Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

    Воспитание интереса к русскому языку, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Формирование личности к способной творческой деятельности.

    Задачи:

    ·         Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе (склонять)

    ·         Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

    Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_2.02.18.docx113.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
    «Саратовский областной педагогический колледж»

    Конспект урока по русскому языку на тему:
    «Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи»

            

    Выполнила студентка 32 группы: Баранова Ксения Юрьевна
    МАОУ «Лицей №37» г.Саратов
    Класс: 4 «Б»
    Учитель: Суркова А.В.  ________
    Методист: Львова И.И._________
    Дата проведения: 02.02.18г.
    Оценка____________

                                                  Саратов  2018

    Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

    Воспитание интереса к русскому языку, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Формирование личности к способной творческой деятельности.

    Задачи:

    • Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе (склонять)
    • Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.
    • Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения

    Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, учебник.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    Учитель:      Здравствуйте, ребята! Меня зовут  -  Ксения Юрьевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
    Сегодня мы будем говорить о склонении имён существительных. Но для начала проведём с вами минутку чистописания.

    1. Минутка чистописания.

    - Внимательно посмотрите на экран - прочитайте слова и определите, что их объединяет.

    В..р..б..и,  т..традь,  п.л..то,  учител..,  к..н..ки,  вернут..,  к..рабл..,   к.ртофел..
     
    -слово «воробьи» напишите до конца рабочей строки.


    (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.)
    (Все слова пишутся с мягким знаком.)
    Перепишите слова в тетрадь и вставьте необходимые буквы вместо точек.

    - Назовите имеющиеся в словах различия. 
    (Данные слова являются разными частями речи. Слова воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель- это имена существительные, слово вернуть - глагол.)

    - Какие еще можно найти различия в данных словах? 
    (Есть различия в нахождении ь знака. В слове воробьи пишется разделительный ь знак.)

    1. Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Запишите на доске пословицу (вызвать одного из учеников) + запишите себе в тетрадь.
    - как вы понимаете эту пословицу?

     

    1. Актуализация знаний

    При изменении имён существительных по падежам различают 3 склонения.

       К ПЕРВОМУ склонению относятся существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на –а, -я:  картина, дядя, пустыня.

       КО ВТОРОМУ склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода, оканчивающиеся на о, -е:   месяц  , май  , июнь  , море  , молоко  .

       К ТРЕТЬЕМУ склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце:  ель,  площадь,  дичь.

    Откройте свои учебники на странице 22 и прочитайте это правило еще раз.

     3.Работа с учебником.

                     Кто мне скажет…?

    -   Как нужно поступить, если окончание безударное?
    (определить  падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

    Рассмотрим таблицу на странице 23.
    Перед выполнением упражнения, вспомним – какие существуют падежи и вопросы к ним:

    Теперь давайте рассмотрим таблицу.
    какие слова относятся к 1му склонению и.п.?

    И тд………

    - В тетради вначале напишем слова, которые относятся к 1му склонению – беседа (ж.р), антенна (ж.р), деревня (ж.р), гвоздика (ж.р).
    Ко второму склонению – железо (с.р), иней (м.р), рюкзак (м.р), здоровье (с.р), кофе (м.р), циркуль (м.р)  

    К третьему склонению – морковь (ж.р), память (ж.р).

    2 - Выполним упражнение  №54. (вызывать к доске по одному ученику)

    1) Михаил  – м.р;2скл.
       Миша  - м.р;1скл.
       ученик  – м.р;2скл.
       учитель  – м.р;2скл.

        папа – м.р;1скл.
       Николай  –м.р.;2скл.
       Витя – м.р;1скл.

    2) Наталья  - ж.р; 1скл.
       Наташа – ж.р;1скл.
       птица – ж.р;1скл.
       свирел
    ь – ж.р;3скл.
       син
    ь – ж.р;3скл.
       воля – ж.р;1скл.
       Оля – ж.р;1скл.
       клетка – ж.р;1скл.

    3 - Выполним упражнение №55.  Делаем таблицу в три равные столбика. Сверху пишем 3 склонения и подчёркиваем.

    1-е склонение

    2-е склонение

    3-е склонение

    Гостья

    Корабль  .  

    Мышь

    Мышка

    Гость  .

    Акварель

    Посуда

    Счастье  .

    Кастрюля

    Клей  .

    Саша

    Велосипед  .

    Корзина

    Андрей  .

    Изба

    Окно  .

    Тетя

    Солнце  .

    Юноша

    Компьютер  .

    Столица

    В форме Именительного падежа.

    (Запас)

    1.Выпишите имена существительные, укажи их число. Вежливый, лебеди, варежка, спешить, солдат, спокойный, колёса.
    Ответы: Лебеди (мн.ч.), варежка (ед. ч.), солдат (ед.ч.), колёса(мн.ч.).

    2.  Спишите предложения, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже во множественном числе. Выдели окончание имён существительных.

    На (ветка) (черёмуха) сидели (снегирь).

    По (поляна) вьются узкие (ленточка) (тропинка).
    Ответ: На ветках черёмухи сидели снегири.
    По полянам вьются узкие ленточки тропинок.

    4. Домашнее задание. 
    - стр.24 №53;
    - просклонять словосочетание – «ЛЕТНИЙ ДЕНЬ»  по всем падежам и числам.

    5. Итог урока. Рефлексия.
    - Какое у вас настроение после урока?
    - Что нового узнали?
    - И на этом наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания!

    Руки в стороны поставим,

    Правой левую достанем.

    А потом – наоборот:

    Будет вправо поворот,

    Раз – хлопок, два – хлопок,

    Повернись ещё разок!

    Раз, два, три, четыре,

    Руки выше, плечи шире!

    Опускаем руки вниз

    И за парты вновь садись

    Поработали, ребятки!

    А теперь – все на зарядку!

    Влево, вправо повернитесь,

    Наклонитесь, поднимитесь.

    Руки вверх и руки вбок,

    И на месте прыг да скок!

    А теперь бежим вприпрыжку,

    Молодцы вы, ребятишки!

    Замедляем, дети, шаг

    И на месте стой! Вот так!

    А теперь мы сядем дружно,

    Нам ещё работать нужно!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее представление о частях речи»

    Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний....

    Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

    Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

    Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

    Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

    Конспект урока по русскому языку на тему: Продолжение освоения наречия как части речи.

    Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.Цель:  организовать деятельность обучающихся по систематизации предметных  ЗУНов, способов  действия по углублению  и рас...

    Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...