Урок русского языка в 3 классе "Изменение глагола по числам" + презентация
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Ермилина Ирина Геннадиевна

УМК "Перспектива". Материал содержит конспект урока, презентацию, приложения для распечатки к уроку, медиафайл "Звуки природы_Журчание ручья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменение глагола по числам. 3 класс. (10.04.18)

Ход урока:

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята посмотрите всё ли у вас готово к работе на уроке. Сели правильно.

- Руки? – на месте.                      - Локти? – у края.

- Ноги? – на месте.                     - Спинка? – прямая.

II. Минутка чистописания.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

1.Какую букву мы будем писать на минутке чистописания, вы узнаете, расшифровав запись.

р п т л д т в п а ы к т ж к т

- Пишем заглавную и маленькую буквы Тт.

- Что вы можете рассказать о букве Т. Дайте характеристику звука.

( Буква Т обозначает согласные звуки [т],[т ], [т ]- согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, парный звонкому [д ]).

2.Посмотрите на доску.

- Что вы видите? Запомните последовательность, в которой записаны слоги.

ЕТ  ТА  ОТ  УТ   ТЫ

- Запишите слоги в тетради по памяти. Проверьте, оцените свою работу.

III. Словарная работа. Картинный диктант.                                        

Записать в тетрадь слова, поставить ударение, выделить 2опасные» места.

             

Заяц, молоток, морковь, машина, помидор, собака, карандаш.

Взаимопроверка. Поменялись тетрадями и проверьте друг у друга написание слов.

IV. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

- Что объединяет эти слова?

- Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)

- Как изменяются имена существительные? (По числам, падежам, имеют форму м.р., ж.р., ср.р.).

- Ребята, я хочу загадать вам загадку. О какой части речи в ней говорится.

Отгадку произнесёте хором. Дослушайте до конца.

Интересная часть речи                               Вышивает или пашет,

В русском языке живёт.                              Или забивает гол,

Кто что делает, расскажет:                    Варит, жарит, моет, чистит-

Чертит, пишет или поёт,                          Всё расскажет нам… ( глагол)

- Что такое глагол? (Глагол – это самостоятельная часть речи)

- Что обозначает глагол?  (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать? что делает? и др.)

- Каким бывает членом предложения? (Сказуемым)

- Как изменяются глаголы?

- Мы затруднились ответить на этот вопрос. Вот именно на него мы постараемся ответить в конце нашего урока.

- А сейчас вернёмся к нашим словарным словам. Подберите устно к ним подходящие по смыслу глаголы. (Молоток стучит, морковь растёт, заяц прыгает, карандаш лежит, собака лает, малина цветет, машина едет).

V. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите, кто изображён, на левой части слайда? (Грач) На правой? (Грачи)

- Запишите в тетради каждое слово с большой буквы и с новой строчки.

- Какой частью речи являются слова? (Существительные)

- Что изменилось в записи слов? (окончание) Выделите окончания.

- Почему? (слева существительное ед.числа, справа - мн.числа).

- Составьте нераспространенное предложение с данными существительными. Запишите их в тетрадь. (Грач летит. Грачи летят)

- Что изменилось в записи глаголов? (окончание) Выделите.

- Почему? (летит - обозначает действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?- это форма глагола ед. ч., летят - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – это форма мн.ч.) Укажите у себя в тетрадях число глаголов.

- От какой части речи вы задаете вопрос? (от имени сущ.) Подпишите .

- Как вы думаете, от чего зависит число глагола в предложении? (число глаголов зависит от числа имени существительного, с которым глагол связан)

VI. Тема и цель урока.

- Сформулируйте тему урока.  Изменение глагола по числам.

- Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?

- Для ответа используйте слова на слайде. (Будем учиться   определять…..
Будем учиться изменять…… и находить…)

(Будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам и находить глаголы нужного числа)

VII. Физкультминутка.

А уж ясно солнышко (Встали на носочки, поднимают руки вверх.)

Припекло, припекло.

И повсюду золото (Опустились, руки на пояс.)

Разлило, разлило.

Ручейки по улице (Наклоны вправо-влево.)

Все журчат и журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, и летят. (взмахивают руками, изображая полёт птиц)

- Скажите, о каком времени года говориться в нашей физкультминутке? (о весне).

- Скажите, какие изменения произошли в природе с приходом весны?

- В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?

- Измените форму мн.ч. глаголов на форму ед.ч. и прочтите новое четверостишие.

( Ручеёк по улице Всё журчит и журчит. Журавль курлыкает И летит, и летит).

Обобщение: глагол изменяется по числам.

VIII. Первичное закрепление.

На слайде записаны столбики слов

девочка

девочки        

подснежник

подснежники

цветут

собирает

собирают

цветёт

- Составьте и запишите подходящие по смыслу пары слов. Проверьте.

девочка (сущ., ед.ч.) собирает (глагол, ед.ч.),

девочки (сущ., мн.ч.) собирают (глагол, мн.ч.),

подснежник(сущ., ед.ч.)цветёт (глагол, ед.ч.),

подснежники (сущ., мн.ч.) цветут (глагол, мн.ч.).

- Разберём пары слов. (Кто?) девочка (что делает?) собирает.

- Можно сказать «девочка собирают»? (Нет, девочка - ед.ч., собирают - мн.ч.).

- Можно сказать «девочки собирает»?

- Глаголы «собирает» и «собирают» имеют одинаковое значение. Чем они отличаются? («собирает» — в ед.ч., «собирают» — во мн.ч.).

- Как определили, в каком числе стоит глагол? (Посмотрели на число существительного).

- Глагол «собирает» изменяется по числам? (Да).

- Быть может, только этот глагол изменяется по числам? (Нет)

- Итак, глаголы изменяются по числам? (Да).

- Глаголы изменяются по числам, что это значит. (Это значит, что у глагола есть формы единственного и множественного числа).

- Как правильно определить число глагола? (Глагол в ед. числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во мн. числе).

- Откроем учебник (с. 77) и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. Правильный вывод, вы сделали? ( Да)

- Теперь вернёмся к нашему затруднению. Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по числам: ед.ч.и мн.ч.)

IX. Закрепление.

- А сейчас мы проверим, как вы поняли тему нашего урока.

- Выполним упражнение № 142 (Самостоятельная работа).

- Прочитайте предложения. Выполните задание. Определить число и время глаголов.

1 вариант – списать 1-3 предложения

2 вариант – списать 4-6 предложения

- Оцените свою работу.

-А сейчас выполним задание на слайде.

Задание 1.

Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор.

1. Играют, смотрят, пишет, рисуют.

2. Поливает, цветут, растёт, пахнет.

Задание 2.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки. Работая в парах, распределите глаголы на две группы.

Летят, шумят, светит, бежит, плывут, журчат,

зеленеет, думает, наступает, играют

Игра.

- А теперь немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание. Услышав глагол единственного числа, хлопайте в ладоши.

Отрывок из занимательного учебника Татьяны Рик «Здравствуй,  Дядюшка Глагол»:

«…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы, вы самые внимательные!

Задание 3.

- Какой апрельский праздник будем отмечать на этой неделе? (12 апреля – День Космонавтики).

Игра  «Помоги лётчикам-космонавтам спуститься на землю».  (Ученики должны  правильно распределить   глаголы единственного и  множественного числа  в  две корзины).

Алеют, мёрзнет, вращал, смотрели, делают, бросают, C:\Users\User\Pictures\P6250442.JPG

вертел, сияет, дорожат, сообщил, идёт, зябнет,

краснеют, блестит, мастерят, кидали.

 

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

Задание 4.

Угадайте предметы по их действию.

Сияет, свети, греет. Что?

Бегают, прыгают, лают. Кто?

Течёт, журчит, льётся. Что?

Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.

X. Итог урока.

- Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах?

XI. Домашнее задание (по выбору).

  1. Выполнить упр.143 из учебника. Выучить правило (с. 77).
  2. Написать рассказ о весне (10 предложений). Подчеркнуть в тексте глаголы и указать их число и время. Выучить правило (с. 77).

XII. Рефлексия.

– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!

– А я радуюсь вашим успехам! МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Изменение глаголов по числам»

Цель: Помочь учащимся в усвоении знаний о единственном и множественном числе глаголов.Задачи:·        Формировать представления у детей об изменении глаголов по числ...

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель деятельности учителя: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки....

Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"

Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...

Презентация к уроку русского языка по теме «Глаголы в единственном и во множественном числе»,2 класс, УМК Школа Росии

Презентация к уроку русского языка по теме «Глаголы в единственном и во множественном числе»,2 класс, УМК Школа Росии...

Конспект урока русского языка 2 класс "Глаголы в единственном и во множественном числе".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Глаголы а ед. и во мн. числе" 2 класс. Понятие "единственное и множественное число" на этом уроке не дается (адаптированная пр...

Открытый урок по русскому языку "Второе лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

Обучение правописанию окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, закрепление навыков письма через взаимные диктанты...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:Предметные:-знать: правило определения формы глагола-уметь: опреде...