Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание парных звонких и глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Фёдорова Елена Николаевна

Урок «Правописание парных звонких и глухих согласных» является четвёртым по ходу изучения темы из раздела Правописание частей  слова». Этот урок опирается на предыдущие, т. к. дети уже знакомы с парными согласными, способами их проверки.

Цель:   расширение знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне.

Главная задача урока –  выработка алгоритма проверки парных согласных, умение применять правило на практике.

Главный  акцент на уроке делался на алгоритм написания парной согласной: прочитать слово, найти орфограмму, проверить, сравнить написание проверочного и проверяемого слова. Для этого была организована работа в группе. С этим заданием ребята справились, лишь в одной группе была допущена незначительна ошибка. Уделялось большое внимание различению формы слова от однокоренных слов, т.к. это дети часто путают.  

На уроке использовались методы: частично – поисковый, исследовательский;  слоравленная на развитиевесный, наглядный, практический.

Использовались ИКТ средства обучения, раздаточный материал. На уроке использовала технологию критериального оценивания. По мере выполнения заданий проводилась самопроверка, взаимопроверка, самооценка.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_parnye_soglasnye.docx105.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с парными согласными  в   корне  слова.

Цель:   расширение знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: расширить знания  о проверке слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами; развивать орфографическую зоркость.

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать  словарный запас учащихся, развивать речь; развивать  умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.

Тип  урока: урок открытия  новых знаний

Оборудование: проектор, ПК, презентация, карточки, смайлики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.  Слайд 1

А чтобы урок прошёл каждому впрок

Активно в работу включайся дружок.

-Садитесь. Откройте тетради, запишите число и название работы.

-Что необходимо для успешной работы на уроке? (Быть внимательными, старательными, активными). Для сегодняшнего урока я подобрала такую цитату «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев» (Саади, персидский поэт). Как вы её понимаете? Слайд 2

  1. Чистописание. Слайд 3, 4

-Посмотрите на слайд, вспомните правила посадки при письме. Написание каких  букв  мы сегодня повторяем. Следим за наклоном и высотой букв.

Посмотрите работы друг друга и дайте оценку прописанному в тетради.

Какие звуки обозначают эти буквы? Что общего у этих звуков? Они парные по какому признаку? (по звонкости-глухости).

                            1 этап: постановка и принятие учебной задачи                                              

  1. Актуализация  знаний.

- Положите перед собой карточку №1. Что общего у букв первого столбика? (Они обозначают звонкие согласные звуки). Как они произносятся? (С голосом и шумом) Что общего у букв второго столбика? (Они обозначают звонкие согласные звуки). Как они произносятся? (С шумом)

-Что вы можете сказать об этих буквах? (Это парные согласные, но пары расставлены неверно). Восстановите пары букв по звонкости-глухости.

Карточка 1.

Б         К

В         Т

Г         П

Д        Ф

Ж       С

З        Ш

Слайд 5

- Оцените свою работу.  Что мы посоветуем тем ребятам, которые написали не все пары согласных? (Выучить их)

- Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).

    - Опираясь на проделанную работу, сформулируйте тему урока.

(Тема урока. Правописание слов с парными согласными  в   корне  слова).

    - Сегодня мы продолжаем работу над разделом Правописание частей слова. Говорим об орфограммах в корне слова, а именно о парных согласных в корне.

     - Сформулируйте цель урока. Слайд 6

Я узнаю  Я научусь… (находить парные согласные в словах, использовать алгоритм проверки при написании, подбирать проверочные слова).

  1. Работа по теме урока.

2 этап: операционный (организация познавательной деятельности

 по решению учебной задачи)

1. Практическая работа. Слайд 7

Работа в парах. На каждом столе карточка №2.

Сильная позиция

Слабая позиция

тетради

тетрадный

тетрадка

тетрадочка

тетрадь

- Что общего у этих слов? (Они однокоренные). Докажите.

- Разделите  данные слова на две группы, используя стрелки. 1-ая группа – слова, в которых парный согласный в сильной позиции, 2 группа –  слова, в которых парный согласный в слабой позиции.

- Проверим работу в парах. Выслушать 2-3 пары.

- Подводим итог.  На слайде появляются эти две группы слов. Слайд 8

- Объясните, что значит –  сильная позиция парного согласного? (Парный согласный четко произносится, когда после него стоит гласный или согласные    [н ], [н].)

- Что значит – слабая позиция парного согласного? (Парный согласный не четко произносится, когда он стоит на конце слов или после него идет снова согласный. При написании  можно допустить ошибку.)

-Сделайте вывод:  Всегда ли  парный согласный звук нуждается в проверке? (Когда он стоит на конце слова или перед согласным в корне, т. е. в середине слова).

- В какой группе находятся проверочные слова?

Оцените свою работу.

2.Словарная работа.

- А сейчас поработаем с орфографическим словарём. На какой странице он находится? Откройте его.  Выпишите из словаря 4 имёни существительных на букву м с орфограммой парный согласный на конце  слова. Подчеркните орфограммы. Поставьте ударение.

