Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Ихсанова Мадина Гарифовна

 

                                   Достигнутый результат уже сам по                себе  побуждает ребенка к продолжению работы и началу  новой, более сложной.

                                                                                                                                                                           П. Ф. Лесгафт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_smotr_znaniy.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-смотр знаний учащихся по русскому         языку в 3 классе.

Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и началу                                                                                                                   новой, более сложной.

                                                                                                                                                                                                П. Ф. Лесгафт.

Тема: Обобщение изученного материала за год.                                                 Вид урока: Урок - смотр знаний.

Цели урока:

^ Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

^ Развивающие: развивать мышление и память учащихся по-

средством анализа, сравнения и обобщения

 изученного материала.

^ Воспитательные: прививать навыки самообразования,   применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

Оборудование:

  1. Рисунок деда Всеведа, его письмо.
  2. Карточки-задания с фотографиями знатоков русского языка.

                 3).Таблички:

•Орфография (правила написания слов);        •Фонетика (звуки речи);

•Морфемика (состав слова);

•Морфология (части речи);

•Синтаксис (предложение).

4)        Таблички:

  • Орфограммы в словах;
  • Тесты;
  • Фонетические вопросы;
  • Словосочетания.

5)        Сигнальные карточки:

  • Падежи;
  • Цифры 1,2,3;
    •   Части речи;
  • Окончания -е, -и.

  1. Дидактические карточки.
  2. Индивидуальные кодовые таблицы для отметки:

  • настроения;
  • самооценки.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

    • Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть на уроке ваши милые лица, добрые улыбки. Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас. В конце урока выясним, изменится ли оно.

II.   Сообщение темы и цели урока.

    • А теперь, ребята, мне быстрее хочется ознакомить вас с письмом деда Всеведа. А называют его так, потому что он все «ведает», т. е. все знает.

«Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот уже три года я наблюдаю, с каким интересом вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и предлагаю вам сегодня провести «Урок - смотр знаний», на котором вы сможете не только порадовать

гостей своими знаниями, но и испытать свои умения рассуждать, доказывать, смекать. А задания к уроку вам приготовили мои помощники. Если ваши знания будут соответствовать требованиям программы, в конце урока мы присудим вам звание «Знатоков русского языка». Успехов вам, друзья!

Дед Всевед»

     • Итак, ребята, согласны ли вы с предложением деда Всеведа?                                         Тогда, скорее за дело.

ФОНЕТИКА.

Уч-ль: Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

•Что изучает фонетика?                                                                                         Дети: Фонетика изучает звуки нашей речи.

I.       Фонетическая задача. Работа на доске.

Уч-ль: Сделать фонетический разбор слова «Рая» одному ученику, а

другому – транскрипцию слова «Мяч» на доске, а остальным вопросы и задания.

II.      Фонетические игры и вопросы.

а)        Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

б)        Чем интересны буквы ь и ъ?

Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

в)        Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?        
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

•    Когда она может обозначать два звука?

Дети: буква ё может обозначать два звука, если будет стоять в начале

слова, после гласной или после разделительных ь и ъ знаков.

 Например: яма, змея, семья, въезд.

г)        На какие две группы можно разделить эти буквы (а, о, у, с, н, к, т, и)?
Дети: Эти буквы можно разделить на две группы: гласные (а, о, у, и) и
согласные (с, н, к, т).

III.        Творческая работа.

Уч-ль: Какие слова можно составить из этих букв?

(Варианты слов: кино, сук, осина, кот, ток, сок, коса, окно, сон, нос, сукно,

          кит, оса, тоска и т.д.)

Молодцы, прекрасно.

IV.        Проверка навыков контроля.

Уч-ль:

а)        А теперь включаем «светофорики» для проверки транскрипции слова «Мяч».

б)        Проверяем фонетический разбор слова «Рая».

в)        Почему в слове «Рая» больше звуков, чем букв? (Буква я стоит после гласной а, обозначает два звука)

V.      Итог раздела «Фонетика».

Уч-ль: Ребята, мы уже знаем, что звуки нашей речи шипят, свистят, поют, а иногда и спорят, но все они очень дружные и знают, что жить друг без друга не могут, в чем мы только что убедились.

VI.      Самооценка.

•        Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.

ОРФОГРАФИЯ.

•        Переходим ко второму заданию из раздела «Орфография».

I.        Припоминание теоретического материала.

а)        Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)

б)        Угадайте орфограммы и хором назовите правила (трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, вбежал, во двор).

  • Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

        II.        Развитие орфографической зоркости.

•        Внимание, тесты! Найди слово с ошибкой, назови орфограммы, докажи
правописание слова.

