Открытый урок по русскому языку "Типы текстов" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Сытенькая Вероника Александровна

Открытый урок на Первом открытом семинаре "Семья и школа как партнеры в формировании социально ориентированной личности в процессе поликультурного образования" в МАОУ СОШ №30 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Типы текстов (описание, повествование, рассуждение)

Класс: 3

Учитель: Сытенькая Вероника Александровна

Цели урока: 

Обучающие: обобщить знания о тексте, видах текста, научить распознавать и составлять текст. Организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой.

Развивающие:

Развивать память, внимание, умения и навыки работы с текстом, творческие способности.

Воспитательные:

1. формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

2. воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

Задачи:
Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах. 
Метапредметные: 

Познавательные: формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания.

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение. 

 Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия. 

Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация, наглядное пособие.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Ход урока

I Организационный момент: (Слад 3)

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

II. Актуализация знаний.

Пословицы записаны на доске: (Слайд 4)

Сколько языков знаешь, столько в тебе и людей. (Азербайджанская)

Язык губит человека, и язык спасает его (Армянская)

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Русская)

  • О чем эти пословицы? ( о языке)
  • Как по другому можно назвать язык? (Речь)
  • Из чего состоит наша речь? (Слайд 5)  (Звуки, слова, предложения, текст)
  • Как вы думаете, почему текст выделен красным шрифтом? ( Сегодня на уроке мы будем говорить о текстах)
  • Что мы уже знаем о тексте? Поставьте перед собой цель? (Обобщить и закрепить знания о текстах).
  • Что такое текст? (Это упорядоченный набор предложений, связанных по смыслу)
  • Какие типы текста вам известны (Повествование, описание, рассуждение) (Слайд 6)
  • На какие вопросы отвечает текст – повествование? (Что? Где? Как? Когда произошло?)
  • На какие вопросы отвечает текст – описание? ( Какой? Какая? Какое? Какие?)
  • Текст – рассуждение? (почему?)
  • Молодцы, вы хорошо знаете типы текста.
  • Ребята, а как появляется текст? ( Его сочиняют авторы)
  • Я вам предлагаю, побыть сегодня в роли авторов.
  • Чему мы должны научиться, для того чтобы стать авторами? Поставьте перед собой цель.  ( Мы будем учиться составлять тексты)
  •  III Введение в тему урока: (Слайд 7)
  • Вернемся к нашим пословицам, как вы уже сказали они о языке. Обратите внимание откуда родом эти пословицы. Какие языки вы знаете? Почему русские разговаривают на русском, американцы на английском, армяне на армянском? (язык зависит от страны в которой родился и живет человек)
  • В нашем классе учатся ребята, которые родом из  других стран. Попросим их представиться на родном языке. ( Выступление Айрапетян Армана (Слайды 8,9),  Шороходжаева Абубакира (Слайды 10,11.)
  • Можно ли их выступления назвать текстом? К какому типу текста они относятся? (Да, к повествованию)
  • Легко ли вам было понять, о чем говорят ребята?
  • И так, мы уже выяснили, что все говорят на разных языках, а вот почему это произошло? Послушайте легенду, почему разделились языки. (Слайд 12)

Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали. И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберёмся все вместе и выстроим высокую башню! – сказал один. Все обрадовались и закричали:

- Мы выстроим башню до самого неба! 

Выбрали высокую гору – и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи эти обжигают в печах, четвёртые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню….
И вот башня почти готова. Но Богу не понравилась их затея – не хотел он, чтобы люди добрались до самого неба.

« Это оттого они умудрились свою башню выстроить – подумал он, - что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились! »
И наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. Вскоре буря утихла и люди снова принялись за работу. Они ещё не знали, какая беда их постигла.

И во всём городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга…
Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять! И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов ( и множество национальных языков ).

- Назовите  основную мысль этой легенды? (как произошло разделение языков)
        -  Как объясняется в легенде происхождение языков?

- К какому типу текста его можно отнести? Почему?

- Какой язык нас объединяет? (русский)

- давайте послушаем стихи о русском языке.

Шороходжаев Ахмед:

Я – киргиз. Древних гор старожил. 

Здесь я вырос и песни сложил

Здесь я крылья души распростёр,  

Как зарю над просторами гор…

Знай же, Лондон, Париж, Вашингтон,

Я в Калининград, я в Россию влюблён!

Слушай, мир: я люблю тот язык,

Что по – русски могуч и велик .

Рустамова Робияхон:         

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нём впервые я сказала «мама» ,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём…

Но, как родной,

Люблю я русский.

Он нужен мне, как небо, каждый миг…

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – стану я глухой.

- Можно ли стихотворение назвать текстом? (Да, оно состоит из нескольких предложений связанных по смыслу)

- Что объединяет эти стихотворения?  ( У них общая тема – любовь к русскому языку.)  

- Как называют человека, который приехал из другой страны? (Иностранец)

- Откроем тетрадочки, запишем число, классная работа.

Словарная работа: иностранец. Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Из толкового словаря). Работа со статьями из разных толковых словарей.

- Придумайте предложение с новым словом. Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

Физкультминутка: ( Слайд 14 - 18) Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах:

- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); 

  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); 
  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); 
  • в Тибете показывают языки;
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия).

Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали  энергию другого  человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».

IV Основной этап урока:

Появление бумажной куклы «Иностранки». (звучат африканские барабаны, показываю темнокожую бумажную куклу). 

Познакомьтесь, это не просто бумажная кукла Лулу, которую пригласили на урок. Она не похожа на другие игрушки. Чем? (Например, у неё другого цвета волосы, темная кожа). Как вы думаете, откуда она к нам могла приехать? (Из Африки). Сейчас я вам позволю то, чего делать никогда нельзя. Мы начнем говорить Луле обидные слова. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем Луле загибать бумажные ножки, ручки...Что случилось с Лулой? (Она помялась). Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное). Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разгибать ручки, ножки и т.д, чтобы она стала как прежде.  Ребята, а сейчас посмотрите на неё, нашей кукле лучше, но почему она не такая как прежде? 

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее исправить.

- Как вы думаете, для чего мы сейчас с вами это делали? Поставьте перед собой следующую цель нашего урока. ( Научиться бережно и терпеливо относиться к людям различных культур)

- Чтобы нашей кукле стало совсем хорошо с нами, я вам предлагаю составить текст о нашей кукле Лулу.

Работа в группах: Каждая группа получает имя существительное, к которому подбирает слова для описания. (Девочка, глаза, волосы)

Затем каждая группа зачитывает свои слова, учитель записывает на доске.

Девочка – красивая, умная, добрая, веселая, дружелюбная, жизнерадостная и т.д.

Глаза – большие, тёмные, лучистые, карие, яркие, добрые.

Волосы – темные, кудрявые, короткие, пышные, густые.

Составление плана текста-описание.

- Из каких основных частей состоит текст - описание? (Вводная часть, основная часть, заключительная часть.)  

Составляем план текста:  

1. Знакомство с иностранкой.

2. Описание девочки.

3. Мы теперь друзья.

- Устно составьте текст-описание куклы Лулу.

- Заслушиваем несколько ответов, если нужно – корректируем.

V Итог урока: Рефлексия.        

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка

  • Ребята, давайте вернемся к целям, которые вы поставили перед собой в течение урока. Достигли мы поставленных целей.

- Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.

Сегодня на уроке :

  • Я узнал (-а) …….
  • Я научился (-ась) …
  • Мне понравилось..

- Что мы узнали важного о взаимоотношениях людей?

  • Мне показалось важным..

VI Домашнее задание: написать текст-описание по плану.



Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • обобщить и закрепить знания о текстах;
  • научиться составлять текст;
  • научиться бережно и терпеливо относиться к людям.

Части

текста:

Вводная

часть

Основная часть

Заключи-

тельная часть

Девочка

Глаза

Волосы

Иностранец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....