Открытый урок "Род и число имен прилагательных" 4класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Саая Хорагай Михайловна

Тема: «Имя прилагательное» Род и число имен прилагательных.

 

Тип урока: урок повторение, систематизация знаний.

На уроке используются различные методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Формы организации деятельности – фронтальная и парная, групповая.

Триединая цель:

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Задачи урока.

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости.

2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности.

4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к одноклассникам.

5. Использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, (презентация) , карточки с текстами, учебник, тетради.

 

 

I Организационный момент.

У нас сегодня не совсем обычный урок,  на нем присутствуют гости. Я надеюсь. Что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач.

– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.

(Слайд 1) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.

– Как её можно назвать?

Имя ее – Страна Прилагательных. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и число прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.

В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Итак, отправляемся в путь!

II. Чистописание.

Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).

Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

– Что такое имя прилагательное?

(Слайд 2) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.

– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 3)

– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 4) (ая,яя,ое,ее,ый,ий,ые, ие)

– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)

Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 5)

1 ряд – выписывают окончания женского рода
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.

–все  вместе запишите окончания имени прилагательного множественного числа.
– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.? (привести пример)

– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?

III. Словарная работа

– Вперёд! (Слайд6)

Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

Электрический, электричество – это форма энергии в виде зарядов положительных и отрицательных. Можно ли играть с электричеством? Определите к каим частям речи относятся эти слова.

Какие орфограммы обнаружили?

Слова какой части речи вам встретились?  Назовите имена прилагательные.

(Слайд 7) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.

– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

Задание: – объясните пропущенные орфограммы; 

– подчеркните грамматическую основу; 

– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд8)

Измените имя прилагательное по родам весеннее . (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски)

– определите какое число они имеют?

- слова мн.числа имен прилагательных могут иметь род?

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 9)

– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?

– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному) (Слайд 10)

(Доска с обратной стороны)

По подтаявш… снегу

на перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.

в родн…  краях

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?

– Как определить падеж имени прилагательного?

-Имена сущ-ые и имена прил-ые взаимоссвязанны между собой.

Физ. минутка

V. Закрепление. Творческая работа.

И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 11)

– Прочитайте текст.

(Слайд 12)

Работа в учебнике. Упражнение 9 с.7

– Как можно озаглавить текст? 

Разноуровневые задания:  синие: выписать из текста имена прилагательные и подчеркнуть окончания имен прил-х;

Оранжевые: выписать из текста имена прилагательные вместе сущ-ым указать число:

Красные: выписать из текста имена прил-ые и сущ-ые определять их число и образовать из них краткую форму прилагательных.

 (Слайд 14) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.

 Пожалуй зима самое любимое время года детворы и многих людей. Давайте придумаем стих в форме синквейн. Синквейн состоит из пяти строк.

Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о зиме (работа в группах)Можно придумать свои стихи о зиме, о снеге, о морозе.

VI Рефлексия (Слайд 15)

 – Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Я узнал…

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник:

  1. Подобрать и записать в тетради 3 загадки о зиме.
  2. Придумать и записать 3 предложения о зиме, определить и обозначить части речи.
  3. Написать сочинение о зиме. (Слайд 16)

 

СПАСИБО ЗА УРОК!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4kl.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4-м классе

 тема «Имя прилагательное».Род и число имен прилагательных

(УМК «Школа России», учебник Канакиной)

Выполнила: Саая Хорагай Михайловна

                                                    Учитель начальных классов

Педагогический стаж – 15 лет

2017-2018 у\г

Тема: «Имя прилагательное» Род и число имен прилагательных.

Тип урока: урок повторение, систематизация знаний.

На уроке используются различные методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Формы организации деятельности – фронтальная и парная, групповая.

Триединая цель:

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Задачи урока.

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости.

2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности.

4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к одноклассникам.

5. Использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, (презентация) , карточки с текстами, учебник, тетради.

I Организационный момент.

У нас сегодня не совсем обычный урок,  на нем присутствуют гости. Я надеюсь. Что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач.

– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.

(Слайд 1) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.

– Как её можно назвать?

Имя ее – Страна Прилагательных. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и число прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.

В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Итак, отправляемся в путь!

II. Чистописание.

Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).

Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

– Что такое имя прилагательное?

(Слайд 2) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.

– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 3)

– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 4) (ая,яя,ое,ее,ый,ий,ые, ие)

– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)

Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 5)

1 ряд – выписывают окончания женского рода
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.

–все  вместе запишите окончания имени прилагательного множественного числа.
– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.? (привести пример)

– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?

III. Словарная работа

– Вперёд! (Слайд6)

Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

Электрический, электричество – это форма энергии в виде зарядов положительных и отрицательных. Можно ли играть с электричеством? Определите к каим частям речи относятся эти слова.

Какие орфограммы обнаружили?

Слова какой части речи вам встретились?  Назовите имена прилагательные.

(Слайд 7) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.

– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

Задание: – объясните пропущенные орфограммы; 

– подчеркните грамматическую основу; 

– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд8)

Измените имя прилагательное по родам весеннее . (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски)

– определите какое число они имеют?

- слова мн.числа имен прилагательных могут иметь род?

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 9)

– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?

– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному) (Слайд 10)

(Доска с обратной стороны)

По подтаявш… снегу

на перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.

в родн…  краях

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?

– Как определить падеж имени прилагательного?

-Имена сущ-ые и имена прил-ые взаимоссвязанны между собой.

Физ. минутка

V. Закрепление. Творческая работа.

И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 11)

– Прочитайте текст.

(Слайд 12)

Работа в учебнике. Упражнение 9 с.7

– Как можно озаглавить текст? 

Разноуровневые задания:  синие: выписать из текста имена прилагательные и подчеркнуть окончания имен прил-х;

Оранжевые: выписать из текста имена прилагательные вместе сущ-ым указать число:

Красные: выписать из текста имена прил-ые и сущ-ые определять их число и образовать из них краткую форму прилагательных.

 (Слайд 14) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.

 Пожалуй зима самое любимое время года детворы и многих людей. Давайте придумаем стих в форме синквейн. Синквейн состоит из пяти строк.

Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о зиме (работа в группах)Можно придумать свои стихи о зиме, о снеге, о морозе.

VI Рефлексия (Слайд 15)

 – Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Я узнал…

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник:

  1. Подобрать и записать в тетради 3 загадки о зиме.
  2. Придумать и записать 3 предложения о зиме, определить и обозначить части речи.
  3. Написать сочинение о зиме. (Слайд 16)

СПАСИБО ЗА УРОК!