Написание падежных окончаний и слов - признаков
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_tot_3_v_7_11_17.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Мотивационный этап

Словес.: приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карачурина Дарья, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать рассуждать,

И друг другу помогать.

Садитесь!

Приветствовать учителя.

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Минутка чистописания.

- Откройте тетради, записываем число:

28 ноября; Классная работа.

-Спинки прямые, ручку держим правильно!

Писать каллиграфически.

II.Актуализация знаний

Практич.: выполнение задания в тетради

Словесн.: ответы на вопросы

Словарная работа

-Начнем урок с повторения словарных слов, а помогут нам картинки. Посмотрите на экран, какие словарные слова вы узнали на картинках?

-Запишите в тетрадь эти слова, подчеркивая орфограммы. (Первое слово с красной строки, с заглавной буквы, остальные через запятую!)

-Давайте проверим, правильно ли вы их записали. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверять орфограммы в тетради будем карандашом .(Город, деревня, берёза, рисунок, растение)(на экране под картинками вылетают словарные слова).

-Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы ребята!

Вспоминать по картинкам словарные слова.

Записывать в тетрадь.

Проверять у соседа по парте правильность написание словарных слов

П.: обобщать, делать выводы

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

III.

Постановка учебной задачи

Словесн.:формулирование темы и целей урока

Пр.: анализ языкового материала

Целепологание

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)

 - По какой форме имени существительного определяется склонение?(по форме именительного падежа, единственного числа: Ж. р, М. р----а, -я- 1 скл. (мама, папа) ; М. р. с. р. ---о, -е, /нулевое оконч/-2 скл (отец, окно, солнце) ; Ж. р. оканчивающиеся на ь- 3 скл (мышь, тишь)?)

 - Что такое морфема?( Морфема(значимая часть слова): приставка, корень, суффикс, окончание)По какой морфеме определяется склонение? (оконча- ние)

 -Что такое слова-предметы? На какие вопросы они отвечают?(это группа слов обозначающая предметы, отвечает на вопросы- кто? что?)

- Что такое слова-признаки? На какие вопросы они отвечают?(это группа слов обозначающая признак предмета, отвечающие на вопросы- какой?какая?какие?какое?)

- Что такое слова-действия? На какие вопросы они отвечают?(это группа слов обозначающая действие предмета, отвечающие на вопросы- что делать?что сделать?)

-Сформулируйте тему урока(«Написание падежных окончаний слов- признаков»)

-А теперь давайте поставим для себя цель на урок. (научиться, определять падежное окончание слов – признаков)

Отвечают на вопросы учителя

Формулировать тему и цели урока.

П.: обобщать, делать выводы

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания

Нагляд.: учебная презентация

Словесн.: отвечать на вопросы

Слов.: формулирование правила

-Кто может сказать, что такое окончание своими словами?

-Посмотрите на слайд, давайте проверим ответ на вопрос: «Что же такое окончание?», правильно ли ……. нам сказал(а). (Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

- Как выделяется окончание( квадратиком)

-Как найти окончание?(нужно изменить форму слова или изменить по падежам или по числам, изменяем форму слова, то, что меняется, то и будет окончание) А что такое форма слова? (Форма слова - это изменение одного и того же слова (берёза– березы))                                                                                                 - А для чего, нам нужны окончания?( чтобы связывать слова по смыслу) Хорошо!                                                                                   - Закрепим умения выделять в словах окончаниях, выполним упражнение на стр. 169. Запищите в тетрадях упражнение 137. Прочитайте задание. Что нужно сделать?                                          - Один человек у доски с комментированием, а  остальные в тетрадях (3 чел у доски) Кто пойдет к доске?(!Выделять    ;отметки )  

в дальн_ю дорогу -в (какую?) дальнюю;

за дальн_й деревн_й- за какой?дальней- деревня-тв.п.,1 скл.- Е; кисель из вишн_ -р.п.1 скл. – И;

под стар_й вишн_й –под (какой)старой –тв.п.,1 скл.- Е;

в последн_м трамва_ -в (каком?)последнем- п.п. 2 скл.-Е;

за син_м мор_м –(за каким?)синим -2 скл.тв.п. –Е;

в син_м мор_ - в( каком?)синем -2 скл.в.п.-Е;

в начал_ ноч_-  2скл.,П.П.-Е  - 3 скл. В.п- И;

в осенн_ю ноч(ь)- ночь(ж.р.)- в( какую?)осеннюю;

о спящ_й царевн_- о ( какой?)спящей-1 скл.П.П- Е;

про спящ_ю царевну- чу-щу с буквой У;

в чист_м пол_- в( каком?) чистом- 2 скл.П.П. –Е;                       над осенн_м пол_м- над (каким?)осенним-тв. П 2 скл. – Е;          на прошл_й недел_- на (какой?)прошлой- 1 скл.пп- Е;                                                                                   с прошл_й недел_- с (какой?)прошлой- 1 скл.    –И.

-Посмотрите на следующее упражнение  под № 138, прочитайте задание, запишите его. Что нужно сделать?

-Какое окончание будет у слов дедушки и пасеке? Как узнали?

