Главные вкладки

    Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе
    план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

    Ихсанова Мадина Гарифовна

     

                                       Достигнутый результат уже сам по                себе  побуждает ребенка к продолжению работы и началу  новой, более сложной.

                                                                                                                                                                               П. Ф. Лесгафт.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_-_smotr_znaniy.doc199 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-смотр знаний учащихся по русскому         языку в 3 классе.

    Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и началу                                                                                                                   новой, более сложной.

                                                                                                                                                                                                    П. Ф. Лесгафт.

    Тема: Обобщение изученного материала за год.                                                 Вид урока: Урок - смотр знаний.

    Цели урока:

    ^ Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

    ^ Развивающие: развивать мышление и память учащихся по-

    средством анализа, сравнения и обобщения

     изученного материала.

    ^ Воспитательные: прививать навыки самообразования,   применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

    Оборудование:

    1. Рисунок деда Всеведа, его письмо.
    2. Карточки-задания с фотографиями знатоков русского языка.

                     3).Таблички:

    •Орфография (правила написания слов);        •Фонетика (звуки речи);

    •Морфемика (состав слова);

    •Морфология (части речи);

    •Синтаксис (предложение).

    4)        Таблички:

    • Орфограммы в словах;
    • Тесты;
    • Фонетические вопросы;
    • Словосочетания.

    5)        Сигнальные карточки:

    • Падежи;
    • Цифры 1,2,3;
      •   Части речи;
    • Окончания -е, -и.

    1. Дидактические карточки.
    2. Индивидуальные кодовые таблицы для отметки:

    • настроения;
    • самооценки.

    Ход урока:

    I.  Организационный момент.

        • Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть на уроке ваши милые лица, добрые улыбки. Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас. В конце урока выясним, изменится ли оно.

    II.   Сообщение темы и цели урока.

        • А теперь, ребята, мне быстрее хочется ознакомить вас с письмом деда Всеведа. А называют его так, потому что он все «ведает», т. е. все знает.

    «Здравствуйте, мои юные друзья!

    Вот уже три года я наблюдаю, с каким интересом вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и предлагаю вам сегодня провести «Урок - смотр знаний», на котором вы сможете не только порадовать

    гостей своими знаниями, но и испытать свои умения рассуждать, доказывать, смекать. А задания к уроку вам приготовили мои помощники. Если ваши знания будут соответствовать требованиям программы, в конце урока мы присудим вам звание «Знатоков русского языка». Успехов вам, друзья!

    Дед Всевед»

         • Итак, ребята, согласны ли вы с предложением деда Всеведа?                                         Тогда, скорее за дело.

    ФОНЕТИКА.

    Уч-ль: Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

    •Что изучает фонетика?                                                                                         Дети: Фонетика изучает звуки нашей речи.

    I.       Фонетическая задача. Работа на доске.

    Уч-ль: Сделать фонетический разбор слова «Рая» одному ученику, а

    другому – транскрипцию слова «Мяч» на доске, а остальным вопросы и задания.

    II.      Фонетические игры и вопросы.

    а)        Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

    Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

    б)        Чем интересны буквы ь и ъ?

    Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

    в)        Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?        
    Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

    •    Когда она может обозначать два звука?

    Дети: буква ё может обозначать два звука, если будет стоять в начале

    слова, после гласной или после разделительных ь и ъ знаков.

     Например: яма, змея, семья, въезд.

    г)        На какие две группы можно разделить эти буквы (а, о, у, с, н, к, т, и)?
    Дети: Эти буквы можно разделить на две группы: гласные (а, о, у, и) и
    согласные (с, н, к, т).

    III.        Творческая работа.

    Уч-ль: Какие слова можно составить из этих букв?

    (Варианты слов: кино, сук, осина, кот, ток, сок, коса, окно, сон, нос, сукно,

              кит, оса, тоска и т.д.)

    Молодцы, прекрасно.

    IV.        Проверка навыков контроля.

    Уч-ль:

    а)        А теперь включаем «светофорики» для проверки транскрипции слова «Мяч».

    б)        Проверяем фонетический разбор слова «Рая».

    в)        Почему в слове «Рая» больше звуков, чем букв? (Буква я стоит после гласной а, обозначает два звука)

    V.      Итог раздела «Фонетика».

    Уч-ль: Ребята, мы уже знаем, что звуки нашей речи шипят, свистят, поют, а иногда и спорят, но все они очень дружные и знают, что жить друг без друга не могут, в чем мы только что убедились.

    VI.      Самооценка.

    •        Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.

    ОРФОГРАФИЯ.

    •        Переходим ко второму заданию из раздела «Орфография».

    I.        Припоминание теоретического материала.

    а)        Что изучает орфография?
    (Орфография изучает правила написания слов)

    б)        Угадайте орфограммы и хором назовите правила (трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, вбежал, во двор).

    • Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

            II.        Развитие орфографической зоркости.

    •        Внимание, тесты! Найди слово с ошибкой, назови орфограммы, докажи
    правописание слова.

