Конспект урока русского языка на тему "Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок русского языка на тему "Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 26 февраля, понедельник

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 1 «6»

Урок: 3

Время: 10:00 – 10:45

Кабинет: 211

                      Учитель: Полякова Н.М.

                                             Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

 КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке».

Цель:  создание условий для формирования умения пользоваться алфавитом на практике и ознакомления с новыми словарными словами.

Планируемые результаты:   

Личностные:

- проявлять положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке;

- использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение;

- способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания.

Предметные:

- уметь классифицировать буквы по их начертанию;

- использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке

- называть соседние буквы по отношению к заданной.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Русский язык».

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

Садитесь!

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

Л: самоопределяться в деятельности.

2.Мотивационный.

Практич.: минутка чистописания.

Словесн.: слово учителя, ответы детей.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

Практическ.: отгадывание загадки.

2 мин.

Минутка чистописания.

Выполните задание на карточках. Соедините буквы по алфавиту.

– На прошлом уроке Маша и Миша отправились в Волшебный Лес, который захватила злая Волшебница Анишит Йокоповна. Ребята, откройте учебник (с. 8–9) и рассмотрите иллюстрацию.

Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй угадай.

                (Библиотека.)

Соединять буквы по алфавиту.

Вспоминать, что делали на прошлом уроке.

Рассматривать иллюстрации в учебнике.

Отгадывать загадку.

 Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практическ.: отгадывание загадки.

Словесный: беседа.

Практическ.: отгадывание загадок, запись отгадок в тетрадь..


Словесный: ответы на вопросы.

Практическ.: работа с книгой.

Практическ.: работа в парах.

Словесн.: диалог учителя и ответы детей.

30 мин.

– Посмотрите внимательно на иллюстрацию, как вы думаете, что произошло в Лесной Библиотеке?

- Какие цели на урок мы поставим?

– Совершенно верно, сегодня  на  уроке  мы  должны  будем  навести  порядок  в  Лесной Библиотеке.

А что нам  будет помогать, это вы узнаете, отгадав загадку.

На странице букваря

Тридцать три богатыря

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

        (Азбука. Алфавит.)

– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)

– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)

-Совершенно верно, знание алфавита поможет справиться с любыми трудностями на сегодняшнем уроке.

– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.(Айболит.)

Я – героиня книжки.

Со мной всегда семь гномов,

Вам, думаю, знакомых.

Ответьте-ка без спешки –

Зовусь я … (Белоснежка).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.(Дюймовочка.)

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?(Карлсон.)

Она красива и мила,

А имя ей дали от слова «зола».(Золушка.)

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?(«Азбука», Буратино.)

– Кого напишете первым?

– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – «б». Что же делать?

-Молодцы! Запишите в тетрадь.

– Что значит расставить книги по алфавиту?

– На что обращать внимание: на название книги или на фамилию автора?

(Чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги.)

– Рассмотрите полки в Библиотеке. Какие книги должны стоять на 1-й полке? 2-й полке? 3-й? И т. д.

Поработайте в парах со своим соседом, пусть один «расставит» книги на полки 1,2,3, а другой – на полки 4,5,6,7.

Сделайте это письменно.

-А сейчас ответьте, на какие буквы на твоих полках не встретились фамилии? А у твоего соседа?

-Молодцы, вы справились!

Определять цели и пути их достижения.

Отгадывать загадку, тем самым узнавать кто нам будет на уроке помогать.

Отвечать на поставленные вопросы.

Отгадывать загадки, записывать героев по алфавиту.

Высказывать свои мнения, о том, кого из героя нужно написать первым.

Отвечать на поставленные вопросы, доказывая свою точку зрения.

Работать в паре с соседом, расставлять книги в правильном порядке.

Проверять, где встретились ошибки, и рассказывать о том,  какие буквы фамилий на полках не встретились.

Л:  обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию.

Р:  формулировать цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

К: высказывать своё мнение.

П: осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

П: осмыслять цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели

.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Практическ.: работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

Игровой: игра на развитие речи «Доктор Айболит».

Практическ.: работа с печатной тетрадью, словарными словами.

Практическ.: составление рассказа из словарных слов.

Практическ.: языковой анализ, запись слов в тетрадь.

12 мин.

Вот мы с вами немного отвлеклись! Садитесь!

Кто прочитает на стр.9, последний снизу абзац?

Как вы думаете, прав ли Миша, предполагая, что не бывает фамилий на эти буквы? (Ё,Й,Ъ, Ы, Ь).

-Хорошо, теперь давайте с вами узнаем, что на этот счет думает Маша?

Прочитайте первые 3 абзаца на стр. 10.

Скажите, если Ёлкин напишет книжку, на какую полку мы ее поставим?

-Правильно, а на какую полку мы поставим книгу писателя Х.Йегера?.

-Верно!

А сейчас давайте с вами поиграем  и первая игра, называется «Доктор Айболит».

 Посмотрите внимательно на картинки. (картинки с изображением Айболита, а также рисунки, изображающие зверей, птиц, насекомых (или игрушки))

– К Айболиту на прием пришли разные зверюшки, птицы, насекомые.

– Скажите, кому и что вылечил Айболит?

Только отвечать нужно полным предложением, например:

– Зайке Айболит вылечил лапку.

– Жирафу Айболит вылечил горлышко и  т. д.

–А сейчас откройте рабочие тетради для самостоятельной работы на стр.4.

– Прочитайте слова. (Картина, пальто, карман, морковь, окно, лимон.)

Эти слова относятся к группе «особо опасных», так как правописание многих из них трудно, а порой невозможно объяснить.

Пропишите данные слова у себя в тетрадях.

– Составьте короткие рассказы, в которых будет словарное слово.

Например: «Морковь очень полезна. Каждое утро мама дает мне пить морковный сок. Он очень вкусный».

– Проговорите орфографически все словарные слова.

– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.)

– Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: «м» в алфавите стоит раньше, чем «т».)

Читать абзац в учебнике.

Высказывать свое мнение о том, прав ли герой Миша или нет.

Читать  текст на стр.10.

Обосновывать свои выводы о том, на какую полку поставим книгу автора Ёлкина и Йегера.

Играть в игру «Доктор Айболит»

Отвечать кому и что вылечил Айболит.

Работать в печатных тетрадях для самостоятельных работ.

Читать слова: картина, пальто, карман, морковь, окно, лимон, обращать внимание на из правописание.

Составлять короткие рассказы из данных слов.

Записывать словарные слова.

П:  извлекать необходимую информацию из текста учебника, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план.

7. Рефлексия.

Итог урока.

5 мин.

- Ребята, какие цели мы ставили на урок? Мы их достигли?

Давайте с вами создадим «дерево настроения», если на уроке было интересно и вы все поняли, нарисуйте на дереве красные яблоки, если на уроке было интересно, но у вас возникли трудности, нарисуйте зеленые листочки, если на уроке было не интересно, и вы ничего не поняли, нарисуйте листочки падающие с дерева.

Спасибо за внимание!

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...

Конспект урока русского языка. Тема: "Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

План-конспект урока русского языка во 2 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка во 2 классе предназначен для закрепления темы "Корень слова. Однокоренные слова"...