Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ветчинникова Ирина Владимировна

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс:

Тема урока: Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

Цели урока: знакомство с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица

Планируемые результаты:

  • Предметные: учиться правильно писать предлоги с местоимениями; определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; указывать лицо, число и падеж местоимений
  • Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку;

Тип урока: Общеметодологической направленности

Оборудование: учебник 4 кл. 2 ч. ШР., презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности.

Психологический настрой - рифмованное начало урока.

3 мин

- Здравствуйте, ребята!  Пожалуйста, садитесь!

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

 Друг другу помогать!

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку

Объяснять смысл высказывания

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2.Актуализация знаний и мотивация.

Практический метод - тестирование.

Словесный метод - проверка выполнения домашнего задания.

8 мин.

 - Для начала давайте выполним небольшой тест и проверим как мы усвоили тему предыдущих уроков.

Тест

Укажите местоимения 2-го лица.

А) я, мы

В) ты, вы

С) он, она, оно, они

2.Укажите строк

Укажите местоимения 2-го лица.

А) я, мы

В) ты, вы

С) он, она, оно, они

2.Укажите строк

1. Укажите местоимения 2-го лица:

А) я, мы

Б) ты, вы

В) он, она, оно, они

2.Укажите строку, где все местоимения единственного числа

А) я, ты, вы, она, он

Б) ты, он, она, я, оно

В) мы, они, вы

3.Укажите местоимения 3-го лица

А) я, ты

Б) мы, вы

В) он, она, оно, они

4. Личные местоимения…

А) называют предметы

Б) указывают на предметы

В) указывают на признак предмета

5. Укажите грамматические признаки местоимения ТЫ

А) 2- е л., ед. ч.

Б) 3-е л., ед. ч.
В)1-е л., мн.ч.

Проверка домашнего задания (с.59, упр. 124). 

Выполнять тестирование

Оценивать себя.

Проверять домашнее задание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Исследовательский метод - ответы на вопросы.

2 мин.

Начнем наш урок с загадки, которая поможет Вам определить тему урока.

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена,

Я о себе такого мнения

Огромна роль …(местоимения).

Скажите, а как вы поняли эту загадку? Слова, какой же части речи заменяют имена? (Местоимения).

Итак, прочитайте тему урока: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного  множественного числа. Правописание местоимений.» Какие цели поставим перед собой?

А какие местоимения 3-го лица единственного числа вы уже знаете? (Он, она, оно, они)

Правильно, а как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите цели урока

Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями

Отгадывать загадку.

Местоимения.

Называть тему урока.

Ставить цели.

Вспоминать местоимения 3 лица: он, она, оно, они.

Принимать учебную задачу.

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;

4. Открытие нового знания.

Частично-поисковый метод - работа с таблицей.

Репродуктивный метод - вопросы у тексту.

Работа с упражнением .

Репродуктивный метод - работа по заданию.

Практический метод - работа над грамматическими признаками местоимений.

4 мин.

4 мин.

7 мин.

- Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица на с. 60.

В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?

Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений, на раздельное написание местоимений с предлогами. Какой вывод можно сделать?

вывод: если личное местоимение  3-го лица «он» («она», «оно», «они») употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы «н». Не добавляется звук [н’] и буква «н» к местоимению после предлогов «вопреки (ему)», «благодаря (ей)», «навстречу (им)». Предлоги с личными местоимениями 3-го лица пишутся раздельно

Упр. 127, с.61.

- Прочитайте словосочетания. Определите начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний.

- В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?

- Запишите словосочетания. Поставьте вопрос
от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений, подчеркните предлог и букву «н»
в местоимениях.

Просить (кого?) его (В. п.) – просить (за кого?)
за него (В. п.).

Послать (кому?) ей (Д. п.) – послать (к кому?)
к ней (Д. п.).

Играть (кем?) ими (Т. п.) – играть (с кем?) с ними (Т. п.).

Упр. 128, с. 61.

Прочитайте. Что обозначает выражение «просто так»? А как вы поступили бы на месте ребят? Можно ли исправить то, что сделал Женя?

Озаглавьте текст. Выделите в нем три части. Запишите заголовок и текст. Каждую часть пишите с красной строки.

Подчеркните местоимения. Определите лицо, число и падеж.

Все началось с ветки. Женя сломил ее (3-е л., ед. ч., В. п.) с дерева просто так.  Не успел он (3-е л., ед.ч., И. п.) отойти, как его (3-е л., ед. ч., В. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они (3-е л., мн. ч., И. п.) Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он (3-е л., ед. ч., И. п.) не заплакал, но ему (3-е л., ед. ч., Д. п.) было стыдно.

Читать и воспринимать таблицу

Делать вывод.

Выполнять упражнение:

Просить (кого?) его (В. п.) – просить (за кого?)
за него (В. п.).

Послать (кому?) ей (Д. п.) – послать (к кому?)
к ней (Д. п.).

Играть (кем?) ими (Т. п.) – играть (с кем?) с ними (Т. п.).

Работать с текстом, правильно указывать падеж, число и лицо:

Все началось с ветки. Женя сломил ее (3-е л., ед. ч., В. п.) с дерева просто так.  Не успел он (3-е л., ед.ч., И. п.) отойти, как его (3-е л., ед. ч., В. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они (3-е л., мн. ч., И. п.) Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он (3-е л., ед. ч., И. п.) не заплакал, но ему (3-е л., ед. ч., Д. п.) было стыдно.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Практический метод - работа с упражнением.

Частично-поисковый метод - работа со словарем.

Практический метод - разбор слова.

5 мин.

3 мин.

Упр.130, с. 62.

- Будем учиться, правильно употреблять в речи местоимения. Прочитайте. Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существительным запишите в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное.

Укажите падеж имен существительных и местоимений.

Беспокоился об отце (о нем – П. п.). Одержал победу (ее – В. п.). Увидел салют (его – В. п.). Любовался пейзажем (им – Т. п.). Сделал из металла (из него – Р. п.). Извинился перед товарищем (перед ним – Т. п.). Спросил у директора (у него/
у нее – Р. п.). Подъехал к вокзалу (к нему – Д. п.). Доверять ученице (ей – Д. п.). Мечтать о путешествиях (о них – П. п.). Дружить с космонавтом (с ним – Т. п.).

- Ребята, в упражнении нам встретилось слово «победа», как вы понимаете это слово? (Успех в бою, в войне. Успех в соревнованиях, состязаниях). Давайте узнаем, что нам говорит Толковый словарь Ожегова (ПОБЕДА 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне).

- Выделите корень. Найдите орфограммы в этом слове? Подберите проверочные слова к этому слову? Удалось ли вам это сделать?

(Нет.) Значит, мы можем сделать вывод, что это слово нужно запомнить.

(Составление предложений со словарными словами победа и солдат).

Выполнять упражнение самостоятельно.

Размышлять над вопросами учителя.

Работать со словарем.

Искать определение слова в толковом словаре «победа».

Выделять орфограммы, запоминать словарное слово.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический метод - работа в парах.

Репродуктивный метод - работа над упражнением.

Практический метод - самостоятельная работа.

Практический метод - самостоятельная работа.

6 мин

Упр.131, с. 62.

- Поработаем в парах. У каждого ряда будет свой текст. Первый ряд будет работать с 1-м абзацем упражнения, второй со 2-м, третий с 3-м.

- Каждая пара прочитает свой абзац, обсудит, какими местоимениями можно заменить выделенные слова и запишет измененные предложения, объясняя написание слов с пропущенными буквами.

Давайте проверим, 1-ю группу?  Послушаем, что у вас получилось. (Чайки могут съесть столько корма, сколько чайки (они) весят сами. Просто удивительно, как чайкам (им) удается сохранить изящную фигуру.) У кого не так? Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их.

- Послушаем  2-ю группу, прочитайте, что вы записали? У кого не так? Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их.

- Прочитайте измененные предложения,  3-го абзаца. У кого не так? Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их.

