Склонение имен прилагательных во множественном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Витчинова Елена Владимировна

 

Цели: Формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4v_klasse.docx17.44 КБ
Файл russkiy_yazyk.pptx443.59 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

                УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4В  КЛАССЕ

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.

Задачи: 

Образовательная:

- совершенствовать знания об  именах прилагательных , их склонении в единственном числе;

- формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;

- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа        

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать  умения аргументировать своё мнение;

развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание, память;

развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать  взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.

                                ХОД УРОКА

І. Орг.момент.

     Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

     Работаю нашей довольны остались.

     Пусть этот урок нас порадует всех

     И каждый из нас ощутит свой успех.

ІІ. Актуализация знаний

 Минутка чистописания

Бб    Бб  Бб    

- Какое дерево  является символом  России?  

Слайд 1

 Что вы  о правописании этого слова?

- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)

- С помощью каких  слов  мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

ІІ. Сообщение темы и цели урока

- Какие стихи о берёзе вы знаете?

-  Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Слайд  2

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы. 

Слайд 3  (с выделенными окончаниями)

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)
– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?
(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

-  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Слайды 4 и 5

ІІІ.  Работа по теме урока

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 ряд: стройная гибкая девочка;

2 ряд: яркий зимний день;

- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные  с твёрдой и мягкой основой  и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )

-  Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод:  имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

 2. Проверка по  таблице окончаний  

Слайд 6

Вывод: на правописание  падежных окончаний прилагательных  множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.

ІV. Физминутка

 «Четыре стихии»

Земля – приседаем, вода – руки  в стороны, огонь – руки вверх, воздух – подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз – дети выполняют движения)

V. Продолжение работы по теме урока

        3. Работа с учебником

Стр. 19, упр.26

- Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного)

- Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

- В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?

- Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите, определяя окончания имен прилагательных и указывая их падеж.

Взаимопроверка.

-Кто выполнил упражнение  без ошибок? С 1 или 2 ошибками? Оцените работу товарищей

VІ. Закрепление

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки :  мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

VІІ. Рефлексия

- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно….

- Выполнение каких задание вам давалось легко…

-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности

VІІІ. Домашнее задание:  стр.18-19 – таблицы окончаний, стр.20 Упр.27


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Улыбнулись сонн ... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян ... росы. Улыбнулись сонн ... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян ... росы.

Слайд 3

Улыбнулись сонн ... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян ... росы. Улыбнулись сонн ые березки, Растрепали шелков ые косы. Шелестят зелен ые сережки, И горят серебрян ые росы. С.Есенин

Слайд 4

Тема урока Склонение и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа

Слайд 5

Цели: познакомиться со склонением имен прилагательных во множественном числе; составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа; научиться определять падеж у прилагательных множественного числа.

Слайд 6

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПАДЕЖИ ВОПРОСЫ ОКОНЧАНИЯ И. как ие ? - ые , - ие Р. как их ? - ых , -их Д. как им ? - ым , -им В. как их ? (кого?) как ие ? (что?) - ых , -их - ые , - ие Т. как ими ? - ыми , -ими П. (о) как их ? - ых , -их Черник Е.Н.

Слайд 7

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4В классе.

Тема: «Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе».

Место в системе уроков: первый урок по теме: «Склонение  имен прилагательных во множественном числе»

ЦЕЛЬ УРОКА:  Формирование умений  склонять и правильно писать окончания имён  прилагательных  во множественном числе.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательная:

- совершенствовать знания о склонении имён прилагательных в единственном числе;

- формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;

- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа        

Развивающая:

совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;

развивать  умения аргументировать своё мнение;

развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание, память;

развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать  взаимопомощь, взаимовыручку;

воспитание и укрепление интереса  к русскому языку;

 Данный урок первый по теме «Склонение  имен прилагательных во множественном числе»

 В соответствии с программой и номером урока поставлены цели и выбран тип урока.

Тип урока – урок-изучение нового материала

Структура урока: комбинированная. Урок разбит на 5 частей.

   1 часть. Организацонная. Эмоциональный настрой.

      Цель – настроить на работу.

      Создание позитивного настроя с помощью стихотворения.

   2 часть. Актуализация знаний.

            Цель этого этапа – повторить знания, необходимые для работы по теме урока.

В структуре осуществляется повторение знаний о правописании словарных однокоренных слов, разбору их по составу;  об имени прилагательном. Использован занимательный материал для привлечения внимания учащихся.

     3 часть. Работа по теме урока.

            Цель этапа – формирование умения склонять и правильно писать окончания имён  прилагательных  во множественном числе.

             В структуре третьей части урока  работа с учебником, работа с таблицей окончаний, работа у доски, самостоятельная работа.

       Формы работы на данном этапе чередовались в соответствии с возрастными особенностями и с учетом уровня обученности учащихся. Проведена  физминутка.

  4 часть. Закрепление

      Цель – закрепить умение писать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.

Детям были предложены задания для самостоятельной работы разного уровня сложности.

5 часть. Подведение итогов.

Цель – подвести итоги, выяснить степень усвоения материала на основе самооценки, которая велась в течение урока.

 В ходе  урока использована мультимедийная презентация.

 Цели урока выполнены. Их реализация проведена через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.

Организационная деятельность учителя считаю достаточной. Она включала в себя:

рациональную организацию труда учащихся;

подготовку и оформление на экране ключевых моментов;

дисциплинированности учащихся;

регламентирование времени форм деятельности учащихся;

подведение промежуточного и общего итогов;

завершенность дидактических моментов при фронтальной проверке;

проведение физкультпаузы;

выполнение плана урока;

реализация основных психологических требований.

 Обучающая деятельность учителя на уроке была достаточной. Она состояла:

в отборе содержания учебного материала;

осуществление принципа научности;

организация самостоятельной  работы под руководством учителя;

организация контроля за самостоятельной деятельностью учащихся;

применение способов обобщения учебного материала через коллективную работу, самостоятельную  работу.

контроль ЗУН учащихся через самостоятельную работу .

           В целях обеспечения индивидуального подхода я предусмотрела выбор содержания учебного материала по  уровням сложности заданий, оптимальный темп деятельности учащихся.

 На данном уроке использовались следующие методы работы:

методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации

методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации

методы стимулирования и мотивации учащихся

методы контроля и самоконтроля

            Работа учащихся в классе оценена качественно, в соответствии с нормами оценивания учеников в четвёртом классе. Контроль результативности письменных работ будет осуществлен после проверки тетрадей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Различие именительного и винительного падежей.

Цель урока: формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе, научить правильному написанию окончаний  прилагательных во множественном числе, развивать интеллектуа...

Урок в 4 классе "Склонение имен прилагательных в множественном числе"

Цель: Формирование умений  склонять и правильно писать окончания имён  прилагательных  во множественном числе.Задачи: ü  Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработк...

Конспект урока: "Склонение имен прилагательных во множественном числе."

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...

"Склонение имен прилагательных во множественном числе"

На уроке применены элементы сингапурского опыта организации учебной деятельности...

« Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Открытый урок по русскому языку. Тип урока объяснение нового материала....