Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

И.С.Васильева

Письмо букв одно из самых первых учебных умений, поэтому важно именно на этом этапе тщательно учить детей правильно организовывать свои действия, пока они еще не осложнены орфографией. В начале обучения каллиграфии можно предупредить ряд ошибок письма. Два этапа: подготовительный и основной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма»

Васильева Ирина Сергеевна

Москва

2016г

Письмо букв одно из самых первых учебных умений, поэтому важно именно на этом этапе тщательно учить детей правильно организовывать свои действия, пока они еще не осложнены орфографией. В начале обучения каллиграфии можно предупредить ряд ошибок письма. Два этапа: подготовительный и основной.

Первый подготовительный:

  • Развивать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;
  • Развивать ощущение движения руки;
  • Учить внимательно рассматривать объекты, не приближая глаза;
  • Учить управлять мышечным напряжением и движением кисти руки и пальцев;
  • Познакомить с правилами письма элементов букв;

Основные упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализаторов;

  • Прописывание фигур в воздухе;
  • Способы работы рукой от крупных до мелких движений;
  • Штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий.
  • Рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров;
  • Написание элементов букв;
  • Поиск отличий в двух похожих картинках;
  • Рассматривание каких либо предметов, иллюстрация художественных картин;
  • Словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма.

Второй основной этап начинается со второй четверти. Можно использовать любую методику обучения письмо из тех, что разработано в современной педагогике и соответствующей прописи.

Однако необходимо в эту работу внести блок коррекционных упражнений, которые будут продолжать развитие дефицитных функций ведущих анализаторов.

Психология знает, что процесс  письма является не простым психологическим актом.

Письмо начинается с задачи, которая либо возникает у пишущего, предполагается ему. Если учащийся должен написать диктуемое слово или фразу, этот замысел сводится к тому, чтобы заслушать текст написать его со всей точностью и правильностью.

В основную задачу входит слово или фраза, подлежащая записи которую нужно заполнить.  

 Ученик должен сохранить нужный порядок написания, должен быть всегда ориентирован на каком месте он находится, что уже написано и что предстоит написать.

 Начинать урок письма каллиграфии лучше всего с упражнений, настраивающих зрительный анализатор на рассматривание мелких деталей рисунков («что неправильно нарисовал художник?», «найди отличия в двух рисунках?», «найди спрятавшиеся предметы?»). Перед выполнением написания букв и слов их полезно прописать в воздухе.

Важной частью коррекционного блока является словесное описание того, что собирается записать. Если ребенок выполняет упражнение молча, то его действия регламентируются внутренней речью которая у младших школьников еще слабо развита.

Это приводит к недостаточной осознанности действий. Для четкого представления о том, как и что надо делать, для правильного выполнения задания нужно поэтапно проговорить «для себя» и «для других».

С окончанием первого класса обучения каллиграфия не прекращается. Включается пятиминутка, где предлагается выполнить то, или иное упражнение на развитие графомоторного навыка. Это прописывание отдельных букв и соединений букв в слогах или словах.

Желательно и в последующих классах один-два раза в месяц поводить отдельные уроки каллиграфии, где целенаправленно корректировать недостатки учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЕРАТУРЫ

  1. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в методике обучения младших школьников русскому языку. – М., 2004
  2. Лурия А.Р.  Психологическое содержание процесса письма // Христоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Силеверстова. – М., 1997.- С.326-332


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....

Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошиб...

Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма

В этой статье автор дает некоторые рекомендации по данной теме из своего опыта и из различных методик выявления и коррекции нарушений моторного компонента письма. А так же делится некоторыми способами...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи....

«Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма»

         Отметим, что наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников, существуют и авторские технологии по формированию навы...