– Определите лицо, число, падеж местоимений. Используйте таблицу.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь т обой.

5) Отвечает мне

С/р:

1) Разбить текст на предложения.

2) Выделить главные члены предложения.

Еж.

У меня в доме жил ёж сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца но потом стал тихонечко теснить кота тогда я решил проучить ежа но как что-то ничего в голову не приходило но всё-таки я придумал и поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение Данила легко мог пить молоко а ежу никак не дотянуться до него забавно было смотреть, как ёж бегал вокруг а Данила спокойно пил молоко он не обращал внимания на разгневанного ежа

Выполнять упражнение в парах.

Ответ 1 ряда:

Чайки могут съесть столько корма, сколько чайки (они) весят сами. Просто удивительно, как чайкам (им) удается сохранить изящную фигуру.

Ответ 2 и 3 ряда.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать самостоятельно.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

7. Включение в систему знаний

Практический метод - самостоятельная работа.

3 мин

1. Поставьте местоимение в нужной форме.

1) Думать о (он)

2) разговаривать с (они)

3) трава подо (я)

4) появился у (я)

2. Поставьте местоимение в нужной форме.

1)  приехал с (они)

2) подарим (они)

3) блестит рядом со (я)

4) сожалеть о (он)

Домашнее задание:

с. 63, упр.133

Самостоятельно выполнять задание.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения.

8. Рефлексия деятельности

Аналитический - цветотехника.

1 мин

- Что интересного и нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов, которые я сейчас вам раздам.

- Спасибо за урок! Мне понравилась ваша работа на протяжении всего этого урока! Вы большие молодцы!

Оценивать свою работу на уроке.

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила студентка 45гр.

Сальникова Ирина.

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: 02. 03. 18.

Челябинск, 2018

 

Задания:

1) Прочитайте текст.

2) Разбейте текст на предложения,  вставляйте недостающие знаки препинания, где это необходимо.

3) Выделите главные члены предложения.

Еж.

У меня в доме жил ёж сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца но потом стал тихонечко теснить кота тогда я решил проучить ежа я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение Данила легко мог пить молоко а ежу никак не дотянуться до него забавно было смотреть, как ёж бегал вокруг а Данила спокойно пил молоко он не обращал внимания на разгневанного ежа.

Задания:

1) Прочитайте текст.

2) Разбейте текст на предложения,  вставляйте недостающие знаки препинания, где это необходимо.

3) Выделите главные члены предложения.

Еж.

У меня в доме жил ёж сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца но потом стал тихонечко теснить кота тогда я решил проучить ежа я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение Данила легко мог пить молоко а ежу никак не дотянуться до него забавно было смотреть, как ёж бегал вокруг а Данила спокойно пил молоко он не обращал внимания на разгневанного ежа.

Задания:

1) Прочитайте текст.

2) Разбейте текст на предложения,  вставляйте недостающие знаки препинания, где это необходимо.

3) Выделите главные члены предложения.

Еж.

У меня в доме жил ёж сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца но потом стал тихонечко теснить кота тогда я решил проучить ежа я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение Данила легко мог пить молоко а ежу никак не дотянуться до него забавно было смотреть, как ёж бегал вокруг а Данила спокойно пил молоко он не обращал внимания на разгневанного ежа.

Задания:

1) Прочитайте текст.

2) Разбейте текст на предложения,  вставляйте недостающие знаки препинания, где это необходимо.

3) Выделите главные члены предложения.

Еж.

У меня в доме жил ёж сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца но потом стал тихонечко теснить кота тогда я решил проучить ежа я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение Данила легко мог пить молоко а ежу никак не дотянуться до него забавно было смотреть, как ёж бегал вокруг а Данила спокойно пил молоко он не обращал внимания на разгневанного ежа.

У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко, вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение глаголов по временам"

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов по временам"...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...

Конспект урока по русскому языку "Общее понятие о личных местоимениях"

Данный конспект разработан к уроку русского языка в 4 классе. Программа "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять род имени прила...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имен прилагательных по падежам" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять падеж имени п...