конспект урока "Я - показатель мягкости предшествующего согласного звука"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок знакомства с буквой Я. На этом уроке я объяснила учащимся, что буква Я после согласного обозначает его мягкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок по обучению грамоте в 1 классе.  30.11.2017

Тема: Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного звука

Цели:

формировать у учащихся представление о функции буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков;

учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния   в словах, систематизировать свои знания о букве «я»; развивать речь учащихся и пополнять словарный запас.

совершенствовать навыки правильного сознательного выразительного чтения и работы с текстом;

развивать фонематический слух, речь, память, логическое мышление, наблюдательность; расширять кругозор; воспитывать любознательность.

Задачи:

Развивать умения систематизировать полученную информацию.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, умение работать с текстом, чётко отвечать на поставленные вопросы.

Содействовать расширению словарного запаса.

Образовательные: формировать навыки сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения;

способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний о йотированных гласных.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: создать условия для развития трудолюбия, формирования уважительного отношения к труду;

средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову. воспитывать коммуникативные качества обучающихся; прививать навыки правильного речевого общения.

Планируемые результаты:

Личностные: - умение оценивать свои и чужие действия, стремления к созидательной деятельности.

воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку.

Метапредметные:

Познавательные УУД: -соединение с другими буквами.

-нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Регулятивные УУД: – контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

умение донести свою позицию и понять других.

 развитие монологи ческой речи , умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Предметные: умение находить йотированные гласные, умение определять их место в слове, анализировать слышится в гласной 2 звука, осуществлять звукобуквенный анализ, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник.

Технологии:

ИКТ, игровая, сотрудничества

Тип урока: открытие нового знания

Ход урока  

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

Сегодня у нас много гостей.

Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, подарите им частичку своего тепла.

  1. - А что же мы будем с вами на уроке делать? Соберите слова подсказки.

Учиться … (татьчи, веотчать, лятьсостав, узватьна)

Начнем урок с загадок (презентация)

Посмотри на колобок,

Он румян и краснобок.

Но не рви его до срока,

Из него не будет прока.

А когда наступит срок,

Раскуси — и брызнет сок.

И сорвать его легко.

Наливное ....(Яблоко)

Круглый я как Шар земной
Все гоняются за мной.
Лупят ногами, руками,
А я убегаю - прыжками. (Мяч)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах! —

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

 

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!» (Маяк)

В машине водитель спит,
Не рулит,
Машина же скоро бежит без мотора.
Шины по листьям шуршат, не спеша
Мама в машине везёт малыша. (Коляска)

Спелая ягода красного цвета

Косточка в яркую шубу одета

Ветер листочки колышет чуть слышно

Ягода та называется … (Вишня)

Жёлтые пищат комочки, 
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплятки)

  1. Вспомним слова – отгадки:

яблоко, мяч, ящерица, маяк, коляска, вишня, цыплята

- Что общего в этих словах?  (буква Я)

- На какие группы можно разделить эти слова?

А)(1слог, 2 слога, 3 слога, 4 слога)  

Б)Живое, неживое

В)Я– два звука, Я – показывает на мягкость предш.согл.звука

Сделаем схемы этих  слов

— Сколько букв в этих словах?

— Сколько звуков в этих словах?  

— Почему количество букв и звуков не совпадает?

- Какую работу выполняет Я?

  1. Давайте букву Я поставим после изученных согласных. Что получим:

НЯ, МЯ, РЯ, БЯ,ВЯ, ПЯ, КЯ, ТЯ, ЗЯ, СЯ,

              Читаем. Разминка по слоговой таблице  НЯ  ВЯ ЛЯ  и т.д.

Печатаем в тетради .

Внизу слияния.                      

-Какой вывод можно сделать, если Я стоит после согласной буквы?

Придумайте слова, где встречаем эти слияния?

Составьте предложение с одним из слов.

Я тоже приготовила для вас предложение, но в спешке забыла правила написания предложений. Помогите мне исправить ошибку.

всякомумиласвоясторона

Всякому мила своя сторона.

- Найдите слова с буквой Я  (Всякому, своя). Схемы слов.

-Какую работу в них выполняет буква Я?

-Что получилось?        Пословица.

- Сделайте схему этого предложения.

Сделайте схемы этих слов.

-Почему так говорят?

- Какие еще пословицы вы знаете о родине?

А мы знаем песню про нашу родину.

Встанем и исполним ее. Росиночка-Россия.

5. А теперь давайте почитаем. Ведь чтение –лучшее учение. 

Работа по учебнику (с. 113.)Чтение текста хорошо читающим учеником

Скороговорки.

- Какие еще скороговорки вы знаете?

ИТОГ УРОКА

Буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного звука, если стоит после согласной буквы, и два звука , если стоит в начале слова или после гласной.

6. Рефлексия.

- Выскажите свое отношение к уроку, используя начало фразы.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Мне понравилось, что вы дружно работали. Давайте гостям покажем наш танец «Дружба»

Ребята приготовили рисунки детского сада и свое фото

7. Спасибо за урок!

                                                                        САМОАНАЛИЗ

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

        Урок построен по ФГОС, с использованием ИКТ.

Содержание урока соответствует возрастным особенностям и соответствует содержанию учебной программы.

        На уроке прослеживается межпредметная связь с окружающим миром. Актуализация знаний была проведена с помощью словарной работы. Была задана проблемная ситуация.

На уроке организованна поисковая деятельность. Предлагались задания поискового характера (сравни, докажи, объясни).

Форма организации работы на уроке - фронтальная, в парах, индивидуальная.

По мере выполнения заданий отслеживается формирование навыков самоконтроля и самооценки. Задания которые использовались на уроке реализуют развитие следующих качеств: внимание, мышление, речь, восприятие, воображение. Для разрядки эмоциональной сферы была использована физминутка.

На уроке развивались регулятивные УУД(определять цель, составлять план, действовать по плану,  контролировать себя во время выполнения задания, умение высказывать своё предположение).

Познавательные (перерабатывать информацию, сравнивать, классифицировать, умение извлекать информацию).

Коммуникативные (доносить свою позицию, принимать мнение других, умение работать в паре).

Личностные  (умение высказывать свою точку зрения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения 1 класс по теме"Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука" по УМК "Планета знаний"

Урок по этой теме разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС ,составлен в виде технологической карты и может быть полезен в подготовке к урокам подобного типа....

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Конспект урока по теме " Буква ь -показатель мягкости предшествующих согласных звуков."

Тема «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков». Данный  урок № 52  обучения грамоте в системе уроков по разделу «Букварный период».  ...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

Конспект урока обучения грамоте "Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь-показатель мягкости предшествующего согласного звука"

Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»Цель деятельности учителя: создание  условий для знакомства с буквой &l...