Конспект по русскому языку "Склонение прилагательных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Морева Ирина Алексеевна

Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе»

Тип урока: урок-закрепление

Цель: Познакомить обучающихся со склонением прилагательных во множественном числе, правописанием окончаний имён прилагательных во множественном числе.

Задачи:

Образовательная: Формировать умения склонять прилагательные во множественном числе, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа.          

Развивающая: Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, аргументировать своё мнение, развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание, память.

Воспитательная: Воспитывать интерес к данной теме урока, интерес к овладению навыками грамотного письма, доброжелательные и товарищеские отношения между обучающимися, умение работать в коллективе, дисциплинированность, ответственность, активность, любознательность.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеСаратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Конспект урока русского языка

На тему: Склонение прилагательных во множественном числе.

Выполнила студентка 30 группы:

Морева Ирина Алексеевна

МОУ «Гимназия №31» г. Саратов

Класс 4

Учитель  Барбарич Е. В.________________________

Методист Наумова Наталья Владимировна___________________

Дата проведения__16.03.2018___

Оценка______________

Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе»

Тип урока: урок-закрепление

Цель: Познакомить обучающихся со склонением прилагательных во множественном числе, правописанием окончаний имён прилагательных во множественном числе.

Задачи:

Образовательная: Формировать умения склонять прилагательные во множественном числе, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа.          

Развивающая: Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, аргументировать своё мнение, развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание, память.

Воспитательная: Воспитывать интерес к данной теме урока, интерес к овладению навыками грамотного письма, доброжелательные и товарищеские отношения между обучающимися, умение работать в коллективе, дисциплинированность, ответственность, активность, любознательность.

Оборудование: презентация, карточки с заданием, учебник по русскому языку 4 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Приветствие и знакомство

 - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас русского языка. Надеюсь, наше занятие будет успешным.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

 - Садимся все на свои места.

Приветствуют учителя, внимательно слушают.

2. Актуализация знаний

 - Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. При этом вам нужно быть очень внимательными.

 

 - Открыли тетради, записали число, классная работа.

 - Посмотрите на окончания, которые записаны на доске (-ая, -ые, -ие). О какой части речи мы с вами будем говорить?

 - Напомните мне, что же такое имя прилагательное? Дайте определение.

 - Скажите, а как изменяются имена прилагательные?

 - С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

 - Всё верно. А теперь давайте ещё раз посмотрим на доску, где изображены окончания. Что вы ещё можете о них сказать?

 - Какое из этих окончаний является лишним? Объясните, почему вы так считаете.

 - Давайте снова обратим своё внимание на доску, где написаны следующие слова (город, солнце, молоко). От данных имён прилагательных нам нужно образовать имена прилагательные множественного числа. Что у нас получится? Выделите окончания имён прилагательных.

 - Далее мы с вами можем увидеть отрывок из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева.

«Над виноградн… холмами
 Плывут злат… облака.
Внизу зелен… волнами
 Шумит померкшая река
» 

Какие окончания пропущены? Запишите словосочетания и вставьте окончания, выделив их.

 - Ещё раз назовите данные словосочетания. Скажите, как вы определите падеж имён прилагательных?

 - Напомните мне, в каком числе употреблены эти имена прилагательные?

 - Кто согласен с утверждением, что имена прилагательные во множественном числе изменяются только по родам? Как же они изменяются?

 - Всё верно. Темой нашего урока будет «Склонение прилагательных во множественном числе». Будьте внимательны, и тогда у нас всё получится.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют указания учителя.

Имени прилагательном.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?».

По родам, числам, падежам.

Именем существительным.

Это окончания имён прилагательных единственного и множественного числа.

Окончание – ая, потому что оно единственного числа, а окончания –ые и –ие – множественного числа.

Город – городские, солнце – солнечные, молоко – молочные.

 

Виноградными холмами, златые облака, зелёными волнами.

В каком роде, числе и падеже стоит имя существительное, в таком роде, числе и падеже стоит имя прилагательное.

Во множественном числе.

Только по падежам.

Внимательно слушают учителя.

3. Усвоение новых знаний.

 - В чём сложность правописания имён прилагательных во множественном числе?

 - Как проверить безударные окончания?

 - Теперь давайте потренируемся в склонении имён прилагательных во множественном числе. Сейчас я раздам вам карточки, а вы просклоняете словосочетание «зелёные серёжки» и выделите окончания в вопросах и прилагательных.

 

- Скажите, как вы определили окончания в именах прилагательных?

 - Как определили падеж имён прилагательных?

 - Проверим ваши результаты.

- А теперь откроем учебник на стр. 69. Посмотрим на упражнение 128. Прочитайте задания под номером 1 и 2. Что нам нужно сделать?

 - Сначала прочтём данный текст вслух. О чём он?          О каком растении идёт речь?

А сейчас послушайте немного интересных фактов об одуванчике.

  • Из цветков одуванчика варят варенье, из раскрывшихся бутонов готовят «одуванчиковый мёд».
  • Из поджаренных корней делают напиток, который может служить заменителем кофе.
  • В Италии одуванчик – очень популярная и любимая еда. Здесь блюда из одуванчиков можно найти в меню многих ресторанов, их даже подают к свадебному столу. Блюдо из одуванчиков считается в Италии деликатесом.

 - Теперь выпишем словосочетания, поставим перед прилагательными вопрос и укажем падеж. Скажите, что у нас получилось?

 - Давайте проверим себя – внимательно посмотрим на правило, которое расположено под заданием 2. Всё ли у нас совпало?

Можно ошибиться в написании окончаний.

Какое окончание у вопроса, созвучное будет и у прилагательного.

И. п. – Какие? Зелёные серёжки

Р. п. – Каких? Зелёных серёжек

Д.п. – Каким? Зелёным серёжкам

В. п. – Какие? Зелёные серёжки

Т. п. – Какими? Зелёными серёжками

П. п. – О каких? Зелёных серёжках

Задавали вопросы - какое окончание в вопросе, такие окончание и у прилагательного.

Сначала определили падеж имён существительных – какой получается падеж, такой будет и в именах прилагательных.

Прочитать текст, выписать словосочетания существительных с прилагательным, записать в скобках вопрос и падеж.

Об одуванчике и о том, как он цветёт.

Внимательно слушают учителя.

У (каких?) больших дорог (Р. п.), у (каких?) лесных малых тропинок (Р. п.), в (каких?) зелёных широких лугах (П. п.), (какие?) золотые головки (В. п.), в (какой?) солнечный день (В. п.), (какой?) жёлтый цветок (И. п.), на (какой?) высокой ножке (П. п.), в (какой?) лёгкий пушистый шарик (В. п.), (какие?) летучие семена (И. п.).

Да.

4. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись (Наклоны вперёд и назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать (Рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова (Вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка (Дети садятся за парты)

 Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

5. Самостоятельная работа.

 - Обратите внимание на упражнение 129 на стр. 70. Прочитайте задания под цифрой 1, 2 и 3. Что нам нужно сделать?

- Сначала прочитаем данный текст. О чём в нём говорится? О каком растении?

  • Название дано мать-и-мачехе благодаря особенностям строения ее листьев. Нижняя сторона пушистая и мягкая — «мать», а верхняя гладкая и холодная — «мачеха».
  • В Англии продаются леденцы  с экстрактом мать-и-мачехи, они используются как средство от кашля.
  • Цветки мать-и-мачеха – хорошие синоптики, так, как наступление холодов и дождливой погоды они прекрасно определяют.

 - Мы с вами только, что прочитали текст, и там нам попалось одно интересное словосочетание. Скажите, как вы понимаете выражение «сердцевидные листья»?

 - Ответим на следующий вопрос – этот текст научно-познавательный или художественный? Объясните свой ответ.

- Теперь самостоятельно выпишем с вами словосочетания, где пропущены буквы, поставим вопрос и определим падеж, а также выделим окончания.

 

 

 - После того, как мы выполнили упражнение, давайте проверим себя. Посмотрите на ответы, которые вы можете увидеть на доске, и сравните свои результаты. Всё ли у нас получилось?

 - Давайте разберём словосочетания на доске. Посмотрите на первое словосочетание. Какой вопрос мы можем задать?

 -Теперь выделим окончание. Отчего оно будет зависеть?

 

 - Укажем падеж. Отчего он зависит?

 - Давайте разберём остальные словосочетания.

Прочитать текст, списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, ответить на вопрос.

Мать-и-мачеха.

Внимательно слушают учителя.

Листья в виде сердца.

Научно-познавательный, так как в тексте использовались научные факты.

На (каких?) глинистых склонах (П. п.), (каких?) лесных опушках (П. п.), (какие?) жёлтые соцветия (И. п.), (какие?) сердцевидные листья (И. п.),

(какие?) тёплые листья (И. п.), (какие?) мягкие листья(И. п.), (какие?) холодные листья (И. п.), (какие?) жёсткие листья(И. п.).

Проверяют результаты в своей тетради и на доске.

На склонах (каких?) глинистых.

От вопроса – какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном (На склонах (каких?) глинистых).

От существительного – какой падеж будет в имени существительном, такой будет и в имени прилагательном.

11. Итог урока, рефлексия.

 - Ребята, сегодня мы с вами научились склонять имёна прилагательные во множественном числе.

 - Какую тему мы сегодня изучали?

 - Что делали?

 - Что вы узнали?

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана на доске:

 - было интересно…

 - теперь я могу…

 - у меня получилось …

Отвечают на вопросы учителя, выбирают фразу на экране, чтобы выразить свои впечатления от урока.  

12. Домашнее задание.

Записывают домашнее задание под диктовку учителя в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Склонение имен прилагательных во множественном числе."

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «им...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен прилагательных" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных»

Цели деятельности учителя: ввести понятия «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по чис...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных" (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Единственное и множественное число имён прилагательных» Цели деятельности учителя: формирование учащихся о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательны...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...