Рабочая программа по русскому языку. 4 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Диогенова Анастасия Викторовна
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx107.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования авторской программой «Русский язык» (автор А.В.Полякова, Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2011)

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 4 классе отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

- познавательную – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Коррекция программы

Резервные уроки отданы на повторение основных тем в конце учебного года.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В.Занкова включают:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущую роль теоретических знаний в обучении;

- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;

- осознание школьником процесса обучения;

- систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.

Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.

Содержание курса – совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета

• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

Вклад данного курса в решении педагогических задач

Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуре и основе национального самознания.

Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Особенности содержания и организации УД

Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по русскому языку, – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций (коммуникативной, языковой и (или) лингвистической и культуроведческой). В программе этих линий восемь (см. программу по русскому языку и комментарии по использованию конспектов уроков). Кроме того, предмет «Русский язык» решает задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:

1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);

2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);

3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;

4) принцип минимакса – в учебнике (и конспектах) имеется как необходимый для усвоения основной материал, так и дополнительный. Минимум представлен в виде правил и определений, выделенных в учебнике в цветной рамке (оранжевого цвета), а также в виде ключевых слов в конце параграфа, которые либо даны в готовом виде, либо ученикам требуется определить (назвать) их самим. В конспектах работа с ключевыми словами предлагается на разных этапах урока в зависимости от цели и типа урока.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

Личностные результаты.

Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах. Возрастосообразным является также использование проектной деятельности по самостоятельно выбранной теме. Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, когда присвоенный учениками алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи). Учитель в этом случае является консультантом.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;

– система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.

Планируемые результаты

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное / неодушевленное и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Выпускник получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сегрегацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- строить монологические высказывания;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение

данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Развитие речи

Выпускник научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять план текста;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые

пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Система языка

Выпускник научится:

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;

- согласные твердые/ мягкие, парные/ непарные твердые и мягкие;

- согласные звонкие/ глухие, парные/ непарные звонкие и глухие;

- знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Лексика

Выпускник научится:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Состав слова (морфема)

Выпускник научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Морфология

Выпускник научится:

- определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

- определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

- оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Синтаксис

Выпускник научится:

- различать предложение, словосочетание, слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;

- определять восклицательную, невосклицательную интонацию предложения;

- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- выделять предложения с однородными членами.

Учебно – тематический план

Тема раздела

4 класс (136 часов)

Кол-во часов

Сложное предложение

Местоимения.

12ч

Правописание гласных и согласных в приставках

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

10ч

Неопределенная форма глагола

Первое и второе спряжение глаголов

Правописание безударных окончаний глаголов

12ч

Наречие

14ч

Второстепенные члены предложений

Склонения прилагательных

25ч

Правописание глаголов

Простое и сложное предложения

Речь.

Повторение изученного за год.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Наглядность

Дата проведения

план

СЛОЖНОЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе;

- ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- ориентироваться на разнообразие способов задач;

решения - проводить по заданным сравнение критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Виды предложений.

Сложное предложение.

№№1-5

Ознакомление с новым материалом

Новый вид предложений. Интонационная законченность простого и сложного предложений.

Представление о сложном  предложении.

1-9.09

Сложное предложение с  союзами.

№№6-9

Закреплениеизученного

Способы соединения простых предложений в сложное. Распознавание сложных предложений. Обнаружение различного смысла, присущего частям сложного предложения, грамматически выступающего в качестве основы предложения. Способы  распознавания сложного предложения, отличие его от  простого распространенного.

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

№№10-12

Комбинированный

Определение грамматической основы предложения и разбор  его по членам   Отличие сложного предложения и предложения с однородными членами.   Сложное предложение, состоящее из простых с однородными членами. Способы

соединения простых предложений в сложное.

Наглядностьпо теме

Сложное предложение и предложение с однородными  членами.

№№13-16

Комбинированный

Постановка знаков препинания.  Сложные предложения и простые с однородными членами.

Наглядностьпо теме.

Проверочная работа №1 по теме «Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами».

Проверка  знаний и умений

Проверка умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами предложения; разбирать предложения разной конструкции по частям речи и по членам предложения, расставлять знаки препинания

Тренажёр «Словарные слова».

11-15.09

МЕСТОИМЕНИЕ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе;

- ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- ориентироваться на разнообразие способов задач;

решения - проводить по заданным сравнение критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Общее понятие о местоимении. Слова чья, чей, чьё.

№№17-20

Ознакомление с новым материалом

Понятие  местоимения, различное употребление местоимений в речи. На основе характеристики местоимений определить отличие местоимений от других частей речи. Употребление местоимений, когда местоимения не заменяют другие части речи.

Личные местоимения1-го. 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.

Наглядностьпо теме

Личные местоимения.

№№21-28

Комбинированный

Личные местоимения. Лицо местоимений. Согласование местоимения с существительным , на которое оно указывает.

Наглядностьпо теме

Р.р. Мини-сочинение из личного опыта  на тему  «Летние впечатления»

Применение знаний и умений

Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании. Формирование умения структурно оформлять текст собственного высказывания

Фотографии учащихся по теме « Летний отдых»

Склонение личных местоимений.

№№29-31

Ознакомление с новым материалом

Склонение местоимений. Наблюдение за различными падежными формами местоимений. Умения изменять местоимения по лицам и числам.

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

18-22.09

Склонение местоимений 1-2 лица.

№№32-35

Комбинированный

Упражнение в определении лица, рода, падежа и числа местоимений. Склонение местоимений 1-2 лица

Наглядностьпо теме.

Склонение местоимений 3–его лица.

№№36-40

Комбинированный

Составление предложения, используя местоимения в данных падежных формах. Вывод о совпадении основ в косвенных падежах местоимений м. р. и ср. р.; Р.п. и В.п.

Наглядностьпо теме

Р.р.Сочинение – описание по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» (интегр.урок)

Применение знаний и умений

Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном сочинении. Формирование умения составлять текст-описание. Работа по картине.

Репродукция картины М.В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», орфограф. словарь

Анализ и редактирование сочинения.  

Предлоги перед местоимениями.

№№41-43

Комбинированный

Повторение основных орфограмм, выполнение работы над ошибками.

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

25-29.09

Входная контрольная работа. (Диктант с грамматическим заданием)

Проверка

знаний и умений

Проверка знаний учащихся по программе 3 класса.

Бланки с заданиями

Работа над ошибками.

Предлоги перед местоимениями.

Фразеологизмы.

№№44-45

Комбинированный

Повторение основных орфограмм, выполнение работы над ошибками. Правило правописания предлогов с местоимениями. Распознавание  фразеологизмов среди словосочетаний, их смысловое значение, Навык правописания местоимений с предлогами и без предлогов

Памятка для работы над ошибками.

Предлоги перед местоимениями.

№№46-47

Комбинированный

Раздельное написание местоимений с предлогами. Изменение местоимений с предлогами при склонении. Правило  правописания местоимений 3-го лица в косвенной форме без предлога

Правописание предлогов с местоимениями.

Презентация «Фразеологизмы в картинках»

Тренажёр «Словарные слова»

Проверочная работа №2 по теме: «Склонение местоимений».

Проверка  знаний и умений

Проверка навыка употребления местоимений в тексте, определения падежа, лица и числа местоимения

Проверка умения учащихся писать предлоги с местоимениями, склонять местоимения.

Бланки с заданиями.

9-13.10

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

Правописание гласных в приставках.

№№48-50

Комбинированный

Приставка. Правописание гласных в приставках. Смысловое значение слов, употребляемых с разными приставками

Наглядностьпо теме

Правописание согласных в приставках.

№№51-53

Комбинированный

Правописание согласных в приставках   Смысловое значение слов, употребляемых с разными приставками

Наглядностьпо теме

Обучающее изложение с

элементами сочинения по теме

«Схватка двух времён».

№57

Применение знаний и умений

Формировать умения писать связный текст по плану с элементами сочинения.

Наглядностьпо теме.Орфографический  словарь

Анализ и редактирование изложения.

