Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Федосевич Татьяна Александровна

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс (Школа России)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Предмет: русский язык

Класс: 2Б

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели урока: учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Планируемые результаты:

  • Предметные: – учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число;
                           – использовать специальную терминологию при определении части речи;

                        – изменять имена существительные по числам.

  • Личностные:  воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                           –
    развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
                            – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                       

Тип урока: закрепление изученного

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть  Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный
Словес.: слово учителя

1 мин

- Приветствие учащихся. Проверка рабочего места.

Приветствовать учителя

Личностные  воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный
Практич.: словарный диктант

4 мин

Минута чистописания

-Запишите буквосочетание

По

Словарный диктант
- Кто проведет словарный диктант? Сначала читаем орфоэпически, а потом орфографически. Зеленой ручкой подчеркиваем орфограммы.

Сделаем звуко-буквенный разбор слова овощи.

О\во\щи- 3 слога, 3 гласн., 2 согл.

О-[o] – гласный, ударный

В- [в] – согласный, парный звонкий, твёрдый

О- [a] – гласный, безударный

Щ- [щ] – согласный, непарный звонкий, мягкий

И- [и] – гласный, безударный

5 б., 5 зв.

Выполнять словарный диктант

Личностные  воспринимать нашу речь.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: изменение числа имени существительного

Словес.: определение темы урока

7 мин

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Сегодня мы закрепим наши знания по нашей теме.

Изменять существительные по числам

Определять тему и цель урока

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Словес.: сравнение правила

Слов.: устно определять число существительного


Практич.: выполнение

Физкультминутки
Словес.: повторение правила

24 мин

- Какие имена существительные называют собственными?

- Подберем примеры из окружающего мира

- Какие имена существительные называют нарицательными?

- Молодцы

- Выполняем задания самостоятельно

   1. Подчеркнуть имена существительные собственные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

  2. Образовать и записать от полных имен неполные (разговорные) имена.

  Александр (Саша), Елена, Екатерина, Борис, Василий, Дмитрий, Константин, Лев, Сергей, Евгения, Зинаида.

  3. Образовать и записать от неполных (разговорных) имен полные имена.

  Аня (Анна), Таня, Наташа, Люба, Даша.

  4. Подчеркнуть нарицательные имена существительные и заглавную букву в именах собственных.

 1) Корней Чуковский писал сказки для детей. 2) Петя Рыбаков был в гостях у рыбаков. 3) Гена Ростов поехал в город. 4) Иванова Поля пришла с поля. 5) Витя Васильков собрал букет васильков. 6) Женя Морозов не боялся морозов. 7) Олег Иванов и Илья Петров - дежурные.. 8) Таня получила письмо от Пети. 9) Река Волга широка и глубока. 10) Дядя Егор спешил на завод.

  4. Образовать от каждого слова фамилию.

  Рыбак (Рыбаков), петух, сахар, чайка, кузнец, васильки, заяц.

Сравнивать правила

Определять устно число имени существительного

Выполнять физкультминутку


Рассказывать правило

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

Итог урока

Словесн.: обобщение

3 мин

- Как вы научились классифицировать имена существительные

-Какую орфограмму повторили на уроке?

- Что нужно помнить о написании этой орфограммы?

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу

Регулятивные анализировать собственную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовать и записать от полных имен неполные (разговорные) имена. Александр (Саша), Елена, Екатерина, Борис, Василий, Дмитрий, Константин, Лев, Сергей, Евгения, Зинаида.

Слайд 2

Образовать и записать от неполных (разговорных) имен полные имена. Аня (Анна), Таня, Наташа, Люба, Даша.

Слайд 3

Образовать от каждого слова фамилию. Рыбак (Рыбаков), петух, сахар, чайка, кузнец, васильки, заяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...

План-конспект урока по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Предлагаю план-конспект урока по русскому языку для 3 класса...

конспект по русскому языку «Собственные, нарицательные имена существительные» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные, нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формирование умения определять собственные, нарицательные имена существит...