-Какие слова выписали? (Выслушать двоих). Самопроверка.  Слайд 9

        - Объясните написание парной согласной, подобрав проверочное слово. Запишите.  Слайд 10

Медведи – медведь, молотки – молоток,  из моркови – морковь,  морозы – мороз. Как  подбирали проверочное слово? (Изменяли форму слова, чтобы после согласного шел гласный)

- Ученик изменил форму слова, подставив предлог,  мороз - в мороз? Будет ли это проверкой? Почему? Оцените свою работу.

3.Физминутка. Слайд 11

4. «Исключение  лишнего» Слайд 12

- Вставьте пропущенную букву, подобрав проверочное слово. (Один ученик у доски).

Сугро_, лё_, горо_, сне_, ши_ка, поя_, коро_, шка_.

- Какое слово можно назвать лишним в этом ряду? Почему? (В слове шишка парный согласный в середине слова, его нельзя проверить изменяя форму слова).

- Поверьте слово шишка. (Шишка – шишечка).  Это форма слова или однокоренное слово? (Однокоренное слово).

        5. Работа с правилом.

         - Ребята, кто-нибудь может сформулировать правило проверки парного согласного в корне слова? (Спросить 2-3 детей). Откройте учебник на с.112. Прочитайте правило в паре.

        6. Работа в группе.

   - Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой буквой  парного согласного в корне слова? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)

   - Есть у нас такой алгоритм? Нет

 - Какая задача стоит перед нами? (Составить алгоритм)

Но сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.

    1.  Читаю слово.

    2.  Нахожу    парный  согласный.

  1. Рассуждаю,  вспоминаю  правило.
  2. Подбираю  проверочное слово.

- Проверим.  Слайд 13

- У кого получилось составить алгоритм. Оцените свою работу.

-Прочитайте таблицу. Кто может её пояснить? Слайд 14

  1. этап: контроль и оценка

     7. Подведение итогов урока.

   - Давайте вернемся к теме урока. Какая тема?

   - Какие цели мы ставили перед собой?

   - Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?

   - А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?

   - Важно ли, что это буква парного согласного в корне слова? (Да. В корне слова орфограмму часто можем проверить).

   - А если это орфограмма в приставке или в суффиксе? (Значит, написание нужно вспомнить).

- Как  проработать  ошибку  на  парную  согласную?

- Записать   слово,  подобрать  проверочное;  на  это  правило  записать  ещё  2 – 3  слова.          

8. Рефлексия. Слайд 15

        - Продолжи предложение

На уроке было интересно…

Я могу себя похвалить за…

У меня хорошо получилось…

Мне было трудно…

У меня остались вопросы…

Я не понял…

        - Оцените свою работу на уроке  с помощью сигнальных карточек.

       9. Домашнее   задание.     Слайд 16

1.Выучить правило.

2. По выбору:

Написать 10 слов с парным согласным в корне слова.

Составить 3 предложения,  в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

       Слайд 17

Резерв

Сложное   слово  с  соединительной  гласной  О,  обозначающее  падение  снега.

                       Снегопад

- Укажи корни, из которых  состоит  это  слово?

- Какая  орфограмма  в  этом  слове?

Утром был сильный мороз. К обеду выпал первый снег. На деревьях пушистый наряд. У порога сидит наш кот. Он смотрит на большой сугроб. Ребята бегут на пруд.

задания

 

Максимальный балл

Оцениваю себя сам

Оценивает товарищ

1

Соотнёс не все пары согласных

0

Нашёл все пары согласных

1

2

Не смог разделить на группы сам

0

Разделил на группы, но допустил 1 ошибку

1

Разделил на группы правильно

  2

3

Не смог выписать 5 слов

  0

Выписал все слова самостоятельно и правильно

  1

Не смог подобрать проверочные слова или допустил 2-4 ошибки

  0

Подобрал проверочные слова, но допустил 1 ошибку

  1

Подобрал все проверочные слова

  2

4

Не смог разделить слова на группы или допустил 3-5 ошибок

  0

Разделил на группы, но допустил 1- 2 ошибки

  1

Разделил на группы правильно

  2

5

Не смог составить алгоритм

  0

Смог составить алгоритм с помощью

   1

Смог составить алгоритм самостоятельно

   2

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: "Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова"  в  3  классе  содержится ...

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Парные звонкие и глухие согласные"(практический материал)

Этот материал позволяет усвоить ученикам правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.Эти упражнения способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса учащих...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс : Парные звонкие и глухие согласные в словах. Подготовка к сочинению.

Один из последних уроков в теме. Направлен на подготовку к сочинению . Интересная физминутка....

Урок русского языка 2 класс "Парные звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Перспектива". Тема "Парные звонкие и глухие согласные". Урок разработан с учетом современных требований ФГОС. К уроку разработа презентация....

Занимательные задания по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные"

Задания могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы "Парные звонкие и глухие согласные"....