Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели деятельности учителя:формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.

Планируемые результаты:  

Предметные:

- знать род и падеж имён прилагательных;

- уметьсклонять имена прилагательные во множественном числе,  определять их падеж, правильно писать окончания.

Личностные:воспитывать любовь к русскому языку; развивать коммуникативные навыки, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и самоконтроль; развивать интерес и любовь к языку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата  18.02.2020                                                                                ФИО учителя:Гришкевич Валентина Викторовна

Школа  №148                                                                                ФИ студентки: Ягафарова Лидия

Класс  4 «А»                                                                                ФИО методиста: ГалиуллинаНажияКамиловна

Кабинет 106

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема:Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели деятельности учителя:формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать род и падеж имён прилагательных;

- уметьсклонять имена прилагательные во множественном числе,  определять их падеж, правильно писать окончания.

Личностные:воспитывать любовь к русскому языку; развивать коммуникативные навыки, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и самоконтроль; развивать интерес и любовь к языку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 4класс  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 часть, презентация,

УМК «Школа России», рабочая тетрадь Русский язык: 4кл.: Рабочая тетрадь: В 2 ч./ В. П. Канакина, В.Г.Горецкий

Челябинск, 2020


Этап урока

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемы УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:монолог.

Психологический настрой

1 мин

- Здравствуйте, товарищи кадеты!  Меня зовут Лидия Ильясовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Перед началом работы я предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение: улыбнуться соседу по парте.  Я желаю вам отличного настроения на весь день. Начинаем урок

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на учебный процесс.

Р: нацеливание на успешную работу.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания

К: формирование умения слушать и слышать

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:подводящий диалог;

Практический: постановка вопросов.

Словесный:беседа.

Наглядный: презентация

Практический, проблемный:группировка, создание проблемной ситуации.

4 мин

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число: восемнадцатое февраля, опустившись на следующую строчку, запишите «Классная работа»

- Что такое имя прилагательное?

-Как изменяются имена прилагательные?

Как определить падеж у имени прилагательного? (Алгоритм).

(Алгоритм). Чтобы определить падеж имени прилагательного надо:

1. найти существительное, к которому относится прилагательное;

2. определить падеж существительного;

3. по падежу существительного определить падеж прилагательного.

(на доске)

-Какие стихи о берёзе вы знаете?

- Посмотрите на экран.  прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Слайд  2

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы.

-Просклоняйте сонные березки по падежам.

-Давайте проверим, посмотрите на экран

Записывают число.

-Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая?какое? какие? и обозначает признак предмет

- Им. Прилагательные изменяются по родам, по числа, падежам

-Ответы рябят

-Работают и просклоняют первую строчку

Л: развитие познавательных интересов.

К: умение слушать и говорить.

П: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Извлекать необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта, анализировать, сравнивать, обобщать, уметь находить рациональные пути решения.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:подводящий диалог.

Наглядный: презентация

4 мин

– Что можно сказать о теме урока? - Что будем изучать?

- Почему так решили?


– Как определили, что это прилагательное во множественном числе?


– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже?
– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?

Слайды

Постановка учебной задачи.

Используя опорные слова, сформулируйте цели урока.

-Я должен познакомиться: с изменением имён прилагательных во множественном числе;

-Я должен научиться:

  1. Склонять имена прилагательные множественного числа.
  2. Определять падеж у имён прилагательных во множественном числе.

- Молодцы, посмотрите на слайд, я обобщила все ваши ответы и записала тему и цель.

Тема сегодняшнего урока – «Склонение имен прилагательных во множественном числе» (на слайде тема и цель).

- Отлично.

-Склонение имен прилагательных во множественном числе

- В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.

- По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе

-Да, -ые, -ие.

- Окончания в остальных падежах, падежные вопросы

-изменением имён прилагательных во множественном числе;

  1. - Склонять имена прилагательные множественного числа.
  2. Определять падеж у имён прилагательных во множественном числе.

1)Познакомиться с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

2) уметь склонять и употреблять    имена прилагательные во множественном числе.

П: работая, учиться сверять свои действия с целью, исправлять ошибки, с помощью учителя и одноклассников.

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, уважать чужую точку зрения.

Р: уметь определять и  формулировать проблему,  тему урока,  цель.

IV. Открытие нового знания

Словесный:беседа.

Словесный:беседа.

Практический, частично-поисковый:  работа с учебником; работа у доски; выбор ответа на поставленный вопрос.

Наглядный: презентация

15 мин

- И так, ребята, откройте учебники на странице 38. Посмотрите на таблицу

-Назовите по таблице на этой страницы вопросы и окончания имен прилагательных во множественном числе в каждом падеже. В каких падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?

Обратите внимания! имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются

- Чтобы приступить к осуществлению  нашей цели, я предлагаю просклонять ИП на листочках.

Работаем в группах.  Рассаживайтесь по группам.                                              

 1 группа склоняет словосочетание СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ СОСНЫ,           2 гр.  - СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КУСТЫ,

 3 гр.- СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕРЕВЬЯ,

4 гр. БЫСТРЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КОНИ

-Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать

И.п. какие?

Р.п. каких?

Д.п. каким?

В.п. какие? каких?

Т.п. какими?

П.п. каких?

Проверяем.

 - Называете падеж, словосочетание и окончание

 -Пожалуйста, 1группа... , 2 группа..,3 группа…,4 группа

- Слушая ваши ответы, у меня получилась вот такая таблица.

- Что интересного заметили?

- А теперь назовите род сущ. с которыми связаны эти прилагательные?

- Чем различаются падежные вопросы ИП во мн. ч. с сущ.  м.,с.,и ж. родов?

- А почему у прилагательных в В.п. два вопроса?  

- Какой мы можем сделать вывод?

-А где мы можем проверить правильность нашего умозаключения?

- Откройте учебник на с. 38.

Посмотрите на табличку, где столбик с окончаниями и сверьте, такие у вас окончания?

-Прочитайте, на что вы должны ещё обратить внимание? ( с. 38)

- Скажите, к такому мы пришли умозаключению?

- Исходя из всего этого,  скажите, чему мы учились выполняя задание в группе?

-Что нового узнали?

- Посмотрите упр. 82 в учебнике на с. 39.

Прочитайте задание про себя.

- Для его выполнения давайте составим план.

1. Прочитать загадку и её отгадать.

2. Придумать красивое название.

3. Найти к словам синонимы в загадке.

4. Списать.

5. Указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание.

6. Морфологический разбор слова чёрной

-Отвечаем на вопросы плана.

1. Прочитать загадку и её отгадать.

2. Придумать красивое название.

3. Найти к словам синонимы в загадке. Красный – пунцовый, бирюзовый – голубой, тёмный – чёрный, жёлтый – золотой, невиданный – небывалой.

-А вот на 4и 5 пункты плана вы ответите самостоятельно.

Четвёртый пункт – это списать, 5 - указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание. Выполняем.

-Поменяйтесь тетрадями и сверьте   с доской.

Вернули тетрадку соседу.

-У кого все верно поставьте плюс на полянке.

- Чему мы учились выполняя это задание?

-Отлично

Открывают учебник

.

-Имена прилагательных имеют одинаковые окончания в именительном и винительном падежах; в родительном, винительном и предложном падежах

Слушают учителя

-Выполняют работу в группах

- имеют одинаковые окончания ИП в И.п. и В.п., Р,В,П,п.

-они не различаются

- Это зависит от сущ., если сущ. неодуш., то вопрос какие?, если сущ. одуш., то каких?

-ИП во мн.ч. изменяются только по падежам

-В учебнике

-да

-да

-склонять  ИП мн.числа

-узнали, какие бывают окончания ИП во мн. ч.