    1. Печь         1. Сворил        1. В парке         1. Казань
    2. Люда         2. Точка         2. Пружина         2. Сезд
    3. Книшка                    3. Мороз                                3. Льёт         З.Анна

    III.        Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

    Уч-ль: А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов:                

                    всаду  девочька  роза  сорвола  красныя  розы.
    Дети:        

    а)         в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

    б)  девочка -  сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

    в)         слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

    г)         сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

    д)         розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

    е)         это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

    Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

    Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

    Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

    Физминутка:         Я тетрадочку открою и как надо положу,

          Я от вас не скрою, ручку я вот так держу.

               Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

    IV.        Словарная работа. Выборочный диктант.

    а) Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению?

     3 склонению?

    б) Отгадать загадки, написать отгадки в три столбика по склонениям в  тетрадях.

     Один ученик пишет на доске имена существительные в 3 столбика  по  склонениям.

    в) Итак, загадки:

    • Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
    • Орудие труда для копки земли. (Лопата)
    • Плод, который созревает на яблоне. (Яблоко)
    • Расту на грядке я, длина, красна, вкусна. (Морковь)
    • Он бывает и речной и сахарный. (Песок)

    г) Разделить слова на слоги, выделить безударные гласные;

    д) Какое слово «лишнее» по орфограммам;

    (гнездо - слово с проверяемой безударной гласной)

     е) Какое имя существительное 2 склонения «лишнее» по другим признакам?;

    (яб-ло-ко: 3 слога, ударение в первом слоге, начинается с гласной буквы, имеет 2 варианта переноса;

    мор-ковь: слово оканчивается на мягкий знак).

    Уч-ль: Молодцы, ребята! Прочитаем хором по слогам все слова, запомним их правописание. (Читают). Но почему эти слова нужно знать по памяти? (Они непроверяемые).

    А теперь продолжите пословицу: «Грамоте учиться — ...(всегда пригодиться)».

    1. Самооценка знаний орфографии.

            - Ребята, а где же могут вам пригодиться знания орфографии? (Ответы детей).

    1. Физминутка.

    • Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.

    Дети: На болоте две лягушки, две веселые квакушки

    Утром рано умывались, полотенцем растирались,         

    Вправо, влево наклонялась и обратно возвращались.

    Вот здоровья в чем секрет, всем гостям физкульт-привет.

    Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.

    МОРФЕМИКА.

    Уч-ль: Выполняем задание  по разделу «Морфемика».

    Что изучает наука «Морфемика»?

    Дети: Морфемика изучает состав слова.

    Уч-ль: А что входит в состав слова?

    Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

    I. Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

    Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.

    П. Устный фронтальный опрос теоретического материала.

    Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

    • Какая часть слова стоит перед корнем?
    • Какая часть слова стоит после корня?
    • Для чего они служат?
    • Окончание - это часть речи или часть слова?
    • Какая эта часть слова?

    •        Без какой части не может существовать слово?
    •        Что такое корень?

    Молодцы, справились и с этим заданием!

    III.        Проверка разбора слов по составу.

    Уч-ль: Включаем «светофорики» для слова цветной; для слова подход. Проверяем.

    IV.        Алгоритм морфемного разбора. Коллективная
    устная работа.

    Уч-ль: Внимание! Проверь себя, знаешь ли ты порядок морфемного разбора.

     Итак, слово цветет.        

    Дети:

    1_шаг: Слово цветет обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? Это глагол.

    2 шаг: Нахожу окончание. Для этого ставлю слово во множественное число цветут. Изменилась часть слова — ет, это будет окончание,

    З шаг: Часть слова цвет - без окончания - это основа слова.

    1. шаг: Нахожу корень. Для этого подбираю однокоренные слова цветы,
      цветной.
      Общая часть цвет, значит это корень.

    5шаг: Приставки нет, суффикса нет.

    Уч-ль: Молодцы, ребята! Сделал дело - играй смело!

    V.        Творческая работа. Проверка домашнего задания
    «Волшебные превращения».

    (Дети поочередно выходят к доске с выполненными дома творческими заданиями в рисунках).

    1        уч-к: Как большой дом превратить в маленький?

    (Нужно к корню дом,  прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

    2        уч-к: Как большой гриб превратить в маленький?

    (гриб + ок = грибок)

    3        уч-к: Как большой стул превратить в маленький?

    (стул + чик = стульчик)

    4        уч-к: Как рыбу превратить в человека?

    (рыб + ак = рыбак)

    5        уч-к: Как березу превратить в гриб?

    (под + берез + овик = подберезовик)

    Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

    VI.        Самооценка.

    СИНТАКСИС.

    Уч-ль: Задания по разделу «Синтаксис» вам прислали Рустем и Азат. Ребята, что изучает «Синтаксис»? (предложение и словосочетание).

    I.        Закрепление знаний о предложении.

    а)        Какие виды предложений есть в русском языке?

