Главные вкладки

    Русский язык 2 класс "Правописание парных согласных на конце слова, способы проверки"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Володарская Анна Владимировна

    Урок русского языка во 2 классе "Парные согласные на конце слова и способы проверки" Предложены конспект урока, презентация, приложение с индивидуальными заданиями разного уровня и задания для групп

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Парные согласные на конце слова.

    Цели:

     формирование умений 

    слышать оглушение и озвончение звуков при произношении слов с парными согласными в конце слова,

     обнаруживать эту орфограмму на слух; в слове ,тексте  на письме,

     подбирать проверочные слова по алгоритму,

    осуществлять орфографический самоконтроль,

    учить обобщать свои знания, сводить их в единый алгоритм;

     создание психологически комфортного урока;

     воспитывать интерес к изучению русского языка через игры, загадки, яркие эмоциональные образы;

    Ожидаемые результаты: уметь обнаруживать и правильно писать слова с парными согласными на конце, применяя разные способы подбора проверочных слов

    Этапы урока с временной раскладкой:

    • Организационный момент – 1 мин.
    • Минутка чистописания – 3 мин.
    • Определение с детьми темы и целей урока – 5 мин.
    • Словарно-орфографическая  работа – 8 мин.
    • Физминутка музыкальная – 2 мин.
    • Постановка учебной проблемы – 2 мин.
    • Поиск способов проверки и построение алгоритма – 10 мин.
    • Закрепление – 10 мин.
    • Рефлексия – 2 мин.
    • Итог урока – 2 мин.
    • Комментирование домашнего задания – 1 мин

    Этап урока

    № слайда

    Ход урока

    Действия учителя

    Действия детей

    1

    Организационный момент.

    У. - На уроке  будьте внимательными,

     активными  и старательными

    Учащиеся записывают число и

     Классная работа

    3

    Слайд 1

    Чистописание.

    У. -  Подготовим руку к письму.  Посмотрите на предложенные сочетания элементов и букв. Что заметили? Что это за буквы? Почему на них нужно обратить внимание при письме? Значит,  о чем будем говорить сегодня на уроке? Кто главные герои урока?

    У: В чистописании буквы

    “Хитрые, опасные”

    Постарайтесь-ка запомнить

    Парные согласные.

    Называем буквы.

    Произносим звуки.

    Пропишите буквы по образцу в тетрадях.

    -Это согласные

    -Это парные согласные

    -Они могут оглушаться, и на письме обозначаться другой буквой, не той, что слышим

    - Будем говорить о парных согласных!

    Дети прописывают сочетания букв строчных с элементами в соединении

    2 Слайд

    Парные согласные

    по звонкости и глухости

    У: Нас будет сопровождать Звуковичок. Вот какую проблему нам предстоит решить:

    В нашем русском языке

    “Ходят парами” бэ-пэ

    вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.

    Эти пары у людей вызывают интерес.

    Часто “хитрые подружки”

    Подменить хотят друг дружку.

    Как узнать писать какую –

    Эту букву иль другую?

    Мы решим проблему эту?

    Предстоит сегодня вам

    Все расставить по местам.

    У.- А вот и «хитрые друзья» - парные согласные. Расставьте их парами

    Сверка с доской (экраном)

     

    Ученик у доски составляет пары из парных согласных (магнитная азбука)

    Б В Г Д Ж З

    П Ф К Т Ш С

    (две лишние буквы согласные )

    М   Х       для проблемы и проверки!

    4

    Фото к отгадкам

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

     

    Словарно –орфографическая работа работа.

       У.-Друзья–согласные приготовили для вас задание. Разгадайте загадки:

    1.Летал, лежал, весной в реку убежал.(снег)

    2.Вода и на воде плавает(лед)

    3.Кто этот мастер на стекла нанес

     и листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

    4. Вился, вился, белый рой,

    Сел на землю – стал горой.  (сугроб)

    5.Во дворе катали ком.

    Шляпа старая на нем.

    Нос приделали и в миг

    Получился……. (снеговик)

    Снег, лед, мороз, сугроб, снеговик.

    Чем похожи все слова? Что их объединяет?

    У. -Какое из слов, по вашему мнению, является лишним?  

    У.- Запишите слова-отгадки в столбик, напротив каждого слова запишите его  транскрипцию. Понаблюдаем за расхождением написания и звучания выделите орфограммы.

    У. - Назовите парные согласные в словах. Какие из них находятся в слабой позиции? Вот где опасность!  Надо сделать его сильным!

    У. -Чему будем учиться сегодня на уроке?

     Будем слово изменять

    И согласный проверять.

     Снег, лед, мороз, сугроб, снеговик.

    Отгадавшие ученики записывают отгадки в столбик на доске, остальные в тетрадях

    Все слова на тему «Зима»

    1) снеговик – сделан руками ребят,

    2) мороз – словарное слово

    Ученики по одному выходят и записывают транскрипцию к каждому слову, видят расхождение

    -Будем учиться писать слова с парными согласными

    6

    Постановка учебной проблемы.

     У. -Как же правильно написать слово с парной согласной?

     

    -Давайте сверим наши выводы с мнением профессора Самоварова нас странице учебника

    Вывод: Чтобы проверить парную согласную на конце, нужно изменить слово так, чтобы после него стояла гласная или сонорная

    Дети сверяют свои выводы с мнением ученого профессора Самоварова в учебнике стр. 108

    7

    Музыкальная физминутка. Песенка «Мороз»

    Друзья – согласные приглашают вас немного отдохнуть и потанцевать. Прислушайтесь, найдите слова с важной орфограммой, изучаемой на уроке

    Дети двигаются под песенку-развивалочку.

    Называют слова с орфограммой.

    Холод, мороз, лед.

    8

    Слайд 8

    Построение алгоритма подбора проверочных слов.

    В русском языке встречаются слова, к которым трудно подобрать несколько проверочных слов.

    Я в помощь вам даю подмогу.

    И дальше в путь, друзья, в дорогу!

    1. Было мало, стало много

    Так скорее проверяй.

    2. Большой – маленький.

    3. Слово ласково назови,

    И правильно напиши.        

    4. Писать правильный ответ

    Нам поможет слово НЕТ.

    5. Чтобы написать на 5,

    Глагол надо подобрать

    6. Чтобы написать на 5,

    Надо признак подобрать

    Холод - (много) холода

    Холод - уменьшительно-ласкательное значение: холодок

    Холод - нет холода

    Холод - глагол (действие ): холодает

    Холод – прилагательное (признак): холодный

    Слова нос и мороз по образцу в группах. Затем комментирование и обоснование.

    Нос – нет носа, носы, носики, носовой (платок)

    Мороз – нет мороза, морозы, морозик(ец), морозный , морозить.

    8

    Закрепление.

    1. Звуковичок приготовил для вас трудное задание: из представленных слов выбрать проверочные. Запиши слово с опасной согласной и через черточку проверочные слова.

    Колос – колосок, колосочек, колоски

    Хлеб-хлебный, хлебушек, нет хлеба, хлебцы.

    Ястреб – ястребы, ястребиный, ястребки.

    2. Пока вы выполняли задание, Звуковик встретил Снеговика, который принес для вас письмо. В этом письме ошибки, найдите их и запишите текст правильно.

    Повышенной сложности.

    Жил-был крот. Он прорыл хот в огорот. Крот нашел клат. Это были моркофь и лук. Высунул крот ноз и понюхал корнеплоды. Взял один и пополс обратно. Какой корнеплот выбрал крот?

    Базовый уровень. Вставь пропущенные буквы ( в скобках укажи проверочные слова)

    Роет землю серый кро… – разоряет огоро… .

    Вол - … вра…, а собака  - дру… .

    Несколько советов перед началом работы:

    Смотреть в тетрадь соседа,

    Считаю, смысла нет.