Комбинированный

Повторение орфограмм, анализ текста.

Памятка для работы над ошибками.

Тренажёр «Словарные слова».

16-20.10

ГЛАГОЛ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

Настоящее время глагола.

№№60-63

Ознакомление с новым

материалом

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. Определение лица и числа глаголов настоящего времени.

Наглядностьпо теме

Личные окончания глаголов.

№№64-66

Комбинированный

Понятие о личных окончаниях глаголов настоящего времени единственного и множественного числа

Личные окончания глаголов в настоящем времени.

Наглядностьпо теме.

Контрольный словарный диктант.

Личные окончания глаголов.

№№67-70

Комбинированный

Определение лица и числа глаголов настоящего времени.

Наблюдение за смысловым значением глаголов

Наглядностьпо теме

Будущее простое время глаголов.

№№71-76

Комбинированный

Понятие о будущем простом и сложном времени. Развитие умения различать глаголы в будущем простом и сложном времени

Наглядностьпо теме.

 Тренажёр«Словарные слова»

23-27.10

Изменение будущего времени глаголов по лицам и числам.

№№77-79

Закреплениеизученного

Закрепление умения различать глаголы настоящего и будущего времени, определение лица и числа глаголов, разбор  глаголов по составу

Наглядностьпо теме

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

№№80-83

Комбинированный

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Наблюдение за особенностью в произношении окончаний женского и среднего родов. Определение рода и числа глагола.

Наглядностьпо теме

Изменение глаголов в прошедшем времени по числам.

№№84-87

Комбинированный

Правописание  окончаний глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Наглядностьпо теме

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

№№88-91

Применение знаний и умений

Правописание  окончаний глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного. Фразеологизмы

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

30-3.11

Р.р. Изложениепо тексту «Капитан»

№92

Применение

знаний и

умений

Формирование умения делить текст на части по данному плану, излагать содержание текста.

Формирование умения точно употреблять слова в речи

Наглядностьпо теме

Определение времени,
лица и числа глаголов

№93.

 Проверочная работа  №3

«Время глагола»

Обобщение и систематиза

ция.

Проверка

знаний и

умений

Определение числа, лица (рода) глаголов в разных временных формах. Проверка умения определять время, число, лицо (род)глаголов; разбор предложения по частям речи и членам

Предложения.

Наглядностьпо теме

Обучающее изложение с

элементами сочинения по теме

«Лебеди».

№94

Применение

знаний и

умений

Формировать умения писать связный текст по плану с элементами сочинения.

Наглядностьпо теме

Работа над ошибками

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

№№95-101

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. Дать представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении

Памятка для работы над ошибками.

Тренажёр «Словарные слова».

13-17.11

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

№№102-103

Комбинированный

Проверка знаний и умений в расстановке знаков препинания в разных видах предложений по составу, по интонации; разбор слов по составу; изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем временах; синтаксический разбор предложения

Наглядностьпо теме

Контрольная  работа

№ 104

Применение знаний и умений

Формирование умения делить текст на части по данному плану, излагать содержание текста.

Формирование умения точно употреблять слова в речи

Наглядностьпо теме

Работа над ошибками. Текст

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. Речь. Текст.

Памятка для работы над ошибками. Наглядностьпо теме

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Неопределённая форма глагола.

№№106-108

Ознакомление с новым материалом

Неопределённая форма глагола: суффиксы, вопросы. Отсутствие  словоизменения

Наглядностьпо теме. Тренажёр «Словарные слова».

20-24.11

Контрольный словарный диктант.

Неопределённая форма глагола.

№№109-111

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в

которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. Способ нахождения основы неопределённой формы. Разбор глагола в неопределенной форме по составу

Наглядностьпо теме

Роль неопределённой формы глагола в предложении.

№№112-116

Комбинированный

Составное сказуемое в сравнении с простым сказуемым. Роль неопределённой формы глагола.

Совершенствование умения находить в тексте образные выражения

Наглядностьпо теме

Образование глаголов в прошедшем времени.

№№117-122

Комбинированный

Особенности образования глаголов в прошедшем времени. Понятие основы слова.

Наглядность по теме

Правописание частицы не с глаголом.

№№123-124

Комбинированный

Служебные  части речи. Отрицательная частица не, правописание этой частицы с глаголами

Наглядность по теме.                         Тренажёр «Словарные слова».

27-1.12

Правописание частицы не с

глаголом.

№№125

Комбинированный

Проверка знаний и умений учащихся в определении времени, лица, числа (рода) глаголов; разбор глаголов по составу

Наглядностьпо теме

Проверочная работа №4 «Образование глаголов»

Проверка знаний и умений

Проверка знаний и умений учащихся в определении времени, лица, числа (рода) глаголов; разбор глаголов по составу

Наглядностьпо теме

ПЕРВОЕ  И  ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ  ГЛАГОЛОВ

Работа над ошибками.

I и II спряжение глаголов.

№№128-129

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.  Понятие о спряжении глаголов

Памятка для работы над ошибками.

Наглядностьпо теме

I и II спряжение глаголов.

№№130-134

Комбинированный

Определение спряжения глаголов. Усвоение сочетаний окончаний каждого спряжения. Правописание ударных окончаний глаголов. Совершенствование умения находить в тексте олицетворения

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

4-8.12

I и II спряжение глаголов.

№№135-139

комбинированный

Различие  окончаний 1-го и 2-го спряжения. Таблица.Совершенствование умения образовывать глаголы с помощью суффиксов

Наглядностьпо теме

Контрольное списывание.

Проверка знаний

умений

Проверка знаний о  простых предложениях и предложениях с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных, не с глаголом.

Бланки с заданиями

Работа над ошибками. Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

№№140-142

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Способ определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Памятка для работы над ошибками.

Наглядностьпо теме

Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

№№143-146

Комбинированный

Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

11-15.12

Спряжение глаголов.

№№147-153

Закрепление умений

навыков

Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

Наглядностьпо теме

Глаголы–исключения.

№№154-157

Обобщение и систематиза

ция

Понятие о глаголах-исключениях. Правописание безударных окончаний глаголов.  Спряжение глаголов с приставками

Наглядностьпо теме

Проверочная работа №5 по теме «Спряжение глаголов»

Проверка знаний и умений

Проверка знаний и умений учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов

Наглядностьпо теме

Работа над ошибками.

Глаголы-исключения

№№158-163

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.  Составление обширного списка глаголов-исключений с приставками с целью узнавания их в качестве исключения

Памятка для работы над ошибками. Таблица «Глаголы-исключения». Тренажёр «Словарные слова»

18-22.12

Р.р. Сочинение–описаниепо картине В.Г. Перова «Тройка» (интегр. урок)

Применение знаний и умений

Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в сочинении-описании. Формирование умения составлять текст

Репродукция картины В.Г.Перова «Тройка», орфографический. словарь

Анализ и редактирование текста.

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Памятка для работы над ошибками.

Наглядностьпо теме

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Правописание безударных окончаний глаголов.

№№164-167

Ознакомление с новым материалом

Правописание безударных окончаний глаголов

Наглядностьпо теме

Правописание безударных окончаний глаголов.

№№168-172

Комбинированный

Обобщение способов определения правильного написания безударного окончания глаголов.

 Совершенствование умения спрягать глаголы, определять спряжение и лицо

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

25-29.12

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».

Проверка  знаний и умений

Проверка знаний и умений учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов, синтаксический разбор предложения, разбор глаголов по составу.

Бланки с грамматическими заданиями

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов.

№№173-176

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.  Правописание безударных окончаний глаголов. Обобщение полученных знаний

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме

НАРЕЧИЕ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Наречие.

№№177-181

Ознакомление с новым материалом

Наречие, основные признаки – неизменяемость и примыкание к другим частям речи. Роль наречий в предложении.

Наглядностьпо теме

Наречие.

№№182-185

Комбинированный

Дополнение предложений наречиями, правильная постановка вопросов, члены предложения, к  которым примыкают наречия.

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

11-12.01

Проверочное тестирование №1 Значение наречий.

№№186-190

Проверка  знаний и умений

Проверка знаний учащихся по изученным темам.

Бланки с заданиями

Р.р. Подробное изложение текста

(«Медведица с медвежатами» по С.Жемайтису) №190

Применение знаний и умений

Формировать навык написания изложений, повторить алгоритм написания изложения.

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

15-19.01

Анализ и коррекция текста. Значение наречий.

№№191-197

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.  Умение ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи они поясняют, определять их значение. Обобщение знаний о частях речи

Наглядностьпо теме

Образование наречий от прилагательных.

№№1-5

Комбинированный

Поясняющая функция наречий, дифференциация частей речи по их существенным признакам.

Образование  наречий  от  прилагательных  с  помощью  суффиксов  -о,  -е  и приставок.

Разбор   наречия  по составу

Наглядностьпо теме

Контрольная работа
за I полугодие

Проверка  знаний и умений

Проверить знания, умения и навыки, приобретённые учащимися по грамматике, орфографии и синтаксису за I полугодие; проверить умение применять теоретический материал на практике

Бланки с заданиями

Работа над ошибками. Образование наречий от косвенных падежей

существительных.

Словарный диктант.

№№ 6-11

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.  Образование наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлогов. Формирование  умения  разбирать  наречия  по составу

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

22-26.01

Образование наречий.

№№12-16

Закреплениеизученного

Образование  наречий от других частей речи; различение наречий, образованных от имен

 существительных

Наглядность по теме

Правописание наречий.

№№17-21

Ознакомление с новым материалом

Правописание  наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- и с приставками  в-,  на-,  за-.

Наглядность по теме

Правописание наречий с

приставками.

№№17-21

Комбинированный

Правописание  наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- и с приставками  в-,  на-,  за-.

Тренажёр «Словарные слова».  Наглядностьпо теме

Правописание наречий с приставкой по-

№№22-25

Комбинированный

Правописание  наречий: о и е на конце наречий с приставкой  по-

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

29-2.02

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»

Проверка  знаний и умений

Проверить правописание  наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- , с приставками  в-,  на-,  за- и сприставкой по-

Бланки с грамматическими заданиями

Работа над ошибками.  Правописание наречий

Комбинированный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.  Правописание наречий

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе;

- ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- ориентироваться на разнообразие способов задач;

решения - проводить по заданным сравнение критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

№№26-29

Ознакомление

 с новым материалом

Второстепенный член предложения – обстоятельство.

Наглядностьпо теме

Второстепенные члены

предложения. Обстоятельство и

дополнение. Обстоятельства места

№№30 -34

Комбинирован

ный

Формировать умения определять обстоятельства. Отличие обстоятельства от дополнения

Тренажёр «Словарные слова».

5-9.02

Второстепенные члены

предложения. Обстоятельства

времени и места.

№№35-38

Комбинирован

ный

Классификация обстоятельств.  Формирование умения находить обстоятельство места в предложении.

Наглядностьпо теме.

Обстоятельства образа действия.

№№39-45

Комбинированный

Классификация обстоятельств.  Формирование умения находить обстоятельство времени в предложении.

Наглядностьпо теме

Проверочная работапо теме

«Второстепенные члены

предложения».

№№46-53

Комбинированный.

Проверка  знаний и умений

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.  Классификация обстоятельств. Проверить умение находить и различать обстоятельства по их видам.

Наглядностьпо теме

Сжатое изложение по теме «Барсучий хвост»

Применение знаний и умений

Формировать навык написания изложений, повторить алгоритм написания изложения.

Наглядностьпо теме.  Тренажёр «Словарные слова».

12-16.02

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

Работа над ошибками.

Склонение прилагательных  мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

№№54-58

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Определение  падежа имён прилагательных

Наглядностьпо теме

Упражнения в определении падежа имён прилагательных

№№59-63

Закреплениеизученного

Упражнения в определении падежа имён прилагательных

Тренажёр «Словарные слова»

Ударные и безударные окончания имён прилагательных  мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

№№64-69

Комбинирован

ный

Склонение имен прилагательных, падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

Наглядностьпо теме

Родительный падеж имён прилагательных мужского

и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

№№70-73

Комбинирован

ный

Склонение имен прилагательных, падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы. Родительный падеж.

Наглядностьпо теме.

Тренажёр «Словарные слова».

26-2.03

Проверочная работа по теме«Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой».

Проверка  знаний и умений

Проверка правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса

Бланки с заданиями

Работа над ошибками.Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой

№№74-78

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Прилагательные женского рода

с твёрдой основой, окончания, падеж

Памятка для работы над ошибками.   Тренажёр «Словарные слова».

26-2.03

Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой

№№79-84

Закреплениеизученного

Прилагательные женского рода с твёрдой основой, окончания, падеж

Наглядностьпо теме

Склонение прилагательных во

множественном числе.

№№85 - 87

Закреплениеизученного

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в

которых допущены ошибки, пояснить

стилистические ошибки. Прилагательные во множественном числе, окончания, падеж.

Наглядностьпо теме

Склонение прилагательных во множественном числе

№№88 - 92

Закрепление изученного

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Наглядностьпо теме

Контрольный диктант по теме « Правописание окончаний имен прилагательных»

Проверка знаний и умений

Проверка правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе

Бланки с грамматическими заданиями

5-9.03

Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. Родительный падеж. Переход прилагательного в существительное.

№№93 -100

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Родительный падеж.

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме. Тренажёр «Словарные слова»,

Контрольный словарный

диктант.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Дательный падеж

№№101-103

Комбинирован

ный

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой.  Дательный падеж

Наглядностьпо теме

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

с мягкой основой. Творительный падеж

№№104-107

Комбинирован

ный

Склонение прилагательных мужского
и среднего рода с мягкой основой.

Творительный падеж

Наглядностьпо теме

Проверочная работа №8 по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой».

Обобщение

и систематизация.

Проверка

знаний и

умений

Проверить знание правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

Бланки с заданиями.

12-16.03

Работа над ошибками. Склонение

имён прилагательных женского рода с мягкой основой.

Словарныйдиктант.

№№108-111

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Склонение имен  прилагательных женского рода с мягкой основой, определение падежа прилагательного, выделение его окончания.

Памятка для работы над ошибками Наглядностьпо теме

Склонение имён прилагательных

женского рода с мягкой основой.

Винительный и творительный

падежи.

Упр. 112-115

Комбинирован

ный

Написание предложений с заданными словосочетаниями, письмо окончаний имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах.

Наглядностьпо теме

Правописание безударных

окончаний имён прилагатель-ных и способы их проверки. Склонение имён прилагательных в ед.ч.

№№116-119

Комбинированный.

Обобщение

и

систематиз

ация

Формировать навык правописания окончаний прилагательных , учить способам проверки.

Наглядностьпо теме

Контрольное изложение

Применение знаний и умений

Проверить  навык написания изложений, повторить алгоритм написания изложения

Бланки с текстом. Орфографический словарь

19-22.03

Анализ и коррекция текста.

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Окончания имён прилагательных в Р.п., Д.п., П.п.

№№122-125

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Склонение   имен прилагательных во множественном числе;  навык  правописания  падежных окончаний имён прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах множественного числа

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме

Правописание безударных

окончаний прилагательных во

множественном числе.

№№126-131

Обобщение и систематизация

Склонение   имен прилагательных во множественном числе;  навык  правописания  падежных окончаний имён прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах множественного числа

Наглядностьпо теме

Диктант с грамматическим

заданием по теме «Правописание

безударных окончаний

прилагательных во мн. числе».

Проверка  знаний и умений

Проверка навыка  правописания  падежных окончаний имён прилагательных, синтаксический разбор, разбор по составу прилагательных, различие единственного и множественного числа имён прилагательных.

Бланки с заданиями.

Работа над ошибками Образование имён прилагательных от основ имён

существительных при помощи

суффикса –ист-.

№№132-134

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Способ  образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов.

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме

26-29.03

Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-.

№135-140

Комбинирован

ный

Способ  образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов.

Наглядностьпо теме

Правописание глаголов с

суффиксами – ся, – сь.

№№141-144.

Комбинирован

ны

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Наглядностьпо теме

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе;

- ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- ориентироваться на разнообразие способов задач;

решения - проводить по заданным сравнение критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Правописание глаголов с

суффиксами – ся, – сь.

№№141-144

Ознакомление

с новым материалом

Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

Написание возвратных глаголов.

Наглядностьпо теме

Правописание глаголов с суффиксами- ся, -сь.

№№145 - 149

закрепление изученного

Формировать навык написания глаголов с суффиксами – ся, – сь.

Тренажёр «Словарные слова»

2-6.04

Правописание «ь» в глаголах 2голица.

№№150-155

Комбинирован

ный

Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

Написание возвратных глаголов.

Наглядностьпо теме

Правописание глаголов в

неопределённой форме и в 3–м лице.

№№156-158

Комбинирован

ный

Правописание   глаголов 2 лица с -ешь, -ишь.

Наглядностьпо теме

Правописание глаголов в

неопределённой форме и в 3–м лице.

Проверочная работа №9 по теме:

«Глагол».

Проверка

знаний и

умений

Правописание глаголов в неопределенной форме и в

3 лице, навык написания глаголов.

Проверить навык написания глаголов в

неопределенной форме, во 2 и 3 лице.

Наглядностьпо теме

Работа над ошибками.

Правописание глаголов в

неопределённой форме и в 3–м лице.

Словарный диктант.

№№159-163

Обобщение

и систематизация

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в

которых допущены ошибки. Правописание глаголов

в неопределённой форме и в 3–м лице

Наглядностьпо теме

16-20.04

Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов в 3–м лице и в неопределённой форме ».

Проверка  знаний и умений

Проверить навык написания глаголов в неопределенной форме, во 2 и 3 лице.

Бланки с грамматическими заданиями

ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

Работа над ошибками. Простое и сложное предложение.

№№172-177

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Систематизировать знания изученных орфограмм. Разбор предложения по членам. Виды предложений

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме

Простое и сложное предложение.

№№172-177

Комбинирован

ный

Систематизировать знания изученных орфограмм. Разбор предложения по членам. Виды предложений

Наглядностьпо теме

Простое и сложное предложение.

№№178-183

Комбинирован

ный

Разбор  предложений по членам, определять падеж имени прилагательного, вид речи, классифицировать предложения, правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. Навык написания по памяти предложения, знаки препинания; Заглавие  текста, план текста.

Наглядностьпо теме

23-27.04

Простое и сложное предложение.

№№178-183

Комбинирован

ный

Разбор  предложений по членам, определять падеж имени прилагательного, вид речи, классифицировать предложения, правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. Навык написания по памяти предложения, знаки препинания; Заглавие  текста, план текста.

Наглядностьпо теме

Р.р. Изложение с элементами

сочинения «Случай с кошельком»

Проверка  знаний и умений.

Обобщение

и систематиза

ция

Формировать навык написания изложений, повторить алгоритм написания изложения.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в

которых допущены ошибки, пояснить

стилистические ошибки.

Наглядностьпо теме

Анализ и коррекция текста.

Проверка  знаний и умений.

Обобщение

и систематиза

ция

Навык написания различных видов предложений,

умение находить их в тексте, письмо предложений с

однородными членами.

Наглядностьпо теме

Простое и сложное предложение.

№№185-187

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Наглядностьпо теме

30-4.05

Простое и сложное предложение.

№№ 188-192

Обобщение и систематизация

Навык  написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными членами.

Наглядностьпо теме

Контрольный диктант по теме: «Виды предложений»

Проверка  знаний и умений

Проверить навык написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, писать предложения с однородными членами.

Бланки с грамматическими заданиями

РЕЧЬ

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

Работа над ошибками.

Речь. Текст.

№№193 -197

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить те, в которых допущены ошибки.

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме

Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста.