    (повествовательные, вопросительные, восклицательные)

    б)        Назовите главные члены предложения;

    в)        Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

    II.        Творческая работа. Самостоятельная работа по
    дидактическим карточкам.

    а) Составь и запиши из данных слов предложение, разбери его по членам;

    (растет, рожь, в, озимая, поле)                                                         

    б)Назови главные члены предложения.

    III.        Алгоритм синтаксического разбора предложений.
    Фронтальная работа.

    а)        Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
    Дети:

    1. шаг: В этом предложении сообщается, что в поле растет озимая рожь
      это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.
    2. шаг: В предложении говорится о ржи, (что?) рожь, это подлежащее.
    3. шаг: Рожь (что делает?)растет, это сказуемое.
    4. шаг: Рожь растет - это основа предложения, остальные слова -
      второстепенные члены.
    5. шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
      это распространенное предложение.
    6. шаг: Нахожу состав подлежащего: рожь (какая?) озимая.
    7. шаг: Нахожу состав сказуемого: растет в (чем?) поле

    Уч-ль: Ребята, поднимите руки, кто затруднялся в разборе предложения по членам?

    IV.        Самооценка.

    Уч-ль: Оцените, пожалуйста, свои знания, умения и навыки по синтаксису.

    V. Физминутка.

            МОРФОЛОГИЯ.

    Уч-ль: Переходим к последнему заданию по «Морфологии». Что изучает «Морфология»? (Части речи).

    I.        Творческая работа.

    а)        «Загадайте части речи» (дети загадывают цепочкой друг другу об
    именах существительных, именах прилагательных, глаголах и предлогах)
    Н-Р: Отгадайте, что  это за часть речи, которая обозначает предмет и
    отвечает на вопросы кто? что?

    (Аналогично загадываются и другие части речи.)

    б)        В записанном (в тетради) предложении обозначьте части речи;

    в)        Показать сигнальной карточкой каких частей речи  больше? (сущ.)

    г)        Как изменяются имена существительные? (по числам и по падежам).

    - Ребята, нравятся ли вам такие задания и почему? (Ответы детей).

    II.        Закрепление знаний о падежах и их вопросах в
    именах существительных.

    Уч-ль: Определите и покажите сигнальной карточкой падеж, докажите.        

    •    На берег                                 У театра

    • На болоте                        За хлебом
    •     Игрушка                                    К дому
    •     О мебели                                Ручку

    III.        Упражнения в различении окончаний - е, - и в именах существительных.

    Уч-ль: Ребята, очень часто в именах существительных спорят окончания -е, -и. Сейчас поставьте вопрос, покажите сигнальной карточкой нужное окончание.

    • Подошел к (пристань)
    • Мечтал о (работа)
    • Отошел от (ель)
    • Признаться в (ошибка)
    • Шел по (дорога)
    • Думал о (жизнь)
    • Очистил от (пыль)
    • Работал в (магазин)
    • Читал в (книга)

    Молодцы! Ребята, а для чего вам нужно так хорошо знать падежные окончания частей речи? ( Грамотно говорить и грамотно писать).

    1. Самооценка знаний частей речи.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

    1. Общая отметка за урок.

            Уч-ль: Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка  вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

    Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс!   Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.

     

    •Теперь слово деду Всеведу: «Друзья мои, мы поздравляем вас с прекрасными знаниями и присуждаем всем вам звание «Знатоков русского языка». До новых встреч! Дед Всевед.»

    2. Уч-ль: Итак, все задания знатоков выполнены. Как вы думаете, какая  из этих двух пословиц подходит к нашему уроку и почему?

    1. «Друзья познаются в беде».
    2. «Тяжело в учении, легко в бою».

    Конечно же, ребята, корень учения горек, да плод его сладок.

    1. Домашнее задание:  Составить кроссворд по изученным темам.

     

    •Сейчас отметьте в кодовой таблице (приложение)  свое настроение. Изменилось ли оно?

    (Ответы детей) Спасибо за урок! Спасибо за честный добросовестный труд!

                                                     

                                                             

                                                                                             Приложение         

    Фамилия, имя:…………………………………………………….

    Раздел науки о языках 

    Орфография (правила написания слов) 

    Фонетика (звуки речи) 

    Морфемика (состав слова) 

    Синтаксис

    (предложение и словосочетание) 

    Морфология (части речи) 

    Оценка 

     

    Общая оценка:        _________        

    1. Отметьте кружочком одно слово, которое определяет ваше настроение сейчас, в начале урока,  а в конце обведите слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

    Начало урока         Конец урока

    А)спокойное;        а)спокойное;

    Б) встревоженное;        б) встревоженное;

    В) радостное;        а) радостное;

    Г) безразличное.        г) безразличное.

    Какая из этих пословиц подходит к нашему уроку?

    1. «Друзья познаются в беде»,
    2. «Тяжело в учении, легко в бою»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

    ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

    На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

    Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

    2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...

    Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку

                    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного м...

    Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку

    Оценивание умений, знаний и навыков  учащихся по русскому языку по разным видам работы....

    Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.

    Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе....