Главные вкладки

    Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.

    Вид урока: Урок - смотр знаний.

    Тема: Обобщение изученного материала за год.                                                

    Цели урока:

    1) Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

    2) Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.

    3)  Воспитательные: прививать навыки самообразования,   применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

    Оборудование:

    1) Звуковое письмо Шапокляк.

    2) Карточки-задания, тесты.

    3) Таблички:

    •Орфография (правила написания слов);        •Фонетика (звуки речи);

    •Морфемика (состав слова);

    •Морфология (части речи);

    •Синтаксис (предложение).

    4) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.

    Ход урока:

    I.  Организационный момент.

        - Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное, встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно.

    II.  Сообщение темы и цели урока.

        - А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)

    «Здравствуйте, мои юные друзья!

    Вот уже три года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».

         - Итак, ребята, согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк?                              -  Тогда, скорее за дело, давайте докажем обратное.

     III.  ФОНЕТИКА.

    Повторение темы “Звуки и буквы”.

    - Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

    - Что изучает фонетика?                                                         

    - Фонетика изучает звуки нашей речи. (Повесить табличку на доске)

     а) “Мозговая атака”

    - Чем звук отличается от буквы?

    - На какие 2 группы делятся звуки?

    - Как отличить гласный от согласного?

    Гласные в песенке тянутся звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    В тёмном лесу звать и аукать,
    И в колыбельке Алёнку баюкать.

    А согласные согласны шелестеть,
    Рычать, шипеть,
    Но не хочется им петь!

    - Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

    - Согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

    - Назовите парные согласные.

    - Назовите согласные, которые всегда мягкие.

    - Всегда твёрдые.

    - Всегда ли количество букв и звуков в слове совпадает?

    б) Практическое задание - звуко-буквенный анализ слов.

    Работа в тетради.

    1 вариант – якорь, 2 вариант -  платье

    Взаимопроверка (слайд 1)

    в) Фонетическая задача. Работа на доске. (2 ученика)

    По  транскрипции слов правильно записать предложение.

    [висной] [пабижали ] [висолыйэ] [ручйи]

    г) Фонетические игры и вопросы.

    а)        Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

    Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

    б)        Чем интересны буквы ь и ъ?

    Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

    в)        Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя? (2 слайд)        
    Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

    д) решение 1 и 2 задания в тестах. Самопроверка.

           е) Самооценка.

    - Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.

    IV. ОРФОГРАФИЯ.

    - Переходим ко второму разделу «Орфография».

    а) мозговая атака.

    - Что изучает орфография?
    (Орфография изучает правила написания слов)

    - Угадайте орфограммы и хором назовите правила

     трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, во двор

    - Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

        б) Развитие орфографической зоркости.

    - Внимание, тесты! (Задание 7 с взаимопроверкой) Слайд 2.

    в) Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

    -  А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно запишите в тетрадку:                

    всаду  девочька  роза  сорвола  красныя  розы.        

    а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

    б)  девочка -  сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

    в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

    г) сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

    д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

    е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

    Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

    Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

    Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

    г) Самооценка знаний орфографии.

    V. Физминутка.        

    - Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.

    Дети: На болоте две лягушки, две веселые квакушки

    Утром рано умывались, полотенцем растирались,         

    Вправо, влево наклонялась и обратно возвращались.

    Вот здоровья в чем секрет, всем гостям физкульт-привет.

    Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.

    VI. МОРФЕМИКА.

    Что изучает наука «Морфемика»?

    Дети: Морфемика изучает состав слова.

    Уч-ль: А что входит в состав слова?

    Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

     а) “Мозговая атака”

    - Какие части слова знаете?

    - Может ли слово быть без приставки? Без корня?

    - Как называется изменяемая часть слова?

    - Что такое приставка? Суффикс?

    б) Игра “Угадай приставку”

    - Услышите приставку - хлопок, суффикс - молчок!

    За-, на-, над-, -ск-, -очк-, по-, пере-, -ушк-

    в) Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

    Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.

    г) Устный фронтальный опрос теоретического материала.

    Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

    - Какая часть слова стоит перед корнем?

    - Какая часть слова стоит после корня?

    - Для чего они служат?

    - Окончание - это часть речи или часть слова?

    - Какая эта часть слова?

    - Без какой части не может существовать слово?
    - Что такое корень?

    - Молодцы, справились и с этим заданием!

    д) Проверка разбора слов по составу. Решение 5 задания в тестах.

    е)        Творческая работа. «Волшебные превращения». (Слайд 3)

    1)  Как большой дом превратить в маленький?

    (Нужно к корню дом,  прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

    2)  Как большой гриб превратить в маленький?

    (гриб + ок = грибок)

    3)  Как рыбу превратить в человека?

    (рыб + ак = рыбак)

    4) Как березу превратить в гриб?

    (под + берез + овик = подберезовик)

    Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

    Самооценка.

    VII. МОРФОЛОГИЯ.

    Уч-ль: Что изучает «Морфология»? (Части речи).

    а) “Мозговая атака”

    -Какие части речи знаете?

    - Какая часть речи называется именем существительным?

    - Как изменяется?

    - Какая часть речи обозначает признаки предмета?

    - В чём сходство между местоимением и именем существительным?

    - Различие?

    - Какая часть речи называется глаголом?

    - Как изменяются глаголы?

    б) Игра “Кто внимательный?”

    - Две лягушки принесли задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы, которые услышит.

    Две лягушки.

    Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из горшка.

    (11 глаголов)

    - Как вы понимаете эти слова?

    - На какие группы можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные) 

    в) Игра “Аукцион”

    А теперь – аукцион,
    Подведёт итоги он.
    Тот, кто больше знает,
    Тот и слово получает!

    - Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.

    (Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)

    Говорит попугай попугаю:
    “Я тебя, попугай, попугаю.”
    Попугаю в ответ попугай:
    “Попугай! Попугай! Попугай!”

    г) Решение в тестах 3,4,8.9 заданий.

    (Взаимопроверка в парах постоянного состава)

    VIII. Упражнения для глаз. (слайд 4)

    IX. СИНТАКСИС.

    - Что изучает синтаксис? (Предложение)

     а) “Мозговая атака”

    - Что такое предложение?

    - Какие бывают предложения?

    - Какие члены предложения вы знаете?

    б) Минутка смеха.

    Курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

    - Разберите по членам предложения и частям речи.

    Алгоритм синтаксического разбора предложений.
    Фронтальная работа.

    а)        Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
    Дети:

    1 шаг: В этом предложении сообщается курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

     что это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.

    2 шаг: В предложении говорится о, мамруле (что?) это подлежащее.

    3 шаг: мамруля (что делала?), окуврычила, это сказуемое.

    4 шаг: Мамруля окуврычила - это основа предложения, остальные слова -
    второстепенные члены.

    5 шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
    это распространенное предложение.

    6 шаг: Нахожу состав подлежащего:

    7 шаг: Нахожу состав сказуемого:

    в) Выполнение 6 задания в тестах.

    Самооценка.

    X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

    1. Общая отметка за урок.

    -  Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка  вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

    2. Совместная рефлексия по разделам

    - Что главное надо знать в каждом разделе?

    - Какие задания для тебя труднее даются?

    - Какие задания нравятся и делаешь легко?

    3.  (На доске появляется аппликация – костер Знаний).

     Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.

    -  ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания!

    4.  Отметьте в кодовой таблице (приложение)  свое настроение. Изменилось ли оно?

    - Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс!  Старушка Шапокляк проиграла, вы победили!  Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе

                                     Достигнутый результат уже сам по           ...

    Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

    ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

    На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

    Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

    2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...

    Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку

                    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного м...

    Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку

    Оценивание умений, знаний и навыков  учащихся по русскому языку по разным видам работы....