№№198-201

Комбинирован

ный

Формировать навык определения темы текста, основной мысли, определения теста по стилю, находить смысловые связи в тексте.

Наглядностьпо теме

7-11.05

Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста.

Прямая речь.

№№202-204

Комбинирован

ный

Текст, определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста.

Наглядностьпо теме

Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста.

Прямая речь.

№№205-208

Ознакомление

с новым материалом

Прямая речь, представление о прямой речи и знаках препинания

Наглядностьпо теме

Контрольное списывание.

№ 209

Проверка  знаний и умений

Проверка  навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Бланки с текстами

Работа над ошибками Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

№№210-211

Комбинирован

ный

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Систематизация изученных орфограмм. Навык  правописания предложений с прямой речью, учить применять знаки пунктуации на практике.

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме

14-18.05

Работа над ошибками Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

№№210-211

Обобщение, систематизация

 Навык  правописания предложений с прямой речью, применение знаков пунктуации на практике.

Наглядностьпо теме

Проверочная работа№10 по теме: «Прямая речь»

Проверка  знаний и умений

Проверка навыков правописания предложений с прямой речью. Знаки препинания.

Бланки с заданиями.

Работа над ошибками.

Проверочный тест №2

Комбинирован

ны

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки

Наглядностьпо теме

Учебно–деловая речь.

Составление содержательного и

стилистически точного

продолжения к тексту (рассказ,

сказка, описание, рассуждение).

Анализ и коррекция текста.

Обобщение.

Комбинирован

ны

Формировать навык в классификации предложений по стилю

Наглядностьпо теме.

21-25.05

Учебно–деловая речь.

Составление содержательного и

стилистически точного

продолжения к тексту (рассказ,

сказка, описание, рассуждение).

Анализ и коррекция текста.

Обобщение.

Комбинирован

ный

Формировать навык составления содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение).

Наглядностьпо теме

Контрольный словарный диктант. Упражнения на группировку текстов по стилю

(диалог, монолог)

Комбинирован

ный

Формировать и систематизировать

навык работы с текстом, учить выполнять упражнения на группировку текстов по стилю.

Наглядностьпо теме

Фразеологизмы. Их значение  в тексте. Олицетворения в тексте. Образные сравнения.

Комбинирован

ный

Фразеологизмы. Виды предложений. Олицетворения. Определение олицетворений в тексте. Использование олицетворений в письменной и устной речи

Презентация «Фразеологизмы в картинках»

Повторение. Правописание безударных окончаний имён существительных

Комбинирован

ный

Повторение правописания окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Мини-контроль

Наглядностьпо теме

28-31.05

Повторение. Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Комбинирован

ный

Повторение правописания окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Мини-контроль

Наглядностьпо теме

Итоговая контрольная работа

Проверка  знаний и умений

Проверка знаний к концу года. Синтаксический, морфологический, фонетический разбор.

Бланки с заданиями

Работа над ошибками. Повторение. Правописание глаголов

Комбинирован

ный

Повторение правописания окончаний глаголов. Мини-контроль

Памятка для работы над ошибками.  Наглядностьпо теме

Календарно – тематическое планирование.

Материально-техническое обеспечение предмета «Русский язык»

Библиотечный фонд

Основная литература

1. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 класса: в 2 ч. – 2-е изд., -М.: Просвещение,

2014г.

2. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара:

Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 4

класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.

4. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. - М.: ЗАО ЦОР.

5.Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 3-4 классы: Методический комментарий.

Варианты проверочных и контрольных работ. - Самара: Издательский дом «Федоров».

Технические средства обучения

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Интерактивная доска.

3. Мультимедийный проектор.

4.Компьютер.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1. Репродукции картин (в том числе и в цифровой форме).

2. Аудио-энциклопедия- учимся говорить правильно (развитие речи)

3.Мультимедийные и интерактивные презентации.

Демонстрационные пособия

1. 1«Учим трудные слова» (слова с непроверяемыми написаниями)

2. Картинки для развития речи

3. Опорные таблицы для начальной школы (1-4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...