-Ответы учащихся

-1. Прочитать загадку и её отгадать.

2. Придумать красивое название.

3. Найти к словам синонимы в загадке.

4. Списать.

5. Указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание.

6. Морфологический разбор слова чёрной

 определять падежи ИП мн.ч., а ещё устанавливать  связь между существительным и прилагательным

Оцените свою самостоятельную работу, если все правильно поставьте  плюс

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.Слушать и понимать речь других.владеть монологической и диалогической формами речи;

Р: уметь определять и формулировать вывод на уроке с помощью учителя

К: формирование  умения слушать и слыша

V. Первичное закрепление

Словесный:беседа.

Практический:выполнение упражнения

Практический: взаимопроверка.

Практический:общая устная проверка выполненного задания.

6 мин

-Ребята, падеж имени прилагательного во множественном числе,  как и в единственном, определяется по падежу имени существительного,cкоторые сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании.

- Откройте страницу 32. Найдите упражнение 83. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-На выполнение дается 5 минут

-Кто выполнит, поднимает руки.

-кто хочет прочитать

- Правильно, молодцы.

Слушают учителя

Читают задание.

- Составить изслов предложения. Указать падеж имен прилагательных, выделить их окончания

Выполняют упражнение

Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

П: строить логическую  цепь рассуждения.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:беседа.

Практический: самостоятельное выполнение упражненияа.

3 мин

1 мин

- Откройте рабочие тетради на стр.22 упражнение 50

-Посмотрите  упражнение. Что вам нужно сделать?

- Верно. Прочитать и  склонить  данных имен прилагательных и имени существительного. Выделение окончание имен прилагательных

-Кто выполнит, поднимает руки.

- И так, все  выполнили?

 Теперь посмотрите на экран, Поднимите руки те, чей ответ совпадает с ответом на экране.

- Молодцы!

Динамическая пауза

- Ребята, кто желает сегодня провести физминутку?

- Хорошо, давайте приступим.

- Спасибо, садитесь.

- Прочитать. Продолжите склонение данных имен прилагательных и имени существительного. Выделение окончание имен прилагательных

.

Самопроверка.

Разминаются.

Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Л: оценивать

собственную учебную

деятельность.

Л: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

VII. Включение в систему знаний

Словесный:беседа.

Практический: выполнение упражнения. Тип работа по образцу.

Наглядный: иллюстрации.

Практический: устный ответ по упражнению.

2 мин

1 мин

-Прочитайте задание упражнение 84. Что нужно сделать?

-кто хочет выполнить упражнение у доски?

-Остальные выполняют самостоятельно в тетрадях

-Кто выполнит, поднимает руки.

-Давайте проверим

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- Откройте дневники и  запишите домашнее задание….

-Читают задание упражнение

-Прочитать

Найди в тексте имена прилагательные во множественном числе.

Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе. Указать их падеж,выделить окончания

Записывают домашнее задание.

П: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К: уметь полно и точно отвечать; выражать мысли.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

3 мин

Итак, ребята, какая у нас была тема урока?

- Какие мы перед собой ставили задачи?

- У кого получилось их достичь?

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

- Оцените свои знания и умения по данной теме теперь. Есть ли те, у кого стало лучше?

- Спасибо за урок.

- Тема: «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

-уметь  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа

Высказывают свое мнение.

Проводят самоанализ деятельности.

П: построение речевого высказывания

Р: самооценка деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, и...

Конспект урока русского языка. «Род имен прилагательных в единственном числе» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Решение задач» Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об умножении и делении на число 6; повторение «массы» и единиц её ...

Конспект урока русского языка "Окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о дательном и творительном падеже множественного числа имён прилагательных; умения  правильного написания оконча...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение прилагательных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования представления об изменении имен прилагательных во множественном числе. Задачи урока:Дидактические:1. уметь ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе", УМК "Школа России", 4 класс

Тема урока: «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия об изменении по пад...