Главные вкладки

    Статья по русскому языку на тему:
    Формирование УУД на уроках русского языка в начальных классах.

    Доклад содержит информацию о примерах развития УУД на уроке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ-СОШ с. Кирово

    Подготовила учитель начальных классов

    МОУ-СОШ с. Кирово

    Досмухамбетова С.В.

    2018 год.

    Нам каждый год встречать и провожать.

    И каждый день глядеть в ребячьи души.

    Нам каждый час единство с ними ощущать

     И с каждым мигом становиться чище, лучше.

    Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта. Определить современные требования к качеству начального образования - основная задача федерального государственного образовательного стандарта.

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, на первое место выходит развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (далее - УУД).

    УУД – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования УУД.

    Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

    Так, предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.

         Как организовать работу на уроке, чтобы развивались УУД? Необходимо научиться соотносить этапы урока и УУД, которые сборника «Новые стандарты в нестандартной школе» (Пермь, ПГПУ, 2011г.) Автор предлагает соотнесение этапов урока и УУД, которые можно развивать.(приложение №1)   Использование этого материала позволяет правильно, в соответствии с ФГОС, поставить цель и задачи к уроку.

    На уроках русского языка невозможно избежать следующих УУД:

    Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

    Умение определить границы знания и незнания;

    Простраивание алгоритма действий;

    Определение и формулирование цели;

    Выдвижение гипотез и их обоснование;

    Построение логической цепи рассуждений;

    • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
    • Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
    • Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.

        Рассмотрим на примерах.

    Задание 1. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.

                       случай, отец, сыночек, жизнь  

    Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать

    Задание 2. Спиши предложения, исправляя ошибки. Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись

    Задание 3. Раздели слова на слоги. – Регулятивные УУД

    Задание 4. Прочитай транскрипции. Запиши слова буквами. – Познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании

    Задание 5. Раздели текст на предложения. - Познавательные УУД: умение находить части в целом

         Отбирая материал к уроку необходимо видеть на развитие, каких УУД будет работать задание.

    Большую роль в становлении ребёнка  школьником играют регулятивные УУД. Это самоорганизация учебного труда, саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний, целепологание, планирование, контроль учебной деятельности.

    На уроках мы учимся определять критерии оценки, выстраивать план проверки, ставить правильно оценку на волшебных линеечках.(слайд)

          Для включения каждого ребёнка в учебный диалог, сохраняя субъект-субъектные отношения  используем знак + и -.

        Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе, социальной и личностной компетентности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

    Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...

    Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

    Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

    материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе...

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

    В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему  как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе....

    Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах"

    В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

    Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах

    Данный материал содержит методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах...