Конспект открытого урока "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_russkogo_yazyka.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
  • Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
  • Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний

- Какое дерево является символом России?  

- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька).

- С помощью каких слов мы можем описать берёзу (белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская).

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете?

(Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

3.Постановка темы и цели урока.

-  Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы. 

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать?

(Прилагательные в форме множественного числа.)

Почему так решили?

(В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе?

(По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во мн.ч.

-  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

4. Открытие нового знания

– Приступаем к исследованию имени прилагательного (работа в группах).

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие синицы (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Изменяются ли окончания имен прилагательных?
  4. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Вопросы:Сделайте вывод. Запишите его.

2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие синицы (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Составить таблицу окончаний.
  4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны?

И.п.

Какие?

-ые, -ие

Р.п.

Каких?

-ых, -их

Д.п.

Каким?

-ым, -им

В.п.

Какие?

-ые, -ие

Т.п.

Какими?

-ыми, -ими

П.п.

(о) каких?

-их, -их

3 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числепо родам?

  1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
  2. Выделите окончания имен прилагательных.
  3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
  4. Менялись ли окончания прилагательных?
  5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Вывод. Сделать вывод. Записать его.

4 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

  1. Выделить окончания имен прилагательных.
  2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
  3. Как определить падеж имени прилагательного?

Проверка

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

(по падежам)

Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

И.п.

Какие?

-ые, -ие

Р.п.

Каких?

-ых, -их

Д.п.

Каким?

-ым, -им

В.п.

Какие?

-ые, -ие

Т.п.

Какими?

-ыми, -ими

П.п.

(о) каких?

-их, -их

Изменяются ли имена прилагательные во множественном числепо родам?

(не изменяются)

Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

(как и в ед.ч., по падежу имени существительного к которому оно относится)

5. Физминутка

- Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны: верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек (Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).

- Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх (низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице).

  1. Первичное закрепление (работа в парах).

- У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать.

(Вставить и выделить окончания, определить падеж)

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

– Достаточно. Проверим по эталону.

– Какая группа выполнила точно так же?

- Если вы принимали активное участие в работе группы, в оценочном листе поставьте 5 баллов, если не совсем довольны своей работой в группе – 4 балла и если совсем не довольны своей работой, то ставьте 3 балла.

- Вспомните тему нашего урока.

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

- На какие вопросы мы планировали ответить?

- Сумели ли мы это сделать?

- Оцените свою собственную работу.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне еще нужно отработать…
  • Для меня самым трудным было…
  • Сегодня на уроке мне было…
  • Для меня самым интересным было…

9.Итог урока.

10. Домашнее задание: с.135-136 таблица, у.155 учеб.

11. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Склонение имен прилагательных во множественном числе."

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...

Открытый урок по русскому языку с презентацией в 4 классе по теме « Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Тип урока: открытие новых знанийОборудование:·        интерактивный комплекс,·        карточки с разноуровневыми заданиями,·...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме«Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...

Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.План...