УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Белая Елена Алексеевна
Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым моментом является характер предметно-практической деятельности детей. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО с использованием личностно-ориентированной технологии, в частности одной из её форм – исследовательского обучения (технология «творческая мастерская») Основное время отводится на работу обучающихся с новым материалом, в ходе которого применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников. Интеграция в образовательный процесс информационных технологий (презентаций, видеоролика) позволяет ярко представить окружающий мир. Обучающиеся учатся решать учебную задачу (рассказать о Родине) путём поиска и выделения необходимой информации через наблюдение, моделирование предложений. Результаты деятельности обучающихся (созданные тексты) отличаются творческой индивидуальностью, что достаточно важно в обучении написанию сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_konspekt_uroka_dlya_zhurnala_nachalnaya_shkola.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.)

Дата: 19 мая 2017г.

Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)

Тема: Повторение. 3 класс – Составление предложений на тему «Родина»

4 класс – Составление текста на тему «Родина»

Цель: формирование целостного представления о Родине через яркие образы и ассоциации и умения составлять текст на заданную тему.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания детей об изученных орфограммах в правописании слов, понятий «предложение», «текст»; 
  • обучать последовательному изложению собственных мыслей и чувств на письме;

Развивающие:

  • познавательные УУД:
  • умение извлекать информацию, представленную в виде текста, клипа.
  • умение использовать словари при определении лексических значений слов.
  • Коммуникативные УУД:
  • умение   строить устную (диалогическую) и письменную (монологическую) речь.
  • умение работать в паре, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других.
  • Регулятивные УУД:
  • умение ставить проблему и находить пути её решения.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к Родине, радости и гордости оттого, что они родились и живут в России; понимать и ценить красоту окружающего мира.

Оборудование: презентации на тему «Моя Родина» (3 клипа можно найти в интернете), пословицы о Родине, прилагательные по теме урока, сочинение ученицы 6 класса.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока:

1этап. Организационный момент. Приветствие гостей.

  • Запишите в тетрадях число: Девятнадцатое мая. Найдите в словах орфограммы. Как проверить безударную гласную?
  • Запись: Классная работа.

2 этап.  Индукция («толчок» к процессу»)

  • Посмотрите на экран.

 Презентация №1 «Россия - это ты, Родина моя» (3 мин)

  • Догадались, о чём сегодня на уроке мы будем говорить и писать? (Родина, Россия)
  • Запишите в тетрадях тему урока - «Моя Родина»
  • Почему слово Родина я написала с большой буквы?
  • Посмотрим в толковый словарь Ожегова.  Что обозначает слово Родина? (зачитывает 2 значения)
  • Мы посмотрели клип. Сделайте вывод, в каком значении употреблено слово и почему его надо писать с большой буквы.
  • Запишите с красной строки слова: Отечество, Россия. Допишите ещё ассоциации (представления) к слову Родина, которые у вас возникли, после просмотра клипа.

- Какие слова записали?   (фронтальный опрос)

Отечество, Россия, Родина, страна, мир, род, семья, дом, близкие, мама, папа, бабушка, дедушка, хутор, Еремеевка, города, природа, животные, горы, леса, учитель, школа, одноклассники, друзья, место.

(Даю свои ассоциации: государство, земля, Отчизна, Русь, столица, Москва, народ, армия, патриот, защитники, солдат, жизнь, любовь, родители, детство, друзья, край, красота, берёза.)

3 этап.  Деконструкция («поставить в затруднительное положение»).

  • Посмотрим второй клип.

Презентация№2. (Песня «Моя Россия») (3 мин) 

  • Вспомните увиденное и запишите имена прилагательные к слову Родина. Какая она?
  • Посмотрите у соседа. Добавьте к своей записи.

Прилагательные, придуманные детьми: красивая, большая, дружная, заботливая, родная, душевная, любимая, мирная, умная, золотистая, великая, величавая, крутая, крепкая, добрая, огромная, душевная, непобедимая, милая.

  • Посмотрите на доску. Запишите такие прилагательные, которых у вас нет.

(Образец на доске: необъятная, бескрайняя, безграничная, огромная, просторная, замечательная, могучая, единственная, душевная, непобедимая, прекрасная, милая, любимая, богатая, родная)

4 этап. Физминутка (пальчиковая)

5 этап. Социализация.  Составление предложений о Родине.

  • Мы совершили путешествие по родной стране. Возникло много мыслей, чувств, но отдельными словами не передать важную информацию. Как донести её до слушателей?    

(Вывод: объединить слова в предложения, а предложения в текст.)

  • Составьте несколько предложений. Запишите, как вы понимаете, что такое Родина.

6 этап. Подбор пословиц к своему тексту.

  • А теперь, прочитайте пословицы о Родине.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Родина-мать, умей за неё постоять.
  • Жить – Родине служить.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Родной край – сердцу рай.

Выберите такую пословицу, чтобы она по смыслу подходила к вашему тексту. Запишите с красной строки, это будет концовка к тексту.

7 этап. Рефлексия. (Отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе работы) Чтение текстов о Родине.

  • А сейчас прочитайте свои тексты. Что же такое Родина?
  • Какие тексты получились разные, интересные. Вы – молодцы. Я вижу, что вы выросли. Вы смогли самостоятельно   изложить свои мысли о Родине. В старших классах вы будете писать сочинение на эту тему.  Послушайте сочинение ученицы 6 класса. (Чтение сочинения   учителем)

Сочинение о Родине

Родина… Какое красивое и родное слово. Это место, где человек чувствует себя дома, где ему приятно находиться, куда хочется возвращаться. У каждого человека есть Родина, и у меня она тоже есть. Это место, где родились мои бабушка и дедушка, мои родители, где я произнесла первые слова.