  1. Печь         1. Сворил        1. В парке         1. Казань
  2. Люда         2. Точка         2. Пружина         2. Сезд
  3. Книшка                    3. Мороз                                3. Льёт         З.Анна

III.        Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

Уч-ль: А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов:                

                всаду  девочька  роза  сорвола  красныя  розы.
Дети:        

а)         в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

б)  девочка -  сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

в)         слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

г)         сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

д)         розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

е)         это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

Физминутка:         Я тетрадочку открою и как надо положу,

      Я от вас не скрою, ручку я вот так держу.

           Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

IV.        Словарная работа. Выборочный диктант.

а) Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению?

 3 склонению?

б) Отгадать загадки, написать отгадки в три столбика по склонениям в  тетрадях.

 Один ученик пишет на доске имена существительные в 3 столбика  по  склонениям.

в) Итак, загадки:

  • Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
  • Орудие труда для копки земли. (Лопата)
  • Плод, который созревает на яблоне. (Яблоко)
  • Расту на грядке я, длина, красна, вкусна. (Морковь)
  • Он бывает и речной и сахарный. (Песок)

г) Разделить слова на слоги, выделить безударные гласные;

д) Какое слово «лишнее» по орфограммам;

(гнездо - слово с проверяемой безударной гласной)

 е) Какое имя существительное 2 склонения «лишнее» по другим признакам?;

(яб-ло-ко: 3 слога, ударение в первом слоге, начинается с гласной буквы, имеет 2 варианта переноса;

мор-ковь: слово оканчивается на мягкий знак).

Уч-ль: Молодцы, ребята! Прочитаем хором по слогам все слова, запомним их правописание. (Читают). Но почему эти слова нужно знать по памяти? (Они непроверяемые).

А теперь продолжите пословицу: «Грамоте учиться — ...(всегда пригодиться)».

  1. Самооценка знаний орфографии.

        - Ребята, а где же могут вам пригодиться знания орфографии? (Ответы детей).

  1. Физминутка.

• Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.

Дети: На болоте две лягушки, две веселые квакушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,         

Вправо, влево наклонялась и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем гостям физкульт-привет.

Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.

МОРФЕМИКА.

Уч-ль: Выполняем задание  по разделу «Морфемика».

Что изучает наука «Морфемика»?

Дети: Морфемика изучает состав слова.

Уч-ль: А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

I. Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.

П. Устный фронтальный опрос теоретического материала.

Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

  • Какая часть слова стоит перед корнем?
  • Какая часть слова стоит после корня?
  • Для чего они служат?
  • Окончание - это часть речи или часть слова?
  • Какая эта часть слова?

•        Без какой части не может существовать слово?
•        Что такое корень?

Молодцы, справились и с этим заданием!

III.        Проверка разбора слов по составу.

Уч-ль: Включаем «светофорики» для слова цветной; для слова подход. Проверяем.

IV.        Алгоритм морфемного разбора. Коллективная
устная работа.

Уч-ль: Внимание! Проверь себя, знаешь ли ты порядок морфемного разбора.

 Итак, слово цветет.        

Дети:

1_шаг: Слово цветет обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? Это глагол.

2 шаг: Нахожу окончание. Для этого ставлю слово во множественное число цветут. Изменилась часть слова — ет, это будет окончание,

З шаг: Часть слова цвет - без окончания - это основа слова.

  1. шаг: Нахожу корень. Для этого подбираю однокоренные слова цветы,
    цветной.
    Общая часть цвет, значит это корень.

5шаг: Приставки нет, суффикса нет.

Уч-ль: Молодцы, ребята! Сделал дело - играй смело!

V.        Творческая работа. Проверка домашнего задания
«Волшебные превращения».

(Дети поочередно выходят к доске с выполненными дома творческими заданиями в рисунках).

1        уч-к: Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом,  прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

2        уч-к: Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

3        уч-к: Как большой стул превратить в маленький?

(стул + чик = стульчик)

4        уч-к: Как рыбу превратить в человека?

(рыб + ак = рыбак)

5        уч-к: Как березу превратить в гриб?

(под + берез + овик = подберезовик)

Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

VI.        Самооценка.

СИНТАКСИС.

Уч-ль: Задания по разделу «Синтаксис» вам прислали Рустем и Азат. Ребята, что изучает «Синтаксис»? (предложение и словосочетание).

I.        Закрепление знаний о предложении.

а)        Какие виды предложений есть в русском языке?

(повествовательные, вопросительные, восклицательные)

б)        Назовите главные члены предложения;

в)        Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

II.        Творческая работа. Самостоятельная работа по
дидактическим карточкам.

а) Составь и запиши из данных слов предложение, разбери его по членам;

(растет, рожь, в, озимая, поле)                                                         

б)Назови главные члены предложения.

