Конспект урока: "Склонение имен прилагательных во множественном числе."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сергеева Ирина Николаевна

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._russkiy_yazyk.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

УМК «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык»

Тип урока. Урок открытие новых знаний.

Тема. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Личностные результаты:

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

Познавательные

 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 использование знаково-символических средств представления информации, алгоритма правописания безударных окончаний имен прилагательных для решения учебных и практических задач

Коммуникативные

 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою позицию, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Предметные результаты:

- различать части речи;

- называть изученные грамматические признаки имен существительных, прилагательных;

 осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила

при записи   предложенных текстов; умение проверять написанное;

Оборудование: учебник «Русский язык» - 4 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева часть 2 (авторы),  карточки для учащихся (групповая работа, работа в парах), компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

момент

(фронтальный круг)

Слайд 1

Приветствие (эмоциональный настрой)

- Здравствуйте, садитесь. Давайте улыбнёмся друг другу.

Пусть этот урок принесет нам радость познания. 

Я желаю вам успеха.

Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.

Психологический настрой.

 -Покажите, с каким настроением вы начинаете урок.

-Я рада, что у  вас хорошее настроение.

Приветствуют улыбкой друг друга.

Дети показывают изображения солнышка или тучки.

Личностное УУД

Создание положительного

эмоционального настроя.

Осознание и анализ собственного отношения к окружающей действительности.

2. Актуализация знаний и постановка целей урока.

Проводит актуализацию знаний, проверяет качество выполнения домашнего задания.

Сформулируйте задание, которое вы выполняли дома.

На  какие правила вы должны были опираться при выполнении задания?

-Проверьте правильность выполнения по образцу.

 Оцените себя.

Внимание на экран.

-Перед вами текст, прочитаем его.

Наступила зима с трескуч.. морозами, с глубок.. сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в тяжёл.. пушист.. шубы. До самых бровей нахлобучила им белоснежн.. шапки. Пухов.. варежки на ветки надела.

-Прочитайте слова, в которых пропущены окончания?

- Что объединяет эти слова?

-Сформулируйте тему урока.

Просит выдвинуть предположение о цели и задачах урока:

-Исходя из темы урока,  сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Подводит итог беседы о цели урока. Показывает слайд (Корзина задач).

Поощряет выдвинувших правильные предположения.

Задание учебника

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе надо:

№1

-Определить падеж имени прилагательного по падежу имени существительного к  которому относится имя прилагательное

-Вспомнить, какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и написать его

№2

-Подобрать имя прилагательное  в том же падеже, но с ударным окончанием

№3

- проверить окончания имён прилагательных по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное

Сравнивают свою работу с образцом

Работа с оценочным листом

Один ученик читает текст вслух

С трескучими, глубокими, в тяжёлые, пушистые, белоснежные, пуховые

Имена прилагательные во множественном числе, с безударными окончаниями.

Окончания  имен прилагательных множественного числа 

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Будем учиться правильно писать окончания прилагательных во множественном числе

-Для этого мы должны научиться изменять прилагательные во множественном числе;

- Для этого мы должны узнать, какие имена прилагательные во множественном числе имеют окончания;

- Должны научиться определять падеж имён прилагательных во множественном числе;

 - Для этого мы должны узнать, как проверить написание безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

 - Для этого мы должны научиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу

Регулятивные УУД

Сохранение учебной задачи.

Овладение логическими действиями сравнения, отнесение к известным понятиям.

Предметные УУД

Определение грамматических признаков имен прилагательных, имен существительных

Регулятивные УУД

Самооценивание  на основе критериев успешной учебной деятельности

Регулятивные УУД

Сохраняют учебную задачу.

Самостоятельно учатся ставить цель  и планировать учебные действия

5. Изучение нового материала

Слайд 5

-Собранные задачи определяют дальнейший план работы.

 Открывается план работы.

План.

1.Как изменяются прилагательные во множественном числе?

Какие имеют окончания?

2.Как определить падеж имён прилагательных во множественном числе?

3. Как проверить написание безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе?

 4.Изменяются ли имена прилагательные множественного числа по родам?

-Реализуем план через работу в группах.

Организует работу в группах, регулирует работу групп, по необходимости осуществляет помощь в выполнении заданий.

– Приступаем к исследованию имени прилагательного.  

Перед вами карточка №1.

Положите её перед собой.

Внимательно прочитайте вопросы, на которые вам необходимо  ответить.  

Чтобы ответить на эти вопросы вам нужно выполнить практическую работу. Капитанам группы раздать карточки с заданиями. Приступайте к выполнению практического задания.

Соедините выполненное задание в единое целое.

Возьмите карточку №2 – проверьте свою работу.

Теперь возьмите карточку №3 - план ответа и запишите свои выводы. Сделать выводы вам помогут вопросы в конце задания.

-Каждая группа ответила на  один из вопросов. Начинаем защиту работ.

Распределяют роли.

Читают вопрос, анализируют задания, согласовывают между собой выполнение, делают обобщающий вывод, сравнивают выполнение задания с эталоном. Представляют результат работы.