-Что такое пасека?(Пчеловодное хозяйство, место, где расположены ульи)

-Запишите это предложение в тетради, кто хочет к доске, записать это предложение?

-С помощью какого слова вы проверяли орфограмму в падежном окончании слова (на) пасек_?(стены)

-А в окончании слова (у) дедушк_?(стене)

-Можно ли утверждать , что у слов дедушка и стена один и тот же набор падежных окончаний? Чтобы ответить на этот вопрос давайте просклоняем эти два слова? (слова появляются на слайде)

И.  стена       дедушка

Р.   стены      дедушки

Д.  стене       дедушке

В.  стену    дедушку

Т.  стеной     дедушкой

П.  стене    дедушке

- Можно ли утверждать , что у слов дедушка и стена один и тот же набор падежных окончаний?(да)

-Какого рода слово дедушка?(м.р) А слово стена?(ж.р)

-Отличаются ли друг от друга окончания в словах дедушка и слуга?(нет)Можно ли проверить орфограммы в падежных окончаниях слова дедушка с помощью слова слуга?(да)

Отвечают на вопрос учителя

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопросы учителя

Читать задание в учебнике

Выписывать словосочетания

Отвечать на вопросы учителя

Склонять слова : дедушка и стена

Отвечать на вопрос

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания

К.: аргументация своего мнения; учёт разных мнений

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П.: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

Физминутка

Динамическая пауза

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

Выполнять физич. упражнения

IV.Решение частных задач

Практич.: выполнение письменного задания

- Давайте прочитаем правило на странице 170. Кто прочитает правило?

(правило)

-А теперь докажите, что во всех падежах слов слуга и стена окончания являются омонимами, то есть состоят из одинаковых фонем. (Слово стена- ж.р., а слово слуга – м.р..В именительном падеже единственного числа они оканчиваются на –а(-я). Исходя из правила , это значит , что они состоят из одних и тех же фонем)

-Нужно ли для проверки орфограмм в слове дедушка использовать специальное проверочное слово м.р. (например , слуга) или это можно сделать с помощью проверочного слова ж.р. (например, стена)?( для проверки можно использовать и слово стена и слово слуга, потому что они состоят из одинаковых фонем)

-Какие еще слова м.р. на –а (-я) вы знаете?

-Давайте запишем 4 слова у себя в тетрадях, а я через минуту спрошу вас.

- Время вышло. Кто прочитает, что он написал?

(юноша,дядя,папа,судья, и т.д.)

-На странице 170 есть еще одно высказывание давайте проверим в нем про пущенные орфограммы.

к мужчин_- (к стине)-Е

с собак_й – (со стеной)-О           + ПАДЕЖ

в намордник_-( в стене)-Е

-Кто хочет записать высказывание на доске? Остальные пишут его в тетрадях самостоятельно.

-Проверяем , у всех так написано? У кого по другому?

-Молодцы, ребята!

Знакомиться с правилом

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение из учебника

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания

V. Итог урока.

Рефлексия

Словесн.: учебный диалог

-Ребята, какая была тема нашего урока? («Написание падежных окончаний слов- признаков»)

-Кто напомнит правило, с которым мы познакомились сегодня?

-Как найти окончание в слове?(подобрать проверочное слово, например, слово стена)

-Добились ли мы целей, которые ставили на урок?

Подводить итог урока; Строить речевые высказвания

Р.: осуществлять итоговый контроль;

У вас на партах лежат листочки, подпишите их и нарисуйте шкалу «3 балла» , как на экране. Обведите :

1балл- если у вас все получилось на уроке

2балла-все получилось , но что-то не допонял на уроке

3 балла- все получилось, и вы сможете объяснить своему соседу по парте

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня.

Информация о домашнем задании

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание.

У. стр.172 упр. 140.Найдите это упражнение, прочитайте задание, кому не понятно, что нужно делать -поднимите руку.

- Урок окончен! До новых встреч!

Оценивать свою работу на уроке

Записывать домашнее задание, задавать вопросы по д.з.

Р.: самооценка

Дата:  28.11.2017                                                                                                                  Учитель: Трашкова Е.В. ___________

Школа: №148                                                                                                                        Методист: Воронова М.В. _________

Класс: 3 «б»                                                                                                                           Студентка: Карачурина Д.,43 г.

Кабинет: 105

Урок: 2

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Написание падежных окончаний и слов - признаков»

Цели деятельности учителя: 1.Развивать умения анализировать формы одного и того же  слова, находить и  выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. 

2. Формировать умения самостоятельно применять изученное знание на практике.

3. Развивать интерес учащихся  к предмету через  познавательную деятельность.

 4. Воспитывать любовь к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Планируемые результаты

Предметные:

Закрепить, что такое окончание

Находить окончание  слова, путём изменения его формы.

 Определять значение окончания.

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-стремление к речевому самосовершенствованию;

-уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Оборудование: Русский язык: 3 класс: Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов;  проектор;  компьютер;  презентация .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания падежных окончаний существительных

Алгоритм написания падежных окончаний существительных...

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Алгоритм написания падежных окончаний имен существительных

Алгоритм написания падежных окончаний имен существительных для учащихся начальной школы...

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...