III.        Алгоритм синтаксического разбора предложений.
Фронтальная работа.

а)        Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
Дети:

  1. шаг: В этом предложении сообщается, что в поле растет озимая рожь
    это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.
  2. шаг: В предложении говорится о ржи, (что?) рожь, это подлежащее.
  3. шаг: Рожь (что делает?)растет, это сказуемое.
  4. шаг: Рожь растет - это основа предложения, остальные слова -
    второстепенные члены.
  5. шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
    это распространенное предложение.
  6. шаг: Нахожу состав подлежащего: рожь (какая?) озимая.
  7. шаг: Нахожу состав сказуемого: растет в (чем?) поле

Уч-ль: Ребята, поднимите руки, кто затруднялся в разборе предложения по членам?

IV.        Самооценка.

Уч-ль: Оцените, пожалуйста, свои знания, умения и навыки по синтаксису.

V. Физминутка.

        МОРФОЛОГИЯ.

Уч-ль: Переходим к последнему заданию по «Морфологии». Что изучает «Морфология»? (Части речи).

I.        Творческая работа.

а)        «Загадайте части речи» (дети загадывают цепочкой друг другу об
именах существительных, именах прилагательных, глаголах и предлогах)
Н-Р: Отгадайте, что  это за часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что?

(Аналогично загадываются и другие части речи.)

б)        В записанном (в тетради) предложении обозначьте части речи;

в)        Показать сигнальной карточкой каких частей речи  больше? (сущ.)

г)        Как изменяются имена существительные? (по числам и по падежам).

- Ребята, нравятся ли вам такие задания и почему? (Ответы детей).

II.        Закрепление знаний о падежах и их вопросах в
именах существительных.

Уч-ль: Определите и покажите сигнальной карточкой падеж, докажите.        

•    На берег                                 У театра

  • На болоте                        За хлебом
  •     Игрушка                                    К дому
  •     О мебели                                Ручку

III.        Упражнения в различении окончаний - е, - и в именах существительных.

Уч-ль: Ребята, очень часто в именах существительных спорят окончания -е, -и. Сейчас поставьте вопрос, покажите сигнальной карточкой нужное окончание.

  • Подошел к (пристань)
  • Мечтал о (работа)
  • Отошел от (ель)
  • Признаться в (ошибка)
  • Шел по (дорога)
  • Думал о (жизнь)
  • Очистил от (пыль)
  • Работал в (магазин)
  • Читал в (книга)

Молодцы! Ребята, а для чего вам нужно так хорошо знать падежные окончания частей речи? ( Грамотно говорить и грамотно писать).

  1. Самооценка знаний частей речи.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1. Общая отметка за урок.

        Уч-ль: Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка  вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс!   Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.

 

•Теперь слово деду Всеведу: «Друзья мои, мы поздравляем вас с прекрасными знаниями и присуждаем всем вам звание «Знатоков русского языка». До новых встреч! Дед Всевед.»

2. Уч-ль: Итак, все задания знатоков выполнены. Как вы думаете, какая  из этих двух пословиц подходит к нашему уроку и почему?

  1. «Друзья познаются в беде».
  2. «Тяжело в учении, легко в бою».

Конечно же, ребята, корень учения горек, да плод его сладок.

  1. Домашнее задание:  Составить кроссворд по изученным темам.

 

•Сейчас отметьте в кодовой таблице (приложение)  свое настроение. Изменилось ли оно?

(Ответы детей) Спасибо за урок! Спасибо за честный добросовестный труд!

                                                 

                                                         

                                                                                         Приложение         

Фамилия, имя:…………………………………………………….

Раздел науки о языках 

Орфография (правила написания слов) 

Фонетика (звуки речи) 

Морфемика (состав слова) 

Синтаксис

(предложение и словосочетание) 

Морфология (части речи) 

Оценка 

 

Общая оценка:        _________        

1. Отметьте кружочком одно слово, которое определяет ваше настроение сейчас, в начале урока,  а в конце обведите слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Начало урока         Конец урока

А)спокойное;        а)спокойное;

Б) встревоженное;        б) встревоженное;

В) радостное;        а) радостное;

Г) безразличное.        г) безразличное.

Какая из этих пословиц подходит к нашему уроку?

  1. «Друзья познаются в беде»,
  2. «Тяжело в учении, легко в бою»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...

Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку

                Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного м...

Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку

Оценивание умений, знаний и навыков  учащихся по русскому языку по разным видам работы....

Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.

Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе....

Независимое оценивание (Мониторинг знаний учащихся по русскому языку на портале Учи.ру)

Мониторинг знаний учащихся 2В класса  (трехкратное независимое оценивание в течении учебного года) на портале Учи.ру....

Урок по теме "Обобщение знаний о местоимеии" Русский язык 4 класс УМК "Школа России"

Урок позволит расширить знания обучающихся об употреблении местоимений в речи, закрепить умение орфографически правильно обозначать на письме  местоимения с предлогами, совершенствовать умен...