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? Какие имеют окончания?

Задание:

Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах),

выделите окончания имен прилагательных.

-Изменяются ли окончания имен прилагательных?

-В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Сделайте вывод. Запишите его.

Ответ:

Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам

Окончания сходны:

в Им.п. и В.п.(-ые, -ие)

в Р.п. и П.п.(-ых, -их)

Окончания различны:

в Д.п. (-ым, -им)

в Т.п. (-ыми, -ими)

Им.п.        Какие?        -ые, -ие

Р.п.        Каких?        -ых, -их

Д.п.        Каким?        -ым, -им

В.п.        Какие?        -ые, -ие

Т.п.        Какими?        -ыми, -ими

П.п.        (о) каких?        -их, -их

(Таблица  вывешивается на доску)

2 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Задание: О громадных соснах, из зеленых листьев,  тонкими ветками, к маленьким островам,  могучим богатырям.

Выделите окончания имен прилагательных.

Определите падеж слов в словосочетаниях (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)

Сделайте вывод - как определить падеж имени прилагательного?

Запишите его.

Ответ:

Чтобы определить падеж имени прилагательного во

множественном числе надо:

-Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

- определить падеж имени существительного

-по падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного

(Вывешивается плакат с алгоритмом определения падежа имен прилагательного во множественном числе)

3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?

-Просклоняйте  имена прилагательные во множественном числе: молодые березы, маленькие кусты (на листах)

-Выделите окончания имен прилагательных.

-Поставьте ударение в именах прилагательных.

-Сравните ударные и безударные окончания.

-Выделите окончания вопросов.

-Сравните окончания  вопросов и окончания имён прилагательных

-Как можно проверить безударные окончания прилагательных?

- Выберите из предложенных правильные способы проверки правописания безударных окончаний прилагательных.

Сделайте вывод.

Ответ:

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного во множественном числе надо:

№1

-Определить падеж имени прилагательного по падежу имени существительного к  которому относится имя прилагательное

-Вспомнить, какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и написать его

№2

-Подобрать имя прилагательное  в том же падеже, но с ударным окончанием

№3

- проверить окончания имён прилагательных по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное

(Вывешивается плакат с алгоритмом проверки написания безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе)

4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

-Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)

-Выделите окончания имен прилагательных.

-С существительными,  какого рода вы склоняли имена прилагательные?

Менялись ли окончания прилагательных?

Сделайте вывод - изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

 Запишите его.

Ответ:

Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются

Познавательные УУД, регулятивные УУД,  коммуникативные УУД

Ориентируются в пространстве;

 

Самостоятельно осуществляют поиск информации;

сотрудничают;

слушают и ведут диалог.

6. Усвоение новых знаний и способов действий

-Вернёмся к нашему тексту, вставьте окончания.

 (Фронтальная работа с использованием алгоритмов при проверке)

Наступила зима с трескуч.. морозами, с глубок.. сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в тяжёл.. пушист.. шубы. До самых бровей нахлобучила им белоснежн.. шапки. Пухов.. варежки на ветки надела.

Показывают карточку с окончаниями

Регулятивные УУД Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение сохранять в памяти полученные знания. Оценивают учебные действия

Познавательные УУД.

Анализировать объекты с выделением признаков, делать выводы.

8. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Самостоятельная работа.

- Допишите окончания в имена прилагательные, выделите окончания, обоснуйте правильность выбора.

 Трескуч… морозы, зимн…узоров, причудлив… кружевами, белоснежн… красавицам, о пушист… сугробах.

Проверка по эталону. (работа в парах).

Составляют предложения или связный текст (по выбору)

Осуществляют взаимопроверку, проводят самооценку.

Регулятивные УУД Развивают самостоятельность.

Способность выполнять задание, умение сохранять в памяти полученные знания, обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

Оценивают учебные действия

Познавательные УУД.

Анализировать объекты с выделением признаков, делать выводы. Использование знаково-символических средств.

9. Итог урока.

Организует обобщение знаний учащихся и подведение итогов  

-Закончите предложения.

На уроке

я узнал …

я научился …

мне понравилось…

Формулируют высказывания, работают с оценочными листами

Регулятивные УУД.  Активно используют речевые средства для построения монологической речи.

10. Объяснение выполнения домашнего задания.

Организует объяснение выполнения разноуровневого домашнего задания:

1.Упражнение/

2.Составь мини- рассказ, используя словосочетания из самостоятельной работы

Вместе с учителем поэтапно читают задания, предлагают варианты возможных ответов.

11. Рефлексия.

Подводит итог урока в эмоциональном плане

Кому на уроке сегодня было всё понятно, и он получил удовольствие от работы на уроке, покажите красный жетон.

Кому было на уроке не всё понятно и было трудно при выполнении заданий, покажите жёлтый жетон.

Кто ничего не понял, и ему было на уроке неинтересно, покажите синий жетон.

Учащиеся показывают выбранные жетоны

Регулятивные УУД. Формирование  умения оценить свою работу на уроке.