Велика наша Родина и богата. Необъятные её поля, где колосится рожь, леса, которые дают мне тепло и уют, реки и озёра, где чистая вода. Здесь мне легко дышится, потому что воздух особый – чистый и свежий. Только на родной земле я могу наслаждаться шелестом осенних листьев, ароматом трав, переливистым пением птиц, любоваться белоствольными берёзками под моим окном. Каждая веточка мне знакома, каждый цветок на лугу цветёт для меня. Всё это – моя Родина.

Я очень люблю свою Родину, хочу, чтобы она становилась всё краше и лучше. Сейчас я учусь в школе, а в будущем буду трудиться на благо Отчизны.

У меня есть Родина – значит, я счастливый человек.

(сочинение Антоновой Екатерины 6 кл)

  • Сейчас вы посмотрите клип, обратите внимание, какие красивые и важные слова о Родине подобрал поэт-песенник.

Презентация №3 (Песня о Родине) (3 мин) 

(Дети исполняют песню сидя, последний припев поют стоя, как и школьники, представленные в клипе.)

  • Эту песню написал Вадим Цыганов, а исполнила её ваша ровесница Мария Чернышёва.

8 этап. Сочинение синквейна на тему «Родина». (Фронтальная работа.   Запись на доске и самостоятельно в тетрадях)

  • Урок подходит к концу. Сочиним синквейн на тему «Родина».

1.Родина.  

  • Что мы запишем на второй строчке? Какие? На третьей?  На четвёртой? На пятой?
  • Прочитайте стихотворения.

1. Родина.

2. Любимая, родная.    (необъятная, богатая, большая, красивая, неделимая, золотистая, дорогая, сильная)

3. Трудится, побеждает, защищает.  (любит, живёт)

4. Страна, в которой мы живём. (Родина – мать зовёт нас.)

5. Россия.  

9 Итог. Рефлексия.

  • Оцените свою работу на уроке: в чём испытывали трудность?
  • Что для вас было интересным?
  • Для чего нужен был сегодняшний урок?
  • Да, сегодня мы ещё раз убедились, какая у нас огромная красивая страна. Какая замечательная природа! Мы увидели нашего президента В.В. Путина, ветеранов ВОВ. Мы гордимся подвигами героев. Будем помнить историю страны, любить, беречь и преумножать богатства России.

Детские размышления о Родине:

  1. Родина - это родственники, родители, друзья. Это моя Россия, красивая природа, Новый год! Если дружба велика, будет Родина крепка.  (Игорь - 3 кл)
  2. Для меня Родина – это Россия. Как мама она красивая, большая. Мой дед защищал страну. Я хожу в школу. Иногда на выходные к нам приезжает тётя с моим братом, а иногда   мы к ним приезжаем на тётин день рождения и делаем шашлыки. Если дружба велика, будет Родина крепка. (Серёжа – 3 кл)
  3. Родина для меня – это моя семья, друзья, близкие. Это мои дни рождения. А ещё это моё место, где я родилась, это школа, это страна. Родина очень красивая.  Нет в мире краше Родины нашей. (Вероника – 4 кл)
  4. Наша Родина – это самое прекрасное место на земле. Я её люблю, как свою родную мать и ценю.  Ведь она нам дала жизнь: леса, поля, горы, реки и многое другое. Человек без Родины, что соловей без песни. (Аня - 4 кл)
  5. Россия – это моя Родина, необъятная страна и могучая. В ней живут моя семья и друзья. Береги землю родимую, как мать любимую. (Таня- 4 кл)
  6. Родина- это близкие по жизни мне люди, моя мама. Мама у меня очень красивая, любимая, единственная, сильная. Такой, как моя единственная, любимая мама нигде и никогда не найти. Я люблю свою маму. Мы с ней ездим на разные праздники. Я её очень сильно люблю. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Света - 4кл)
  7. Родина – это Отечество, мир, родная земля, красивая природа, дом, школа. Надо любить и защищать нашу землю, друзей. Если дружба велика, будет Родина крепка. (Билал - 4кл)
  8. Моя Родина - это для меня могучая, богатая, огромная, милая, единственная страна. Она необъятная, просторная, безграничная. Она замечательная, красивая, золотистая, спокойная. Если дружба велика, будет Родина крепка. (Хурия – 4кл)
  9. Наша Россия – это большая страна. Родина – это семья, школа, природа, крепкий и милый дом, наша деревня, дни рождения. Надо защищать всё. Если дружба велика, будет Родина крепка. (Рахим - 4кл)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи. Русский язык 3 класс. обучающее изложение.

Использование презентации на уроке развития речи - идеально для учителя и ученика. Нет надобности написания текста на доске, плана работы... Удобно использовать слайды в работе в парах, в группах. Не ...

Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.

Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация    возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы,  но и пу...

Cценарий урока по развитию речи "Учимся писать письма" , русский язык 4 класс

Урок- презентация в доступной и занимательной форме знакомит уч-ся  с историей почты, правилами написания письма и подписыванием конверта....

Развитие речи.Русский язык.3 класс. УМК "Планета знаний"

Презентация изложения "Медвежонок"...

Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».

Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Канакина В.П.-Горецкий В.Г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...