    Ведь нет у вас уверенности,

    Знает ли сосед.

    Чтоб было четко и понятно,

    Исправь ошибку аккуратно!

    Старанье ваше я увижу.

    Оценку я тогда не снижу.

    - Как вы думаете, какой корнеплод выбрал крот?

    - Почему? (Ответы детей).

    - Сколько ошибок допущено? Какие? Подчеркните орфограммы.

    Работа в парах.

    Взаимопроверка. Объяснение, почему слово не подходит для проверки . Самооценка +, -, +-

    Колоски, хлебцы, ястребки не являются проверочными – нет гласной или сонорной после парного

    Индивидуальная самостоятельная работа по уровням сложности.

    Сверка с доской. Слайд 9 Самопроверка. Самооценка   +, - ,+-

    Дети пишут самостоятельно, сверяют с образцом с доской, самооценка.  + ,  -  , +-

    - Крот выбрал морковь. Лук пахнет  неприятно!

    9.

    Рефлексия   Тест по ЭП «Помоги пчёлке собрать мед»

    Выбор буквы

    По одному у электронной доски, остальные фронтально карточками  показывают ответ

    10

    Слайд 12

    Итог урока.

    -Чему учились? Что знали, а что узнали? Чему научились?

    -Как проверить парный согласный на конце?

    - Что на уроке понравилось больше всего? Что показалось трудным?

    Оценивание ребят. Выставление отметок.

    У.- Звуковичок доволен вашей работой. У кого были затруднения, он поможет на последующих уроках. А Снеговичок прощается с вами!

    .

    Знали, что есть парные согласные.

    Узнали разные способы подбора проверочных слов.

    11.

    Домашнее задание (на выбор)

    1. Вариант Приготовить карточку для соседа на новую орфограмму  (10 слов с пропущенными парными согласными либо текст с пропущенными орфограммами и задание к нему)

    2. вариант   стр.  108, упр.   164.( по заданию. Правило проверки парной согласной на конце стр. 162)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Парные согласные

    Слайд 3

    снег Летал, лежал, весной в реку убежал

    Слайд 4

    лёд Вода и на воде плавает

    Слайд 5

    мороз Кто этот мастер на стекла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?

    Слайд 6

    сугроб Вился, вился, белый рой, Сел на землю – стал горой.

    Слайд 7

    снеговик Во дворе катали ком. Шляпа старая на нем. Нос приделали и в миг Получился…

    Слайд 8

    Способы проверки Холо д – (много) холо д а Холо д – (маленький или ласково) – холо до чек , холо д о к Холо д –(нет) холо да Холо д – (действие) холо да ет Холо д – (признак) холо дн ый Холо д - холо ди льник 8

    Слайд 9

    м о р к о в ь Жил-был кро т . Он прорыл хо д в огоро д . Кро т нашёл кла д . Это были морко вь и лу к . Высунул кро т но с и понюхал корнепло д . Взял один и попол з обратно. Какой корнепло д взял кро т ? 9

    Слайд 10

    Роет землю серый кро т – разоряет огоро д … . Вол к - вра г …, а собака - дру г .

    Слайд 12

    Алгоритм проверки парной согласной буквы в конце слова. - Прочитай слово; - найди парную согласную в конце слова; - подбери проверочное слово: измени это слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный; с онорный согласный; -однокоренное слово; -слово, которое называет не один предмет, а много; -подставь слово «нет ». - сравни проверяемое и проверочное слово.

    Слайд 13

    До свидания, ребята!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

    Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

    Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

    Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

    конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

    Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

    урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс

    Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

    Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»

    Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»...

    Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова»

    «Правописание парных согласных в корне».Цель:- формирование навыка правильного грамотного письма при написании слов с парными согласными....

    Самостоятельная работа 2 класс Русский язык "Правописание парных согласных на конце корня слова"

    Самостоятельная работа 2 класс Русский язык "Правописание парных согласных на конце корня слова"...