяя трудные звуки.

Исправления букв при письме.

Исправления вызваны недоразвитием мелкой моторики рук. Рекомендую работу по развитию мелкой моторики рук: работа в прописях (обводка букв по контуру), упражнения для пальцев рук, кисти руки и длинных мышц руки (выполнять дома).

Неточности в начертании букв.

Часто наблюдается неточность в написании буквы «ё» - отсутствие верхнего апострофа. Рекомендую работу по запоминанию зрительного образа буквы и нахождению данного звука в слове. Использую работу над словами, показывающими разницу между слогами: ле –лё, не – нё, ме – мё и т.п.

Трудности в написании слов под диктовку.

Некоторые дети не справляются с написанием диктанта: пропуски слов в предложениях, слова искажены (пропуски букв). Причина трудностей – слабое понимание детьми звукового состава слова. Рекомендую детальный звуковой разбор слов, предназначенных для записи под диктовку, с выделением первого и последнего звука, количества слогов. Также необходимо вести работу по составлению схемы слова и дальнейшей самостоятельной записи слова. При этом процесс письма должен сопровождаться проговариванием   слогов и звуков внутри слога.

Работа по оформлению предложения в данном случае сводится к составлению схемы предложения, с целью уточнения количества слов внутри предложения.

В целом детьми хорошо усвоен зрительный образ букв. Ученики графически правильно изображают буквенные символы, хорошо умеют перекодировать печатный текст в письменный.

Важную роль в обучении грамотному письму играет и каллиграфия.

Наблюдая за каллиграфией письма, были выявлены некоторые трудности моторного компонента у первоклассников.

Слабый нажим, неправильное расположение букв в рамках рабочей строки.

Причина таких нарушений – слабо развитая моторика ведущей руки.

Рекомендую упражнения, направленные на развитие моторики руки. К таким упражнениям можно отнести:

- упражнения в штриховке;

- «пальчиковая гимнастика»;

- работа в тетрадях с разлиновкой в две строки с дополнительными наклонными линиями.

При письме необходимо обращать внимание на нажим при движении руки вниз.

Неправильное соединение букв при письме.

На данный показатель обращают внимание, т.к. неправильное соединение искажает графический образ букв, буква может быть неверно истолкована и будет воспринята как орфографическая ошибка при письме.

Чтобы предотвратить подобные ошибки, необходимо отрабатывать способы соединения букв: вести работу по написанию соединительных линий при верхнем и нижнем соединениях, отрывное письмо с обращением внимания на соединительные линии и способы соединения.

Список используемой литературы

1.         Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в методике обучения младших школьников русскому языку. – М., 2004

2.        Лурия А.Р.  Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Силеверстова. – М., 1997.- С.326-332

3.        Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. № 12. С. 12-14

4.        Корнеев А. А., Кричевец А. Н., Бабаева Ю. Д. и др. Анализ эффективности методик обучения письму. // Школа здоровья. -2012. -N 4. - C. 44-50

5.        Илюхина В.А. Первые уроки письма при подготовке к школе. М, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....

Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма

Письмо букв одно из самых первых учебных умений, поэтому важно именно на этом этапе тщательно учить детей правильно организовывать свои действия, пока они еще не осложнены орфографией. В начале обучен...

Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошиб...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи....

«Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма»

         Отметим, что наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников, существуют и авторские технологии по формированию навы...